Файл: Литература по основным разделам курса. Предназначено для студентов и преподавателей педагогических ву зов и колледжей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 400
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
63-81 балл. Высокая эмпатийность;
37-62 балла. Нормальный уровень эмпатийности, присущий большинству людей;
12-36 баллов. Низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в общении, установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в интеллектуальной компании;
11 баллов и менее. Очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Вам необходима «гимнастика чувств».
ТЕСТ 6. «Кто ты: ведущий или ведомый?»
Одно из важнейших профессиональных качеств педагога — его
способность и предназначенность к лидерству. И поэтому не мешает
определить, кто Вы в жизни: ведущий или ведомый. Если хотите знать,
обладаете ли Вы способностью влиять на окружающих, ответьте на следующие
вопросы.
1. Как Вы думаете, подошла бы Вам профессия актера или политика?
2. Раздражают ли Вас люди, которые стремятся одеваться или вести себя экстравагантно?
3. Можете ли Вы разговаривать с другим человеком о Ваших интимных проблемах?
4. Сразу ли Вы реагируете на малейшие проявления неверного понимания
Ваших слов и поступков?
5. Чувствуете ли Вы дискомфорт, когда другие добиваются успеха в той сфере, где Вы сами хотели бы его добиться?
6. Любите ли Вы заниматься каким-нибудь очень трудным делом, чтобы показать, что Вы способны на это?
7. Могли бы Вы посвятить всего (всю) себя достижению чего-нибудь вы дающегося?
8. Устраивает ли Вас один и тот же круг друзей?
9. Предпочитаете ли Вы вести жизнь размеренную, расписанную по часам?
10. Любите ли Вы менять мебель в квартире?
11. Нравится ли Вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?
12. Любите ли Вы «осаживать» того, кто, на Ваш взгляд, слишком самоуве рен?
13. Нравится ли Вам демонстрировать, что ваш начальник или лицо, почи таемое за авторитет, оказывается неправым?
Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами ответа- ми и их оценкой в табл. 4.
Таблица 4
да нет да нет да нет
1 5
0 5
5 0
9 0
5 2
0 5
6 5
0 10 5
0 3
5 0
7 5
0 11 5
0 4
5 0
8 0
5 12 5
0 13 5
0
Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:
65 — 35 баллов. Вы — человек, обладающий хорошими задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, изменять их мнения, советовать, управ- лять ими. Во взаимоотношениях с людьми Вы чувствуете себя вполне уверенно.
Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, дер-
278
жаться в стороне и думать только о себе. Вы чувствуете в себе потребность что- то делать для окружающих, руководить ими, указывать им на ошибки, учить их. А тех, кто не разделяет Ваши принципы, надо убеждать, и Вы это умеете.
Однако Вам необходимо себя контролировать, чтобы Ваше отношение к лю- дям не принимало крайних проявлений. Иначе Вы превратитесь в фанатика или тирана;
30-0 баллов. Вы бываете малоубедительны, даже когда абсолютно правы.
ТЕСТ 7. «Круг Айзенка»
В установлении личных и профессиональных, формальных и неформальных от-
ношений педагога решающая роль принадлежит знанию и умению определять пси-
хологические параметры собственной личности и личности другого. Предлагае-
мый Вашему вниманию тест современного американского психолога Г. Айзенка
вот уже десятки лет является самым популярным в мире и считается самой
надежной основой психодиагностики личности.
На каждый вопрос отвечайте «да» или «нет». Не тратьте время на обдумы-
вание вопросов, здесь не может быть ответов хороших или плохих, а должны
быть только ответы искренние.
1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить и посочувствовать Вам?
3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли Вам трудно отказаться от своих намерений?
5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?
7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите?
9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя ника кой причины для этого не было?
10. Верно ли, что «на спор» Вы способны решиться на все?
11. Испытываете ли Вы смущение, когда хотите познакомиться с челове ком противоположного пола, который Вам симпатичен?
12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
13. Часто ли Вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
14. Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам не следовало что -то делать или говорить?
15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что Вас легко задеть?
17. Любите ли Вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли у Вас такие мысли, которыми Вам бы не хотелось делиться с другими?
19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?
20. Стараетесь ли Вы ограничивать круг своих знакомств небольшим чис лом самых близких друзей?
21. Много ли Вы мечтаете?
22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?
23. Считаете ли Вы все свои привычки хорошими?
24. Часто ли у Вас появляется чувство, что Вы в чем-то виноваты?
25. Способны ли Вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развле каться в веселой компании?
279
26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто натянуты до предела?
27. Слывете ли Вы за человека живого и веселого?
28. После того как дело сделано, часто ли Вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?
29. Чувствуете ли Вы себя неспокойно, находясь в большой компании?
30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?
32. Если Вы хотите что-то узнать, то предпочитаете найти это в книге, нежели спросить у людей?
33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
34. Нравится ли Вам работа, требующая сосредоточения?
35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?
36. Всегда ли Вы говорите правду?
37. Бывает ли Вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли Вы?
39. Нравится ли Вам работа, требующая быстроты действия?
40. Верно ли, что Вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?
42. Опаздываете ли Вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?
43. Часто ли Вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?
45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться с друзьями?
47. Вы нервный человек?
48. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые явно Вам не нравятся?
49. Вы уверенный в себе человек?
50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?
51. Трудно ли Вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много людей?
52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
56. Любите ли Вы подшутить над другими?
57. Страдаете ли Вы бессонницей?
Подведение итогов.
1. Оценка экстравертности — интровертности (Э — И). Суммируйте ответа
«да» на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и ответы
«нет» на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Полученная характеристика:
0—10 баллов. Вы интроверт — человек, направленный на себя, замкнутый в себе;
15—24 балла. Вы экстраверт - человек общительный, обращенный к внеш- нему миру;
11—14 баллов. Вы амбиверт, т.е. общаетесь с людьми, когда чувствуете в этом потребность.
2. Оценка степени нейротизма (Н). Суммируйте ответы «да» на вопросы: 2,
4,
7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Полученная характеристика:
0—10 баллов. Вы эмоционально устойчивы;
11-16 баллов. Вы слишком эмоциональны и впечатлительны;
17—22 балла. Наблюдаются отдельные признаки расшатанности нервной системы;
23—24 балла. Степень нейротизма, граничащая с патологией; возможен срыв.
3. Оценка достоверности ответов. Суммируйте ответы «да» на вопросы: 6,
24, 36 и ответов «нет» на вопросы 12, 18, 30, 42, 48, 54.
0—3 балла. Норма человеческой лжи, ответам можно доверять;
4—5 баллов. Ответы сомнительны;
6—9 баллов. Ответы недостоверны.
Если Ваши ответы достоверны, то по полученным характеристикам 1 и 2 строится график — «КРУГАЙЗЕНКА» ( см. рис. 1).
Отложите по горизонтальной оси Ваш результат Э — И, характеризующий
Вашу экстра- или интровертность; по вертикальной оси — результат Н, харак- теризующий уровень стабильности Вашей нервной системы. Проведите пер- пендикуляры от обеих точек на обеих осях до их пересечения в одном из сек- торов. Это и будет точка, характеризующая Ваш темперамент.
Сектор I. Холерик-экстраверт: нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, активен, может быть оптимистичен.
Работоспособность и настроение цикличны, подвержены изменениям. В ситуации стресса склонен к истерично-психопатическим реакциям.
Сектор II. Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, жизнерадостен, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, стремится к лидерству, имеет много друзей.
Сектор III. Флегматик-интроверт: стабильная личность, медлителен, спо- коен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные не- взгоды без срывов настроения и ущерба для здоровья.
Сектор IV. Меланхолик-интроверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри,
нестабильность
281 стабильность
Рис.1
интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса склонен к внут- ренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности.
ТЕСТ 8. Самооценка психических
состояний (по Айзенку)
Это еще один тест Айзенка, который поможет Вам провести самоанализ
собственной личности. Предлагаем описание различных психических состояний.
Если это состояние Вам присуще часто, поставьте 2 балла, изредка — 1 балл,
совсем не присуще — 0 баллов.
1. 1. Не чувствую в себе уверенности.
2. Часто из-за пустяков краснею.
3. Мой сон беспокоен.
4. Легко впадаю в уныние.
5. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
6. Меня пугают трудности.
7. Люблю копаться в своих недостатках.
8. Меня легко убедить.
9. Я мнительный.
10. С трудом переношу время ожидания.
11. 11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все- таки можно найти выход.
12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
13. При больших неприятностях имею склонность (без достаточных основа ний) винить себя.
14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
15. Часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
16. Нередко чувствую себя беззащитным (ой).
17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
18. Чувствую растерянность перед трудностями.
19. В трудные минуты иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожа лели.
20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
III. 21. Оставляю за собой последнее слово.
22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
23. Меня легко рассердить.
24. Люблю делать замечания другим.
25. Хочу быть авторитетом для других.
26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
30. Я мстителен (льна).
IV. 31. Мне трудно менять привычки.
32. Нелегко переключать внимание.
33. Очень настороженно отношусь ко всему новому.
34. Меня трудно переубедить.
35. Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
36. Нелегко сближаюсь с людьми.
37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
38. Нередко я проявляю упрямство.
282 39. Неохотно иду на риск.
40. Резко переживаю отклонения от своего режима дня.
Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы за каждую группу вопросов, означающих:
I. Тревожность: 0 — 7 — низкий уровень тревожности; 8 — 14 — тревожность средняя, допустимого уровня; 15 — 20 — Вы очень тревожны.
II. Фрустрация (тревожность, напряжение): 0—7 — высокая самооценка, ус тойчивы к неудачам, не боитесь трудностей, фрустрация отсутствует; 8—14 — средний уровень самооценки, фрустрация имеет место; 15 — 20 — низкая само оценка, избегаете трудностей, боитесь неудач, значительно фрустрированы.
III. Агрессивность: 0—7 — спокойны, выдержаны; 8—14 — средний уровень агрессивности; 15—20 — агрессивны, не выдержаны, имеются трудности при общении и работе с людьми.
IV. Ригидность (устойчивость, жесткость): 0—7 — ригидности нет, легкая переключаемость; 8—14 — средний уровень ригидности; 15—20 — сильно выра женная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны сме на работы, изменения в семье.
ТЕСТ 9. «Комплекс неполноценности»
Впервые комплексы описали и дали им определение «отцы-основатели» психоанализа
— 3. Фрейд, К. Г. Юнг и др. Этим названием они обозначили эмоционально
окрашенные убеждения и жизненные принципы, проявляющиеся в импульсивных, не
поддающихся объяснению поступках, осложняющих нормальную жизнь, ограничивающих
возможности развития личности и мешающих испытывать чувство радости. Комплекс
неполноценности заставляет человека ощущать себя ниже других, что, например,
может стать причиной отказа от конкурентной борьбы: экзамена, профессиональных
конкурсов, бизнеса и т. д. Этот комплекс порожден неуверенностью в своих
достоинствах или способностях.
Комплексы развиваются, как правило, у людей, которые по своей природе или
воспитанию склонны быть строгими судьями. Они выносят суровый приговор себе (за
«малый рост», «толстые ноги» и т. д.), но также постоянно осуждают и других. И
наоборот, если мы всегда критикуем других, то будем безжалостны и к себе.
Безжалостность войдет в привычку, а затем станет комплексом, что недопустимо для
педагога. А как обстоят дела у Вас? Этот тест Вы можете провести также со
своими учениками. Отвечая на вопросы теста, следует выбрать тот вариант ответа,
который наиболее справедлив для Вас, выписать номер утверждения и количество
баллов за выбранный Вами вариант.
1. Люди меня не понимают:
а) часто (0); б) редко (3); в) такого не бывает (5).
2. Чувствую себя «не в своей тарелке»:
а) редко (5); б) зависит от ситуации (3); в) часто (0).
3. Я оптимист:
а) да (5); б) в исключительных случаях (3); в) нет (0).
4. Радоваться чему попало, это:
а) глупость (0); б) помощь пережить трудные минуты; в) то, чему стоит
поучиться (5).
5. Я хотел бы иметь такие же способности, как у других:
а) да (0); б) иногда (3); в) нет, у меня более высокие способности (5).
6. У меня слишком много недостатков:
а) правда (0); б) это не мое мнение (3); в) неправда! (5).
7. Жизнь прекрасна!
а) это действительно так (5); б) слишком общее утверждение (3); в) нет(О).
283
ТЕСТ 8. Самооценка психических
состояний (по Айзенку)
Это еще один тест Айзенка, который поможет Вам провести самоанализ
собственной личности. Предлагаем описание различных психических состояний.
Если это состояние Вам присуще часто, поставьте 2 балла, изредка — 1 балл,
совсем не присуще — 0 баллов.
1. 1. Не чувствую в себе уверенности.
2. Часто из-за пустяков краснею.
3. Мой сон беспокоен.
4. Легко впадаю в уныние.
5. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
6. Меня пугают трудности.
7. Люблю копаться в своих недостатках.
8. Меня легко убедить.
9. Я мнительный.
10. С трудом переношу время ожидания.
11. 11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все- таки можно найти выход.
12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
13. При больших неприятностях имею склонность (без достаточных основа ний) винить себя.
14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
15. Часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
16. Нередко чувствую себя беззащитным (ой).
17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
18. Чувствую растерянность перед трудностями.
19. В трудные минуты иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожа лели.
20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
III. 21. Оставляю за собой последнее слово.
22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
23. Меня легко рассердить.
24. Люблю делать замечания другим.
25. Хочу быть авторитетом для других.
26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
30. Я мстителен (льна).
IV. 31. Мне трудно менять привычки.
32. Нелегко переключать внимание.
33. Очень настороженно отношусь ко всему новому.
34. Меня трудно переубедить.
35. Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
36. Нелегко сближаюсь с людьми.
37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
38. Нередко я проявляю упрямство.
282 39. Неохотно иду на риск.
40. Резко переживаю отклонения от своего режима дня.
Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы за каждую группу вопросов, означающих:
I. Тревожность: 0 — 7 — низкий уровень тревожности; 8 — 14 — тревожность средняя, допустимого уровня; 15 — 20 — Вы очень тревожны.
II. Фрустрация (тревожность, напряжение): 0—7 — высокая самооценка, ус тойчивы к неудачам, не боитесь трудностей, фрустрация отсутствует; 8—14 — средний уровень самооценки, фрустрация имеет место; 15 — 20 — низкая само оценка, избегаете трудностей, боитесь неудач, значительно фрустрированы.
III. Агрессивность: 0—7 — спокойны, выдержаны; 8—14 — средний уровень агрессивности; 15—20 — агрессивны, не выдержаны, имеются трудности при общении и работе с людьми.
IV. Ригидность (устойчивость, жесткость): 0—7 — ригидности нет, легкая переключаемость; 8—14 — средний уровень ригидности; 15—20 — сильно выра женная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны сме на работы, изменения в семье.
ТЕСТ 9. «Комплекс неполноценности»
Впервые комплексы описали и дали им определение «отцы-основатели» психоанализа
— 3. Фрейд, К. Г. Юнг и др. Этим названием они обозначили эмоционально
окрашенные убеждения и жизненные принципы, проявляющиеся в импульсивных, не
поддающихся объяснению поступках, осложняющих нормальную жизнь, ограничивающих
возможности развития личности и мешающих испытывать чувство радости. Комплекс
неполноценности заставляет человека ощущать себя ниже других, что, например,
может стать причиной отказа от конкурентной борьбы: экзамена, профессиональных
конкурсов, бизнеса и т. д. Этот комплекс порожден неуверенностью в своих
достоинствах или способностях.
Комплексы развиваются, как правило, у людей, которые по своей природе или
воспитанию склонны быть строгими судьями. Они выносят суровый приговор себе (за
«малый рост», «толстые ноги» и т. д.), но также постоянно осуждают и других. И
наоборот, если мы всегда критикуем других, то будем безжалостны и к себе.
Безжалостность войдет в привычку, а затем станет комплексом, что недопустимо для
педагога. А как обстоят дела у Вас? Этот тест Вы можете провести также со
своими учениками. Отвечая на вопросы теста, следует выбрать тот вариант ответа,
который наиболее справедлив для Вас, выписать номер утверждения и количество
баллов за выбранный Вами вариант.
1. Люди меня не понимают:
а) часто (0); б) редко (3); в) такого не бывает (5).
2. Чувствую себя «не в своей тарелке»:
а) редко (5); б) зависит от ситуации (3); в) часто (0).
3. Я оптимист:
а) да (5); б) в исключительных случаях (3); в) нет (0).
4. Радоваться чему попало, это:
а) глупость (0); б) помощь пережить трудные минуты; в) то, чему стоит
поучиться (5).
5. Я хотел бы иметь такие же способности, как у других:
а) да (0); б) иногда (3); в) нет, у меня более высокие способности (5).
6. У меня слишком много недостатков:
а) правда (0); б) это не мое мнение (3); в) неправда! (5).
7. Жизнь прекрасна!
а) это действительно так (5); б) слишком общее утверждение (3); в) нет(О).
283
8. Я чувствую себя никому не нужным (ой):
а) часто (0); б) временами (3); в) редко (5).
9. Мои поступки окружающим непонятны:
а) часто (0); б) иногда (3); в) редко (0).
10. Мне говорят, что я не оправдываю надежды:
а) часто (0); б) иногда (3); в) очень редко (5).
11. У меня масса достоинств:
а) да (5); б) все зависит от ситуации (3); в) нет (0). —
12. Я пессимист:
а) да (0); б) в исключительных случаях (3); в) нет (5).
13. Как всякий думающи й человек я анализирую свое поведение:
а) часто (0); б) иногда (3); в) редко (5).
14. Жизнь — грустная штука:
а) да (0); б) утверждение слишком общее (3); в) это не так (5).
15. Смех — это здоровье:
а) банальное утверждение (0); б) об этом стоит помнить в трудных
ситуациях (3); в) вовсе нет (5).
16. Люди меня недооценивают:
а) увы, это так (0);
б) не придаю этому большого значения (3);
в) вовсе нет (5).
17. Я сужу других слишком сурово:
а) часто (0); б) иногда (3); в) редко (5).
18. После полосы неудач всегда приходит успех:
а) верю в это, хотя и знаю, что это вера в чудеса (5); б) может и так, но
научного подтверждения этому нет (3); в) не верю в это, потому что это вера
в чудеса(О).
19. Я веду себя агрессивно:
а) часто (0); б) иногда (3); в) редко (5).
20. Бываю одинок (ка):
а) очень редко (5); б) иногда (3); в) слишком часто (0).
21. Люди недоброжелательны:
а) большинство (0); б) некоторые (3); в) вовсе нет (5).
22. Не верю, что можно достичь того, чего очень хочешь:
а) потому что не знаю никого, кому это удалось (0); б) иногда это удается
(3); в) это не так, я верю! (5).
23. Требования, которые передо мной поставила жизнь, превышали мои возможности:
а) часто (0); б) иногда (3); в) редко (5).
24. Каждый человек недоволен своей внешностью:
а) я думаю, да (0); б) наверное, иногда (3); в) я так не думаю (5).
25. Когда я что-то делаю или говорю, бывает, меня не понимают:
а) часто (0); б) иногда (3); в) очень редко (5).
26. Я люблю людей:
а) да (5); б) утверждение слишком общее (3); в) нет (0).
27. Случается, я сомневаюсь в своих способностях:
а) часто (0); б) иногда (3); в) редко (5).
28. Я доволен (льна) собой:
а) часто (5); б) иногда (3); в) редко (0).
29. Считаю, что следует к себе быть более критичным (ой), чем к другим людям:
а) да (0); б) не знаю (3); в) нет (5).
30. Верю, что мне хватит сил реализовать свои жизненные планы:
а) да (5); б) по-разному это бывает (3); в) нет (0).
284
Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:
0 — 40 баллов. К сожалению, Вы закомплексованы. О себе думаете негатив- ными категориями, «зациклились» на своих слабостях, недостатках, ошибках.
Постоянно боретесь с собой, а это только усугубляет Ваши комплексы, еще более осложняет отношения с людьми. Попробуйте думать о себе иначе: скон- центрируйтесь на том, что есть в Вас сильного, теплого, хорошего и радостно- го. Увидите, что очень скоро изменится Ваше отношение к себе и к окружаю- щему миру. И Вы вдруг заметите, что и люди станут относиться к Вам лучше, и почувствуете, что и Вы сами, и люди вокруг Вас станут добрее. И улыбни- тесь — им и себе.
41—80 баллов. У Вас есть все возможности прекрасно справиться со своими комплексами. Вообще-то они не очень мешают Вам жить. Иногда Вы боитесь анализировать себя, свои поступки. Запомните: прятать голову в песок -дело совершенно бесперспективное, до добра оно не доведет и может только на время разрядить обстановку. От себя не убежишь, смелее! У Вас хватит сил справиться с любыми проблемами.
81—130 баллов. Вы не лишены комплексов, как и всякий нормальный че- ловек, но прекрасно справляетесь со своими проблемами. Объективно оцени- ваете свое поведение и поступки людей. Свою судьбу держите в своих руках. В компаниях чувствуете себя легко и свободно, и люди чувствуют себя так же легко в Вашем обществе. Так держать!
131—150 баллов. Вы думаете, что у Вас вообще нет комплексов. Не обманывайте себя, такого просто не бывает. Придуманный вами мир и собственный образ далеки от реальности. Помните: самообман и завышенная самооценка небезопасны. Попробуйте посмотреть на себя со стороны.
Комплексы ведь для того и существуют, чтобы с ними справляться или ... чтобы их полюбить. Вы в состоянии сделать и то, и другое. В противном случае Ваш комплекс самовлюбленности перерастет в зазнайство, высокомерие, вызовет неприязнь к Вам окружающих людей, существенно испортит вашу жизнь.
Если у Вас не одинаковое количество баллов (например, 0 и 0, 3 и 3, 5 и 5) в следующих парах: 3 и 18, 9 и 25, 10 и 23, 12 и 22, то общий результат теста можно считать случайным, недостоверным.
III. ПСИХОТРЕНИНГ
1. Упражнения для аутотренинга
Рекомендуем взять за правило регулярно проделывать следую-
щие упражнения, которые помогут Вам преодолеть барьеры и ов-
ладеть некоторыми сторонами культуры общения, стать более
коммуникабельными, что так необходимо педагогу. И помните,
что сказал Демокрит: «Хорошими людьми становятся больше от
упражнения, чем от природы». Тем более, что и Конфуций утвер-
ждал, что «побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра».
Упражнение 1 «Улыбка», вырабатывающее привычку
«носить» приветливое выражение лица. Сначала проведите своеобразный тест: обратите внимание, часто ли к Вам обращаются посторонние люди с какой-нибудь просьбой или вопросом. Если нет, то у Вас, возможно, бывает угрюмое, неприветливое, слишком самоуглубленное выражение лица. Вы не располагаете людей к себе, а отпугиваете их. Надо срочно
«менять лицо»!
285
Для этого каждое утро, как только встанете с постели, сразу же отправляйтесь к зеркалу и покажите себе язык. Это забавное зрелище вызовет у Вас улыбку. Постарайтесь сохранить такое улыбчивое выражение лица на весь день. А если не получается, то доставайте время от времени карманное зеркальце и незамет- но показывайте себе язык. Честное слово, помогает! И помните, что сказал барон Мюнхгаузен: «Умное лицо это еще не признак ума. Самые большие глупости в мире делались именно с этим выражением лица. Поэтому улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»
Упражнение 2 «Чужая судьба», позволяющее развивать спо- собность быстро входить в положение другого. Проверьте себя: замечаете ли Вы, запоминаете ли лица людей на улицах? Ско- рее всего нет: слишком поглощены своими проблемами и по- этому в общении склонны больше рассматривать все «с собст- венной колокольни», не вдаваясь в проблемы собеседника.
Способность входить в положение другого развивается сле- дующим упражнением. В очереди, в транспорте, на улице «выбе- рите» какого-либо человека, внимательно, но незаметно вгля- дитесь в него и начните придумывать его судьбу: кто, откуда, чем занимается и т.д. Придумайте, как Ваш «избранник» повел бы себя в той или иной ситуации. Иными словами, привыкайте думать не только о себе и своих близких, но и о «дальних», чужих людях.
Упражнение 3 «Комплимент», помогающее овладеть искусством эмоционально «согреть» собеседника, воздействовать на него через положительные эмоции, похвалу. Ведь заслуженная похвала - потребность каждого человека, в том числе и Вашего ученика, побуждающая его браться за все более сложные задачи.
Научиться этому можно. Понаблюдайте несколько минут за работающим человеком— продавцом в магазине, почтальоном на почте, землекопом на улице— а затем скажите ему что-нибудь приятное, похвалите его. Повторяйте это упражнение, пока не почувствуете, что оно не вызывает у вас смущения и затруднений.
2. Умейте слушать другого
Рекомендации, с которыми мы Вас познакомим, плюс созна-
тельное желание овладеть искусством слушать собеседника, помо-
гут Вам установить взаимопонимание с коллегами и учащимися.
1. Развивайте свои способности. Старайтесь сдерживать себя в попытке прервать собеседника. Прежде чем отвечать, дайте ему возможность высказаться. Своими действиями подчеркните, что Вам интересно его слушать. Если Вам недостаточно полученной информации, попросите повторить или пояснить то, что не со-
286
всем понятно. Постоянно оценивайте свое понимание любого сообщения.
1. Дайте собеседнику время высказаться. Многие люди думают вслух и идут к своей точке зрения наугад, поэтому первоначальное высказывание часто является лишь грубым приближением к их основной мысли. Чтобы человек открылся и выразил свою мысль до конца, Вы должны дать ему время высказаться свободно и не торопясь. Не подчеркивайте своим поведением, что собеседника слишком трудно слушать.
3. Проявите полное внимание к собеседнику. Случайного кивка, восклицания или замечания порой достаточно, чтобы подчерк нуть заинтересованность.
4. Повторите высказывание говорящего. Если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Это дает га рантию от любых неясностей и недопонимания.
5. Избегайте поспешных выводов. Они — один из главных барь еров эффективного общения. Постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.
6. Не заостряйте внимания на разговорных особенностях собе
седника. «Какой медлительный!», «Какой монотонный субъект!»,
«Какой надоедливый!»— такие мысли может вызвать иной собе седник. Однако, если Вы считаете себя хорошим слушателем,
Вас не должны отвлекать манера и выразительные средства, которыми пользуется партнер. Необходимо воспринимать толь ко информацию, которую несет его речь.
7. Спокойнее реагируйте на высказывания собеседника. Если один из собеседников чрезмерно возбужден, это влияет на воспри ятие второго. Еще больше влияют на взаимопонимание излиш няя убежденность в своей правоте одного и предубежденность другого. В этом случае слушатель с трудом подбирает контраргу менты, чтобы защититься, и переходит к полному отрицанию того, что говорит партнер. Хороший слушатель всегда сдерживает волне ние, не разбрасывается по мелочам, а ищет и находит главную мысль, суть высказывания, основное содержание сообщения.
8. Не отвлекайтесь. Плохого слушателя все отвлекает: сирена на улице, телефонный звонок, хождение людей. Хороший слу шатель сядет либо так, чтобы не отвлекаться, либо сконцентри рует внимание только на словах партнера.
9. Не монополизируйте разговора. Собеседник, который стре мится занять доминирующее положение в любой ситуации или который, как ему кажется, знает все о предмете разговора, чаще всего плохой слушатель. «Входные отверстия» его разума настоль ко крепко закрыты, что не впускают новых идей и мыслей. В
287