Файл: Литература по основным разделам курса. Предназначено для студентов и преподавателей педагогических ву зов и колледжей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 403
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
УДК 17:37.0(075,8)
ББК87.7я73 М71
Автор
профессор кафедры философии, социологии, экономики Международного
государственного экологического университета им. А. Д. Сахарова
Т. В. Мишаткина
Рецензенты:
кафедоа психологии и педагогаии факультета психолого-педагогической пе-
реподготовки и повышения квалификации Белорусского государственного
экономического университета (зав. кафедрой, профессор Г. В. Бороздина);
доктор педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии началь-
ного образования Белорусского государственного педагогического универси-
тета им. М. Танка, профессор В. В. Буткевич; доктор философских наук,
зав. кафедрой философии и культурологии, проректор Республиканского ин-
ститута высшей школы Белгосуниверситета, профессор Я. С. Яскевич
Мишаткина Т.В.
М 71 Педагогическая этика: Учеб. пособие / Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: Феникс; Мн.:
ТетраСистемс, 2004. -304с.
ISBN 5-222-05265-6 («Феникс»)
Пособие посвящено вопросам этики и культуры общения педагога в системе отношений «по вертикали» (педагог — учащийся) и «по гори- зонтали» (педагог — педагог). Построено по принципу блочно-модуль-ной системы. Включает блоки: основы профессиональной педагогической этики; этика гражданственности и экологическая этика; этика и культура межличностного общения в молодежной среде; этикет и куль- тура поведения. В пособие включены; вопросы, упражнения и тесты для обсуждения и самоконтроля; сценарии ролевых и ситуативных игр; практические советы и рекомендации по этикету и культуре общения; , упражнения для аутотренинга, а также методические материалы*: при- мерная программа курса, планы семинарских занятий; темы рефератов, - литература по основным разделам курса.
Предназначено для студентов и преподавателей педагогических ву- зов и колледжей.
УДК 17:37.<К075.8)
ББК 87.7*73
© Мишаткина Т.В., 2G04
© Оформление: Издательство «Феникс», 2004
ISBN 5-222-05265-6
© Макет: НТООО «ТетраСистемс», 2004
О
Т
автора
Пособие «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА» рассчитано на то, что читатель уже знаком с основными положениями, принципами и ценностями этиче- ской теории, в рамках которой рассматриваются вопросы сущности, структу- ры, функций этики и морали и анализируются высшие моральные ценности.
Педагогическая этика, предпйсЁавающая нормы, принципы и требования к отношениям и поведению педагоги в рамках профессиональной деятельности,
принадлежит сравнительно новой области этического знания - прикладной
этике, базирующейся на общих положениях теоретической этики, но в tb же время имеющей свою специфику^ по содержанию, и по форме регуляции.
В данном пособии раскрываются основные этические положения, которые необходимы и значимы для профессиональной деятельности педагога; Эдой задаче соответствует и структура пособия.
Первый блок (главы 1—5) непосредственно посвящен морально-этическим вопросам педагогической деятельности. Это проблемы отношения педагога к
своему труду, к предмету своей деятельности; этика отношений «по вертика-
ли» — в системе «педагог—учащийся»; этика отношений «по горизонтали»
— в системе «педагог—педагог»; вопросы административно-деловых
отношений — между педагогом и руководством; особенности педагогической этики в условиях вуза.
Второй блок (главы 6—9) нацеливает на анализ проблем, с которыми стал- кивается педагог в процессе общения с учащимися — будь то школьники или студенты. Пособие не претендует на полный охват этих проблем: скорее всего, это не возможно, а выделяет, на наш взгляд, наиболее важные и актуальные из них. Это этические проблемы формирования гражданственности молоде- жи,ее экологической культуры, этики и культуры межличностного общения, в том числе дружбы, любви, семейных и сексуальных отношений; проблемы моло"
дежной субкультуры и общения в виртуальной реальности; вопросы этикета.
Третий блок — «Практикум» бключает в себя материал для еамостоятельл ного анализа — фрагменты из работ В.А. Сухомлинского о воспитании; тесты, практические рекомендации, упражнения для аутотренинга, касающиеся об- щения, в которое вступает педагог в своих личных и деловых отношениях.
В пособие входит также «Методическое приложение»: программа курса, планы семинарских занятий; темы рефератов, литература по основным разде- лам курса.
Пособие подготовлено на основании типовой программы «Этика» и про- граммы «Этика и культура общения педагога» и апробировано в учебном про- цессе на кафедре философии и культурологии Республиканского института. высшей школы BFY и на факультете повышения квалификации БГЭУ.
Автор выражает глубокую благодарность своим коллегам Е.В. Беляевой,
З.В. Бражниковой, B.C. Вязовкину, Р.В. Сухаревой за предоставленные ими материалы, а также рецензентам В,В. Буткевич, Г.В. Бороздиной, Я.С. Яскевич за сделанные ими замечания и рекомендации, способствовавшие, как надеет- ся автор, улучшению текста.
Вместо введения.
ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА КАК Г
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»
В конце XX века, когда многие специалисты в области этики начали говорить о кризисе этики, о потере ею престижа и роли в обществе, стало ясно, что в современных условиях в развитии этики проявляются две основные тенденции. Первая
— несостоятельные или малопродуктивные в сегодняшней ситуации постмодерна претензии этики как на безоговорочное морализа--fopcTBO, так и на дальнейшие теоретико- аналитические усилия, приводящие нередко к схоластике.
Вторая тенденция - спасительная, на наш взгляд, для этики и, безусловно, продуктивная для общества — это обращение ее
к проблемам прикладного характера, реальное превращение ее в то, о чем говорил еще Аристотель — в «практическую философию».
Сегодня существование и функционирование прикладной эти-
ки как полноправной части «большой» этики выступает обще- мировой тенденцией, а разработка ее проблем становится маги- стральным направлением развития этического знания в третьем тысячелетии, тем более что решение многих из этих прикладных проблем оказалось затруднительным для этики традиционной.
Интенсивное развитие прикладной этики обусловлено, прежде всего, тем, что актуализируется и становится все более зна- чимой необходимость формирования нравственной культуры людей в самых разных сферах их жизнедеятельности. Радикаль- ное реформирование общества как основополагающая линия его развития на ближайшие и отдаленные годы требует качественно новой ментальности граждан. Общество нуждается в высокораз- витой гражданской позиции личности; в новом'неантропоцен- трическом экологическом сознании людей; в высокой культуре делового общения в сфере бизнеса и предпринимательства; в сознательной моральной саморегуляции профессионалов в та- ких ответственных сферах деятельности, как педагогика, меди- цина; юриспруденция, журналистика. Таким образом, необхо- димость существования и развития прикладной этики может рас- сматриваться
как
своеобразный
социальный
и
индивидуальный за-. каз этике от практики, определяемый, с одной стороны, по-
4
требностями личности и общества, а с другой — уровнем их нравственной культуры. Готовность и способность этики отве- тить на этот заказ и является современной модификацией ее традиционной роли — быть «практической философией».
Назревшая необходимость разработки и внедрения принци- пов и норм прикладной этики, в том числе и профессиональ- ной, определяется, прежде всего, демократизацией обществен- ных отношений и, как следствие, возрастанием роли свободы выбора. В свою очередь расширение свободы выбора связано, во-первых, с увеличением числа объектов выбора (во всех сфе- рах и на всех уровнях жизни); во-вторых, с расширением диапа- зона возможных вариантов поведения, норм и ценностей; в- третьих, с вовлечением в процесс морального выбора все более широких масс людей (и даже детей); в-четвертых, с отсутстви- ем готовых шаблонов и стереотипов выбора морального поведе- ния во многих ситуациях (нет образца для подражания и «пра- вильного» ответа на ситуацию); в-пятых, с невозможностью уклониться, «делегировать» право и необходимость выбора дру- гому (проблему надо решать самому, здесь и сейчас); в-шестых, с переносом акцента с норм запретительных на нормы разре- шительные и побудительные. Все это оказывает серьезное влия- ние на ситуацию морального выбора, в которую оказывается
«заброшенным» (по выражению экзистенциалистов) современ- ный человек, причем как в выборе смысложизненных решений, так и на уровне конкретного поступка. Это требует от личности самостоятельности искании и принятия решений, опирающихся на самый высокий уровень компетентности и нравственной культуры, на нравственную надежность личности, предполагаю- щую возрастание ее ответственности. Необходимость дать чело- веку конкретные нравственные ориентиры усугубляется при этом
«глобальностью» моральных проблем: нет сферы жизни, ней- тральной по отношению к ним; нет времени, «свободного» от них; нет возраста, в котором человек мог бы заявить об их окон- чательном решении для себя.
В этих условиях прикладная этика и отдельные ее отрасли, такие, например, как профессиональная, выступают как кон-
кретизация общечеловеческих моральных норм и принципов приме-
нительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с уче-
том специфики их жизнедеятельности. В результате прикладная
этика аккумулирует в себе взаимодействие этической теории, моральной жизни и нравственного воспитания личности. Реше- ние прикладной этикой этих задач предполагает:
• выявление особенностей отдельных социальных и профессиональных групп: прикладная этика — это этика, всегда имеющая конкретного адресата, например, «молодежь»,
«педагоги» и др.;
• выявление конкретных сфер их жизнедеятельности и ана
лиз их специфики;
• обнаружение, тдких особенностей и ситуаций, которые иногда
отличаются от общих моральных повелений (ситуативная эти
ка), необходимость объяснить, «оправдать» эти отличия как «не
избежное *зло» и в то же время минимизировать их.
При этом прикладная этика не просто использует наработки
этической теории, а превращает их в специфическую, практи-
чески новую информацию, преобразованную для нужд конкрет-
ной деятельности или ситуации. Отсюда проистекают и ее основ-
ные особенности - по сравнению с общей этикой:
v прикладная этика более специализирована и поэтому более
прагматична;
• она включает в себя не только собственно теорию морали,
нон комплекс внеэтическихзнаний о морали —
социологических,
психологических, педагогических;
• в ней превалирует технологический аспект: она включает в
себя разработку способов и методов внедрения прикладного зна
ния в практику в виде проектов, программ, "эталонов, моделей,
кодексов, становящихся ее «опредмеченной силой»;
• в процессе «приложения» этики происходит своеобразное
доразвитие ею общечеловеческих норм и требований этики, что
проявляется в следующем:
- происходит «переоценка ценностей» - их переосмысление и пре образование;
— возникают новые моменты их связи друг с другом, администра тивными и правовыми требованиями, обычаями;
— меняется их место в иерархии ценностей;
- возникают новые установки и ценности, имеющие место только в данной сфере деятельности.
Все эти особенности характерны и для такого раздела при-
кладной этики, как профессиональная этика.
Глава 1
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭДИКА В
СИСТЕМЕ ПРИКЛАДНОГО
ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Профессиональная этика - совокупность норм и правил, регу-
лирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих мо-
ральных ценностей, с учетом особенностей его профессиональной
деятельности и конкретной ситуации — занимает важное место в системе этического знания и образования, выступая
неотз&йлё-мой составной частью подготовки и деятельности
специалиста. Профессиональные этики, как правило, касаются
тех вддбв профессиональной деятельности, последствия или
процессы которой оказывают особое воздействие на жизнь и
судьбы других людей или человечества. В связи с этим в
настоящий момент можно выделить традиционные виды
профессиональной
этики,
такие,
как
педагогическая,
медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно
новые, появление или актуализация которых связаны с
возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде
деятельности (например, инженерная этика) или усилением его
влияния в обществе (журналистская этика). Осо
т
бое место
занимает этика делового общения, поскольку она выступает как
в роли самостоятельной профессиональной этики (для
менеджеров, предпринимателей и др.), так и в качестве элемента
этики других профессий (педагога, юриста, инженера).
Профессиональные этики — и традиционные, и новые -
имеют рядособенностей —общихи специфических (частных). К
общим особенностям относятся следующие.
1.
Высшие
моральные
ценности,
сохраняя
общечеловеческое
значение,
обретают
в
различных
профессиональных этиках свои
конкретные черты.
Совершенно особую роль — роль основы — во многих профессиональных этиках, в частности в педагогической, играют такие ценности, как профессиональный долг, совпадающий со смыслом жизни, и ответственность, обретающая характер глобальности. Имеют свои осо- бенности понимание, толкование и проявление добра и зла в юридической практике, страдания и сострадания в медицине.
2. В рамках
конкретной специальности формируются специ
ально-
профессиональные моральные нормы и ценности, характерные
только (или особенно) для данного рода деятельности; впо-
следствии они могут обретать все более широкий смысл, пре-
вращаясь иногда в общечеловеческие.
7
Например, принцип справедливости как одна из главных целей и норм юридической деятельности. Сегодня уже трудно сказать, приме- нялся он изначально как обязательный в ходе первичных родовых «раз- борок» — праобразов правовой деятельности, превратившись затем в основополагающий принцип юриспруденции, а потом и в общечелове- ческую моральную ценность, или все было наоборот. Или принцип де- мократичности, выступающий как один из основополагающих мораль- ных принципов во всех сферах человеческого общения, но пришедший к нам из профессиональных политических сфер.
3. В сфере профессионального общения, в частности в систе
ме «педагог—учащиеся», наблюдается неравенство сторонг- на
рушена субъект-гсубйектность их отношений. Нарушение это не
несет в себе никакого унижения и обусловлено особыми усло
виями взаимодействия сторон — условиями зависимости от
дей
ствий специалиста других людей, которая и определяет необхо
димость специальных профессиональных деонтологии —
этических
кодексов, предписаний и «правил поведения» специалиста в
условиях неравенства у зависимости.
Эти отношения, зависимости впервые были замечены в особых свя- зях, устанавливающихся между врачом и пациентом, и оговорены в
Клятве Гиппократа, ставшей основой медицинской деонтологии. Посте* - пенно стало ясно, что не только больной зависит от врача, нд и уче- ник — от учителя, подсудимый — от судьи: зависят от их компетентно- сти, порядочности, человеческих качеств. Так возникли и другие про-
фессиональные деонтологии, регламентирующие меру применения спе- циалистом своей власти над другим. Сегодня в этой устоявшейся тради- ции возникают проблемы, связанные с профессиональным общением в условиях демократизации общества, предполагающих равенство и от- сутствие принуждения. Как, например, должна решаться в этой -ситуа- ции проблема дистанции педагога и учащихся или вопрос о необходи- мости принуждения нерадивых учащихся к выполнению домашних за- даний? Как врачу совместить традицию врачебной тайны и заповедь
«не навреди» с новым принципом «информированного согласия», когда врач, реализуя право больного распоряжаться собственной жизнью, обязан поставить его в известность о неблагоприятном диагнозе?
Можно ли обвинять следователя, всю жизнь имеющего дело со злом, в том, что он, забыв принцип презумпции невиновности, проявляет «опе- режающую подозрительность» в общении с людьми?
4. Одной из сторон профессиональной этики выступает ее
корпоративность — обособленность и преданность узким
груп
повым интересам в рамках профессиональных объединений (кор
пораций). Корпоративность может проявляться в следующем.
• Это, прежде всего, сохранение и культивирование
профессиональных тайн и секретов от «непосвященных».
Эта сторона профессиональной морали — одна из самых древних.
Она формируется в процессе зарождения ремесел, когда «цеховые сек- реты» передавались от отца к сыну, от мастера к подмастерью или же умирали вместе с мастером. Секреты не только хранились, шифрова- лись, воровались, но за них могли и убить, ибо они приносили деньги, славу, власть. Уместно вспомнить и неразгаданные до сего дня тайны древнеегипетских жрецов, и зашифрованные «послания» алхимиков, и оставшиеся не восстановленными формулы страшных ядов средневе-^ ' ковых фармацевтов, и утерянные рецепты французских парфюмеров, и профессиональные тайны врачей и лекарей — от Гиппократа, который клялся искусство свое передавать только детям, до современных медиков, которые
«оберегают» свои врачебные тайны латынью й уМолчани-' ем. И сегодня практически каждая профессия содержит в себе какие-то «секреты», без которых трудно, а иногда и невозможно стать мастером своего дела: ювелиром, врачом или учителем.
• Проявление «цеховой солидарности» — помощь и защита
«сво
их» в любых условиях, причем с этической точки зрения трудно
бывает однозначно определить, добро это или зло.
Безусловно, хорошо, когда речь идет о солидарности моряков, спе- шащих на, помощь терпящему бедствие судну по сигналу SOS, или о материальной и моральной помощи шахтеров семьям своих погибших товарищей. Но плохо, если на защиту «чести мундира» становятся из ложно понимаемого чувства солидарности коллеги специалиста, со- вершившего ошибку или даже преступление. Плохо, например, когда учителя «из чувства солидарности» и во исполнение принципа «единст- ва требований» превращают в ад жизнь ребенка; когда врачи защищают своего нерадивого коллегу, небрежность которого привела к гибели пациента на операционном столе; когда правоохранительные органы покрывают своего работника — хама и бандита, терзающего свои жерт- вы, только чтобы «не выносить сор из избы».
• Наличие «внешней» стороны корпоративности, которая
проявляется в традициях, обычаях, внешнем виде, одежде, иг
рающих роль профессиональных символов:.
Например, белые одежды у целителей, черные одежды у монахов, мантии и парики у судей и стряпчих, особо строгая форма одежды и причесок у учителей, не говоря уж о военной форме, знаках отличия и т.д. Даже студенты в свое время отличались формой и цветом одежды или, по крайней мере, шапочек. Еще более впечатляющими были старательно сохраняемые и ритуально исполняемые обычаи, зачастую непонятные и даже пугающие- непосвященных (принятие присяги и клятвы на крови у средневековых рыцарей, обязательные драки с применением холодного оружия у германских студентов и т.д.).
1
5. ббщими длЯчЛюбого вида профессиональной
деятельности, в том числе и педагогической, являются
факторы, стимулирующие трудовую активность специалиста.
Основные из них лежат в области «человеческих отношений»,
требующих умения общаться, строить свои отношения на
основе взаимопонимания, уважения и сотрудничества.^
Важным фактором, мотивирующим положительное отношение
специалиста к труду, выступает также психологическое
самоощущение личности,, в частности, привлекательность для
нее самого процесса труда, интерес и стремление «показать себя».
Особую роль в положительной мотивации специалиста к труду
играет, безусловно, стремление к признанию и ориентация на
успех. Именно осознанная потребность в применении своих
способностей, стремление к общественному признанию
побуждает человека к пополнению своих знаний и умений,
накоплению опыта, что, в свою оче-
редь, дает возможность работать с большей самоотдачей. Рабо- та, приносящая удовлетворение профессионалу, педагогу в ча- стности, должна отвечать следующим важнейшим требованиям:
—это додж на быт|>интересная, увлекательная работа;
-* &Шк№исгпве дойкно царить взаимоуважение;
—нормой должно быть одобрение и стимулирование успехов в работе;
—работник должен иметь возможность самосовершенствования;
—должно быть взаимодействие с руководителем, способным оце нить дельное предложение;
—сотруднику должна быть предоставлена возможность творческого подхода к работе;*
—сотрудник должен видеть результаты своего труда;
— руководитель должен быть, достойным человеком;
<- работа должна требовать напряженияусил;
! — сотрудник должен иметь доступ к информации, касающейся его ■ ж- работы и состояния дел в целом.
Частные особенности профессиональной этики вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются в основном в моральных кодексах*- требованиях по отношению к специалистам. Так, педагогическая
этике является результатом анализа специфики и особенностей пе-
дагогической деятельности, выступающих основой для выработки
конкретных рекомендаций-требований по отношению к педагогу.
Общие и частные особенности профессиональной этики за- ставляют нас не только признать ее право на существование как одного из важнейших направлений этики, но и анализировать и изучать ее. Специалист должен осознавать необходимость и смысл профессиональных этических норм и принципов, обусловлен- ных спецификой его профессии, с тем, чтобы выработать у себя систему личностных норм — ориентиров в своей профессиональ- ной деятельности.
В О ПР О СЫ И З АДА НИ Я
1. Может ли этика научить морали? Как в этой связи Вы расцениваете высказывание Ф. Ларошфуко: «Можно дать совет, но нельзя дать умение им пользоваться»?
:
2. В чем,, на Ваш взгляд, проявляется сущность и специфичность приклад ной этики по сравнению с теоретической этикой? Каким образом в структуре прикладной этики проявляется ее «практичность»?
3. В связи с чем возникают и становятся актуальными профессиональные этики? Что такое профессиональная деонтология?
4. Оцените и прокомментируйте такую особенность профессиональной эти ки, как «неравенство» сторон и «зависимость», в которую попадают- люди от деятельности специалистов.
5. Можете ли Вы указать особенности проявления корпоративности в педа гогической этике?*
6. Раскройте факторы, способствующие удовлетворению профессионала своей работой применительно к деятельности педагога.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 32
УДК 17:37.0(075,8)
ББК87.7я73 М71
Автор
профессор кафедры философии, социологии, экономики Международного
государственного экологического университета им. А. Д. Сахарова
Т. В. Мишаткина
Рецензенты:
кафедоа психологии и педагогаии факультета психолого-педагогической пе-
реподготовки и повышения квалификации Белорусского государственного
экономического университета (зав. кафедрой, профессор Г. В. Бороздина);
доктор педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии началь-
ного образования Белорусского государственного педагогического универси-
тета им. М. Танка, профессор В. В. Буткевич; доктор философских наук,
зав. кафедрой философии и культурологии, проректор Республиканского ин-
ститута высшей школы Белгосуниверситета, профессор Я. С. Яскевич
Мишаткина Т.В.
М 71 Педагогическая этика: Учеб. пособие / Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: Феникс; Мн.:
ТетраСистемс, 2004. -304с.
ISBN 5-222-05265-6 («Феникс»)
Пособие посвящено вопросам этики и культуры общения педагога в системе отношений «по вертикали» (педагог — учащийся) и «по гори- зонтали» (педагог — педагог). Построено по принципу блочно-модуль-ной системы. Включает блоки: основы профессиональной педагогической этики; этика гражданственности и экологическая этика; этика и культура межличностного общения в молодежной среде; этикет и куль- тура поведения. В пособие включены; вопросы, упражнения и тесты для обсуждения и самоконтроля; сценарии ролевых и ситуативных игр; практические советы и рекомендации по этикету и культуре общения; , упражнения для аутотренинга, а также методические материалы*: при- мерная программа курса, планы семинарских занятий; темы рефератов, - литература по основным разделам курса.
Предназначено для студентов и преподавателей педагогических ву- зов и колледжей.
УДК 17:37.<К075.8)
ББК 87.7*73
© Мишаткина Т.В., 2G04
© Оформление: Издательство «Феникс», 2004
ISBN 5-222-05265-6
© Макет: НТООО «ТетраСистемс», 2004
О
Т
автора
Пособие «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА» рассчитано на то, что читатель уже знаком с основными положениями, принципами и ценностями этиче- ской теории, в рамках которой рассматриваются вопросы сущности, структу- ры, функций этики и морали и анализируются высшие моральные ценности.
Педагогическая этика, предпйсЁавающая нормы, принципы и требования к отношениям и поведению педагоги в рамках профессиональной деятельности,
принадлежит сравнительно новой области этического знания - прикладной
этике, базирующейся на общих положениях теоретической этики, но в tb же время имеющей свою специфику^ по содержанию, и по форме регуляции.
В данном пособии раскрываются основные этические положения, которые необходимы и значимы для профессиональной деятельности педагога; Эдой задаче соответствует и структура пособия.
Первый блок (главы 1—5) непосредственно посвящен морально-этическим вопросам педагогической деятельности. Это проблемы отношения педагога к
своему труду, к предмету своей деятельности; этика отношений «по вертика-
ли» — в системе «педагог—учащийся»; этика отношений «по горизонтали»
— в системе «педагог—педагог»; вопросы административно-деловых
отношений — между педагогом и руководством; особенности педагогической этики в условиях вуза.
Второй блок (главы 6—9) нацеливает на анализ проблем, с которыми стал- кивается педагог в процессе общения с учащимися — будь то школьники или студенты. Пособие не претендует на полный охват этих проблем: скорее всего, это не возможно, а выделяет, на наш взгляд, наиболее важные и актуальные из них. Это этические проблемы формирования гражданственности молоде- жи,ее экологической культуры, этики и культуры межличностного общения, в том числе дружбы, любви, семейных и сексуальных отношений; проблемы моло"
дежной субкультуры и общения в виртуальной реальности; вопросы этикета.
Третий блок — «Практикум» бключает в себя материал для еамостоятельл ного анализа — фрагменты из работ В.А. Сухомлинского о воспитании; тесты, практические рекомендации, упражнения для аутотренинга, касающиеся об- щения, в которое вступает педагог в своих личных и деловых отношениях.
В пособие входит также «Методическое приложение»: программа курса, планы семинарских занятий; темы рефератов, литература по основным разде- лам курса.
Пособие подготовлено на основании типовой программы «Этика» и про- граммы «Этика и культура общения педагога» и апробировано в учебном про- цессе на кафедре философии и культурологии Республиканского института. высшей школы BFY и на факультете повышения квалификации БГЭУ.
Автор выражает глубокую благодарность своим коллегам Е.В. Беляевой,
З.В. Бражниковой, B.C. Вязовкину, Р.В. Сухаревой за предоставленные ими материалы, а также рецензентам В,В. Буткевич, Г.В. Бороздиной, Я.С. Яскевич за сделанные ими замечания и рекомендации, способствовавшие, как надеет- ся автор, улучшению текста.
Вместо введения.
ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА КАК Г
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»
В конце XX века, когда многие специалисты в области этики начали говорить о кризисе этики, о потере ею престижа и роли в обществе, стало ясно, что в современных условиях в развитии этики проявляются две основные тенденции. Первая
— несостоятельные или малопродуктивные в сегодняшней ситуации постмодерна претензии этики как на безоговорочное морализа--fopcTBO, так и на дальнейшие теоретико- аналитические усилия, приводящие нередко к схоластике.
Вторая тенденция - спасительная, на наш взгляд, для этики и, безусловно, продуктивная для общества — это обращение ее
к проблемам прикладного характера, реальное превращение ее в то, о чем говорил еще Аристотель — в «практическую философию».
Сегодня существование и функционирование прикладной эти-
ки как полноправной части «большой» этики выступает обще- мировой тенденцией, а разработка ее проблем становится маги- стральным направлением развития этического знания в третьем тысячелетии, тем более что решение многих из этих прикладных проблем оказалось затруднительным для этики традиционной.
Интенсивное развитие прикладной этики обусловлено, прежде всего, тем, что актуализируется и становится все более зна- чимой необходимость формирования нравственной культуры людей в самых разных сферах их жизнедеятельности. Радикаль- ное реформирование общества как основополагающая линия его развития на ближайшие и отдаленные годы требует качественно новой ментальности граждан. Общество нуждается в высокораз- витой гражданской позиции личности; в новом'неантропоцен- трическом экологическом сознании людей; в высокой культуре делового общения в сфере бизнеса и предпринимательства; в сознательной моральной саморегуляции профессионалов в та- ких ответственных сферах деятельности, как педагогика, меди- цина; юриспруденция, журналистика. Таким образом, необхо- димость существования и развития прикладной этики может рас- сматриваться
как
своеобразный
социальный
и
индивидуальный за-. каз этике от практики, определяемый, с одной стороны, по-
4
требностями личности и общества, а с другой — уровнем их нравственной культуры. Готовность и способность этики отве- тить на этот заказ и является современной модификацией ее традиционной роли — быть «практической философией».
Назревшая необходимость разработки и внедрения принци- пов и норм прикладной этики, в том числе и профессиональ- ной, определяется, прежде всего, демократизацией обществен- ных отношений и, как следствие, возрастанием роли свободы выбора. В свою очередь расширение свободы выбора связано, во-первых, с увеличением числа объектов выбора (во всех сфе- рах и на всех уровнях жизни); во-вторых, с расширением диапа- зона возможных вариантов поведения, норм и ценностей; в- третьих, с вовлечением в процесс морального выбора все более широких масс людей (и даже детей); в-четвертых, с отсутстви- ем готовых шаблонов и стереотипов выбора морального поведе- ния во многих ситуациях (нет образца для подражания и «пра- вильного» ответа на ситуацию); в-пятых, с невозможностью уклониться, «делегировать» право и необходимость выбора дру- гому (проблему надо решать самому, здесь и сейчас); в-шестых, с переносом акцента с норм запретительных на нормы разре- шительные и побудительные. Все это оказывает серьезное влия- ние на ситуацию морального выбора, в которую оказывается
«заброшенным» (по выражению экзистенциалистов) современ- ный человек, причем как в выборе смысложизненных решений, так и на уровне конкретного поступка. Это требует от личности самостоятельности искании и принятия решений, опирающихся на самый высокий уровень компетентности и нравственной культуры, на нравственную надежность личности, предполагаю- щую возрастание ее ответственности. Необходимость дать чело- веку конкретные нравственные ориентиры усугубляется при этом
«глобальностью» моральных проблем: нет сферы жизни, ней- тральной по отношению к ним; нет времени, «свободного» от них; нет возраста, в котором человек мог бы заявить об их окон- чательном решении для себя.
В этих условиях прикладная этика и отдельные ее отрасли, такие, например, как профессиональная, выступают как кон-
кретизация общечеловеческих моральных норм и принципов приме-
нительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с уче-
том специфики их жизнедеятельности. В результате прикладная
этика аккумулирует в себе взаимодействие этической теории, моральной жизни и нравственного воспитания личности. Реше- ние прикладной этикой этих задач предполагает:
• выявление особенностей отдельных социальных и профессиональных групп: прикладная этика — это этика, всегда имеющая конкретного адресата, например, «молодежь»,
«педагоги» и др.;
• выявление конкретных сфер их жизнедеятельности и ана
лиз их специфики;
• обнаружение, тдких особенностей и ситуаций, которые иногда
отличаются от общих моральных повелений (ситуативная эти
ка), необходимость объяснить, «оправдать» эти отличия как «не
избежное *зло» и в то же время минимизировать их.
При этом прикладная этика не просто использует наработки
этической теории, а превращает их в специфическую, практи-
чески новую информацию, преобразованную для нужд конкрет-
ной деятельности или ситуации. Отсюда проистекают и ее основ-
ные особенности - по сравнению с общей этикой:
v прикладная этика более специализирована и поэтому более
прагматична;
• она включает в себя не только собственно теорию морали,
нон комплекс внеэтическихзнаний о морали —
социологических,
психологических, педагогических;
• в ней превалирует технологический аспект: она включает в
себя разработку способов и методов внедрения прикладного зна
ния в практику в виде проектов, программ, "эталонов, моделей,
кодексов, становящихся ее «опредмеченной силой»;
• в процессе «приложения» этики происходит своеобразное
доразвитие ею общечеловеческих норм и требований этики, что
проявляется в следующем:
- происходит «переоценка ценностей» - их переосмысление и пре образование;
— возникают новые моменты их связи друг с другом, администра тивными и правовыми требованиями, обычаями;
— меняется их место в иерархии ценностей;
- возникают новые установки и ценности, имеющие место только в данной сфере деятельности.
Все эти особенности характерны и для такого раздела при-
кладной этики, как профессиональная этика.
Глава 1
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭДИКА В
СИСТЕМЕ ПРИКЛАДНОГО
ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Профессиональная этика - совокупность норм и правил, регу-
лирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих мо-
ральных ценностей, с учетом особенностей его профессиональной
деятельности и конкретной ситуации — занимает важное место в системе этического знания и образования, выступая
неотз&йлё-мой составной частью подготовки и деятельности
специалиста. Профессиональные этики, как правило, касаются
тех вддбв профессиональной деятельности, последствия или
процессы которой оказывают особое воздействие на жизнь и
судьбы других людей или человечества. В связи с этим в
настоящий момент можно выделить традиционные виды
профессиональной
этики,
такие,
как
педагогическая,
медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно
новые, появление или актуализация которых связаны с
возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде
деятельности (например, инженерная этика) или усилением его
влияния в обществе (журналистская этика). Осо
т
бое место
занимает этика делового общения, поскольку она выступает как
в роли самостоятельной профессиональной этики (для
менеджеров, предпринимателей и др.), так и в качестве элемента
этики других профессий (педагога, юриста, инженера).
Профессиональные этики — и традиционные, и новые -
имеют рядособенностей —общихи специфических (частных). К
общим особенностям относятся следующие.
1.
Высшие
моральные
ценности,
сохраняя
общечеловеческое
значение,
обретают
в
различных
профессиональных этиках свои
конкретные черты.
Совершенно особую роль — роль основы — во многих профессиональных этиках, в частности в педагогической, играют такие ценности, как профессиональный долг, совпадающий со смыслом жизни, и ответственность, обретающая характер глобальности. Имеют свои осо- бенности понимание, толкование и проявление добра и зла в юридической практике, страдания и сострадания в медицине.
2. В рамках
конкретной специальности формируются специ
ально-
профессиональные моральные нормы и ценности, характерные
только (или особенно) для данного рода деятельности; впо-
следствии они могут обретать все более широкий смысл, пре-
вращаясь иногда в общечеловеческие.
7
Например, принцип справедливости как одна из главных целей и норм юридической деятельности. Сегодня уже трудно сказать, приме- нялся он изначально как обязательный в ходе первичных родовых «раз- борок» — праобразов правовой деятельности, превратившись затем в основополагающий принцип юриспруденции, а потом и в общечелове- ческую моральную ценность, или все было наоборот. Или принцип де- мократичности, выступающий как один из основополагающих мораль- ных принципов во всех сферах человеческого общения, но пришедший к нам из профессиональных политических сфер.
3. В сфере профессионального общения, в частности в систе
ме «педагог—учащиеся», наблюдается неравенство сторонг- на
рушена субъект-гсубйектность их отношений. Нарушение это не
несет в себе никакого унижения и обусловлено особыми усло
виями взаимодействия сторон — условиями зависимости от
дей
ствий специалиста других людей, которая и определяет необхо
димость специальных профессиональных деонтологии —
этических
кодексов, предписаний и «правил поведения» специалиста в
условиях неравенства у зависимости.
Эти отношения, зависимости впервые были замечены в особых свя- зях, устанавливающихся между врачом и пациентом, и оговорены в
Клятве Гиппократа, ставшей основой медицинской деонтологии. Посте* - пенно стало ясно, что не только больной зависит от врача, нд и уче- ник — от учителя, подсудимый — от судьи: зависят от их компетентно- сти, порядочности, человеческих качеств. Так возникли и другие про-
фессиональные деонтологии, регламентирующие меру применения спе- циалистом своей власти над другим. Сегодня в этой устоявшейся тради- ции возникают проблемы, связанные с профессиональным общением в условиях демократизации общества, предполагающих равенство и от- сутствие принуждения. Как, например, должна решаться в этой -ситуа- ции проблема дистанции педагога и учащихся или вопрос о необходи- мости принуждения нерадивых учащихся к выполнению домашних за- даний? Как врачу совместить традицию врачебной тайны и заповедь
«не навреди» с новым принципом «информированного согласия», когда врач, реализуя право больного распоряжаться собственной жизнью, обязан поставить его в известность о неблагоприятном диагнозе?
Можно ли обвинять следователя, всю жизнь имеющего дело со злом, в том, что он, забыв принцип презумпции невиновности, проявляет «опе- режающую подозрительность» в общении с людьми?
4. Одной из сторон профессиональной этики выступает ее
корпоративность — обособленность и преданность узким
груп
повым интересам в рамках профессиональных объединений (кор
пораций). Корпоративность может проявляться в следующем.
• Это, прежде всего, сохранение и культивирование
профессиональных тайн и секретов от «непосвященных».
Эта сторона профессиональной морали — одна из самых древних.
Она формируется в процессе зарождения ремесел, когда «цеховые сек- реты» передавались от отца к сыну, от мастера к подмастерью или же умирали вместе с мастером. Секреты не только хранились, шифрова- лись, воровались, но за них могли и убить, ибо они приносили деньги, славу, власть. Уместно вспомнить и неразгаданные до сего дня тайны древнеегипетских жрецов, и зашифрованные «послания» алхимиков, и оставшиеся не восстановленными формулы страшных ядов средневе-^ ' ковых фармацевтов, и утерянные рецепты французских парфюмеров, и профессиональные тайны врачей и лекарей — от Гиппократа, который клялся искусство свое передавать только детям, до современных медиков, которые
«оберегают» свои врачебные тайны латынью й уМолчани-' ем. И сегодня практически каждая профессия содержит в себе какие-то «секреты», без которых трудно, а иногда и невозможно стать мастером своего дела: ювелиром, врачом или учителем.
• Проявление «цеховой солидарности» — помощь и защита
«сво
их» в любых условиях, причем с этической точки зрения трудно
бывает однозначно определить, добро это или зло.
Безусловно, хорошо, когда речь идет о солидарности моряков, спе- шащих на, помощь терпящему бедствие судну по сигналу SOS, или о материальной и моральной помощи шахтеров семьям своих погибших товарищей. Но плохо, если на защиту «чести мундира» становятся из ложно понимаемого чувства солидарности коллеги специалиста, со- вершившего ошибку или даже преступление. Плохо, например, когда учителя «из чувства солидарности» и во исполнение принципа «единст- ва требований» превращают в ад жизнь ребенка; когда врачи защищают своего нерадивого коллегу, небрежность которого привела к гибели пациента на операционном столе; когда правоохранительные органы покрывают своего работника — хама и бандита, терзающего свои жерт- вы, только чтобы «не выносить сор из избы».
• Наличие «внешней» стороны корпоративности, которая
проявляется в традициях, обычаях, внешнем виде, одежде, иг
рающих роль профессиональных символов:.
Например, белые одежды у целителей, черные одежды у монахов, мантии и парики у судей и стряпчих, особо строгая форма одежды и причесок у учителей, не говоря уж о военной форме, знаках отличия и т.д. Даже студенты в свое время отличались формой и цветом одежды или, по крайней мере, шапочек. Еще более впечатляющими были старательно сохраняемые и ритуально исполняемые обычаи, зачастую непонятные и даже пугающие- непосвященных (принятие присяги и клятвы на крови у средневековых рыцарей, обязательные драки с применением холодного оружия у германских студентов и т.д.).
1
5. ббщими длЯчЛюбого вида профессиональной
деятельности, в том числе и педагогической, являются
факторы, стимулирующие трудовую активность специалиста.
Основные из них лежат в области «человеческих отношений»,
требующих умения общаться, строить свои отношения на
основе взаимопонимания, уважения и сотрудничества.^
Важным фактором, мотивирующим положительное отношение
специалиста к труду, выступает также психологическое
самоощущение личности,, в частности, привлекательность для
нее самого процесса труда, интерес и стремление «показать себя».
Особую роль в положительной мотивации специалиста к труду
играет, безусловно, стремление к признанию и ориентация на
успех. Именно осознанная потребность в применении своих
способностей, стремление к общественному признанию
побуждает человека к пополнению своих знаний и умений,
накоплению опыта, что, в свою оче-
—это додж на быт|>интересная, увлекательная работа;
-* &Шк№исгпве дойкно царить взаимоуважение;
—нормой должно быть одобрение и стимулирование успехов в работе;
—работник должен иметь возможность самосовершенствования;
—должно быть взаимодействие с руководителем, способным оце нить дельное предложение;
—сотруднику должна быть предоставлена возможность творческого подхода к работе;*
—сотрудник должен видеть результаты своего труда;
— руководитель должен быть, достойным человеком;
<- работа должна требовать напряженияусил;
! — сотрудник должен иметь доступ к информации, касающейся его ■ ж- работы и состояния дел в целом.
Частные особенности профессиональной этики вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются в основном в моральных кодексах*- требованиях по отношению к специалистам. Так, педагогическая
этике является результатом анализа специфики и особенностей пе-
дагогической деятельности, выступающих основой для выработки
конкретных рекомендаций-требований по отношению к педагогу.
Общие и частные особенности профессиональной этики за- ставляют нас не только признать ее право на существование как одного из важнейших направлений этики, но и анализировать и изучать ее. Специалист должен осознавать необходимость и смысл профессиональных этических норм и принципов, обусловлен- ных спецификой его профессии, с тем, чтобы выработать у себя систему личностных норм — ориентиров в своей профессиональ- ной деятельности.
В О ПР О СЫ И З АДА НИ Я
1. Может ли этика научить морали? Как в этой связи Вы расцениваете высказывание Ф. Ларошфуко: «Можно дать совет, но нельзя дать умение им пользоваться»?
:
2. В чем,, на Ваш взгляд, проявляется сущность и специфичность приклад ной этики по сравнению с теоретической этикой? Каким образом в структуре прикладной этики проявляется ее «практичность»?
3. В связи с чем возникают и становятся актуальными профессиональные этики? Что такое профессиональная деонтология?
4. Оцените и прокомментируйте такую особенность профессиональной эти ки, как «неравенство» сторон и «зависимость», в которую попадают- люди от деятельности специалистов.
5. Можете ли Вы указать особенности проявления корпоративности в педа гогической этике?*
6. Раскройте факторы, способствующие удовлетворению профессионала своей работой применительно к деятельности педагога.
Глава 2
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ,
СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ
Этика педагога - феномен, на наш взгляд, совершенно особый
И все жеi-.ee сущность и содержание, как и/любой профес- сиональной этики, наиболее полно и последовательно раскры- ваются с помощью анализа ее структуры, в которой можно
выделить четыре основных блока.
Во-первых; это этика отношения педагога к своему труду, к
предмету своей деятельности.
Во-вторых, это этика отношений «по вертикали» ■— в
системе «педагог—учащийся», которая рассматривает основные принципы, нормы этих отношений и требования, предъявляемые к личности и поведению педагога.
В-третьих, это этика отношений «по горизонтали» — в
системе «педагог-педагог», в которой рассматриваются те отношения, которые регламентируются не столько общими нормами, сколько спецификой деятельности и психологии педагога.
В-четвертых,- это этика административно-деловых отношений
педагога и руководящих структур, предписывающая обеим сто-
ронам определенные «правила игры», направленные на опти- мизацию управления системой образования. * Предлагаемый подход не претендует на роль «истины в последней инстанции», но он позволяет поставить и рассмотреть наиболее важные проблемы педагогической культуры, такие, как этические и психологические аспекты профессиональной деятельности педагога. Для этого, прежде всего, необходимо выявить
специфику этой деятельности.
2.1. СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предмет труда и ответственность педагога
Специфика профессиональной этики педагога, ее уникальность
и исключительность определяются в первую очередь предметом педагогического труда. Если у инженера предметом его труда яв-
11
ляются механизмы и машины, у агронома - растения и земля, у врача - человеческое тело, то у педагога предметом трда является субстанция нематериальная, в какой-то мере эфемерная -живая
человеческая душа. Ее формирование, развитие, становление происходит на-глазах педагога и с его помощью. Волею судьбы или случая, по личному призванию или по назначению общества человек становится учителем - и получает право фор- мировать (по своему образу и подобию?) мысли и чувства маль- чиков и девочек, сидящих перед ним, распоряжаться ими, вли- ять на них и, как поется в Гимне Санкт-Петербургского педа- гогического университета им. А. Герцена, «учиться и учить на Че- ловека». Это удивительное свойство профессии педагога является в то же время источником его огромной ответственности.
Ведь, по сути, состояние общества, уровень развития его культуры менталитет его граждан - результат деятельности учителя (или его
«псевдодеятельности», или бездеятельности). И если нас что-то не устраива-
(
ет, пугает и тревожит в обществе, то винить кроме нас, педагогов некого: ведь и народные депутаты, и предприниматели, и ученые мужи, и рэкетиры - все они ирошли школу и имели учителей. Все они в конечном итоге - результат чьей-то педагогической деятельности (в том числе и «брак», который педагогу так хочется отнести не на свой счет, а на счет «среды», «улицы» и пр.).
Рассмотрение предмета педагогического труда требует оста- новиться на еще одной его особенности - асимметричности
отношений педагога и учащихся, выражающейся в зависимости
последних от педагога. Эта зависимость выступает, как уже от- мечалось, проявлением субъкт-объектности многих профессио- нальных отношений, в которых имеет место неравенство взаи- модействующих сторон. Но в случае педагогической этики речь идет о том, что от уровня профессионализма/культуры, нрав- ственных ценностей и идеалов, порядочности, доброты и мно- гих других человеческих качеств одного педагога (их наличия или отсутствия) зависят характеры, судьбы, а иногда и жизни сотен и тысяч детей. И поэтому объективное присутствие зави-
симости налагает на педагога дополнительную ответственность
за результаты своего труда.
Глобальное понимание ответственности как Первого и главного
требования педагогической этики не у всех вызывает согласие.
«Воспитывает не учитель, а окружающая среда», «учитель не может противостоять развращающему влиянию действительно- сти», «семья должна формировать душу ребенка»... Все это дей- ствительно так. Но кто учил (или не учил) родителей, что и как следует развивать в собственной душе и в душе своего ребенка?
Какие идеалы и ценности - вечные или сиюминутные, общече- ловеческие или идеологические закладывались в их души? Ко- нечно, и семья, и улица, и средства массовой информации, и состояние общества — на душу ребенка воздействует все. Но толькo школами учитель специально подготовлены к формированию личности. Только они профессионально и
целенаправленно должны заниматься этим.
'Осознает ли, готов ли принять на себя педагог этот нечелове- ческий груз «ответственности за все»? Наверное, каждый педа- гог относится к этому по-разному: кто-то с негодованием <уг- вер гнет это требование глобальной ответственности, кто-то вос- примет его как само собой разумеющееся, кто-то всю
CBOIO долгую профессиональную жизнь будет мучиться и страдать
ОТ
УГРЫЗЕНИЙ
:: тому ли учу, то ли и так ли делаю. Последний вариант и есть один из важнейших показателей высокой
профессиональной культуры учителя.
Полифункциональный характер
педагогической деятельности
Это еще одна ее специфическая особенность. Безусловно, каждый педагог в первую очередь должен быть специалистом в своей области, ведь фундаментом педагогической деятельности
#
является безукоризненное знание своего предмета, его актуальных проблем и последних научных достижений. Однако это, как говорят логики, необходимое, но недостаточное условие про- фессиональной культуры педагога.
Хорошему инженеру, например, достаточно свободно разбираться в механизмах и машинах, хорошему врачу — в анатомии, физиологии . , человека и симптомах заболевании. Для педагога же мало досконально знать свой предмет. Можно быть прекрасным специалистом в области ботаники, физики или эстетики, сделать научное открытие или защитить диссертацию, но не быть при этом хорошим педагогом.
Высокий профессионализм педагога предполагает, кроме наличия
специальных знаний, умение передать их, умение научить,
воздействовать на сознание, пробудить его к жизни. В этом и
заключается педагогическое мастерство, требующее особого
«ремесла», навыков и таланта учителя.
Потребность в этих качествах определяется полифункциональ-
ным характером педагогической деятельности. Он проявляется в
трех ее основных функциях: селекции, консервации к трансляции
(ретрансляции) знаний. Эти функции обеспечивают педагогу вы- полнение его главной миссии -"осуществления социального на-
следования — своеобразной генетической связи исторических эпох и культур от древности до наших дней.
Селекция — это отбор из всего многообразия постоянно
увеличивающегося культурного наследия тех необходимых
фундаменталь-
13
человеческая душа. Ее формирование, развитие, становление происходит на-глазах педагога и с его помощью. Волею судьбы или случая, по личному призванию или по назначению общества человек становится учителем - и получает право фор- мировать (по своему образу и подобию?) мысли и чувства маль- чиков и девочек, сидящих перед ним, распоряжаться ими, вли- ять на них и, как поется в Гимне Санкт-Петербургского педа- гогического университета им. А. Герцена, «учиться и учить на Че- ловека». Это удивительное свойство профессии педагога является в то же время источником его огромной ответственности.
Ведь, по сути, состояние общества, уровень развития его культуры менталитет его граждан - результат деятельности учителя (или его
«псевдодеятельности», или бездеятельности). И если нас что-то не устраива-
(
ет, пугает и тревожит в обществе, то винить кроме нас, педагогов некого: ведь и народные депутаты, и предприниматели, и ученые мужи, и рэкетиры - все они ирошли школу и имели учителей. Все они в конечном итоге - результат чьей-то педагогической деятельности (в том числе и «брак», который педагогу так хочется отнести не на свой счет, а на счет «среды», «улицы» и пр.).
Рассмотрение предмета педагогического труда требует оста- новиться на еще одной его особенности - асимметричности
отношений педагога и учащихся, выражающейся в зависимости
последних от педагога. Эта зависимость выступает, как уже от- мечалось, проявлением субъкт-объектности многих профессио- нальных отношений, в которых имеет место неравенство взаи- модействующих сторон. Но в случае педагогической этики речь идет о том, что от уровня профессионализма/культуры, нрав- ственных ценностей и идеалов, порядочности, доброты и мно- гих других человеческих качеств одного педагога (их наличия или отсутствия) зависят характеры, судьбы, а иногда и жизни сотен и тысяч детей. И поэтому объективное присутствие зави-
симости налагает на педагога дополнительную ответственность
за результаты своего труда.
Глобальное понимание ответственности как Первого и главного
требования педагогической этики не у всех вызывает согласие.
«Воспитывает не учитель, а окружающая среда», «учитель не может противостоять развращающему влиянию действительно- сти», «семья должна формировать душу ребенка»... Все это дей- ствительно так. Но кто учил (или не учил) родителей, что и как следует развивать в собственной душе и в душе своего ребенка?
Какие идеалы и ценности - вечные или сиюминутные, общече- ловеческие или идеологические закладывались в их души? Ко- нечно, и семья, и улица, и средства массовой информации, и состояние общества — на душу ребенка воздействует все. Но толькo школами учитель специально подготовлены к формированию личности. Только они профессионально и
целенаправленно должны заниматься этим.
'Осознает ли, готов ли принять на себя педагог этот нечелове- ческий груз «ответственности за все»? Наверное, каждый педа- гог относится к этому по-разному: кто-то с негодованием <уг- вер гнет это требование глобальной ответственности, кто-то вос- примет его как само собой разумеющееся, кто-то всю
CBOIO долгую профессиональную жизнь будет мучиться и страдать
ОТ
УГРЫЗЕНИЙ
:: тому ли учу, то ли и так ли делаю. Последний вариант и есть один из важнейших показателей высокой
профессиональной культуры учителя.
Полифункциональный характер
педагогической деятельности
Это еще одна ее специфическая особенность. Безусловно, каждый педагог в первую очередь должен быть специалистом в своей области, ведь фундаментом педагогической деятельности
#
является безукоризненное знание своего предмета, его актуальных проблем и последних научных достижений. Однако это, как говорят логики, необходимое, но недостаточное условие про- фессиональной культуры педагога.
Хорошему инженеру, например, достаточно свободно разбираться в механизмах и машинах, хорошему врачу — в анатомии, физиологии . , человека и симптомах заболевании. Для педагога же мало досконально знать свой предмет. Можно быть прекрасным специалистом в области ботаники, физики или эстетики, сделать научное открытие или защитить диссертацию, но не быть при этом хорошим педагогом.
Высокий профессионализм педагога предполагает, кроме наличия
специальных знаний, умение передать их, умение научить,
воздействовать на сознание, пробудить его к жизни. В этом и
заключается педагогическое мастерство, требующее особого
«ремесла», навыков и таланта учителя.
Потребность в этих качествах определяется полифункциональ-
ным характером педагогической деятельности. Он проявляется в
трех ее основных функциях: селекции, консервации к трансляции
(ретрансляции) знаний. Эти функции обеспечивают педагогу вы- полнение его главной миссии -"осуществления социального на-
следования — своеобразной генетической связи исторических эпох и культур от древности до наших дней.
Селекция — это отбор из всего многообразия постоянно
увеличивающегося культурного наследия тех необходимых
фундаменталь-
13
них знаний, которые могут лечь в основу дальнейшего развития
цивилизации. Чем дольше и дальше развивается человечество, тем больше — по экспоненте — увеличивается объем и усложняется содержание этого знания, и тем сложнее вести необходимую селекцию, чтобы вместить его в краткий отрезок времени, отведенный на обучение новых поколений-
Осуществление этого отбора поручается, как правило, административно-организационным образовательным структурам, специально уполномоченным на это чиновникам министерств и ведомств. Именно они рёщают, чему следует учить школьников и студентов, определяя тем самым к забвению или сохранению те или иные пласты знаний.
В основании их решений могут лежать факторы самые разные. Это могут быть соображения религиозного порядка, как, например, запрет на.изучение гедеоцентрической теории Вселенной в средневековой Европе или впоследствии эволюционного учения Дарвина в странах Западной Европы и
США. Это могут быть факторы идеологической и политической целесообразности, как это было, скажем, в советское время с генетикой и кибернетикой, которые объявлялись официальной пропагандой
«продажными девками империализма» и на этом основании изымались из учебного процесса, что отбрасывало развитие науки на десятилетия назад; или с замалчиванием подлинных обстоятельств присоединения республик
Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии к Советскому Союзу
(печально известного пакта Молотова-Риб-бентропа), что вело к формированию извращенных представлений об отечественной истории
^.национальных отношениях. Это могут быть даже личные предпочтения, отражающие уровень ценностных и идеологических ориентации людей, принимающих решения в сфере образования: например, неосуществленные, к счастью, в 20-е-т. планы Пролеткульта по изъятию из школьной программы
«буржуазных» физики и математики и классического литературного наследия и осуществленное, к несчастью, значительно позднее изъятие из обязательной школьной программы произведений Ф. Достоевского, А.
Ахматовой, поэтов v
«серебряного века», что снижало уровень духовной культуры целых поколений, лишенных возможности приобщиться к мировым культурным ценностям. И все это происходило в результате принятия соответствующих решений чиновниками от педагогики, бравших на себя смелость, но не ответственность росчерком пера решать судьбы дальнейшего развития образованности, а следовательно, культуры новых поколенийг
В любом случае важно иметь в виду, что процесс селекции
чрезвычайно ответственен, причем и для рядового педагога.
Формы его участия здесь могут быть разными. Это и возмож- ность высказывать свою'точку зрения на содержание учебного процесса в печати и на профессиональных конференциях и со- вещаниях, отстаивать ее, не взирая на возможные неприятно- сти; и проведение собственного селекционного отбора: умение найти место и время для знакомства учащихся с необходимым, на его взгляд, материалом, возможно, за счет другого. Правда, здесь тоже есть опасность «вкусовщины» и заблуждений, но это опять-таки вопрос личной ответственности педагога.
14
... . Консервация — сохранение и закрепление отобранного
человече-ством знания, признанного на определенном этапе
развития высшей культурной ценностью — является логическим продолжени-|й селекции.
Осуществляется
консервация всей системой образования в целом и каждым педагогом в отдельности, который выступает как хранитель истинности и неприкосновенности этого знания. Таким образом,
консервация знания является атрибутом педагогической деятельности и, по сути, ее проявлением. Вместе с тем здесь таится серьезная моральная опасностьУнезамет->fb для самого учителя консервация знания из профессионал ь-, ной необходимости может превратиться в личный консерватизм,
становясь не только характеристикой деятельности, но и харак- теристикой личности. Постоянное, из урока в урок, повторение
«вечных», незыблемых истин, самоповторение (с незначитель- ными вариациями) собственных педагогических находдк, да еще и «сдобренное» убедительной аргументацией, может привести к тому, что постепенно начинают консервироваться взгляды, убе- ждения, манера поведения самого педагога. Более того, с при- сущей всем педагогам категоричностью он начинает навязывать их окружающим.
Действительно, каждый год, в сентябре, он заходит в класс и гово- рит: «Здравствуйте, меня зовут ... Тема сегодняшнего урока ...». Не ме- няются теоремы Пифагора и законы Ньютона, остается тем же количе- ство тычинок вокруг пестика, и Волга по-прежнему впадает в Каспий- ское море... А учитель повторяет эти бесспорные истины из года в год.
Он — их хранитель — «консерватор», в этом его предназначение. Вместе с тем меняется время, а его идеалы и ценности подчас остаются неиз- менными. Хорошо это или плохо? Должны ли мы, во что бы то ни стало, сохранять верность своим, когда-то выработанным принципам, или же время от времени следует пересматривать их? Наверное, одно-> значного ответа здесь нет. Разумеется, 2x2 всегда 4, при любых обстоя- тельствах, и человеческая порядочность, как и другие общечеловече- ские ценности, должна соблюдаться всегда. Но даже понятия Добра и
Зла относительны, и то, что считалось Добром в одних исторических условиях, сегодня может восприниматься как "Зло.
Конечно, как и любой человек, педагог имеет право на соб- ственные взгляды, даже ошибочные, может сохранять верность старым убеждениям, выработанным им в той системе, в кото- рой он формировался как личность. Но как учитель, готовящий новое поколение к жизни, — имеет ли он право нести их своим ученикам? Не закладывает ли он тем самым в них основы
«старого» — «консервативного» мышления, не затруднит ли он этим их и без того трудное вхождение в новую жизнь?
Трансляция — третья важнейшая функция педагогической деятельности — это процесс передачи знаний от поколения к
поколе--нию. Именно она требует от учителя педагогического
мастерства-v отлогики мышления, умения аргументировано и увлека-
15
теладто преподнести материал, до виртуозного владения культу-
рой речи и личного обаяния. Но для этого педагог должен, пре-
жде всего, принять как функциональную необходимость задачу
постоянного совершенствования мастерства передачи знаний,
отказавшись от высокомерного пренебрежения этой необходи-
мостью. И это проблема не столько «технологического», сколь-
ко профессионально-этического характера, нацеливающая пе-
дагога на готовность и желание творчества.
Творческий характер
педагогической деятельности
На первый взгляд эта особенность педагогического труда про-
тиворечит его репродуктивному, ретрансляционному аспекту:
казалось бы, какое творчество может быть у педагога, когда он
зажат в тиски учебных программ, рабочих планов, отчетности и
т.д,?
И
вместе
с
тем
творчество
—
сущность
профессиональной культуры педагога.
Во-первых, как бы ни готовился педагог к занятию, ни пре-
дусматривал все средства и методы воздействия, ни подбирал
дидактический материал, никогда один урок не будет похож на
другой. Причем факторы, заставляющие учителя менять его ход
и перестраиваться, могут быть разные. Но каждый раз необходи-
ма учитывать все факторы, организуя, используя или нейтрализуя
их, превращая занятие в целостное действие, цель которого -
воздействовать на ум и душу ученика.
Во-вторых, творческого подхода требует процесс адаптации
современного научного знания к возможностям и потребностям
учебного процесса в соответствии с возрастом, интеллектуально-
познавательным и общим культурным уровнем учащихся. «Пе-
ревод» научного текста на язык не только доступный, но и по-
нятный обучаемому, — это единственный путь, обеспечиваю-
щий успешное прохождение им сложной когнитивной цепочки
«знание — понимание — принятие». Здесь педагог обретает
еще одну функцию — функцию посредника, «толмача», от
усилий и умения которого зависит, состоится ли «присвоение»
учеником предлагаемого ему знания, или оно так и бстанется
для него чуждым и невостребованным.
Задача усложняется тем, что в разных школах и вузах, а порой и в одном классе и студенческой группе обучаются дети с разным уровнем культуры и знаний и с разными потребностями в знаниях. И найти в этих условиях единственно нужные и возможные аргументы, примеры, язык, интонацию бывает иногда делом не просто педагогического мас- терства, но профессиональной виртуозности.
16
В-третьих, творческий характер профессии педагога опреде-
ляется необходимостью вести «конкурентную борьбу» за влияние .
на умы и души детей, составляющей уникальность ситуации, в
которой оказался сегодня учитель.
Сравнительно недавно учитель был фигурой исключительной — монопольным и потому авторитетным носителем истины и информации.
Сегодня же его деятельность протекает в условиях влияния на учащихся самых разнообразных факторов, среди которых главным «конкурентом»
учителя выступают средства массовой информации. Мы можем . сколь угодно возмущаться их растлевающим влиянием,, пропагандой пошлости и насилия и т.п., но это реальность, не считаться с которой' нельзя, бороться с которой бессмысленно. Единственный выход в этих условиях — творчески использовать эти средства, превратить их из конкурента в помощника, органично включать их в свое общение с учениками, комментируя, ссылаясь на них или дискутируя с ними. Тем более, что при всем нашем, возможно, негативном отношении к СМИ следует признать, что они, в первую очередь ТВ, обладают огромным образовательным потенциалом (начиная от каналов «Культура» и «Dis- covery» и кончая многочисленными познавательно-просветительскими программами, фильмами, спектаклями).
В-четвертых, творческий подход в педагогической профес-
сии связан с^задачей преодоления собственного консерватизма
и проявляется в требовании творчески-критического отношения
педагога к самому себе и своей мировоззренческой позиции.
Еще недавно педагогу было довольно просто работать лго единым учебникам и программам, на основе единой системы коммунистического воспитания, предлагавшей сценарии, формы и методы воспитания на «образе вождя» и примерах «пионеров-героев»... Все было понятно и ясно: цели, задачи, идеалы. Сегодня все обстоит по-другому. Как быть учителю в ситуации, когда даже учебники перестали быть носителями истины и часто противоречат друг другу? Как оценить роль Ленина в отечественной истории, присоединение западных земель к Советскому Союзу в 40-х гг. или его распад в 90-х? Пересматривать ли ——. собственные взгляды и позиции или гордиться их незыблемостью? Есть ли у педагога в принципе готовность, силы, желание и понимание необходимости время от времени производить подобную «переоценку ценностей» в этом меняющемся мире?..
Вот тут и становится понятно, что учитель — профессия
творческая. И, как всякая творческая профессия, требует от
исполнителя высокой профессиональной культуры, в основе
которой лежат прежде всего знания и гибкость мышления,
позволяющая время от времени эти знания ревизовать,
выбрасывать устаревшие, приобретать новые и укладывать в
общую картину своего мышления.
А это не всегда проходит безболезненно, ибо, во-первых, как и любой человек, педагог просто может не обладать подобной гибкостью мышления; во-вторых, может не желать менять свои взгляды и убеждения, будучи их сознательным приверженцем и последователем; в-третьих, просто может считать смену мировоззренческих ориентиров безнравственной и поэтому сохранять им верность.
И,
наконец, творческий характер педагогического труда оп-
ределяется тем, что каждый урок, лекция или семинар — это
17
спектакль, который должен проходить по всем канонам драма- тического жанра, не оставляя никого равнодушным, и в кото- ром зрители и действующие лица то и дело меняются местами.
Это «театр одного актера», в котором творчество педагога срод- ни творчеству актера, только еще более ответственно и сложно, ибо педагог не повторяет чужие слова и мысли, а здесь же, на глазах у «зрителей» — учеников рождает собственные, выступая одновременно автором, режиссером и исполнителем.
Из арсенала актерского мастерства учитель вообще может многое почерпнуть. Скажем, можно привлечь ослабшее внимание учащихся замечанием, окриком, нотацией. А можно и по-другому. В телевизионном спектакле «Театр» по С- Моэму героиня говорит, что главное для актера — умение держать паузу: «Чем больше артист, тем больше пауза». Попробуйте.
Действует безотказно. Действительно активизирует внимание учащихся.
Эффективное использование средств общения из самых разных источников — от сценического мастерства до специальных тонкостей Д. Карнеги
(«искренне, как можно чаще и доброжелательнее улыбайтесь людям») - свидетельство профессиональной культуры педагога и его творческого подхода к своему делу.
Рассмотренные специфические особенности педагогической деятельности определяют, прежде всего,
этические нормы отношения педагога к своему труду, а также
необходимые личностные качества и особый стиль мышления и
действий педагога.
2.2. ЭТИКА ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА К
СВОЕМУ ТРУДУ
Учитывая сложность и специфичность педагогической дея- тельности, первое требование профессиональной этики педаго- га, регламентирующее его отношение к своему труду, формули- руется довольно жестко: педагог обязан постоянно ставить перед
собой вопрос о своем соответствии требованиям современной школы.
Вместе с тем это авторитарное по форме требование содержит в себе глубокий моральный смысл и отнюдь не авторитарно по содержанию, ибо предполагает для учителя свободу выбора. Во-первых, оно носит не административно-принудительный, а этический характер (никто не может в приказном порядке заставить педагога задаваться по^ добным вопросом), во-вторых, сам педагог может ставить или не ставить перед собой этот вопрос
- это дело его совести и, следовательно, показатель его нравственной и профессиональной культуры.
Но что значит соответствовать
требованиям современной школы? На наш взгляд, это:
♦ постоянно помнить о специфике своей профессии и учиты вать ее в своей деятельности;
• осознавать и нести ответственность за все, что ты дела ешь, за свое влияние на личность учащегося, за формирование тех качеств, которые ты вырабатываешь у него своим отношением к жизни, поведением и внешним видом;
18
• уметь организовать в единое целое воздействие всех факто ров на стиль мышления и отношение ученика к жизни;
• уметь проявлять гибкость собственного мыщления^адекватнр реагировать на изменения, происходящие в жизни общества;
• знать, понимать и принимать проблемы, потребности и ин тересы современной молодежи и не брюзжать, если они не уст раивают тебя, а считаться с объективной ситуацией. Можно сколько угодно ворчать, что молодежь нынче «не та пошла», не хочет учиться, распущена, нет у нее ничего святого и т. д. Но это — наши дети, и других у нас не будет.
Поэтому соответствовать — это значит искать новые пути и методы обучения и общения именно с этой молодежью. Ведь добиться успеха в обучении детей послушных, стремящихся к знаниям, не так уж сложно. Показателем же подлинного педа- гогического мастерства служит умение научить слабых и «труд- ных». Здесь апробированные, традиционные методы педагоги- ческого воздействия и общения могут не сработать. Нужны по- иск, дополнительные-усилия, а иногда и перестройка парадигм собственного мышления, и переоценка моральных ценностей и ориентиров. Именно эта тяжелая и сложная работа, готовность к
ней и означает соответствовать.
Еще одна «информация к размышлению». Задумывались ли вы над тем, почему сегодня многие дети так не любят школу (как ни горько в этом признаться, но это так)? Ведь, как и раньше, тысячи первоклашек с волнением и радостью приходят сюда 1 сентября, с гордостью рассказывают о своих первых успехах, а потом наступает разочарование, равнодушие, которое с возрастом перерастает даже в ненависть — к школе, учителям, учебе вообще.
Можно, конечно, объяснять это несовершенством нашей системы образования, леностью учеников, па-Г дением Престижа образования и т.п.
Но это, так сказать, факторы объективные, к которым опять же надо приспосабливаться, т.е. соответствовать. Есть же причина и субъективная, вина в которой лежит на нас, педагогах: детям в школе просто
плохо. Может быть, потому, что многие из нас не соответствуют их
представлению о школе и учителе?
Вопрос о соответствии учителя требованиям дня — вопрос жесткий и даже жестокий. Если учитель чувствует,, что школа, дети начинают раздражать его, вызывают постоянное недовольство, то он должен честно признаться себе, что это не они не. соответствуют его представлениям, желанию и умению, а не собтветствует
школе и детям он сам. По образному выражению Я. Корчака, это симптомы «педагогического старчества», которому не может быть места рядом с детьми.
Ответ на вопрос о соответствии педагога школе порождает
второе требование педагогической этики: необходимость приня-
тия решения. В случае отрицательного ответа («е-соответствия) возможны два выхода. Первый — оставить школу. Выход жесто- кий по отношению к родному педагогу, но милосердный по от-
•19
Это «театр одного актера», в котором творчество педагога срод- ни творчеству актера, только еще более ответственно и сложно, ибо педагог не повторяет чужие слова и мысли, а здесь же, на глазах у «зрителей» — учеников рождает собственные, выступая одновременно автором, режиссером и исполнителем.
Из арсенала актерского мастерства учитель вообще может многое почерпнуть. Скажем, можно привлечь ослабшее внимание учащихся замечанием, окриком, нотацией. А можно и по-другому. В телевизионном спектакле «Театр» по С- Моэму героиня говорит, что главное для актера — умение держать паузу: «Чем больше артист, тем больше пауза». Попробуйте.
Действует безотказно. Действительно активизирует внимание учащихся.
Эффективное использование средств общения из самых разных источников — от сценического мастерства до специальных тонкостей Д. Карнеги
(«искренне, как можно чаще и доброжелательнее улыбайтесь людям») - свидетельство профессиональной культуры педагога и его творческого подхода к своему делу.
Рассмотренные специфические особенности педагогической деятельности определяют, прежде всего,
этические нормы отношения педагога к своему труду, а также
необходимые личностные качества и особый стиль мышления и
действий педагога.
2.2. ЭТИКА ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА К
СВОЕМУ ТРУДУ
Учитывая сложность и специфичность педагогической дея- тельности, первое требование профессиональной этики педаго- га, регламентирующее его отношение к своему труду, формули- руется довольно жестко: педагог обязан постоянно ставить перед
собой вопрос о своем соответствии требованиям современной школы.
Вместе с тем это авторитарное по форме требование содержит в себе глубокий моральный смысл и отнюдь не авторитарно по содержанию, ибо предполагает для учителя свободу выбора. Во-первых, оно носит не административно-принудительный, а этический характер (никто не может в приказном порядке заставить педагога задаваться по^ добным вопросом), во-вторых, сам педагог может ставить или не ставить перед собой этот вопрос
- это дело его совести и, следовательно, показатель его нравственной и профессиональной культуры.
Но что значит соответствовать
требованиям современной школы? На наш взгляд, это:
♦ постоянно помнить о специфике своей профессии и учиты вать ее в своей деятельности;
• осознавать и нести ответственность за все, что ты дела ешь, за свое влияние на личность учащегося, за формирование тех качеств, которые ты вырабатываешь у него своим отношением к жизни, поведением и внешним видом;
18
• уметь организовать в единое целое воздействие всех факто ров на стиль мышления и отношение ученика к жизни;
• уметь проявлять гибкость собственного мыщления^адекватнр реагировать на изменения, происходящие в жизни общества;
• знать, понимать и принимать проблемы, потребности и ин тересы современной молодежи и не брюзжать, если они не уст раивают тебя, а считаться с объективной ситуацией. Можно сколько угодно ворчать, что молодежь нынче «не та пошла», не хочет учиться, распущена, нет у нее ничего святого и т. д. Но это — наши дети, и других у нас не будет.
Поэтому соответствовать — это значит искать новые пути и методы обучения и общения именно с этой молодежью. Ведь добиться успеха в обучении детей послушных, стремящихся к знаниям, не так уж сложно. Показателем же подлинного педа- гогического мастерства служит умение научить слабых и «труд- ных». Здесь апробированные, традиционные методы педагоги- ческого воздействия и общения могут не сработать. Нужны по- иск, дополнительные-усилия, а иногда и перестройка парадигм собственного мышления, и переоценка моральных ценностей и ориентиров. Именно эта тяжелая и сложная работа, готовность к
ней и означает соответствовать.
Еще одна «информация к размышлению». Задумывались ли вы над тем, почему сегодня многие дети так не любят школу (как ни горько в этом признаться, но это так)? Ведь, как и раньше, тысячи первоклашек с волнением и радостью приходят сюда 1 сентября, с гордостью рассказывают о своих первых успехах, а потом наступает разочарование, равнодушие, которое с возрастом перерастает даже в ненависть — к школе, учителям, учебе вообще.
Можно, конечно, объяснять это несовершенством нашей системы образования, леностью учеников, па-Г дением Престижа образования и т.п.
Но это, так сказать, факторы объективные, к которым опять же надо приспосабливаться, т.е. соответствовать. Есть же причина и субъективная, вина в которой лежит на нас, педагогах: детям в школе просто
плохо. Может быть, потому, что многие из нас не соответствуют их
представлению о школе и учителе?
Вопрос о соответствии учителя требованиям дня — вопрос жесткий и даже жестокий. Если учитель чувствует,, что школа, дети начинают раздражать его, вызывают постоянное недовольство, то он должен честно признаться себе, что это не они не. соответствуют его представлениям, желанию и умению, а не собтветствует
школе и детям он сам. По образному выражению Я. Корчака, это симптомы «педагогического старчества», которому не может быть места рядом с детьми.
Ответ на вопрос о соответствии педагога школе порождает
второе требование педагогической этики: необходимость приня-
тия решения. В случае отрицательного ответа («е-соответствия) возможны два выхода. Первый — оставить школу. Выход жесто- кий по отношению к родному педагогу, но милосердный по от-
•19