Файл: 1 билет. Понятие группы в социальной психологии. Основные характеристики группы. Виды малых групп. Социальная группа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БИЛЕТ 17. Групповые нормы, последствия отклонения от них.
Нормативное поведение - поведение, связанное с реализацией групповых норм. Групповые нормы - некоторые правила, выработанные в процессе жизнедеятельности, принятые большинством и регулирующие отношения между ее членами.
1. (Кричевский):
-
институциональные (источник - организация или ее представители в виде фигур власти); -
добровольные (источник - взаимодействия и договоренности членов группы); -
эволюционные (источник - действия одного из членов группы, со временем получающие одобрение партнеров).
2. Нормы различаются по степени принятия их группой:
-
некоторые нормы одобряются почти всеми ее членами, -
другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства, а иные не одобряются вовсе.
Отклонение членов группы от установленных в ней стандартов поведения сопровождается применением к отклоняющимся определенных санкций в виде насмешек, угроз, бойкота и т. п. Но следование групповым нормам не является жестким.
Высокостатусному члену группы (лидеру) предоставляется право на девиантное поведение, отклонение от групповых норм, но в определенных пределах, особенно если он действует в интересах группы.
БИЛЕТ 18. Нормативное влияние большинства.
Нормативное влияние группы (нормативный конформизм) подразумевает необходимость «следовать за толпой», чтобы не быть отвергнутым, сохранить с людьми хорошие отношения или заслужить одобрение. Нормативное влияние обычно приводит к уступчивости. Нормативное влияние порождается заботой о социальном имидже.
БИЛЕТ 19. Нормативное влияние меньшинства.
Если большинство обычно побуждает нас использовать эвристический анализ информации (например, «такие эксперты как они наверняка знают больше»), то меньшинство заставляет нас задуматься о своей позиции. Столкнувшись с разногласиями внутри своей собственной группы, люди ищут дополнительную информацию, обдумывают ее с новой точки зрения и зачастую принимают более удачное решение.
БИЛЕТ 20. Понятие групповой сплочённости. Совместимость и сработанность в группе.
Сплоченность - групповое свойство, производное от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы. Сплоченность рассматривается как эмоциональное явление.
Причины симпатии (сплоченности):
-
частота взаимодействия индивидов -
кооперативный характер их взаимодействия, стиль руководства группой (преимущественно демократический) -
фрустрация и угроза течению группового процесса -
статусные и поведенческие (личностные) характеристики членов группы -
проявления сходства между людьми (в установках, возрасте, профессии, этническом плане -
успех в выполнении группового задания и т. д
Последствия симпатии (сплоченности):
-
агрессивное поведение в отношении несимпатичного группе лица -
более благоприятная оценка членами группы ситуации межличностного взаимодействия, -
изменения в оценке других лиц (например, люди, к которым индивид питает симпатию, нередко рассматриваются им как «себе-подобные») и во внутригрупповой коммуникации (симпатия позитивно коррелирует с частотой коммуникации партнеров), -
рост конформного поведения, возможное возрастание продуктивности группы.
Совместимость. Предполагает обоюдное удовлетворение членами диады потребностей и поведенческих проявлений друг друга.
В отечественной психологии существует три подхода к совместимости (Обозов):
- Структурный – совместимость рассматривается как сходство или различие индивидно-личностных характеристик партнеров. Совместимые партнеры образуют устойчивую структуру. У совместимых партнеров врожденные свойства являются контрастными, а приобретенные – сходными.
- Функциональный – совместимость как результат согласования внутригрупповых функций, или ролей, партнеров;
- Адаптивный – совместимые партнеры действуют эффективно, получая положительные результаты.
Социально-психологическая совместимость – общность социальных установок, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззрений, убеждений. Сходное понимание смысла жизни, отношение к себе, другим, труду и т. д.
Функционально-ролевая совместимость. Совпадение взглядов на цели группы, групповые роли и функции. Несогласованные ожидания и требования членов группы друг к другу делают группу конфликтной (ожидания и потребности одного члена группы препятствуют удовлетворению желаний других).
Межличностная совместимость – высокий уровень взаимного сопереживания, взаимопонимания и взаимопомощи. Совместимые члены группы общаются как личности, а не как исполнители социальных ролей. Они готовы к эмоциональному отклику, но не навязчивы и уважают право другого на уединение.
БИЛЕТ 21. Сплочённость как межличностная аттракция.
Межличностная аттракция была разработана А. Лоттом, который определил сплоченность как свойство группы, вытекающее из количества и силы взаимных положительных установок членов группы. То есть чем выше взаимная симпатия членов группы друг к другу, тем выше уровень групповой
сплочённости. К причинам сплоченности автор относит:
-
частоту взаимодействия индивидов -
кооперативный характер их взаимодействия -
демократический стиль руководства -
фрустрацию и угрозу ходу группового процесса -
статусные и поведенческие характеристики членов группы -
разнообразие сходств между людьми -
успех в выполнении групповых задач и т. д.
В качестве последствий симпатии:
-
Агрессивное поведение в отношении несимпатичного группе лица; -
Более благоприятная оценка членами группы ситуации межличностного взаимодействия; -
Рост конформного поведения; -
Возможное возрастание продуктивности группы.
БИЛЕТ 22. Сплочённость как результат мотивации группового членства.
Групповая сплоченность – результирующая сил (мотивов), побуждающих индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе. Совокупность этих сил включает следующие переменные:
1.Мотивационная основа тяготения человека к группе, т.е. совокупность его потребностей и ценностей, которые он может удовлетворить в группе.
2.Побудительные свойства группы – цели, программа, характеристики членов группы, престиж, способ действий в группе и т.д.
3.Ожидания индивида – представления о вероятных последствиях группового членства.
4.Индивидуальный уровень сравнения – опыт, субъективная оценка последствий пребывания в разных группах.
Основные детерминанты групповой сплоченности – побудительные свойства группы:
-
привлекательность членов группы -
сходство между членами группы (главное – в ценностях и установках) -
особенности групповых целей – их соответствие потребностям членов группы, их четкость, определенность, успех группы в их достижении -
своеобразие связей членов группы – групповая композиция -
удовлетворенность групповой деятельностью -
характер руководства и принятия решений -
структурные свойства группы – ролевая структура, структура лидерства -
групповая атмосфера – особенности межличностных отношений -
величина группы -
наличие межгрупповых конфликтов
БИЛЕТ 23. Сплочённость как ценностно –ориентационное единство.
Сплоченность как ценностно-ориентационное единство — это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом.
БИЛЕТ 24. Феноменологический аспект принятия группового решения.
Феноменологический аспект — это изучение живого процесса принятия решений в реальных социальных группах (Как он осуществляется? Что происходит с индивидуальными точками зрения? Какова эффективность групповых решений?). В рамках этого подхода изучены различные эффекты групповых обсуждений, соотношение индивидуальных и групповых выборов с точки зрения их эффективности.
БИЛЕТ 25. Прагматический аспект принятия группового решения.
Прагматический аспект связан с поиском ответа на практически важный вопрос: как эффективно организовать процесс обсуждения и принятия групповых решений? В рамках этого аспекта разрабатываются различные технологии принятия групповых решений, стратегии целенаправленного управления этими процессами.
Прагматический аспект принятия групповых решений связан с разработкой технологий принятия группой эффективных решений. Групповое решение во многих случаях обладает преимуществом перед индивидуальным решением как в плане своей продуктивности для группы, так и в отношении перспектив исполнения принятого решения каждым членом группы. Важно эти преимущества реализовать.
26 БИЛЕТ. Понятие лидерства и руководства.
Лидерство – психологическая характеристика поведения отдельных членов группы; отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.
Руководство – социальная характеристика отношений в группе; процесс управления трудовой деятельностью группы, осуществляемый руководителем путем социального контроля и власти на основе административно-правовых полномочий.
27 БИЛЕТ. Лидерство в малой группе, механизмы влияния в лидерстве.
Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано наличных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе.
Основные признаки лидерства:
-
более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач -
большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом -
более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы -
большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам,, принятым в данной группе -
большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы
Основные функции лидера:
-
организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах -
выработка и поддержание групповых норм -
внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами -
принятие ответственности за результаты групповой деятельности -
установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.
Механизм влияния в лидерстве – влияние через феномен идентификации.
Идентификация - следование поведенческим или личностным характеристикам другого лица, как реальное их воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения. Но, согласно материалам исследований, идентификация очень часто проявляется как парциальный феномен. Иными словами, уподобление значимому другому, в том числе и лидеру, носит не тотальный («во всем!») характер, а осуществляется избирательно, по отдельным личностным и поведенческим характеристикам модели — объекта идентификации.
БИЛЕТ 28. Теории происхождения лидерства.
1. Теория черт (харизматическая теория) состоит в том, что качества лидера являются врожденными и образуют счетное множество.
Составлено множество списков "лидерских" качеств характера. Максимальный из них состоит из 79 черт. Однако у разных экспериментаторов не было практически никакой корреляции между этими списками. Поэтому харизматическая теория не нашла серьезной научной поддержки, хотя в журналах регулярно предлагаются "психологические" тесты типа "Можете ли Вы стать лидером".
2. Ситуационная теория лидерства. Согласно этой теории, лидерство — это, в основном, продукт ситуации; то есть лидер — это тот, кто в данной ситуации адекватнее проявил нужную черту (хотя она может быть и у других), "оказался в нужный момент в нужном месте и возглавил". Здесь полностью снимается роль активности личности лидера, и он выступает как флюгер.
Чтобы преодолеть очевидную противоречивость такой теории, Хартли предложил 4 модели для объяснения того, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение:
- если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он станет лидером и в другой;