Файл: Литература по основным разделам курса. Предназначено для студентов и преподавателей педагогических ву зов и колледжей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 401
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
любой дискуссии он просто выжидает момент, чтобы противо- стоять всему, что противоречит его убеждениям.
10. Приспосабливайте темп мышления к речи собеседника. Ско рость мышления в 3—4 раза опережает скорость речи. Когда Вы слушаете собеседника, Вы не пассивны: Ваш мозг усиленно ра ботает.
11. Готовьте контраргументы заранее. Чтобы получить пре имущество перед собеседником, старайтесь готовить контраргу менты, пока говорит партнер: суммируйте все сказанное, взвесьте и оцените очевидное, спросите себя, те ли факты Вы выбираете для анализа, объективна ли Ваша точка зрения, действительно ли партнер говорит Вам самое главное или «утопил» суть в словах.
3. Пятьдесят способов побелить стресс
Все люди страдают от стрессов. Но, пожалуй, у педагогов
стресс — профессиональное явление. В конечном итоге стресс,
напряжение, тревога вырастают в проблему, если вовремя не
побеспокоиться об этом. Вот некоторые рекомендации, как
победить стресс, которые дает Лиза Стьюардс в газете «Дейли
экспресс».
Общие советы
Скажите «нет», если Вы действительно решили не брать до- полнительную работу или не связывать себя дополнительными обя зател ьствам и.
Поговорите о своих проблемах с кем-нибудь из близких.
Напомните сами себе, что Вы человек и поэтому имеете пра- во на ошибки.
Не уподобляйтесь страусу, не прячьтесь от собственных про- блем.
Не терзайте сами себя.
Если Вы чувствуете, что хотите высказаться, не глушите в себе это желание. Часто именно произнесенное слово может ус- покоить.
Скажите себе: «Нужно расслабиться».
Избегайте фраз типа «Мне нужно это сейчас, сию минуту».
Пусть все идет своим чередом.
Только время поможет привыкнуть к таким крупным пере- менам в жизни, как вступление в брак или покупка дома.
Держитесь настоящего друга или человека, который понима- ет Вас.
288
Запомните - Вы не можете отвечать за настроение других людей.
Не смотрите на жизнь как на серию неудач: это всего лишь уроки, которые она дает.
Спросите себя: «Что может случиться самое плохое?» Затем подумайте, как Вы поступите, если это произойдет. И Вы пой- мете, что сумеете справиться.
Постарайтесь перестать беспокоиться о том, что находится вне предела Вашего контроля, над чем Вы не властны.
Дома
Взгляните на фотографии из семейного альбома, чтобы вспом- нить о былом и хорошем.
Сходите в кино на Ваш любимый старый фильм.
Отключите телефон и полежите в теплой ванне.
Купите сами себе букетик цветов.
Поставьте старую пластинку, усядьтесь поудобнее и закройте глаза.
Сходите в парк или посидите в саду.
Вспомните самые счастливые мгновения в Вашей жизни.
Отправьтесь за город.
Позвоните другу с хорошим чувством юмора.
Выпейте бокал хорошего вина.
Позвольте себе что-нибудь вкусное.
Пофантазируйте о чем-нибудь приятном хотя бы пять минут.
Выберите такое хобби, которое явно отличалось бы от работы.
Устройте себе спортивную разминку.
Понежьте себя — очень неплохо помогает массаж.
Сделайте что-либо приятное для своего друга (подруги).
Напишите все письма, которые собирались написать месяц назад.
Сделайте сами себе какой-нибудь подарок.
Побывайте у парикмахера.
Подумайте о том, как Вы питаетесь, и поменяйте рацион.
Встаньте утром пораньше, прогуляйтесь, хорошо позавтра- кайте.
Неплохое лекарство — эмоции, рождаемые чувственностью.
Не ходите по магазинам в часы пик.
Купите пару золотых рыбок и любуйтесь ими.
Купите кассету с шумом дождя, прибоя или джунглей.
Примите вечером ароматическую ванну.
Скопите денег и купите посудомойку.
Сделайте что-нибудь приятное исключительно и только для себя.
289
10. Приспосабливайте темп мышления к речи собеседника. Ско рость мышления в 3—4 раза опережает скорость речи. Когда Вы слушаете собеседника, Вы не пассивны: Ваш мозг усиленно ра ботает.
11. Готовьте контраргументы заранее. Чтобы получить пре имущество перед собеседником, старайтесь готовить контраргу менты, пока говорит партнер: суммируйте все сказанное, взвесьте и оцените очевидное, спросите себя, те ли факты Вы выбираете для анализа, объективна ли Ваша точка зрения, действительно ли партнер говорит Вам самое главное или «утопил» суть в словах.
3. Пятьдесят способов побелить стресс
Все люди страдают от стрессов. Но, пожалуй, у педагогов
стресс — профессиональное явление. В конечном итоге стресс,
напряжение, тревога вырастают в проблему, если вовремя не
побеспокоиться об этом. Вот некоторые рекомендации, как
победить стресс, которые дает Лиза Стьюардс в газете «Дейли
экспресс».
Общие советы
Скажите «нет», если Вы действительно решили не брать до- полнительную работу или не связывать себя дополнительными обя зател ьствам и.
Поговорите о своих проблемах с кем-нибудь из близких.
Напомните сами себе, что Вы человек и поэтому имеете пра- во на ошибки.
Не уподобляйтесь страусу, не прячьтесь от собственных про- блем.
Не терзайте сами себя.
Если Вы чувствуете, что хотите высказаться, не глушите в себе это желание. Часто именно произнесенное слово может ус- покоить.
Скажите себе: «Нужно расслабиться».
Избегайте фраз типа «Мне нужно это сейчас, сию минуту».
Пусть все идет своим чередом.
Только время поможет привыкнуть к таким крупным пере- менам в жизни, как вступление в брак или покупка дома.
Держитесь настоящего друга или человека, который понима- ет Вас.
288
Запомните - Вы не можете отвечать за настроение других людей.
Не смотрите на жизнь как на серию неудач: это всего лишь уроки, которые она дает.
Спросите себя: «Что может случиться самое плохое?» Затем подумайте, как Вы поступите, если это произойдет. И Вы пой- мете, что сумеете справиться.
Постарайтесь перестать беспокоиться о том, что находится вне предела Вашего контроля, над чем Вы не властны.
Дома
Взгляните на фотографии из семейного альбома, чтобы вспом- нить о былом и хорошем.
Сходите в кино на Ваш любимый старый фильм.
Отключите телефон и полежите в теплой ванне.
Купите сами себе букетик цветов.
Поставьте старую пластинку, усядьтесь поудобнее и закройте глаза.
Сходите в парк или посидите в саду.
Вспомните самые счастливые мгновения в Вашей жизни.
Отправьтесь за город.
Позвоните другу с хорошим чувством юмора.
Выпейте бокал хорошего вина.
Позвольте себе что-нибудь вкусное.
Пофантазируйте о чем-нибудь приятном хотя бы пять минут.
Выберите такое хобби, которое явно отличалось бы от работы.
Устройте себе спортивную разминку.
Понежьте себя — очень неплохо помогает массаж.
Сделайте что-либо приятное для своего друга (подруги).
Напишите все письма, которые собирались написать месяц назад.
Сделайте сами себе какой-нибудь подарок.
Побывайте у парикмахера.
Подумайте о том, как Вы питаетесь, и поменяйте рацион.
Встаньте утром пораньше, прогуляйтесь, хорошо позавтра- кайте.
Неплохое лекарство — эмоции, рождаемые чувственностью.
Не ходите по магазинам в часы пик.
Купите пару золотых рыбок и любуйтесь ими.
Купите кассету с шумом дождя, прибоя или джунглей.
Примите вечером ароматическую ванну.
Скопите денег и купите посудомойку.
Сделайте что-нибудь приятное исключительно и только для себя.
289
На работе
Иногда обедайте в одиночку, чтобы избежать разговоров о работе.
Не сердитесь на справедливую критику и сделайте вывод.
Перед встречей или свиданием оставьте себе десять свобод- ных минут.
Старайтесь делать так, чтобы обеденный перерыв был и вре- менем отдыха.
Выбрасывайте безжалостно все лишнее, что мешает работе
(старые бумаги и т.д.).
Купите себе игрушку, напоминающую начальство: глупова- то, но есть на ком сорвать злость.
Время от времени вытяните ноги, поводите головой из сто- роны в сторону, выпрямите спину.
После окончания работы расслабьтесь, посидите с закрыты- ми глазами десять минут.
Заключение
Глубинные проблемы педагогической этики отнюдь не ис- черпываются вопросами, рассмотренными в данном пособии. За его рамками остались многие вопросы нравственного воспита- ния молодежи и сложных аспектов взаимодействия и общения педагога в процессе его профессиональной деятельности. Это, скажем, тонкости формирования эстетической культуры и ху- дожественного вкуса молодежи, отношения учителя с родите- лями ученика (здесь этико-психологическая «докультура» обще- ния наносит порой непоправимый вред личности и судьбе ре- бенка) и др..
Однако и без этого систематизированные и обобщенные тре- бования, предъявляемые к педагогам педагогической этикой и культурой, приобретают, если вдуматься, столь всеобъемлющий характер, что встает вопрос: а возможно ли в принципе их вы- полнение, существует ли тот Идеальный Учитель, который мо- жет им соответствовать? И если нет, если в реальной жизни каждый из нас в той или иной мере вынужден будет нарушать эти требования, то стоит ли вообще говорить о них?
Наверное, все же стоит, причем именно так, немного мак- сималистски, помня знаменитые слова Льва Толстого о том, что в морали надо действовать как на реке — грести чуть выше, чем тебе надо, потому что течение все равно снесет. И поэтому, возможно, стоит рассматривать все приведенные здесь рассуж- дения, аргументы и выводы как своеобразный тест для само- проверки и самооценки каждым из нас.
А еще, может быть, стоит хотя бы однажды, не смущаясь
«высоким штилем», с гордостью задуматься о том, какая же все-таки это уникальная профессия — Учитель, если она требует столь высокой профессиональной и человеческой культуры.
291
Вместо введения. Прикладная этика как «практическая философия» ... 4
1 ... 24 25 26 27 28 29 30 31 32
Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ
ПРИКЛАДНОГО ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ............................. 7
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА:
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ .......................... 11 2.1. Специфика педагогической деятельности ...................................... 11 2.2. Этика отношения педагога к своему труду ...................................... 18
Глава 3. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ
«ПЕДАГОГ-УЧАЩИЙСЯ» ...................................................... 24 3.1. Основные принципы межличностных отношений педагогов и учащихся ................................................................................ 24 3.2. Морально-психологическая культура педагога и «барьеры»
его общения с учащимися ...................................................................... 34
Глава 4. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ
«ПЕДАГОГ-ПЕДАГОГ» ................................................................... 39 4.1. Этика служебных отношений «по горизонтали» ............................ 39 4.2. Этика служебных отношений «по вертикали» ................................ 48
Глава 5. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ВУЗЕ... 59 5.1. Специфика вузовского образования и этика отношений в системе «педагог—студент» ................................................................... 60 5.2. Вузовское образование и этика науки ............................................. 73
Глава 6. ЭТИКА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА ...................... 88 6.1. Гражданское общество, гражданин, гражданственность .............. 89 6.2. Особенности, ценности, идеалы этики гражданственности ........ 90 б.З.^Политическая этика и политическая культура................................ 92 6.4. Патриотизм — основной принцип этики гражданственности ........ 97 6.5. Национальные особенности патриотизма и политической культуры .................................................................................................... 102 6.6. Насилие и ненасилие: моральный выбор гражданина ................. 107
Глава 7. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА ........................... 123 7.1. Экологическая этика: предмет, нравственное содержание, ценности .................................................................................................... 124 7.2. Основные принципы и императивы экологической этики ......... 127 7.3. Экология человека и «открытые» проблемы биомедицинской этики ......................................................................................................... 131 7.4. Формирование экологической культуры будущих специалистов в вузе ................................................................ 134
Глава 8. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И ЭТИКА ПЕДАГОГА ............ 138 8.1. Общение как нравственная ценность:
сущность и предназначение .................................................................. 138 8.2. Культура и антикультура общения ................................................. 143 8.3. Этика интимных отношений .......................................................... 153 8.4. Этика общения в виртуальной реальности ................................... 177 8.5. Молодежная субкультура: моральные проблемы общения ......... 186
Глава 9. ЭТИКЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
ПЕДАГОГА .............................................................................. 196 9.1. Этикет и его особенности................................................................ 196 9.2. Краткий очерк истории этикета ..................................................... 198 9.3. Основные нормы и принципы этикета .......................................... 213 9.4. Правила этикета для конкретных ситуаций .................................. 216 9.5. Этикет в речевой деятельности ...................................................... 224 9.6. Этикетная, культура в одежде .......................................................... 231 9.7. Этикет «неформальных» мероприятий ........................................... 234 9.8. Правила поведения за столом ........................................................ 239
ПРАКТИКУМ .......................................................................................... 244
I. Материал для самостоятельного анализа. В.А. Сухомлинский о воспитании ............................................................................................... 244
II. Тесты по этике и культуре межличностного и делового общения педагога ................................................................ 269
Тест 1. Определение уровня Вашей общительности ....................... 269
Тест 2. Этикет и культура Вашего общения .................................... 271
Тест 3. «Любят ли Вас люди?» .......................................................... 273
Тест 4. «Умеете ли Вы слушать и слышать другого?» .................... 274
Тест 5. Изучение эмпатии личности ................................................. 276
Тест 6. «Кто ты: ведущий иливедомый?» ......................................... 278
Тест 7. «Круг Айзенка» ...................................................................... 279
Тест 8. Самооценка психических состояний (по Айзенку) ............. 282
Тест 9. «Комплекс неполноценности» .............................................. 283
III. Психотренинг ..................................................................................... 285 1. Упражнения для аутотренинга ...................................................... 285 2. Умейте слушать другого ................................................................. 286 3. Пятьдесят способов победить стресс ............................................ 288
Заключение ............................................................................................... 291
Методическое приложение .................................................................... 292 1. Программа курса «основы педагогической этики» ................... 292 2. Планы семинарских занятий ........................................................ 295 3. Темы для рефератов и самостоятельной работы ........................ 297
Литература ................................................................................................ 299
ПРИКЛАДНОГО ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ............................. 7
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГА:
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ .......................... 11 2.1. Специфика педагогической деятельности ...................................... 11 2.2. Этика отношения педагога к своему труду ...................................... 18
Глава 3. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ
«ПЕДАГОГ-УЧАЩИЙСЯ» ...................................................... 24 3.1. Основные принципы межличностных отношений педагогов и учащихся ................................................................................ 24 3.2. Морально-психологическая культура педагога и «барьеры»
его общения с учащимися ...................................................................... 34
Глава 4. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ
«ПЕДАГОГ-ПЕДАГОГ» ................................................................... 39 4.1. Этика служебных отношений «по горизонтали» ............................ 39 4.2. Этика служебных отношений «по вертикали» ................................ 48
Глава 5. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ВУЗЕ... 59 5.1. Специфика вузовского образования и этика отношений в системе «педагог—студент» ................................................................... 60 5.2. Вузовское образование и этика науки ............................................. 73
Глава 6. ЭТИКА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА ...................... 88 6.1. Гражданское общество, гражданин, гражданственность .............. 89 6.2. Особенности, ценности, идеалы этики гражданственности ........ 90 б.З.^Политическая этика и политическая культура................................ 92 6.4. Патриотизм — основной принцип этики гражданственности ........ 97 6.5. Национальные особенности патриотизма и политической культуры .................................................................................................... 102 6.6. Насилие и ненасилие: моральный выбор гражданина ................. 107
Глава 7. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА ........................... 123 7.1. Экологическая этика: предмет, нравственное содержание, ценности .................................................................................................... 124 7.2. Основные принципы и императивы экологической этики ......... 127 7.3. Экология человека и «открытые» проблемы биомедицинской этики ......................................................................................................... 131 7.4. Формирование экологической культуры будущих специалистов в вузе ................................................................ 134
Глава 8. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ И ЭТИКА ПЕДАГОГА ............ 138 8.1. Общение как нравственная ценность:
сущность и предназначение .................................................................. 138 8.2. Культура и антикультура общения ................................................. 143 8.3. Этика интимных отношений .......................................................... 153 8.4. Этика общения в виртуальной реальности ................................... 177 8.5. Молодежная субкультура: моральные проблемы общения ......... 186
Глава 9. ЭТИКЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
ПЕДАГОГА .............................................................................. 196 9.1. Этикет и его особенности................................................................ 196 9.2. Краткий очерк истории этикета ..................................................... 198 9.3. Основные нормы и принципы этикета .......................................... 213 9.4. Правила этикета для конкретных ситуаций .................................. 216 9.5. Этикет в речевой деятельности ...................................................... 224 9.6. Этикетная, культура в одежде .......................................................... 231 9.7. Этикет «неформальных» мероприятий ........................................... 234 9.8. Правила поведения за столом ........................................................ 239
ПРАКТИКУМ .......................................................................................... 244
I. Материал для самостоятельного анализа. В.А. Сухомлинский о воспитании ............................................................................................... 244
II. Тесты по этике и культуре межличностного и делового общения педагога ................................................................ 269
Тест 1. Определение уровня Вашей общительности ....................... 269
Тест 2. Этикет и культура Вашего общения .................................... 271
Тест 3. «Любят ли Вас люди?» .......................................................... 273
Тест 4. «Умеете ли Вы слушать и слышать другого?» .................... 274
Тест 5. Изучение эмпатии личности ................................................. 276
Тест 6. «Кто ты: ведущий иливедомый?» ......................................... 278
Тест 7. «Круг Айзенка» ...................................................................... 279
Тест 8. Самооценка психических состояний (по Айзенку) ............. 282
Тест 9. «Комплекс неполноценности» .............................................. 283
III. Психотренинг ..................................................................................... 285 1. Упражнения для аутотренинга ...................................................... 285 2. Умейте слушать другого ................................................................. 286 3. Пятьдесят способов победить стресс ............................................ 288
Заключение ............................................................................................... 291
Методическое приложение .................................................................... 292 1. Программа курса «основы педагогической этики» ................... 292 2. Планы семинарских занятий ........................................................ 295 3. Темы для рефератов и самостоятельной работы ........................ 297
Литература ................................................................................................ 299