Файл: Литература по основным разделам курса. Предназначено для студентов и преподавателей педагогических ву зов и колледжей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 407
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 9
ЭТИКЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЕ ПЕДАГОГА
Культура общения, от которой во многом зависит, как отно- сятся к нам окружающие — коллеги и наши учащиеся, основана на соблюдении определенных правил, именуемых этикетом. Эти- кет — совокупность правил поведения, регламентирующих, что
допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации,
а что нет. Конечно, он определяет лишь формы, «технику» обще- ния и поведения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно, чтобы считаться культурным, воспитанным че- ловеком. Поведение в обществе должно опираться на общие прин- ципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикетом и
этикой. Каждая проблема, связанная с этикетом, должна ре- шаться в свете этических норм. Наши манеры — отражение на- ших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять другого человека — эти высокие этические качества, лежащие в основе нравственного поведе- ния, находят отражение в простых нормах этикета.
Учиться хорошим манерам и свободно владеть ими необхо- димо каждому. Но для педагога знание и соблюдение правил этикета является одним из обязательных элементов его профес- сионализма. Помимо того, что это — «ярлык», показатель уровня его собственной культуры, это, к тому же, — те знания, умения и навыки, которые он непосредственно, своим поведением, или целенаправленно, в процессе воспитательной работы, должен передавать своим подопечным, причем не только ученикам-
«малолеткам», но иногда и учащимся колледжей, и вполне взрослым студентам вузов. Поэтому данная глава содержит материал, который может пригодиться педагогу не только в работе над собой, но и в воспитательной работе с учащимися.
9.1. ЭТИКЕТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Существует много определений этикета, но все они выра- жают примерно одно и то же. Этикет обычно понимается как:
• правила поведения (от «веды» — знание);
• правила вежливости (от «ведать», знать);
• правила приличия (от «лик», «образ», лицо человека);
196
-
.
• культура поступков и манер («культурный» в отличие от
«природный, дикий» означает «созданный человеком, органи зованный, упорядоченный»).
Этикету присущ ряд особенностей.
• Этикет есть внешнее отражение
внутренней культуры чело века, его моральных качеств. Это особая форма проявления его
нравственной культуры, в которой выражаются внимание, ува жение к другим людям, способность заботиться о них. Правда. у малообразованного человека его высокая нравственная куль тура — внутренняя духовность, доброта, порядочность — из-за незнания правил этикета может внешне и не проявляться. И наоборот, изысканные манеры обходительного «пижона» не обязательно свидетельствуют о его нравственной культуре.
• Этикет — это принятая в обществе эстетическая форма про явления нравственной культуры человека/ поскольку все виды своего общения и поведения — речь, обращение к другому при встрече и прощании, манеру двигаться, есть, носить одежду и украшения, отмечать важные события, принимать гостей — че ловек старается строить «по законам красоты», придавая им не только нравственный, но и эстетический характер. Не случайно мы говорим: «красивые манеры», «красивое поведение», «кра сивые жесты».
• Этикет носит всеобщий характер, так как он распространя ется на все сферы жизни: конкретные правила предписывают, как следует разговаривать, одеваться, вести себя за столом, в коллективе, семье, общественных местах, Театре, на улице и т.д. Без соблюдения норм этикета невозможны межличностные, культурные, деловые и даже политические отношения, ибо нель зя существовать, не налагая на свое поведение определенных ограничений.
• Нормы этикета носят условно-согласительный характер, ха рактер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Эта условность объясняется тем, что задача этикета — предложить людям такие формы —
стереотипы поведения, которые смогут облегчить им общение и взаимопонимание.
• Этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения, сохра нявшиеся столетиями и свойственные многим народам. Поэто му они соблюдаются (или должны соблюдаться) представителя ми не только какого-то определенного общества, но и всеми людьми (например, простые правила вежливости, приветствия, выражение благодарности).
• Этикет отражает также специфические национальные особен
ности, поскольку различные народы вносили в этикет свои по-
197
Особенностью этикетной культуры античности становится чет- кое разделение правил поведения людей в зависимости от их поло- жения. Рабство стало не только проявлением социального неравен- ства, но и нравственной проблемой. Соблюдение норм и правил касалось свободных людей; рабы, по существу, стояли «вне пра- вил»: по отношению к ним не действовали требования справедли- вости, уважения, вежливости. Неравенство начало рассматриваться как естественная норма человеческих отношений. Наиболее ярко это проявилось в этикетной культуре Древней Греции и Рима.
Вообще нравы этой эпохи представляют собой пеструю картину. С одной стороны, уважение к мудрости, поиски смысла жизни, тяга к красоте, с другой — свобода нравов, культ наслаждения, вседозволен- ность в любви. Например, таким прекрасным качествам Одиссея, как мужество, жажда подвига и отвага, или верность Пенелопы противо- стоят скаредность, коварство, подлость, стремление к власти и славе
Нерона и Герострата. Нравы были крайне жестокими (вспомните бои гладиаторов и решение толпы — добить или помиловать побежденного,
Спарту, в которой безжалостно сбрасывали в пропасть «неполноцен- ных» младенцев), но пленных уже не убивали, а сохраняли им жизнь, хоть и превращали в рабов.
Древние греки, поклонявшиеся разуму, силе и красоте, во внешнем поведении наиболее ценили сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и мужество в бою.
Об этом можно прочесть в «Одиссее» Гомера, в стихах античных поэтов. Пифагор воспитывал у своих учеников следование обычаям, повиновение старшим, самообладание, выдержку. Чтобы быть доброде- тельным, проповедовал Сократ, надо знать, как поступать. И уметь владеть собой, считал Демокрит. И то и другое непременно должно привести к необходимости умеренности, полагали многие греческие философы, в том числе и Фалес, который говорил: «Умеренность во всем есть жизни меч и щит, невоздержание болезнь и зло родит».
Древние
римляне также считали, что «мера — важнее всего».
Древнеримский поэт Овидий предостерегал молодых людей: не следует излишне жадно поглощать пищу И чрезмерно увлекаться напитками, однако вполне пристойно поклоннику красавицы обмакнуть пальцы в вино и написать «пламенной жидкостью» на столе объяснение в любви. Древний
Рим вообще был вопиюще дисгармоничен в своих нравственных и эстетических нормах, что находило отражение в этикете: невоздержанность в поведении и проявлении чувств, стремление покорить роскошью. Поэтому на фоне мягких и деликатных греков римляне выглядели необузданными, не знающими чувства меры ни в чем.
В эпоху средневековья прежде всего обращает на себя внимание этикет Византии: пышный и каноничный, впитавший в себя культуру Запада и Востока.
Здесь этикет обрел необычайную значимость, ибо он придавал вла- сти блеск и величие. Вокруг императорского трона вводятся специаль- ные должности для точного соблюдения правил этикета: царедворцы, одевавшие императора; подававшие воду для омовения рук; хранитель царской чернильницы; человек, ответственный за чистоту двора, и множество других придворных, последовательно выполнявших все пред- писанные при дворе ритуалы.
200
Один из интереснейших моментов в развитии этикета — по- явление в эпоху средневековья светского этикета, фундамен- том которого служила та же иерархическая лестница — строгое соблюдение норм соподчинения и правил поведения для от- дельных сословий. В его рамках, в свою очередь, выделялись ры-
царский и придворный этикет.
В основе рыцарского этикета лежал Кодекс рыцарской чести
— свод особых моральных норм и ценностей, позволявший рыцарям отделить себя от «неблагородных» — простолюдинов.
Благородство было главным достоинством рыцаря.
Одним из признаков благородства была длинная родословная, что требовало от рыцаря прославлять действительные, а нередко и выдуманные доблести, подвиги и моральные достоинства своих предков и преумножать их. Ядром рыцарского кодекса чести была также верность своему сеньору и своим обязательствам, поэтому рыцарский этикет предусматривал многочисленные обеты, клятвы, ритуалы. Предательство и вероломство считались тягчайшим грехом и влекли за собой исключение из рыцарской военно-аристократической корпорации. Кроме того, этикет требовал от рыцаря, чтобы он постоянно заботился о своей славе, подтверждая свое место в военно-феодальной иерархии, которое зависело от количества и качества одержанных им побед. Непременным проявлением благородства выступала также щедрость, поэтому «приличней» было разориться, чем прослыть скупцом: скупость вела к потере звания, положения, исключению из общества. .
Особенностью рыцарского этикета была его ориентация на внешние проявления: в качестве рыцарских добродетелей специально отмечались красота и привлекательность. Отсюда внешний блеск и внимание к ритуалам, атрибутике, манерам, символике.
Красоту рыцаря должны были подчеркивать дорогие одежды, ука- зывавшие на его социальное положение. Особое внимание уделялось аксессуарам — головным уборам и перчаткам, по которым точно опре- делялся ранг рыцаря.
От рыцаря также требовались учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, играть на музыкальном инструменте и петь. Он должен был быть развит физически (поскольку его доспехи весили 60—80 кг).
Важными составляющими рыцарского кодекса чести было отношение к
Врагу и Прекрасной Даме. Отношение к Врагу определялось безусловным требованием мужества. Боязнь быть за- подозренным в трусости, в недостатке мужества диктовала и соответствующие этикетные формы поведения рыцаря в сраже- нии, в основе которых лежали уважение к противнику и чувство собственного достоинства. Главным для рыцаря была не победа,
а поведение в бою.
Так, рыцарь в доспехах не имел права отступать; нельзя было напа- дать на противника сзади; убийство безоружного врага покрывало ры- царя позором: следовало предоставлять противнику по возможности рав- ные шансы. Интересно, что многие нормы боевого рыцарского этикета оказали впоследствии значительное влияние на формирование совре- менного воинского этикета.
201
Своего рода религией рыцаря было любовное служение, культ
Прекрасной Дамы. Любовь вдохновляла рыцаря на подвиги, облаго- раживала его. Чтобы завоевать благосклонность своей возлюблен- ной, рыцарь, согласно этикету, должен был демонстрировать пре- данность, самоотверженность, готовность к самоотречению, уме- ние владеть собой, укрощать свои порывы. Такой тип любовных отношений к Даме предполагал заботливость и обожание, изы- сканное ухаживание и оказание всевозможных знаков внимания.
Утонченный и любезно-галантный, он, по существу, представлял собой форму игры, в которой участникам надлежало строго следо- вать правилам этикета и отведенной роли. Но красота этикетных предписаний сделала свое дело, и до сегодняшнего дня сохраняет- ся романтичное представление о рыцарском отношении к женщи- не, которое может послужить учителю основой для формирования более красивых отношений мальчиков и девочек.
Правда, не следует и идеализировать рыцарское служение женщине.
Рыцарю, который мог бесстрашно войти в клетку со львом, чтобы до- казать свою любовь Даме сердца, который мог всю жизнь хранить в качестве залога любви ее платок, этикет не отказывал в то же время в
«праве первой брачной ночи» с молодой крестьянкой, выходящей за- муж. Отправляясь на Столетнюю войну, он имел право надеть на собст- венную жену «пояс верности». Этикет предписывал ему петь серенады под балконом своей Даме, но не только из романтических побужде- ний, а потому, что рыцари, как правило, были попросту неграмотны и не могли написать любовного письма.
Краеугольным камнем Кодекса рыцарской чести выступает само понятие Честь, которое как бы объемлет весь моральный кодекс, гласивший, что Душа рыцаря принадлежит Богу, жизнь — Королю, сердце — Прекрасной Даме, но Честь свою он не отдаст никому. Именно честь становится отличительным при- знаком и главной опорой в жизни человека благородного зна- ния, закрепившись в этикете на века.
Законам чести следовали неукоснительно. Существовала только одна клятва, которую нельзя было нарушить дворянину — «клянусь честью».
Был только один долг, который должен быть обязательно уплачен, на- зываемый долгом чести, — карточный долг (остальные долги можно было и не платить). Даже при совершении казни принималась во вни- мание честь, которую следовало воздать рангу и званию осужденного.
Чувство чести было настолько обостренным, что покушение на нее считалось смертельным оскорблением. Правда, задетую честь можно было восстановить. Во-первых, публично нанесенное оскорбление могло быть публично же взято назад, и после принесенного извинения оскорбление считалось как бы не нанесенным, а честь дворянина не страдала. Во-вторых, быстро и эффектно восстановить оскорбленную честь можно было с помощью дуэли. В-третьих, если дуэль была затруднительна или не желательна, то оскорбленный имел полное право поступить по отношению к оскорбителю так же или еще грубее.
Параллельно с рыцарским этикетом
(проникавшим, кстати, и в другие слои общества) формировался придворный этикет,
202
еще более явственно служивший обособлению высших слоев общества. Чрезвычайно суров был придворный этикет средневе-
ковой Испании и Англии. Он сковывал человека, словно металли- ческий корсет, — и в прямом, и в переносном смысле. Появля- ются специальные книги и трактаты, поучающие, чего требует от каждого воспитанного человека учтивость. Эти требования превращают простые правила поведения в стандарт как необ- ходимую ритуализированную форму общения. Причем требова- ния этикета были столь сложны, что со временем появились специальные люди — церемониймейстеры, знающие все тонко- сти придворных ритуалов, которые не имели права нарушать даже монархи.
Европейские монархи специально не требовали унижения от под- данных, но при этом посетители, удостоенные аудиенции, должны были становиться на колени. Этот способ выражения почтения родился в
Испании, позже стал применяться при австрийском и английском дво- рах. Императоры любили созерцать такую демонстрацию униженной по- корности и изыскивали все новые поводы требовать от своих поддан- ных преклонять колени. В Англии придворные так часто падали на коле- ни, что панталоны у них были изношены до крайности.
Во имя этикета порою жертвовали жизнью. Так, чуть не погибла испанская королева, которая, запутавшись в стременах, упала с коня. Видевшие это гранды не смели помочь ей, поскольку этикет запрещал касаться королевы.
Правда, нашлось двое смельчаков, которые спасли королеву, после чего сразу же покинули Мадрид, чтобы избежать наказания.
Придворный этикет
Италии и Франции был много свободнее. И если во времена средневековья тон задавал испанский этикет, то с XVII-XVIII вв. пальма первенства переходит к Франции. Само слово этикет
употребляется со времен Людовика XIV, на приемах которого гостям вручали карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. Эти карточки — «этикетки» и дали имя этикету. Во французском языке это слово имеет два значения: ярлык и свод правил, условный порядок поведения. Этикет и был как раз тем самым поведенческим ярлыком, который указывал на принадлежность человека к определенному слою общества. Умение вести себя помогало определить «кто есть кто».
Этикет, строго регламентирующий каждый шаг, был важным атрибутом высокого происхождения, богатства и власти, так что долгое время вообще считалось, что этикет — чисто светское, придворное достояние.
Жизнь французского (а впоследствии и не только) двора напоми- нала театрализованное представление, где поступки могли быть ковар- ными и жестокими, но манеры должны были отличаться изяществом и грацией, где больше всего ценилась не искренность, а умение быть предупредительным в обхождении. При этом этикет пронизывал все сферы жизни высшего сословия, буквально до мелочей регламентируя жизнь двора. Члены семьи монарха должны были в определенный час вставать, точно указывалось, кто должен присутствовать при одевании
203
ЭТИКЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЕ ПЕДАГОГА
Культура общения, от которой во многом зависит, как отно- сятся к нам окружающие — коллеги и наши учащиеся, основана на соблюдении определенных правил, именуемых этикетом. Эти- кет — совокупность правил поведения, регламентирующих, что
допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации,
а что нет. Конечно, он определяет лишь формы, «технику» обще- ния и поведения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно, чтобы считаться культурным, воспитанным че- ловеком. Поведение в обществе должно опираться на общие прин- ципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикетом и
этикой. Каждая проблема, связанная с этикетом, должна ре- шаться в свете этических норм. Наши манеры — отражение на- ших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять другого человека — эти высокие этические качества, лежащие в основе нравственного поведе- ния, находят отражение в простых нормах этикета.
Учиться хорошим манерам и свободно владеть ими необхо- димо каждому. Но для педагога знание и соблюдение правил этикета является одним из обязательных элементов его профес- сионализма. Помимо того, что это — «ярлык», показатель уровня его собственной культуры, это, к тому же, — те знания, умения и навыки, которые он непосредственно, своим поведением, или целенаправленно, в процессе воспитательной работы, должен передавать своим подопечным, причем не только ученикам-
«малолеткам», но иногда и учащимся колледжей, и вполне взрослым студентам вузов. Поэтому данная глава содержит материал, который может пригодиться педагогу не только в работе над собой, но и в воспитательной работе с учащимися.
9.1. ЭТИКЕТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Существует много определений этикета, но все они выра- жают примерно одно и то же. Этикет обычно понимается как:
• правила поведения (от «веды» — знание);
• правила вежливости (от «ведать», знать);
• правила приличия (от «лик», «образ», лицо человека);
196
-
.
• культура поступков и манер («культурный» в отличие от
«природный, дикий» означает «созданный человеком, органи зованный, упорядоченный»).
Этикету присущ ряд особенностей.
• Этикет есть внешнее отражение
внутренней культуры чело века, его моральных качеств. Это особая форма проявления его
нравственной культуры, в которой выражаются внимание, ува жение к другим людям, способность заботиться о них. Правда. у малообразованного человека его высокая нравственная куль тура — внутренняя духовность, доброта, порядочность — из-за незнания правил этикета может внешне и не проявляться. И наоборот, изысканные манеры обходительного «пижона» не обязательно свидетельствуют о его нравственной культуре.
• Этикет — это принятая в обществе эстетическая форма про явления нравственной культуры человека/ поскольку все виды своего общения и поведения — речь, обращение к другому при встрече и прощании, манеру двигаться, есть, носить одежду и украшения, отмечать важные события, принимать гостей — че ловек старается строить «по законам красоты», придавая им не только нравственный, но и эстетический характер. Не случайно мы говорим: «красивые манеры», «красивое поведение», «кра сивые жесты».
• Этикет носит всеобщий характер, так как он распространя ется на все сферы жизни: конкретные правила предписывают, как следует разговаривать, одеваться, вести себя за столом, в коллективе, семье, общественных местах, Театре, на улице и т.д. Без соблюдения норм этикета невозможны межличностные, культурные, деловые и даже политические отношения, ибо нель зя существовать, не налагая на свое поведение определенных ограничений.
• Нормы этикета носят условно-согласительный характер, ха рактер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Эта условность объясняется тем, что задача этикета — предложить людям такие формы —
стереотипы поведения, которые смогут облегчить им общение и взаимопонимание.
• Этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения, сохра нявшиеся столетиями и свойственные многим народам. Поэто му они соблюдаются (или должны соблюдаться) представителя ми не только какого-то определенного общества, но и всеми людьми (например, простые правила вежливости, приветствия, выражение благодарности).
• Этикет отражает также специфические национальные особен
ности, поскольку различные народы вносили в этикет свои по-
197
правки и дополнения, связанные с традициями их собственной культуры. Поэтому многие обычаи, обряды, ритуалы соответст- вуют историческим условиям жизни разных народов. Так, про- ведение праздников — Нового года или Рождества, свадебные обряды и дни рождения отмечаются у разных народов по-разно- му, отвечая их нравственно-эстетическим потребностям.
• Требования этикета не являются абсолютными, они отно-
сительны и носят исторический характер; их соблюдение зави- сит от места, времени и обстоятельств. По мере изменения усло- вий жизни людей, роста образования и культуры в обществе одни правила сменяются другими. Поэтому то, что раньше счи- талось неприличным, становится общепринятым и наоборот. По- ведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельст- вах, может быть уместным в другом месте и при других обстоя- тельствах.
Итак, этикет — важная часть общечеловеческой культуры и морали, вырабатываемая на протяжении многих веков совокуп- ными усилиями людей в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности, красоте и порядке. Исто- рия становления и зарождения европейского и отечественного этикета представляет для педагога интерес в двух аспектах — с точки зрения познавательного культурологического подхода и с точки зрения дидактического подхода — как материал для воспи- тательной работы с учащимися, дающий основание для сравни- тельного анализа этикетной культуры прошлого и настоящего.
9.2. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЭТИКЕТА
Зарождение и развитие европейского этикета
Едва научившись мыслить, человек усвоил: сила его в един- стве с себе подобными. А чтобы жить и бороться сообща, прихо- дилось свои интересы согласовывать с чужими, подчинять об- щим, учиться понимать мысли и чувства окружающих — уметь
общаться с другими людьми. Так возникали простые правила об-
щения, которые, передаваясь из поколения в поколение, фор- мировали нравы.
Первые требования к поведению людей существовали в виде табу -
запретов, носивших, чаще всего, целесообразный характер и направ- ленных на сохранение, выживание и благополучие рода. Табу тоже воз- никают не сразу. Так, если на первых порах половые связи и деторожде- ние не регламентировались, то позднее появляется запрет на кровно- родственные браки, ведшие к рождению нежизнеспоспособного, сла- бого потомства. Табу на людоедство накладывается лишь с развитием земледельческо-скотоводческой культуры, когда появляются гаранти- рованные источники другой пищи. Правда, фрейдизм объясняет появ-
198
ление первых табу не развитием культуры, а чувством вины, заставив- шим человека регламентировать свои основные инстинкты — сексуаль- ный и врожденное стремление к смерти — и создавать первые «условно- согласительные» правила поведения.
Как бы то ни было, человек чувствовал свою неразрывную связь с родом, вне которого он не мог добывать пищу и бороть- ся с врагами. Таким образом, стремление вести себя прилично,
получить одобрение, понравиться окружающим уходит вглубь тысячелетий. Оно вытекало из условий совместной жизни лю- дей, и ни одна эпоха не обходилась без правил и норм челове- ческого общения.
К числу чисто человеческих особенностей относится и стремление делать все по законам красоты. И когда наш предок украшал нос коль- цом, вставлял в ухо палочку, удлинял специальными обручами шею или укорачивал стопу — все это также было вызвано желанием произ- вести хорошее впечатление — понравиться (и опять — сходство со сло- вом «нрав»). Интуитивно наши предки пришли к тому, что подтвердила современная наука: оставляет яркий след в сознании то, что воздейст- вует на чувство, вызывает эмоции. Вызвать положительные эмоции, понравиться, завоевать доброе отношение к себе, почувствовать, как говорят сейчас, комфортность общения, человек стремится всеми дос- тупными средствами.
Логично предположить, что в период варварства не только физическая сила и инстинкт самосохранения, но и складывав- шиеся нормы отношений между людьми, требовавшие от них взаимовыручки и заботы друг о друге, способствовали выжива- нию и усилению рода. Этот положительный опыт выживания закреплялся, передавался от поколения к поколению, превра- щая простейшие нормы поведения в важнейший фактор человече- ского существования.
Однако если простейшие нормы поведения «для всех» скла- дываются еще на заре человечества, то этикет в своей собст- венно «ярлыковой» роли появляется намного позже и формиру- ется как свод правил поведения в процессе расслоения общест- ва (правда, долго еще не называясь этикетом и выступая скорее как предэтикет). Имеющий власть и богатство выделяет себя украшениями, требует особого, почтительного отношения, об- ращается с себе подобными не так, как с теми, кто отличен от него по происхождению и положению.
Самые старые из известных нам сведений об этикете — древ-
неегипетские насчитывают около пяти тысяч лет.
В «Поучениях Кагемни фараону Снофру» говорится о пользе правил приличия. Необходимые качества
«приличного человека» — умеренность, скромность (счастливым считается скромный). В
«Наставлениях начальника города и визиря Птаххотена» даются наставления молодежи, в которых подчеркивается необходимость почитания старших, умение хранить «в душе своей слова отца» и следовать их заветам. Необходимым компонентом культуры считалось у древних египтян умение есть красиво и бесшумно, пользуясь столовыми приборами.
199
• Требования этикета не являются абсолютными, они отно-
сительны и носят исторический характер; их соблюдение зави- сит от места, времени и обстоятельств. По мере изменения усло- вий жизни людей, роста образования и культуры в обществе одни правила сменяются другими. Поэтому то, что раньше счи- талось неприличным, становится общепринятым и наоборот. По- ведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельст- вах, может быть уместным в другом месте и при других обстоя- тельствах.
Итак, этикет — важная часть общечеловеческой культуры и морали, вырабатываемая на протяжении многих веков совокуп- ными усилиями людей в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности, красоте и порядке. Исто- рия становления и зарождения европейского и отечественного этикета представляет для педагога интерес в двух аспектах — с точки зрения познавательного культурологического подхода и с точки зрения дидактического подхода — как материал для воспи- тательной работы с учащимися, дающий основание для сравни- тельного анализа этикетной культуры прошлого и настоящего.
9.2. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЭТИКЕТА
Зарождение и развитие европейского этикета
Едва научившись мыслить, человек усвоил: сила его в един- стве с себе подобными. А чтобы жить и бороться сообща, прихо- дилось свои интересы согласовывать с чужими, подчинять об- щим, учиться понимать мысли и чувства окружающих — уметь
общаться с другими людьми. Так возникали простые правила об-
щения, которые, передаваясь из поколения в поколение, фор- мировали нравы.
Первые требования к поведению людей существовали в виде табу -
запретов, носивших, чаще всего, целесообразный характер и направ- ленных на сохранение, выживание и благополучие рода. Табу тоже воз- никают не сразу. Так, если на первых порах половые связи и деторожде- ние не регламентировались, то позднее появляется запрет на кровно- родственные браки, ведшие к рождению нежизнеспоспособного, сла- бого потомства. Табу на людоедство накладывается лишь с развитием земледельческо-скотоводческой культуры, когда появляются гаранти- рованные источники другой пищи. Правда, фрейдизм объясняет появ-
198
ление первых табу не развитием культуры, а чувством вины, заставив- шим человека регламентировать свои основные инстинкты — сексуаль- ный и врожденное стремление к смерти — и создавать первые «условно- согласительные» правила поведения.
Как бы то ни было, человек чувствовал свою неразрывную связь с родом, вне которого он не мог добывать пищу и бороть- ся с врагами. Таким образом, стремление вести себя прилично,
получить одобрение, понравиться окружающим уходит вглубь тысячелетий. Оно вытекало из условий совместной жизни лю- дей, и ни одна эпоха не обходилась без правил и норм челове- ческого общения.
К числу чисто человеческих особенностей относится и стремление делать все по законам красоты. И когда наш предок украшал нос коль- цом, вставлял в ухо палочку, удлинял специальными обручами шею или укорачивал стопу — все это также было вызвано желанием произ- вести хорошее впечатление — понравиться (и опять — сходство со сло- вом «нрав»). Интуитивно наши предки пришли к тому, что подтвердила современная наука: оставляет яркий след в сознании то, что воздейст- вует на чувство, вызывает эмоции. Вызвать положительные эмоции, понравиться, завоевать доброе отношение к себе, почувствовать, как говорят сейчас, комфортность общения, человек стремится всеми дос- тупными средствами.
Логично предположить, что в период варварства не только физическая сила и инстинкт самосохранения, но и складывав- шиеся нормы отношений между людьми, требовавшие от них взаимовыручки и заботы друг о друге, способствовали выжива- нию и усилению рода. Этот положительный опыт выживания закреплялся, передавался от поколения к поколению, превра- щая простейшие нормы поведения в важнейший фактор человече- ского существования.
Однако если простейшие нормы поведения «для всех» скла- дываются еще на заре человечества, то этикет в своей собст- венно «ярлыковой» роли появляется намного позже и формиру- ется как свод правил поведения в процессе расслоения общест- ва (правда, долго еще не называясь этикетом и выступая скорее как предэтикет). Имеющий власть и богатство выделяет себя украшениями, требует особого, почтительного отношения, об- ращается с себе подобными не так, как с теми, кто отличен от него по происхождению и положению.
Самые старые из известных нам сведений об этикете — древ-
неегипетские насчитывают около пяти тысяч лет.
В «Поучениях Кагемни фараону Снофру» говорится о пользе правил приличия. Необходимые качества
«приличного человека» — умеренность, скромность (счастливым считается скромный). В
«Наставлениях начальника города и визиря Птаххотена» даются наставления молодежи, в которых подчеркивается необходимость почитания старших, умение хранить «в душе своей слова отца» и следовать их заветам. Необходимым компонентом культуры считалось у древних египтян умение есть красиво и бесшумно, пользуясь столовыми приборами.
199
Особенностью этикетной культуры античности становится чет- кое разделение правил поведения людей в зависимости от их поло- жения. Рабство стало не только проявлением социального неравен- ства, но и нравственной проблемой. Соблюдение норм и правил касалось свободных людей; рабы, по существу, стояли «вне пра- вил»: по отношению к ним не действовали требования справедли- вости, уважения, вежливости. Неравенство начало рассматриваться как естественная норма человеческих отношений. Наиболее ярко это проявилось в этикетной культуре Древней Греции и Рима.
Вообще нравы этой эпохи представляют собой пеструю картину. С одной стороны, уважение к мудрости, поиски смысла жизни, тяга к красоте, с другой — свобода нравов, культ наслаждения, вседозволен- ность в любви. Например, таким прекрасным качествам Одиссея, как мужество, жажда подвига и отвага, или верность Пенелопы противо- стоят скаредность, коварство, подлость, стремление к власти и славе
Нерона и Герострата. Нравы были крайне жестокими (вспомните бои гладиаторов и решение толпы — добить или помиловать побежденного,
Спарту, в которой безжалостно сбрасывали в пропасть «неполноцен- ных» младенцев), но пленных уже не убивали, а сохраняли им жизнь, хоть и превращали в рабов.
Древние греки, поклонявшиеся разуму, силе и красоте, во внешнем поведении наиболее ценили сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и мужество в бою.
Об этом можно прочесть в «Одиссее» Гомера, в стихах античных поэтов. Пифагор воспитывал у своих учеников следование обычаям, повиновение старшим, самообладание, выдержку. Чтобы быть доброде- тельным, проповедовал Сократ, надо знать, как поступать. И уметь владеть собой, считал Демокрит. И то и другое непременно должно привести к необходимости умеренности, полагали многие греческие философы, в том числе и Фалес, который говорил: «Умеренность во всем есть жизни меч и щит, невоздержание болезнь и зло родит».
Древние
римляне также считали, что «мера — важнее всего».
Древнеримский поэт Овидий предостерегал молодых людей: не следует излишне жадно поглощать пищу И чрезмерно увлекаться напитками, однако вполне пристойно поклоннику красавицы обмакнуть пальцы в вино и написать «пламенной жидкостью» на столе объяснение в любви. Древний
Рим вообще был вопиюще дисгармоничен в своих нравственных и эстетических нормах, что находило отражение в этикете: невоздержанность в поведении и проявлении чувств, стремление покорить роскошью. Поэтому на фоне мягких и деликатных греков римляне выглядели необузданными, не знающими чувства меры ни в чем.
В эпоху средневековья прежде всего обращает на себя внимание этикет Византии: пышный и каноничный, впитавший в себя культуру Запада и Востока.
Здесь этикет обрел необычайную значимость, ибо он придавал вла- сти блеск и величие. Вокруг императорского трона вводятся специаль- ные должности для точного соблюдения правил этикета: царедворцы, одевавшие императора; подававшие воду для омовения рук; хранитель царской чернильницы; человек, ответственный за чистоту двора, и множество других придворных, последовательно выполнявших все пред- писанные при дворе ритуалы.
200
Один из интереснейших моментов в развитии этикета — по- явление в эпоху средневековья светского этикета, фундамен- том которого служила та же иерархическая лестница — строгое соблюдение норм соподчинения и правил поведения для от- дельных сословий. В его рамках, в свою очередь, выделялись ры-
царский и придворный этикет.
В основе рыцарского этикета лежал Кодекс рыцарской чести
— свод особых моральных норм и ценностей, позволявший рыцарям отделить себя от «неблагородных» — простолюдинов.
Благородство было главным достоинством рыцаря.
Одним из признаков благородства была длинная родословная, что требовало от рыцаря прославлять действительные, а нередко и выдуманные доблести, подвиги и моральные достоинства своих предков и преумножать их. Ядром рыцарского кодекса чести была также верность своему сеньору и своим обязательствам, поэтому рыцарский этикет предусматривал многочисленные обеты, клятвы, ритуалы. Предательство и вероломство считались тягчайшим грехом и влекли за собой исключение из рыцарской военно-аристократической корпорации. Кроме того, этикет требовал от рыцаря, чтобы он постоянно заботился о своей славе, подтверждая свое место в военно-феодальной иерархии, которое зависело от количества и качества одержанных им побед. Непременным проявлением благородства выступала также щедрость, поэтому «приличней» было разориться, чем прослыть скупцом: скупость вела к потере звания, положения, исключению из общества. .
Особенностью рыцарского этикета была его ориентация на внешние проявления: в качестве рыцарских добродетелей специально отмечались красота и привлекательность. Отсюда внешний блеск и внимание к ритуалам, атрибутике, манерам, символике.
Красоту рыцаря должны были подчеркивать дорогие одежды, ука- зывавшие на его социальное положение. Особое внимание уделялось аксессуарам — головным уборам и перчаткам, по которым точно опре- делялся ранг рыцаря.
От рыцаря также требовались учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, играть на музыкальном инструменте и петь. Он должен был быть развит физически (поскольку его доспехи весили 60—80 кг).
Важными составляющими рыцарского кодекса чести было отношение к
Врагу и Прекрасной Даме. Отношение к Врагу определялось безусловным требованием мужества. Боязнь быть за- подозренным в трусости, в недостатке мужества диктовала и соответствующие этикетные формы поведения рыцаря в сраже- нии, в основе которых лежали уважение к противнику и чувство собственного достоинства. Главным для рыцаря была не победа,
а поведение в бою.
Так, рыцарь в доспехах не имел права отступать; нельзя было напа- дать на противника сзади; убийство безоружного врага покрывало ры- царя позором: следовало предоставлять противнику по возможности рав- ные шансы. Интересно, что многие нормы боевого рыцарского этикета оказали впоследствии значительное влияние на формирование совре- менного воинского этикета.
201
Своего рода религией рыцаря было любовное служение, культ
Прекрасной Дамы. Любовь вдохновляла рыцаря на подвиги, облаго- раживала его. Чтобы завоевать благосклонность своей возлюблен- ной, рыцарь, согласно этикету, должен был демонстрировать пре- данность, самоотверженность, готовность к самоотречению, уме- ние владеть собой, укрощать свои порывы. Такой тип любовных отношений к Даме предполагал заботливость и обожание, изы- сканное ухаживание и оказание всевозможных знаков внимания.
Утонченный и любезно-галантный, он, по существу, представлял собой форму игры, в которой участникам надлежало строго следо- вать правилам этикета и отведенной роли. Но красота этикетных предписаний сделала свое дело, и до сегодняшнего дня сохраняет- ся романтичное представление о рыцарском отношении к женщи- не, которое может послужить учителю основой для формирования более красивых отношений мальчиков и девочек.
Правда, не следует и идеализировать рыцарское служение женщине.
Рыцарю, который мог бесстрашно войти в клетку со львом, чтобы до- казать свою любовь Даме сердца, который мог всю жизнь хранить в качестве залога любви ее платок, этикет не отказывал в то же время в
«праве первой брачной ночи» с молодой крестьянкой, выходящей за- муж. Отправляясь на Столетнюю войну, он имел право надеть на собст- венную жену «пояс верности». Этикет предписывал ему петь серенады под балконом своей Даме, но не только из романтических побужде- ний, а потому, что рыцари, как правило, были попросту неграмотны и не могли написать любовного письма.
Краеугольным камнем Кодекса рыцарской чести выступает само понятие Честь, которое как бы объемлет весь моральный кодекс, гласивший, что Душа рыцаря принадлежит Богу, жизнь — Королю, сердце — Прекрасной Даме, но Честь свою он не отдаст никому. Именно честь становится отличительным при- знаком и главной опорой в жизни человека благородного зна- ния, закрепившись в этикете на века.
Законам чести следовали неукоснительно. Существовала только одна клятва, которую нельзя было нарушить дворянину — «клянусь честью».
Был только один долг, который должен быть обязательно уплачен, на- зываемый долгом чести, — карточный долг (остальные долги можно было и не платить). Даже при совершении казни принималась во вни- мание честь, которую следовало воздать рангу и званию осужденного.
Чувство чести было настолько обостренным, что покушение на нее считалось смертельным оскорблением. Правда, задетую честь можно было восстановить. Во-первых, публично нанесенное оскорбление могло быть публично же взято назад, и после принесенного извинения оскорбление считалось как бы не нанесенным, а честь дворянина не страдала. Во-вторых, быстро и эффектно восстановить оскорбленную честь можно было с помощью дуэли. В-третьих, если дуэль была затруднительна или не желательна, то оскорбленный имел полное право поступить по отношению к оскорбителю так же или еще грубее.
Параллельно с рыцарским этикетом
(проникавшим, кстати, и в другие слои общества) формировался придворный этикет,
202
еще более явственно служивший обособлению высших слоев общества. Чрезвычайно суров был придворный этикет средневе-
ковой Испании и Англии. Он сковывал человека, словно металли- ческий корсет, — и в прямом, и в переносном смысле. Появля- ются специальные книги и трактаты, поучающие, чего требует от каждого воспитанного человека учтивость. Эти требования превращают простые правила поведения в стандарт как необ- ходимую ритуализированную форму общения. Причем требова- ния этикета были столь сложны, что со временем появились специальные люди — церемониймейстеры, знающие все тонко- сти придворных ритуалов, которые не имели права нарушать даже монархи.
Европейские монархи специально не требовали унижения от под- данных, но при этом посетители, удостоенные аудиенции, должны были становиться на колени. Этот способ выражения почтения родился в
Испании, позже стал применяться при австрийском и английском дво- рах. Императоры любили созерцать такую демонстрацию униженной по- корности и изыскивали все новые поводы требовать от своих поддан- ных преклонять колени. В Англии придворные так часто падали на коле- ни, что панталоны у них были изношены до крайности.
Во имя этикета порою жертвовали жизнью. Так, чуть не погибла испанская королева, которая, запутавшись в стременах, упала с коня. Видевшие это гранды не смели помочь ей, поскольку этикет запрещал касаться королевы.
Правда, нашлось двое смельчаков, которые спасли королеву, после чего сразу же покинули Мадрид, чтобы избежать наказания.
Придворный этикет
Италии и Франции был много свободнее. И если во времена средневековья тон задавал испанский этикет, то с XVII-XVIII вв. пальма первенства переходит к Франции. Само слово этикет
употребляется со времен Людовика XIV, на приемах которого гостям вручали карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. Эти карточки — «этикетки» и дали имя этикету. Во французском языке это слово имеет два значения: ярлык и свод правил, условный порядок поведения. Этикет и был как раз тем самым поведенческим ярлыком, который указывал на принадлежность человека к определенному слою общества. Умение вести себя помогало определить «кто есть кто».
Этикет, строго регламентирующий каждый шаг, был важным атрибутом высокого происхождения, богатства и власти, так что долгое время вообще считалось, что этикет — чисто светское, придворное достояние.
Жизнь французского (а впоследствии и не только) двора напоми- нала театрализованное представление, где поступки могли быть ковар- ными и жестокими, но манеры должны были отличаться изяществом и грацией, где больше всего ценилась не искренность, а умение быть предупредительным в обхождении. При этом этикет пронизывал все сферы жизни высшего сословия, буквально до мелочей регламентируя жизнь двора. Члены семьи монарха должны были в определенный час вставать, точно указывалось, кто должен присутствовать при одевании
203
монарха, кто должен держать и подавать одежду, туалетные принад- лежности
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 32