Файл: Литература по основным разделам курса. Предназначено для студентов и преподавателей педагогических ву зов и колледжей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 406
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
способствует употребление пословиц, поговорок, крылатых вы- ражений.
7. Уместность речи - особый признак речевой культуры, свя- занный с понятием о языковых и речевых стилях. Смешение стилей или их несоблюдение — признак речевого бескультурья.
Сказать «здравствуйте», «привет», «разрешите вас поприветство- вать», выразить благодарность словами «спасибо», «я тебе благода- рен» или «разрешите поблагодарить вас» — не одно и то же.
Уместность речи, ее соответствие характеру общения зависит от многих факторов:
—от характера коммуникаций (частное или деловое общение);
—от положения коммуникантов во времени и пространстве (кон тактное или дистанционное общение);
—от наличия или отсутствия опосредующих средств общения (ра дио, интернет, факс, пейджер, телефон);
—от количества участников.
Итак, культура речи — важнейшее условие качества
общения. Знание основ речевой культуры для каждого педагога
— естественная необходимость, а обучение им своих учеников — его профессиональная обязанность.
Правила речевого поведения
Правила речевого поведения (для говорящего, для слушающего
и для присутствующих при общении) выражают нормативно-
этическую функцию и обеспечивают определенное морально-пси-
хологическое качество общения. Вот некоторые их этих правил, которые необходимо знать и соблюдать педагогу и которые он должен привить своим воспитанникам. Для говорящего: -
—доброжелательно относитесь к собеседнику; избегайте негатив ных оценок его личности, особенно в вульгарной форме;
—узнавайте, запоминайте и называйте имена тех, с кем общаетесь;
—правильно выбирайте тему разговора: она должен быть интересна и понятна партнерам;
—не выпячивайте свое «Я», приглушайте самомнение; старайтесь поставить в центр внимания не себя и свои оценки событий, а лич ность слушающего, его осведомленность и интерес к теме разговора;
—не начинайте разговор с вопросов, по которым расходитесь с партнером, а подчеркните вначале те аспекты, по которым вы сходи тесь;
—умейте внушить партнеру по общению сознание его значительно сти: искусство признания достоинств (а не унижения или разоблаче ния) тех, кто нас окружает, должно быть усвоено и доведено до авто матизма.
Для слушающего:
— внимательно выслушивайте говорящего; отдавайте предпочтение слушанию перед всеми другими видами деятельности;
228
- слушайте доброжелательно и терпеливо, как бы авансируя дове рие собеседнику; окончательный вывод сделаете позже;
- не перебивайте собеседника, как бы вам этого ни хотелось, и тем более не стремитесь перевести слушание в собственное говорение; пом ните — важнее получить информацию, чем передать ее.
Для присутствующего:
- если собеседники, ведущие диалог, не включают вас в общение, то вы — по этикету - должны «изобразить пустое место», т.е. выражени ем лица, позой продемонстрировать отсутствие интереса к чужому раз говору;
- если общение двух сторон намеренно рассчитано на присутствие третьего и содержит намек на его подключение к общению, восполь зуйтесь этим: это позиция косвенного адресата;
- если присутствующий, являясь невольным слушателем, обладает информацией, интересующей всех, или может устранить неточность или заблуждение в разговоре, то по его инициативе допускается его включение в круг общения. В этом случае следует деликатно «вклинить ся» в речевое пространство словами: «Простите, что вмешиваюсь». Глав ное здесь — не допустить бестактности.
Речевой этикет
Речевой этикет предполагает умение пользоваться речевыми
нормативами в конкретных ситуациях общения, в частности, при ведении личной или деловой беседы. Этикет беседы включает в себя выбор темы и правила поведения собеседников.
Выбор темы беседы зависит от многих факторов: повода, по которому люди собрались, культурного уровня собеседников, общности их интересов. Тема разговора, по возможности, долж- на быть интересной для всех участвующих. Среди малознакомых людей можно завести разговор о кинофильме, спектакле, кон- церте, выставке. Можно предложить обсуждение прочитанной книги или последних научных достижений, что может дать тол- чок для возникновения новых тем и мыслей. Обычно всех при- влекают также политические события. Однако в условиях «все- общей политизации» опасайтесь, чтобы разговор на эту тему не перешел в жаркие политические баталии.
Невежливо беседовать на тему, в которой кто-либо из при- сутствующих не может принять участия. Тактичный и вежливый собеседник ведет разговор со всеми присутствующими, не отда- вая никому явного предпочтения. При выборе темы нужно счи- таться с человеком, с которым вы разговариваете, с местом, где вы находитесь, с настроением окружающих.
Тому, кто любуется закатом солнца, не говорят о своих планах ра- боты, а обсуждающему план работы — о вчерашней вечеринке. Не жа- луются в обществе или в присутствии третьего лица на свои сердечные дела или домашние ссоры: это может поставить собеседника в неловкое положение. В обществе не рассказывают страшных историй и вообще
229
7. Уместность речи - особый признак речевой культуры, свя- занный с понятием о языковых и речевых стилях. Смешение стилей или их несоблюдение — признак речевого бескультурья.
Сказать «здравствуйте», «привет», «разрешите вас поприветство- вать», выразить благодарность словами «спасибо», «я тебе благода- рен» или «разрешите поблагодарить вас» — не одно и то же.
Уместность речи, ее соответствие характеру общения зависит от многих факторов:
—от характера коммуникаций (частное или деловое общение);
—от положения коммуникантов во времени и пространстве (кон тактное или дистанционное общение);
—от наличия или отсутствия опосредующих средств общения (ра дио, интернет, факс, пейджер, телефон);
—от количества участников.
Итак, культура речи — важнейшее условие качества
общения. Знание основ речевой культуры для каждого педагога
— естественная необходимость, а обучение им своих учеников — его профессиональная обязанность.
Правила речевого поведения
Правила речевого поведения (для говорящего, для слушающего
и для присутствующих при общении) выражают нормативно-
этическую функцию и обеспечивают определенное морально-пси-
хологическое качество общения. Вот некоторые их этих правил, которые необходимо знать и соблюдать педагогу и которые он должен привить своим воспитанникам. Для говорящего: -
—доброжелательно относитесь к собеседнику; избегайте негатив ных оценок его личности, особенно в вульгарной форме;
—узнавайте, запоминайте и называйте имена тех, с кем общаетесь;
—правильно выбирайте тему разговора: она должен быть интересна и понятна партнерам;
—не выпячивайте свое «Я», приглушайте самомнение; старайтесь поставить в центр внимания не себя и свои оценки событий, а лич ность слушающего, его осведомленность и интерес к теме разговора;
—не начинайте разговор с вопросов, по которым расходитесь с партнером, а подчеркните вначале те аспекты, по которым вы сходи тесь;
—умейте внушить партнеру по общению сознание его значительно сти: искусство признания достоинств (а не унижения или разоблаче ния) тех, кто нас окружает, должно быть усвоено и доведено до авто матизма.
Для слушающего:
— внимательно выслушивайте говорящего; отдавайте предпочтение слушанию перед всеми другими видами деятельности;
228
- слушайте доброжелательно и терпеливо, как бы авансируя дове рие собеседнику; окончательный вывод сделаете позже;
- не перебивайте собеседника, как бы вам этого ни хотелось, и тем более не стремитесь перевести слушание в собственное говорение; пом ните — важнее получить информацию, чем передать ее.
Для присутствующего:
- если собеседники, ведущие диалог, не включают вас в общение, то вы — по этикету - должны «изобразить пустое место», т.е. выражени ем лица, позой продемонстрировать отсутствие интереса к чужому раз говору;
- если общение двух сторон намеренно рассчитано на присутствие третьего и содержит намек на его подключение к общению, восполь зуйтесь этим: это позиция косвенного адресата;
- если присутствующий, являясь невольным слушателем, обладает информацией, интересующей всех, или может устранить неточность или заблуждение в разговоре, то по его инициативе допускается его включение в круг общения. В этом случае следует деликатно «вклинить ся» в речевое пространство словами: «Простите, что вмешиваюсь». Глав ное здесь — не допустить бестактности.
Речевой этикет
Речевой этикет предполагает умение пользоваться речевыми
нормативами в конкретных ситуациях общения, в частности, при ведении личной или деловой беседы. Этикет беседы включает в себя выбор темы и правила поведения собеседников.
Выбор темы беседы зависит от многих факторов: повода, по которому люди собрались, культурного уровня собеседников, общности их интересов. Тема разговора, по возможности, долж- на быть интересной для всех участвующих. Среди малознакомых людей можно завести разговор о кинофильме, спектакле, кон- церте, выставке. Можно предложить обсуждение прочитанной книги или последних научных достижений, что может дать тол- чок для возникновения новых тем и мыслей. Обычно всех при- влекают также политические события. Однако в условиях «все- общей политизации» опасайтесь, чтобы разговор на эту тему не перешел в жаркие политические баталии.
Невежливо беседовать на тему, в которой кто-либо из при- сутствующих не может принять участия. Тактичный и вежливый собеседник ведет разговор со всеми присутствующими, не отда- вая никому явного предпочтения. При выборе темы нужно счи- таться с человеком, с которым вы разговариваете, с местом, где вы находитесь, с настроением окружающих.
Тому, кто любуется закатом солнца, не говорят о своих планах ра- боты, а обсуждающему план работы — о вчерашней вечеринке. Не жа- луются в обществе или в присутствии третьего лица на свои сердечные дела или домашние ссоры: это может поставить собеседника в неловкое положение. В обществе не рассказывают страшных историй и вообще
229
избегают всего, что может вызвать тяжелые воспоминания или мрачное настроение. Так, в присутствии больного не говорят о смерти, о том, что он плохо выглядит, наоборот, стараются его подбодрить. В пути, особенно в самолете, не рассказывают о воздушных катастрофах, в машине — об автомобильных авариях. За столом не говорят о вещах, которые могут испортить аппетит или удовольствие от еды. Пищу, стоящую на столе, не критикуют и не рассматривают с неодобрением. Похвалив же домашний стол, вы доставите удовольствие хозяйке.
Правила поведения собеседников во время беседы регламентируются в основном нормами вежливости и
тактичности. Поэтому, например, не рекомендуется проявлять в разговоре излишнее любопытство. Невежливо и бестактно проникать в чужие интимные дела. Не принято спрашивать о возрасте женщины, а еще неприличней подшучивать над ее нежеланием говорить об этом.
Об окружающих следует говорить только в корректном тоне.
Каждый должен сам чувствовать, где кончается просто интерес к человеку и где начинается сплетня или того хуже — клевета.
Ироничная улыбка, многозначительный взгляд, двусмысленная реплика нередко порочат человека больше, чем откровенная брань.
Хозяин до.ма или стола должен незаметно направлять беседу, стараясь завязать общий разговор и втягивая в него застенчивых гостей. Самому лучше говорить меньше.
Умение выслушать собеседника, как уже говорилось, непре- менное требование речевого этикета. Это, конечно, не означа- ет, что нужно сидеть молча. Но бестактно прерывать другого.
Поэтому, как бы вам не было скучно, вы должны запастись терпением, чтобы выслушать до конца мысль или рассказ дру- гого. При разговоре вдвоем тоже нужно уметь слушать. Бывает, что приходится помолчать, когда чувствуешь, что твои слова могут разжечь страсти. Не стоит начинать горячий спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.
Молодежь должна избегать споров со старшими. Даже когда стар- ший действительно не прав, а молодой не сумел убедить его в своей правоте, правильнее прекратить спор, перевести разговор на другую тему. Молодым людям вообще лучше подождать, пока старшие втянут их в беседу. В свою очередь старшие должны давать молодым возмож- ность высказаться, не прерывать их.
Человек, обладающий даром остроумия, должен использо- вать свой дар тактично, не высмеивая окружающих, не подтру- нивая над ними. Не стоит специально лезть из кожи вон, только чтобы сострить.
Шутка или анекдот, сказанные кстати, вполне уместны, но при условии хорошего вкуса, остроумия и умения рассказывать. В компании недопустимы пошлости вне зависимости от того, в каком виде они преподносятся.
По отношению к самоуверенному «всезнайке» хорошо вос- питанный человек держится скромно и спокойно, делая вид,
что не замечает его оплошностей. Если же необходимо попра- вить говорящего, нужно делать это деликатно, не обижая его, прибегая к помощи выражений типа: «простите, вы не ошиб- лись?» и т.п. Ошибиться может каждый. Но тот, кто заметил ошибку другого, не должен говорить поучительным тоном.
Невежливо поправлять рассказчика грубыми фразами типа: «Не- правда», «Вы ничего не смыслите в этом», «Это ясно как божий день и известно каждому ребенку» и т.д. Ту же мысль можно выразить вежли- во, не оскорбляя другого, например: «Простите, но я с вами не согла- сен», «Мне кажется, что вы не правы», «Я придерживаюсь другого мнения» и т.п.
Невежливо также отделяться от общества, организовывая отдельный «клуб». В компании не шепчутся, это воспринимается как оскорбление. Если нужно сказать что-либо важное, незамет- но уединяются. Если все общество говорит на одном языке, не- вежливо говорить с кем-нибудь на другом. Если среди собрав- шихся находится человек, не владеющий местным языком, ему стараются перевести разговор.
Воспитанный человек не «расцвечивает» свою речь сильны- ми выражениями, не бранится, не сплетничает, не перебивает других.
Не «тараторьте», но и не растягивайте слова; не бормочите под нос, но и не кричите. Не подталкивайте при разговоре партнера локтем, не похлопывайте его по плечу, не трогайте его пуговиц и рукавов, не смахивайте с его одежды пылинок. Не жестикулируйте, не брызжите слюной. Громкий, привлекающий внимание смех неприличен.
К собеседнику нужно быть внимательным, смотреть ему в глаза, но не вызывающе, а спокойно и доброжелательно.
Во время беседы не занимайтесь посторонними вещами, не читайте, не разговаривайте с соседом, не играйте каким-либо предметом, не исследуйте потолок, не смотрите мечтательно в окно или блуждающим взглядом мимо собеседника. Такое поведение оскорбляет.
Педагог должен постоянно иметь в виду, что высокий уровень культура речи, соблюдение правил речевого поведения и речевого этикета призваны помочь ему и его ученикам добиться успеха в общении и взаимопонимания с другими людьми.
Правила поведения собеседников во время беседы регламентируются в основном нормами вежливости и
тактичности. Поэтому, например, не рекомендуется проявлять в разговоре излишнее любопытство. Невежливо и бестактно проникать в чужие интимные дела. Не принято спрашивать о возрасте женщины, а еще неприличней подшучивать над ее нежеланием говорить об этом.
Об окружающих следует говорить только в корректном тоне.
Каждый должен сам чувствовать, где кончается просто интерес к человеку и где начинается сплетня или того хуже — клевета.
Ироничная улыбка, многозначительный взгляд, двусмысленная реплика нередко порочат человека больше, чем откровенная брань.
Хозяин до.ма или стола должен незаметно направлять беседу, стараясь завязать общий разговор и втягивая в него застенчивых гостей. Самому лучше говорить меньше.
Умение выслушать собеседника, как уже говорилось, непре- менное требование речевого этикета. Это, конечно, не означа- ет, что нужно сидеть молча. Но бестактно прерывать другого.
Поэтому, как бы вам не было скучно, вы должны запастись терпением, чтобы выслушать до конца мысль или рассказ дру- гого. При разговоре вдвоем тоже нужно уметь слушать. Бывает, что приходится помолчать, когда чувствуешь, что твои слова могут разжечь страсти. Не стоит начинать горячий спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.
Молодежь должна избегать споров со старшими. Даже когда стар- ший действительно не прав, а молодой не сумел убедить его в своей правоте, правильнее прекратить спор, перевести разговор на другую тему. Молодым людям вообще лучше подождать, пока старшие втянут их в беседу. В свою очередь старшие должны давать молодым возмож- ность высказаться, не прерывать их.
Человек, обладающий даром остроумия, должен использо- вать свой дар тактично, не высмеивая окружающих, не подтру- нивая над ними. Не стоит специально лезть из кожи вон, только чтобы сострить.
Шутка или анекдот, сказанные кстати, вполне уместны, но при условии хорошего вкуса, остроумия и умения рассказывать. В компании недопустимы пошлости вне зависимости от того, в каком виде они преподносятся.
По отношению к самоуверенному «всезнайке» хорошо вос- питанный человек держится скромно и спокойно, делая вид,
что не замечает его оплошностей. Если же необходимо попра- вить говорящего, нужно делать это деликатно, не обижая его, прибегая к помощи выражений типа: «простите, вы не ошиб- лись?» и т.п. Ошибиться может каждый. Но тот, кто заметил ошибку другого, не должен говорить поучительным тоном.
Невежливо поправлять рассказчика грубыми фразами типа: «Не- правда», «Вы ничего не смыслите в этом», «Это ясно как божий день и известно каждому ребенку» и т.д. Ту же мысль можно выразить вежли- во, не оскорбляя другого, например: «Простите, но я с вами не согла- сен», «Мне кажется, что вы не правы», «Я придерживаюсь другого мнения» и т.п.
Невежливо также отделяться от общества, организовывая отдельный «клуб». В компании не шепчутся, это воспринимается как оскорбление. Если нужно сказать что-либо важное, незамет- но уединяются. Если все общество говорит на одном языке, не- вежливо говорить с кем-нибудь на другом. Если среди собрав- шихся находится человек, не владеющий местным языком, ему стараются перевести разговор.
Воспитанный человек не «расцвечивает» свою речь сильны- ми выражениями, не бранится, не сплетничает, не перебивает других.
Не «тараторьте», но и не растягивайте слова; не бормочите под нос, но и не кричите. Не подталкивайте при разговоре партнера локтем, не похлопывайте его по плечу, не трогайте его пуговиц и рукавов, не смахивайте с его одежды пылинок. Не жестикулируйте, не брызжите слюной. Громкий, привлекающий внимание смех неприличен.
К собеседнику нужно быть внимательным, смотреть ему в глаза, но не вызывающе, а спокойно и доброжелательно.
Во время беседы не занимайтесь посторонними вещами, не читайте, не разговаривайте с соседом, не играйте каким-либо предметом, не исследуйте потолок, не смотрите мечтательно в окно или блуждающим взглядом мимо собеседника. Такое поведение оскорбляет.
Педагог должен постоянно иметь в виду, что высокий уровень культура речи, соблюдение правил речевого поведения и речевого этикета призваны помочь ему и его ученикам добиться успеха в общении и взаимопонимания с другими людьми.
1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 ... 32
9.6. ЭТИКЕТНАЯ КУЛЬТУРА В ОДЕЖДЕ
Хотя и говорят, что провожают по уму, но встречают-то по одежке! Одежда — одно из главных условий того, насколько хо- рошее мнение сложится о вас. Основой этикетной культуры в одежде является вкус. Если такт относится к области взаимоот- ношений людей друг к другу, то вкус определяет эстетическое отношение людей к вещам, что также является условием эти- кетной культуры.
230 231
Одеваться со вкусом — это значит проявлять внимание к ок- ружающим, так как гораздо приятнее иметь дело с изящно оде- тыми людьми, чем с неряшливыми в отношении одежды. Ко- нечно, мнения о том, что считать хорошим вкусом, могут расхо- диться, но бесспорно одно: именно хороший вкус всегда под- сказывает человеку его собственный стиль — в одежде, прическе, макияже. Хороший вкус заставляет следовать моде, прино- равливая ее к собственной внешности, характеру. Проявлением безвкусицы является слепое, утрированное следование моде.
Французы говорят: «Элегантная женщина всегда одета по моде вчерашнего дня».
Этикетная культура требует также, чтобы одежда была оп- рятной, вычищенной и выглаженной, так как аккуратность и
подтянутость в одежде часто ассоциируются с организованно- стью в работе, с умением ценить свое и чужое время, а расхля- банность, неопрятность в одежде — синоним суетливости, за- бывчивости. Молодым людям это следует иметь в виду, особен- но при поступлении на учебу или устройстве на работу.
Для мужчины наиболее распространенным видом официаль- ной одежды по-прежнему остается костюм. Поэтому молодому человеку, работающему в офисе, или студенту желательно со- блюдать следующие правила ношения костюма.
Не надевайте одновременно костюм и спортивную обувь. С костюмом не носите сумку спортивного типа. Желательно носить необходимые вещи в дипломате, портфеле или папке.
К костюму надевайте галстук. Деловой костюм без галстука носить не желательно.
Спортивные пиджаки могут быть надеты прямо на футболку.
Сорочка, надетая к костюму, должна иметь длинные рукава. Счита- ется элегантным, если манжеты сорочки видны из-под рукавов пиджака на 1,5—2 см, а воротничок выступает над воротником пиджака на I— 1,5 см.
Светлые костюмы носите днем — летом и весной, вечером же, осо- бенно осенью и зимой, — темные. Наиболее распространенные цвета — различные оттенки серого, и синего.
В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут (нижняя пуговица всегда расстегнута). Полностью расстегнуть пуговицы пиджака можно за столом или сидя в кресле. Вставая, необходимо застегнуть пиджак на верхнюю пуговицу.
Черная обувь подходит к костюмам всех цветов, светлая обувь и сандалии — ко всем, кроме черного и синего. Лакированные туфли носят только к вечернему костюму. Носки подбираются в тон костюму, но темнее. Они не должны быть слишком короткими.
Брюки должны быть такой длины, чтобы спереди они чуть спуска- лись на обувь, а сзади доходили до начала каблука.
Галстук должен быть светлее костюма и темнее сорочки, он не дол- жен быть ярким или с пестрым узором. В завязанном состоянии он дол- жен касаться нижним концом пряжки ремня. Черный галстук — знак траура. Галстук-бабочка для официальных торжеств или праздников на- девается только к темным костюмам.
232
Желательно иметь при себе два носовых платка. Первый, «рабочий» -в кармане брюк, второй, чистый — во внутреннем кармане пиджака. Не кладите ручку, очки, расческу в нагрудный карман пиджака.
Спортивный костюм предназначен исключительно для занятий спортом, не надевайте его в других ситуациях.
Требования к этикету в одежде становятся все более демо- кратичными. Например, в служебной обстановке, в том числе и для учителя, допустим спортивный и полуспортивный стиль в одежде: свитера, джинсы и т.д. Стали приняты рубашки с гал- стуком, с короткими рукавами и без пиджаков (в обиход вошли даже политические «встречи без галстуков» на самом высоком уровне). Раньше подобное было просто немыслимо. Кроме того, мы привели правила ношения одежды (костюма) в официаль- ной ситуации. В обыденной жизни, конечно же, требования к одежде зависят от обстоятельств — торжественный прием, встреча с друзьями, загородная прогулка, которые диктуют свои условия и оставляют за нами право выбора.
В рамках молодежной субкультуры, к которой относятся наши учащиеся и где так важно выделиться из общей массы и одно- временно продемонстрировать принадлежность к «своей» тусов- ке, эти правила вообще воспринимаются, как «из другой жиз- ни». Однако знать их молодым людям нужно, поскольку и для них рано или поздно наступит эта «другая», взрослая жизнь, где соблюдение «правил игры» будет необходимым. А пока цвета, фасоны, линии и детали одежды определяются для многих из них в первую очередь модой и принадлежностью к определен- ной группе (рокерам, рэйверам, скинхедам или хип-хопу). Но и здесь основные этикетные требования к одежде остаются в силе: это требования вкуса, стиля и меры.
Женщины, особенно молодые, пользуются значительно боль- шей свободой в выборе фасона одежды и ткани, чем мужчины.
Однако при выборе одежды и женщине следует придерживаться
определенных правил.
Основное правило, которое женщине следует соблюдать всегда — это соответствие одежды времени и обстановке. Поэтому в дневное вре- мя не принято принимать гостей или ходить в гости в роскошных платьях.
Для таких случаев надевают простое элегантное платье или платье-кос- тюм. Слишком модные модели одежды подходят только молодым и строй- ным женщинам.
Цвет одежды подбирают, учитывая, что блондинкам больше всего ■ подходит синий цвет; брюнеткам — желтый; розовый — людям с розовым оттенком кожи. Зеленый и желтый цвета, а также черный шелк подчеркивают бледность лица. Красный цвет подавляет естественный цвет лица. Следует избегать контрастных сочетаний цветов. Поперечные полосы на одежде не идут полным женщинам невысокого роста, а женщины высокого роста должны избегать продольных полос на одежде.
Внешний вид деловой женщины
(кстати, деловая женщина — это и студентка вуза, и молодая учительница, и сотрудница
233
фирмы, и секретарша в приемной) также должен соответство- вать некоторым требованиям.
Предпочтительно, чтобы ее одежда состояла из нескольких частей: костюм, юбка с блузкой и жилетом и т.д. (свитер нежелателен). Одежда должна быть однотонной, без ярких, кричащих расцветок (предпочти- тельные тона — синий, коричневый, серый, зеленый всех оттенков), не супермодной. Недопустима, особенно в учебном заведении, слишком
обтягивающая, слишком открытая и слишком короткая одежда. В офи- циальной обстановке длина юбки может быть чуть короче колена. Обувь должна быть элегантной, удобной, на не очень высоком каблуке. Дело- вая женщина всегда (независимо от времени года и погоды) носит кол- готки или чулки.
Вместе с тем деловая женщина — не «синий чулок». Она должна заботиться о своей привлекательности, это свидетельствует о внима- нии к себе и окружающим. Большое значение имеют прическа и маки- яж. Волосы должны быть чистыми, аккуратно подстриженными (очень длинные волосы на работе убираются в прическу), макияж — умеренный, близкий к естественному, запах духов — едва уловимый. Если женщина носит очки, то они должны иметь модную оправу. Очки вообще придают женщине деловой вид. Однако женщина в затемненных очках, даже самых шикарных, не вызывает доверия.
Неотъемлемым атрибутом деловой женщины является атташе-кейс или сумка-портфель. В сумке всегда должен быть порядок, чтобы можно было быстро найти нужную вещь. Блокнот, ручка и Прочие «мелочи» желательны хорошего качества. Там же должен находиться мобильный телефон: ношение его на поясе возможно только для мужчин. Особое внимание женщина должна обратить на шляпу, перчатки, туфли, сумочку и носовой платок. Желательно, чтобы они были подобраны в тон по цвету, одинаковы по качеству и соответствовали времени дня и сезону.
На службе деловая женщина носит минимум украшений. Они могут быть и не очень дорогими: главное, чтобы они украшали женщину и служили поддержанию ее имиджа делового человека, а не свидетельст- вовали о ее финансовых возможностях. Например, считается дурным топом носить бриллианты и другие драгоценности в деловой обстанов- ке. Лучше предпочесть недорогие, но элегантные серебряные цепочки и другие украшения. Но деловой женщине не следует украшать себя и дешевой бижутерией.
И одежда женщины, и одежда мужчины в деловой обстанов- ке должна быть не вычурной и не экстравагантной, а удобной, рациональной, элегантной. Одежда всегда должна подчеркивать интеллигентность, внутреннюю культуру, хорошие манеры че- ловека.
9.7. ЭТИКЕТ «НЕФОРМАЛЬНЫХ»
МЕРОПРИЯТИЙ
Общение, как правило, протекает в определенных условиях, которые условно можно разделить на три группы: а) общение в узком кругу — в семье, наедине с другом или любимым челове- ком; б) формальное официальное общение на уровне деловых
234
контактов - по работе или учебе, в различных учреждениях; в) общение на неофициальном уровне - домашние праздники, посещение кафе и ресторанов, приемы и посещение гостей. Все эти виды общения имеют свои правила этикета, которые в чем- то совпадают, в чем-то отличаются. При этом этикет общения
«один на один» носит, как правило, неписаный характер и дик- туется в основном собственными чувствами, тактом и интуици- ей. Этикет официальных отношений определяется уставами, правилами внутреннего распорядка и служебными инструкция- ми. Этикет «неформальных» мероприятий также имеет определен- ные отличия, которые следует иметь в виду педагогу с тем, что- бы поделиться некоторыми из них со своими учениками.
Мы в гости, гости к нам...
Прием гостей у себя дома или пребывание в гостях у друзей имеют свои правила, которые надо знать и по возможности со- блюдать. Специфические особенности поведения в гостях и прие- ма гостей обусловлены, с одной стороны - торжественностью обстановки, с другой - тем, что собирается обычно довольно узкий круг знакомых людей. Мы приводим здесь правила орга- низации и проведения «взрослых» приемов и визитов, имея в виду, что молодым людям надо знать эти правила уже сейчас и соблюдать некоторые из них.
Примашение гостей на большой прием следует осуществлять заранее: за десять дней или за неделю. В любом случае следует назвать точное время и можно назвать причину: «По случаю пер- вого дня весны» или: «На встречу старого Нового года». Если гостей приглашаем на День рождения, причину не называем - предполагается, что гости догадаются. Но можно и уточнить:
«Виновница - Аля». Просто «на кофе» можно приглашать за три дня и даже накануне. Как правило, гостей приглашают на вто- рую половину дня, чаще на ужин. Воскресные обеды редки, на них приглашаются обычно родственники.
Приглашать гостей можно по телефону, письменно или лич- но. Не следует приглашать одновременно людей, о которых нам известно, что они неприятны друг другу. Не стоит приглашать в третий раз человека, если он дважды отказался от приглашения.
Встречает гостей обычно хозяин, который помогает при- шедшим раздеться и вводит в комнату. Хозяйка, выходя из кух- ни, чтобы поздороваться с гостями, снимает передник. Если она уже сидела, то встает навстречу гостям. При приветственном поцелуе помните, что оставлять губную помаду на чужой щеке - отнюдь не признак хорошего тона. Встречают гостей хозяева
235
не в домашней одежде, а в более нарядной, в туфлях, а не в тапочках.
Тем более неудобно предлагать тапочки гостям. Это противоречит гостеприимству и говорит о дурном вкусе. Люди обычно приходят в гости нарядно одетыми, хотят выглядеть красиво, а домашние тапочки могут испортить и вид, и настроение.
Как долго следует ждать запаздывающих гостей? Если они
— единственные приглашенные, то до их прихода. Гости могут опоздать даже на два часа, что вовсе не дает хозяевам права уйти из дома. Если предварительная договоренность была не точной, а предположительной («заглянем»), то через полтора часа можно считать себя свободным от обязанности ждать.
При рассаживании приглашенных соблюдаются следующие правила: первым считается место справа от хозяйки дома, вто- рым — справа от хозяина; в отсутствие хозяйки первым считается место справа от хозяина дома, вторым — слева от него. Женщина не сажается в конце стола, рядом с другой женщиной, рядом с собственным мужем.
Когда и что подавать на стол — зависит от характера приема. Расставить все на столе лучше заранее. Если гости приглашены «на кофе», можно их сразу усадить за стол. Если предполагается ужин, лучше сначала принять гостей в другом уголке, а когда все соберутся и к ужину все будет готово — пригласить гостей к столу.
«Чашку кофе» можно организовать по-разному. Это может быть, действительно, только кофе с печеньем или тортом (например, чашка кофе по поводу случайной встречи трех подруг — просто поболтать), или это будет кофе с закусками. Угощение можно начать сразу, как только придут первые гости, остальные присоединятся. Если это кофе
«сладко-соленый» — готовим маленькие бутерброды нескольких сортов, напитки. После бутербродов, которые можно оставить на столе, подаем сладости и кофе. Хорошо поставить на стол фрукты. Когда приглашаем
«на кофе», хорошо иметь и свежезаваренный чай для тех, кто предпочитает этот напиток.
Можно пригласить гостей и «на чай» при условии, что он будет умело заварен. Чай имеет то преимущество, что его подают вместе с бутербродами, и он может оставаться единственным напитком во время приема. К чаю хорошо подать лимон. Десертом для чая служит варенье.
Стол можно покрыть цветной скатертью или отдельными цветными салфетками. Из приборов необходимы десертные тарелочки, ножи и вилки. Кофе и чай лучше подавать в чашечках, хотя допустимы и стаканы.
В
обязанности хозяев кроме традиционного угощения гостей входит многое другое. Приведем некоторые правила того, что должны и чего не должны делать хозяева.
Хозяйка не должна все время быть на кухне. Об угощении следует позаботиться заранее, чтобы с приходом гостей можно было посидеть со всеми за столом. После ужина хозяйка остается с гостями, оставив мытье посуды «на потом».
Совершенно недопустимо заставлять гостей пить. Это дурной тон.
Хозяин заботится о том, чтобы у гостей не пустовали рюмки, но гость
236
опорожняет их в таком темпе, в каком пожелает. Нельзя доливать в рюмку, в которой остается спиртное.
Недопустимо критиковать блюда, которые приготовила жена (что иногда делают некоторые мужья). Даже если что-то не удалось, муж не должен этого подчеркивать, только сама хозяйка самокритично может отметить, что жаркое жестковато или пирог не пропекся.
Прощаясь с гостями, хозяева выходят в прихожую. Если это позднее время, хозяину следует позаботиться о том, чтобы все женщины имели провожатых. Мужчины должны помочь дамам одеться и по возможности проводить их до дома. Перед уходом
гости прощаются с хозяйкой и хозяином, благодарят за госте- приимство и интересный вечер, но не за угощение. Когда часть гостей уже ушла, оставшимся не следует обсуждать ушедших.
Люди справедливо могут подумать, что их ждет та же участь.
Одной из проблем «хождения в гости» — уже не для хозяев, а для гостей — является выбор и преподнесение подарков и
сувениров. Прежде всего, старайтесь не забывать, что вы дарили раньше, чтобы не преподнести то же самое повторно, кроме, разумеется, цветов, конфет и спиртного. Другое правило: при выборе подарка нужно всегда четко представлять, кому он предназначен, поскольку подарки официальным лицам, деловым партнерам, родственникам, друзьям или знакомым имеют свою специфику.
Для первых великолепным подарком может стать небольшая автор- ская картина, поскольку произведения искусства всегда «в моде». Лю- бой гость с Запада будет рад палехской или федоскинской шкатулке, жостовскому подносу, думковской глиняной игрушке, белорусской со- ломке, керамике или «рушникам».
Друзьям и близким родственникам можно дарить личные вещи. Хо рошим подарком может быть парфюмерия, косметика, кожгалантерея, красивая посуда. Знакомым уместно подарить коробку конфет, коньяк, шампанское.
-
Универсальным подарком для женщин всегда являются цветы. В от- личие от других подарков цветы вручают, сняв упаковку (исключение составляет декоративная целлофановая упаковка). Цветы можно дарить по любому поводу; женщина может дарить цветы женщине или пожи- лому мужчине, но молодому — только если он болен.
Никогда и никому не дарите часы — и на Западе, и на Востоке это плохая примета. А вот хорошо изданные книги и альбомы считаются прекрасным подарком.
И конечно же, всегда уместен и приятен подарок, в выбор или изготовление которого вы вложили свою собственную фантазию, уме- ние, творчество.
В кафе и ресторане
Посещение ресторана это нечто среднее между официаль- ным и неофициальным мероприятием. Здесь еще больше, чем в гостях, нас ожидает торжественность и «прилюдность» обста- новки, и вместе с тем мы «отгораживаемся» от всех «своим» столиком, обеспечивая себе узкий, а часто и интимный круг
237
общения. Этим и обусловлены специфические особенности по- ведения в ресторане и кафе.
Ресторан, как и театр, начинается с вешалки. Здесь, перед входом в зал, посетители раздеваются, осматривают себя в зер- кало, поправляют прическу и одежду. Существенные дефекты устраняются в туалете.
В зал ресторана первым входит мужчина, а его спутница сле- дует за ним. Если же первой в зал вошла женщина, то по пути к столику мужчина немного опережает ее, находит места и помо- гает даме занять самое удобное из них (это места у стены — лицом к залу, а в середине зала - лицом ко входу). Мужчина садится после того, как села дама. Если стол большой, то дама садится справа, а если маленький — то напротив мужчины.
Не стоит громко звать официанта, стучать вилкой или ножом по бокалу или по тарелке. Лучше дождаться, когда официант будет побли- зости и жестом подозвать его. В ожидании официанта не следует приче- сываться, подкрашиваться, насвистывать, напевать, играть попавши- ми под руку предметами.
Меню мужчина должен предложить сначала женщине. Если вы пришли в ресторан с компанией, то меню читает кто-то один, а заказ может сделать каждый индивидуально или сообщить официанту общее решение.
Получив заказ, официант подходит к гостям, разливает воду, напитки, затем приносит закуски и блюда в порядке, указанном в заказе.
Обслуживание начинается с дам. Блюда подносят гостям с левой сторо- ны, а они с помощью раздаточных приборов накладывают их себе на тарелку. Собственные вилки и ложки использовать для этих целей не рекомендуется. Следует брать только одну порцию, так как порции мо- гут быть приготовлены по числу гостей. Если блюда раскладывает офи- циант, он подносит их с правой стороны.
1 ... 20 21 22 23 24 25 26 27 ... 32
Одеваться со вкусом — это значит проявлять внимание к ок- ружающим, так как гораздо приятнее иметь дело с изящно оде- тыми людьми, чем с неряшливыми в отношении одежды. Ко- нечно, мнения о том, что считать хорошим вкусом, могут расхо- диться, но бесспорно одно: именно хороший вкус всегда под- сказывает человеку его собственный стиль — в одежде, прическе, макияже. Хороший вкус заставляет следовать моде, прино- равливая ее к собственной внешности, характеру. Проявлением безвкусицы является слепое, утрированное следование моде.
Французы говорят: «Элегантная женщина всегда одета по моде вчерашнего дня».
Этикетная культура требует также, чтобы одежда была оп- рятной, вычищенной и выглаженной, так как аккуратность и
подтянутость в одежде часто ассоциируются с организованно- стью в работе, с умением ценить свое и чужое время, а расхля- банность, неопрятность в одежде — синоним суетливости, за- бывчивости. Молодым людям это следует иметь в виду, особен- но при поступлении на учебу или устройстве на работу.
Для мужчины наиболее распространенным видом официаль- ной одежды по-прежнему остается костюм. Поэтому молодому человеку, работающему в офисе, или студенту желательно со- блюдать следующие правила ношения костюма.
Не надевайте одновременно костюм и спортивную обувь. С костюмом не носите сумку спортивного типа. Желательно носить необходимые вещи в дипломате, портфеле или папке.
К костюму надевайте галстук. Деловой костюм без галстука носить не желательно.
Спортивные пиджаки могут быть надеты прямо на футболку.
Сорочка, надетая к костюму, должна иметь длинные рукава. Счита- ется элегантным, если манжеты сорочки видны из-под рукавов пиджака на 1,5—2 см, а воротничок выступает над воротником пиджака на I— 1,5 см.
Светлые костюмы носите днем — летом и весной, вечером же, осо- бенно осенью и зимой, — темные. Наиболее распространенные цвета — различные оттенки серого, и синего.
В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут (нижняя пуговица всегда расстегнута). Полностью расстегнуть пуговицы пиджака можно за столом или сидя в кресле. Вставая, необходимо застегнуть пиджак на верхнюю пуговицу.
Черная обувь подходит к костюмам всех цветов, светлая обувь и сандалии — ко всем, кроме черного и синего. Лакированные туфли носят только к вечернему костюму. Носки подбираются в тон костюму, но темнее. Они не должны быть слишком короткими.
Брюки должны быть такой длины, чтобы спереди они чуть спуска- лись на обувь, а сзади доходили до начала каблука.
Галстук должен быть светлее костюма и темнее сорочки, он не дол- жен быть ярким или с пестрым узором. В завязанном состоянии он дол- жен касаться нижним концом пряжки ремня. Черный галстук — знак траура. Галстук-бабочка для официальных торжеств или праздников на- девается только к темным костюмам.
232
Желательно иметь при себе два носовых платка. Первый, «рабочий» -в кармане брюк, второй, чистый — во внутреннем кармане пиджака. Не кладите ручку, очки, расческу в нагрудный карман пиджака.
Спортивный костюм предназначен исключительно для занятий спортом, не надевайте его в других ситуациях.
Требования к этикету в одежде становятся все более демо- кратичными. Например, в служебной обстановке, в том числе и для учителя, допустим спортивный и полуспортивный стиль в одежде: свитера, джинсы и т.д. Стали приняты рубашки с гал- стуком, с короткими рукавами и без пиджаков (в обиход вошли даже политические «встречи без галстуков» на самом высоком уровне). Раньше подобное было просто немыслимо. Кроме того, мы привели правила ношения одежды (костюма) в официаль- ной ситуации. В обыденной жизни, конечно же, требования к одежде зависят от обстоятельств — торжественный прием, встреча с друзьями, загородная прогулка, которые диктуют свои условия и оставляют за нами право выбора.
В рамках молодежной субкультуры, к которой относятся наши учащиеся и где так важно выделиться из общей массы и одно- временно продемонстрировать принадлежность к «своей» тусов- ке, эти правила вообще воспринимаются, как «из другой жиз- ни». Однако знать их молодым людям нужно, поскольку и для них рано или поздно наступит эта «другая», взрослая жизнь, где соблюдение «правил игры» будет необходимым. А пока цвета, фасоны, линии и детали одежды определяются для многих из них в первую очередь модой и принадлежностью к определен- ной группе (рокерам, рэйверам, скинхедам или хип-хопу). Но и здесь основные этикетные требования к одежде остаются в силе: это требования вкуса, стиля и меры.
Женщины, особенно молодые, пользуются значительно боль- шей свободой в выборе фасона одежды и ткани, чем мужчины.
Однако при выборе одежды и женщине следует придерживаться
определенных правил.
Основное правило, которое женщине следует соблюдать всегда — это соответствие одежды времени и обстановке. Поэтому в дневное вре- мя не принято принимать гостей или ходить в гости в роскошных платьях.
Для таких случаев надевают простое элегантное платье или платье-кос- тюм. Слишком модные модели одежды подходят только молодым и строй- ным женщинам.
Цвет одежды подбирают, учитывая, что блондинкам больше всего ■ подходит синий цвет; брюнеткам — желтый; розовый — людям с розовым оттенком кожи. Зеленый и желтый цвета, а также черный шелк подчеркивают бледность лица. Красный цвет подавляет естественный цвет лица. Следует избегать контрастных сочетаний цветов. Поперечные полосы на одежде не идут полным женщинам невысокого роста, а женщины высокого роста должны избегать продольных полос на одежде.
Внешний вид деловой женщины
(кстати, деловая женщина — это и студентка вуза, и молодая учительница, и сотрудница
233
Предпочтительно, чтобы ее одежда состояла из нескольких частей: костюм, юбка с блузкой и жилетом и т.д. (свитер нежелателен). Одежда должна быть однотонной, без ярких, кричащих расцветок (предпочти- тельные тона — синий, коричневый, серый, зеленый всех оттенков), не супермодной. Недопустима, особенно в учебном заведении, слишком
обтягивающая, слишком открытая и слишком короткая одежда. В офи- циальной обстановке длина юбки может быть чуть короче колена. Обувь должна быть элегантной, удобной, на не очень высоком каблуке. Дело- вая женщина всегда (независимо от времени года и погоды) носит кол- готки или чулки.
Вместе с тем деловая женщина — не «синий чулок». Она должна заботиться о своей привлекательности, это свидетельствует о внима- нии к себе и окружающим. Большое значение имеют прическа и маки- яж. Волосы должны быть чистыми, аккуратно подстриженными (очень длинные волосы на работе убираются в прическу), макияж — умеренный, близкий к естественному, запах духов — едва уловимый. Если женщина носит очки, то они должны иметь модную оправу. Очки вообще придают женщине деловой вид. Однако женщина в затемненных очках, даже самых шикарных, не вызывает доверия.
Неотъемлемым атрибутом деловой женщины является атташе-кейс или сумка-портфель. В сумке всегда должен быть порядок, чтобы можно было быстро найти нужную вещь. Блокнот, ручка и Прочие «мелочи» желательны хорошего качества. Там же должен находиться мобильный телефон: ношение его на поясе возможно только для мужчин. Особое внимание женщина должна обратить на шляпу, перчатки, туфли, сумочку и носовой платок. Желательно, чтобы они были подобраны в тон по цвету, одинаковы по качеству и соответствовали времени дня и сезону.
На службе деловая женщина носит минимум украшений. Они могут быть и не очень дорогими: главное, чтобы они украшали женщину и служили поддержанию ее имиджа делового человека, а не свидетельст- вовали о ее финансовых возможностях. Например, считается дурным топом носить бриллианты и другие драгоценности в деловой обстанов- ке. Лучше предпочесть недорогие, но элегантные серебряные цепочки и другие украшения. Но деловой женщине не следует украшать себя и дешевой бижутерией.
И одежда женщины, и одежда мужчины в деловой обстанов- ке должна быть не вычурной и не экстравагантной, а удобной, рациональной, элегантной. Одежда всегда должна подчеркивать интеллигентность, внутреннюю культуру, хорошие манеры че- ловека.
9.7. ЭТИКЕТ «НЕФОРМАЛЬНЫХ»
МЕРОПРИЯТИЙ
Общение, как правило, протекает в определенных условиях, которые условно можно разделить на три группы: а) общение в узком кругу — в семье, наедине с другом или любимым челове- ком; б) формальное официальное общение на уровне деловых
234
контактов - по работе или учебе, в различных учреждениях; в) общение на неофициальном уровне - домашние праздники, посещение кафе и ресторанов, приемы и посещение гостей. Все эти виды общения имеют свои правила этикета, которые в чем- то совпадают, в чем-то отличаются. При этом этикет общения
«один на один» носит, как правило, неписаный характер и дик- туется в основном собственными чувствами, тактом и интуици- ей. Этикет официальных отношений определяется уставами, правилами внутреннего распорядка и служебными инструкция- ми. Этикет «неформальных» мероприятий также имеет определен- ные отличия, которые следует иметь в виду педагогу с тем, что- бы поделиться некоторыми из них со своими учениками.
Мы в гости, гости к нам...
Прием гостей у себя дома или пребывание в гостях у друзей имеют свои правила, которые надо знать и по возможности со- блюдать. Специфические особенности поведения в гостях и прие- ма гостей обусловлены, с одной стороны - торжественностью обстановки, с другой - тем, что собирается обычно довольно узкий круг знакомых людей. Мы приводим здесь правила орга- низации и проведения «взрослых» приемов и визитов, имея в виду, что молодым людям надо знать эти правила уже сейчас и соблюдать некоторые из них.
Примашение гостей на большой прием следует осуществлять заранее: за десять дней или за неделю. В любом случае следует назвать точное время и можно назвать причину: «По случаю пер- вого дня весны» или: «На встречу старого Нового года». Если гостей приглашаем на День рождения, причину не называем - предполагается, что гости догадаются. Но можно и уточнить:
«Виновница - Аля». Просто «на кофе» можно приглашать за три дня и даже накануне. Как правило, гостей приглашают на вто- рую половину дня, чаще на ужин. Воскресные обеды редки, на них приглашаются обычно родственники.
Приглашать гостей можно по телефону, письменно или лич- но. Не следует приглашать одновременно людей, о которых нам известно, что они неприятны друг другу. Не стоит приглашать в третий раз человека, если он дважды отказался от приглашения.
Встречает гостей обычно хозяин, который помогает при- шедшим раздеться и вводит в комнату. Хозяйка, выходя из кух- ни, чтобы поздороваться с гостями, снимает передник. Если она уже сидела, то встает навстречу гостям. При приветственном поцелуе помните, что оставлять губную помаду на чужой щеке - отнюдь не признак хорошего тона. Встречают гостей хозяева
235
Тем более неудобно предлагать тапочки гостям. Это противоречит гостеприимству и говорит о дурном вкусе. Люди обычно приходят в гости нарядно одетыми, хотят выглядеть красиво, а домашние тапочки могут испортить и вид, и настроение.
Как долго следует ждать запаздывающих гостей? Если они
— единственные приглашенные, то до их прихода. Гости могут опоздать даже на два часа, что вовсе не дает хозяевам права уйти из дома. Если предварительная договоренность была не точной, а предположительной («заглянем»), то через полтора часа можно считать себя свободным от обязанности ждать.
При рассаживании приглашенных соблюдаются следующие правила: первым считается место справа от хозяйки дома, вто- рым — справа от хозяина; в отсутствие хозяйки первым считается место справа от хозяина дома, вторым — слева от него. Женщина не сажается в конце стола, рядом с другой женщиной, рядом с собственным мужем.
Когда и что подавать на стол — зависит от характера приема. Расставить все на столе лучше заранее. Если гости приглашены «на кофе», можно их сразу усадить за стол. Если предполагается ужин, лучше сначала принять гостей в другом уголке, а когда все соберутся и к ужину все будет готово — пригласить гостей к столу.
«Чашку кофе» можно организовать по-разному. Это может быть, действительно, только кофе с печеньем или тортом (например, чашка кофе по поводу случайной встречи трех подруг — просто поболтать), или это будет кофе с закусками. Угощение можно начать сразу, как только придут первые гости, остальные присоединятся. Если это кофе
«сладко-соленый» — готовим маленькие бутерброды нескольких сортов, напитки. После бутербродов, которые можно оставить на столе, подаем сладости и кофе. Хорошо поставить на стол фрукты. Когда приглашаем
«на кофе», хорошо иметь и свежезаваренный чай для тех, кто предпочитает этот напиток.
Можно пригласить гостей и «на чай» при условии, что он будет умело заварен. Чай имеет то преимущество, что его подают вместе с бутербродами, и он может оставаться единственным напитком во время приема. К чаю хорошо подать лимон. Десертом для чая служит варенье.
Стол можно покрыть цветной скатертью или отдельными цветными салфетками. Из приборов необходимы десертные тарелочки, ножи и вилки. Кофе и чай лучше подавать в чашечках, хотя допустимы и стаканы.
В
обязанности хозяев кроме традиционного угощения гостей входит многое другое. Приведем некоторые правила того, что должны и чего не должны делать хозяева.
Хозяйка не должна все время быть на кухне. Об угощении следует позаботиться заранее, чтобы с приходом гостей можно было посидеть со всеми за столом. После ужина хозяйка остается с гостями, оставив мытье посуды «на потом».
Совершенно недопустимо заставлять гостей пить. Это дурной тон.
Хозяин заботится о том, чтобы у гостей не пустовали рюмки, но гость
236
опорожняет их в таком темпе, в каком пожелает. Нельзя доливать в рюмку, в которой остается спиртное.
Недопустимо критиковать блюда, которые приготовила жена (что иногда делают некоторые мужья). Даже если что-то не удалось, муж не должен этого подчеркивать, только сама хозяйка самокритично может отметить, что жаркое жестковато или пирог не пропекся.
Прощаясь с гостями, хозяева выходят в прихожую. Если это позднее время, хозяину следует позаботиться о том, чтобы все женщины имели провожатых. Мужчины должны помочь дамам одеться и по возможности проводить их до дома. Перед уходом
гости прощаются с хозяйкой и хозяином, благодарят за госте- приимство и интересный вечер, но не за угощение. Когда часть гостей уже ушла, оставшимся не следует обсуждать ушедших.
Люди справедливо могут подумать, что их ждет та же участь.
Одной из проблем «хождения в гости» — уже не для хозяев, а для гостей — является выбор и преподнесение подарков и
сувениров. Прежде всего, старайтесь не забывать, что вы дарили раньше, чтобы не преподнести то же самое повторно, кроме, разумеется, цветов, конфет и спиртного. Другое правило: при выборе подарка нужно всегда четко представлять, кому он предназначен, поскольку подарки официальным лицам, деловым партнерам, родственникам, друзьям или знакомым имеют свою специфику.
Для первых великолепным подарком может стать небольшая автор- ская картина, поскольку произведения искусства всегда «в моде». Лю- бой гость с Запада будет рад палехской или федоскинской шкатулке, жостовскому подносу, думковской глиняной игрушке, белорусской со- ломке, керамике или «рушникам».
Друзьям и близким родственникам можно дарить личные вещи. Хо рошим подарком может быть парфюмерия, косметика, кожгалантерея, красивая посуда. Знакомым уместно подарить коробку конфет, коньяк, шампанское.
-
Универсальным подарком для женщин всегда являются цветы. В от- личие от других подарков цветы вручают, сняв упаковку (исключение составляет декоративная целлофановая упаковка). Цветы можно дарить по любому поводу; женщина может дарить цветы женщине или пожи- лому мужчине, но молодому — только если он болен.
Никогда и никому не дарите часы — и на Западе, и на Востоке это плохая примета. А вот хорошо изданные книги и альбомы считаются прекрасным подарком.
И конечно же, всегда уместен и приятен подарок, в выбор или изготовление которого вы вложили свою собственную фантазию, уме- ние, творчество.
В кафе и ресторане
Посещение ресторана это нечто среднее между официаль- ным и неофициальным мероприятием. Здесь еще больше, чем в гостях, нас ожидает торжественность и «прилюдность» обста- новки, и вместе с тем мы «отгораживаемся» от всех «своим» столиком, обеспечивая себе узкий, а часто и интимный круг
237
Ресторан, как и театр, начинается с вешалки. Здесь, перед входом в зал, посетители раздеваются, осматривают себя в зер- кало, поправляют прическу и одежду. Существенные дефекты устраняются в туалете.
В зал ресторана первым входит мужчина, а его спутница сле- дует за ним. Если же первой в зал вошла женщина, то по пути к столику мужчина немного опережает ее, находит места и помо- гает даме занять самое удобное из них (это места у стены — лицом к залу, а в середине зала - лицом ко входу). Мужчина садится после того, как села дама. Если стол большой, то дама садится справа, а если маленький — то напротив мужчины.
Не стоит громко звать официанта, стучать вилкой или ножом по бокалу или по тарелке. Лучше дождаться, когда официант будет побли- зости и жестом подозвать его. В ожидании официанта не следует приче- сываться, подкрашиваться, насвистывать, напевать, играть попавши- ми под руку предметами.
Меню мужчина должен предложить сначала женщине. Если вы пришли в ресторан с компанией, то меню читает кто-то один, а заказ может сделать каждый индивидуально или сообщить официанту общее решение.
Получив заказ, официант подходит к гостям, разливает воду, напитки, затем приносит закуски и блюда в порядке, указанном в заказе.
Обслуживание начинается с дам. Блюда подносят гостям с левой сторо- ны, а они с помощью раздаточных приборов накладывают их себе на тарелку. Собственные вилки и ложки использовать для этих целей не рекомендуется. Следует брать только одну порцию, так как порции мо- гут быть приготовлены по числу гостей. Если блюда раскладывает офи- циант, он подносит их с правой стороны.
1 ... 20 21 22 23 24 25 26 27 ... 32
Если вы пришли с компанией, но без спутницы, то уделяйте
внимание женщине, сидящей справа от вас. На танец можно приглашать всех женщин. Если вы приглашаете на танец незна- комую женщину, не стоит быть навязчивым и приглашать ее
более двух раз. Во время танца нельзя курить. Разговаривать же- лательно, но необязательно. Если женщина находится в ресто- ране со своим спутником, необходимо спросить у него разреше- ния пригласить даму на танец.
Покинуть ресторан первым обычно предлагает инициатор
встречи. Расчет производится, когда все закончили есть и реши- ли уходить.
При оплате счета обычно придерживаются следующих правил:
—если приглашение в ресторан исходило от одного человека, то обычно расплачивается он;
—мужчина платит за приглашенную им женщину, однако женщина может расплатиться за себя сама;
—если решение пойти в ресторан родилось в компании, то порядок расчета необходимо оговорить заранее; можно платить «в складчину», либо каждый платит за себя;
—недопустимо вести какие-либо дискуссии на эту тему во время оплаты, чтобы не привлекать к себе внимание.
238
9.8. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ
По славянским обычаям один из самых приятных моментов праздников, когда близкие люди собираются в гостях или рес- торане, — угощение за столом. Но порой мы забываем о
правилах хорошего тона, тем самым создавая чувство неловкости у окружающих. Поэтому напомним некоторые из правил
поведения, которые одинаковы и в гостях, и в ресторане. Итак,
как следует вести себя за столом?
Рассаживаться за стол принято с учетом интересов и возрас- та (если, конечно, вас не рассаживают хозяева). За столом нуж- но поддерживать разговор с обоими соседями (даже если один из них вам неприятен), при этом мужчина основное внимание уделяет женщине, сидящей справа от него. Говорить желательно о чем-либо спокойном, не затрагивая острых тем: предпочтительна остроумная легкая беседа на темы, способствующие аппетиту.
Не принято начинать есть до тех пор, пока не начнет хозяй- ка дома. Мужчины должны ждать, пока не начнут есть дамы.
Сидеть за столом нужно прямо, несколько расслаблено, локти при- жать к корпусу, не отводить их в сторону и не ставить на стол. Не следу- ет скатывать хлебные шарики, играть приборами, рюмкой, сворачивать края скатерти или салфетки, пользоваться зубочисткой, протягивать во всю длину ноги под столом. Не принято разговаривать через стол, наги- баться над тарелкой другого. Если необходимо что-либо сказать лицу, сидящему за вашим соседом, то говорят за его спиной. Разговор «через соседа» не должен быть долгим, он
может состоять из реплики, шутки, небольшой фразы.
Если в солонке нет ложечки, соль набираем кончиком своего ножа, но нож при этом должен быть чистым. Если вы случайно уронили нож или вилку, следует сделать вид, что ничего не произошло, и спокойно попросить другую. Окружающие также не должны придавать значения случившемуся. Это — одно из проявлений такта и деликатности. А.П.
Чехов говорил, что хорошо воспитан не тот, кто не пролил соус на ска- терть, а тот, кто не заметил этого.
Салфетку нужно развернуть и положить на колени, чтобы предо- хранить платье или костюм. После еды можно коснуться губ салфеткой и вытереть кончики пальцев. Не следует протирать салфеткой приборы, вытирать руки о скатерть. Губы вытирают бумажными салфетками. В случае, когда еду запивают каким-либо напитком, сначала проглаты- вают пищу, вытирают губы салфеткой, чтобы не оставлять на посуде жирных пятен, и только потом запивают.
Невежливо выбирать из порций, лежащих на блюде, лучшую. Берем кусок, который лежит к нам ближе. Не следует нюхать подаваемые ку- шанья, критиковать вслух то, что не нравится, так как это блюдо может нравиться другому, делать замечания и выражать недовольство. Не стоит говорить о причинах, побуждающих вас не есть какое-либо блюдо.
Нельзя садиться к столу с сигаретой, а на домашних приемах — курить между подачей блюд. Позволить себе закурить можно только после полного угощения, при кофе, или же между последним блюдом и де- сертом (обычно в этот момент бывает небольшой перерыв). Но лучше подождать, пока не предложат хозяева.
239
Во время еды не следует низко наклоняться над тарелкой: только слегка наклоняем голову и подносим ко рту вилку или ложку. Не дуем на горячую еду и напитки, не «чавкаем», не прихлебываем. Есть и пить
нужно беззвучно.
Ножом можно пользоваться, когда ешь рубленный шницель, кот- леты, оладьи, блинчики (раньше это было «дурным тоном»). Но по желанию можно обойтись одной вилкой. Совершенно исключается упот- ребление ножа к макаронам, лапше, вермишели, рыбе, солянке, ом- летам, пудингам, желе. Все это едим только вилкой! Пользуясь ножом и вилкой, все время держим вилку в левой руке, нож — в правой, не пере-
кладывая их из руки в руку.
После еды нож и вилку складываем на тарелке параллельно, ручка- ми в правую сторону. Если предполагается, что те же приборы будут использоваться при следующем блюде, кладем их на стол.
Заканчивать есть рекомендуется вместе со всеми, чтобы не задер- живать других. Как только гости закончили есть, хозяйка встает, за ней поднимаются и все остальные. Мужчины помогают дамам выйти из-за стола, отодвигая их стулья.
Что и как следует правильно есть?
Если случается, что в гостях мы не знаем, как следует есть какое-либо блюдо, наблюдаем, как это делает хозяйка, и ведем себя так же. Но существуют и общепринятые правила, которые надо помнить.
Хлеб за столом не режем ножом и не откусываем, а отламываем маленькие кусочки от куска, взятого из хлебницы. Не макаем хлеб в соус, но если очень хочется, делаем это вилкой, а не пальцами. Не вытираем тарелку хлебом досуха.
При закуске, например, если это ветчина или колбаса, не кладем их на хлеб. Ветчину и колбасу едим ножом и вилкой, небольшие кусочки хлеба мож- но намазать маслом. Масло при этом берем понемногу из масленки на край соб- ственной тарелки.
Более свободно обходимся с хлебом за завтраком. Кусок хлеба можно на- мазать маслом и откусывать от него, а не резать ножом. На такой кусочек хлеба можно положить ветчину или сыр, это будет уже бутерброд, который можно разрезать пополам, чтобы было удобнее есть. Такой бутерброд допустимо есть с тарелки, пользуясь ножом и вилкой. Маленькие бутерброды можно есть и без приборов.
Закуски. Неочищенную колбасу и ветчину очищаем на своей тарелке но- жом и вилкой. Сухую колбасу можно есть с кожицей. Кожицу с сосисок лучше снять. От паштета отделяем кусочек вилкой. Намазывать паштет на хлеб можно только в семейном кругу.
Яйцо всмятку вставляем в рюмочку, затем ложкой ударяем по верхушке, снимаем отколовшуюся «крышечку» и едим яйцо ложкой. Яичницу можно есть ложкой или вилкой в зависимости от консистенции.
Супы часто заставляют растеряться: как наклонять тарелку — от себя или к себе. Вовсе не наклоняем тарелку, а оставляем в ней небольшое количество супа. В семейном кругу можно слегка наклонить тарелку от себя. Ни во время, ни после еды ложку не кладем на стол, оставляем ее в тарелке. Бульоны, супы, которые подаются в чашках, пьем из чашки, не пользуясь ложкой. Ложку упот- ребляем, когда хотим выловить плавающие в супе гренки, яйцо, кусочки мяса.
Курица в бульоне — одновременно первое и второе, так что едим ложкой из тарелки вначале бульон, затем кусочки курицы с помощью вилки и ножа.
240
Рыба как в холодном, так и в горячем виде не допускает ножа. Пользуемся ножом исключительно для маринованной селедки. Если к рыбному блюду по- даны специальные приборы — лопатка и вилка, то лопатку берем в правую руку, как нож, вилку в левую. Вилкой придерживаем кусочек, лопаткой отде- ляем кости. Если подаются две вилки, то правая используется для отделения костей, левой же отправляем кусочки рыбы в рот. Если на нашей тарелке окажется рыба целиком, то вначале отделяем от скелета верхнюю часть филе, съедаем, потом отделяем позвоночник и косточки, откладываем в сторону, затем съедаем вторую часть, после чего на тарелке должен остаться только рыбий скелет. «Заблудившуюся» во рту рыбью косточку незаметно кладем кон- чиком языка на вилку, потом на тарелку.
Мясо с овощами — блюдо проблемное. Существуют два варианта употребления таких блюд. Первый — мясо следует нарезать на мелкие кусочки и отложить нож. Второй — ни на минуту нельзя выпускать из правой руки нож, из левой вилку. Первым правилом руководствуются американцы. В европейском понимании будет правильно отрезать кусочек мяса, придерживая его вилкой, повернутой выемкой вниз. На отрезанный кусочек мяса, на брюшко вилки, накладываем гарнир и несем ко рту. Целый картофель следует резать, а не разминать на тарелке.
А если кроме мяса и картошки есть еще горошек или иные «беспокойные» овоши? Первый выход: придерживая вилкой мясо, отрезаем кусочек, затем вилку с этим кусочком поворачиваем выемкой вверх, в нее накладываем горо- шек и, держа ее в левой руке, подносим ко рту. Второй выход: держим вилку брюшком вверх, на отрезанный кусочек мяса накладываем горошку столько, сколько удержится. И наконец, сначала съедаем все мясо, потом, держа вилку уже в правой руке, доедаем горошек, не накалывая его вилкой, а набирая на нее, как на лопатку.
Спагетти или макароны-соломку очень сложно есть так, чтобы это выгля- дело красиво. Лучший способ справиться с этим блюдом: накалываем макаро- ны на вилку, которую держим вертикально, и в такой позиции накручиваем на нее желаемую порцию, отрезая остальное.
Торты и бисквиты (мягкие) едят специальными вилочками, но если их нет, можно пользоваться ложечкой. Сухие пирожные, пряники, коврижку можно брать руками.
Фрукты — яблоки, груши, чтобы есть их красиво, требуют некоторой тре- нировки. Для них нужны специальные приборы - нож и вилочка. Фрукт разре- заем на четвертинки, затем, взяв ломтик на вилку, снимаем ножом кожицу.
Очищенный кусочек едим на тарелке, пользуясь ножом и вилкой. Допустимо очистить фрукты в руке, но есть их все равно надо на тарелочке ножом и вилкой. Персик разрезаем на тарелке, удаляем косточку, ножом и вилкой сни- маем кожицу и едим, отрезая по кусочку. Бананы очищаем от кожуры и так же едим ножом и вилкой, отрезая кружочками.
Ни апельсины, ни мандарины не чистим спиралеобразно! Кожуру на апель- сине надрезаем крест на крест и отгибаем руками. Мандарин чистим руками.
Едим, отламывая дольки. Грейпфрут подается разрезанным поперек, середина отделяется от кожуры, но остается внутри. Посыпаем сахарной пудрой и едим ложечкой.
Черешни и вишни берем пальцами и отправляем в рот, косточку незамет- но выкладываем пальцами в свою тарелку. Не выплевываем косточку прямо на тарелку! Не собираем косточки в пепельнице! Аналогично можно поступать и с виноградом. Но виноград, как правило, съедают целиком. Сливы разламыва- ют пальцами, косточки кладут на тарелочку.
Клубнику и землянику следует подавать очищенными, без зелени. Некра- сиво раздавливать на тарелке клубнику, поданную с сахаром и со сметаной.
Образовавшаяся масса выглядит не очень эстетично.
9.
Педагогическая этика
241