ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.08.2021
Просмотров: 1004
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Конспекты лекций по основным разделам курса
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
Тема 2. Общие проблемы экономического развития
Тема 3. Экономические системы. Основные формы организации экономики
Тема 4. Рыночный механизм и его элементы
Тема 5. Теория спроса и предложения
Тема 6. Эластичность спроса и предложения
Основные правила поведения фирм в различных рыночных структурах
Фирма и отрасль в условиях совершенной конкуренции
Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периоде
Тема 11. Функционирование фирмы и отрасли в условиях несовершенной конкуренции
Ценообразование и производство в условиях олигополии
Тема 12. Рынки факторов производства
Спрос на экономические ресурсы
Максимизация прибыли при использовании экономического ресурса
Спрос на труд и его предложение в условиях совершенно конкурентного рынка труда
Предложение труда и спрос на труд зависит от ряда факторов
Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции
Прибыль, ссудный процент, рента
Тема 13. Общее экономическое равновесие и благосостояние
На изменение приоритетов покупателя А оказывает влияние еще один фактор – эффект дохода. Суть его состоит в следующем: если цена товара Х снижается, то покупателю А требуется выделять на приобретение того же количества товара Х меньшую часть своего бюджета. Так, например, на приобретение товара Х по цене 20 тыс. руб. за 1 кг покупатель А потратил 100 тыс. руб., т.е. приобрел 5 кг товара Х. Если цена товара Х понизится до 10 тыс. руб. за 1 кг, то на покупку тех же 5 кг данного товара Х покупателю А понадобится только 50 тыс. руб. В итоге получается, что при неизменном денежном доходе покупателя А, его реальный доход возрос на 50 тыс. руб.
Как же покупатель А распорядится этими 50 тыс. руб.? Ответ на этот вопрос неоднозначен. В зависимости от реакции покупателей на увеличение реального дохода все товары можно подразделить на три категории:
1) нормальные, или качественные товары;
-
товары низкого качества;
-
так называемые “гиффеновские товары”.
Сразу отметим, что это деление строго индивидуально для каждого потребителя, иными словами, эффект дохода сказывается по-своему для разных покупателей.
Для нормальных товаров характерно следующее: часть возросшего реального дохода покупатель пускает на увеличение потребления этих же товаров, т.е. эффект замещения и эффект дохода действуют в одном направлении; если цена товара Х снизится, то вследствие увеличения в этой связи реального дохода покупатель А повысит закупки товара Х. Это приводит к тому, что при каждой цене товара Х он будет предъявлять спрос на большее количество товара Х, чем под влиянием только эффекта замещения.
Эффект дохода в наибольшей степени сказывается в отношении таких товаров, как продукты питания, одежда, сигареты и т.п., расходы на которые составляют значительную часть в бюджете покупателя (иначе изменение цены товара слабо скажется на реальном доходе покупателя), но одновременно с этим цена единицы товара невелика (покупателю трудно будет увеличить покупки дорогих товаров за счет увеличения реального дохода из-за снижения цены товара).
В том случае, когда в результате уменьшения цены товара Х высвобождается значительная сумма денег и реальный доход резко возрастает, реакция покупателя А может быть совсем неожиданной. Если товар Х будет некачественным товаром, то денежную прибавку покупатель А может пустить на расширение покупок “иных товаров”, а не товара Х. Значит, для некачественных товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях и эффект дохода (в этом случае его можно назвать “обратным эффектом дохода”) снижает эффект замещения.
Наконец, может произойти парадоксальный случай – обратный эффект дохода превысит эффект замещения, в результате чего с понижением цены товара Х его QD также понизится (и наоборот, увеличение цены РX будет приводить к росту QDX).
Представим такую ситуацию: покупатель А всегда хотел покупать для своих детей виноград как высоковитаминный продукт, но на это не хватало средств. Если вдруг резко упадет цена картофеля, на который покупатель А тратил значительные средства, то он будет в состоянии не только покупать на высвободившиеся деньги виноград, но может также сократить покупки картофеля, чтобы дети ели побольше винограда.
Подобный эффект впервые наблюдал английский экономист Гиффен, имя которого данный эффект носит с тех пор. Изучая в конце XIX в. потребление англичан, он обратил внимание на то, что бедняки покупали хлеба в больших количествах тогда, когда цена на него была выше. Это он связывал с тем, что в бюджете бедных семей расходы на хлеб занимали значительную долю. Повышение цен на неэластичный товар (хлеб) приводило к тому, что реальные доходы этих слоев падали, и они вынуждены были отказываться от покупок “остальных товаров”, увеличивая потребление хлеба, чтобы просто не умереть с голоду. Поэтому кривая спроса английских бедняков на хлеб в конце XIX в. имела “восходящий” вид.
Эффект Гиффена наблюдается редко в промышленно развитых странах, а товары, на которых он проявляется, носят название гиффеновских товаров. Для последних кривая спроса имеет “восходящий” характер.
Предложение товара и факторы, воздействующие на него. Количество товара Х, которое производящие данный товар фирмы хотели бы выпустить и продать, называется количеством предложенного товара QSX. Отметим, что QSX может отличаться от количества товара Х, реально проданного потребителям. Величина QSX также зависит от промежутка времени, как и QDX, поэтому и в случае предложения будем считать неизменным рассматриваемый период (например, месяц).
На количество товара Х, которое фирмы желают произвести и реализовать, оказывают воздействие многие факторы. К основным можно отнести следующие:
-
цена самого товара Х (обозначим ее РX);
-
цены ресурсов (Pr), используемых в производстве товара Х;
-
уровень технологии (L);
-
цели фирмы (А);
-
величины налогов и субсидий (Т);
-
цены на иные товары (Pi);
-
ожидания (Е);
-
количество производителей товаров (N).
Всю совокупность значений QSX товара Х, соответствующих различным возможным величинам цены РX при прочих равных условиях, называют предложением (S) товара Х. Предложение можно представить в виде функции, в табличной или графической форме.
Представим функцию предложения в форме табл. 2.
Таблица 2
Исследуемая
|
Цены единицы товара Х, тыс. руб. |
Количество товара Х , предлагаемое к продаже, тыс. шт. |
А |
10 |
50 |
В |
15 |
220 |
С |
20 |
350 |
D |
25 |
480 |
Е |
30 |
580 |
F |
35 |
670 |
Данные табл. 2 отражают важнейшую характеристику предложения: повышение цены товара Х при прочих равных условиях в большинстве случаев приводит к возрастанию количества товара Х, предлагаемого фирмами к продаже. Это является законом предложения.
На основании данных табл. 2 можно построить график. Полученная кривая S называется кривой предложения.
Рис. 3. Кривые предложения
Точки A, B, ..., F отложены на основании данных табл. 2. Соединив их одной линией, получим кривую предложения S
Если под воздействием какого-то фактора предложение возрастет, то кривая S сместится вправо и займет положение SI. При уменьшении предложения кривая S сместится влево и примет вид SII. Как видно из рис. 3, кривая предложения наглядно показывает, что с повышением цены РX товара Х растет количество товара Х, предлагаемого производителями на продажу. В этой связи кривая предложения имеет “восходящий” характер.
Изменение предложения. Сдвиги кривой предложения. Если под воздействием изменений какого-то фактора величины QSX меняются при каждой цене и происходит смещение всей кривой предложения, то происходит изменение предложения: когда предложение расширяется, кривая S смещается вправо и занимает положение SI (рис. 3); в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево – кривая SII. Увеличению предложения способствуют: рост числа производителей; снижение цен на ресурсы; повышение уровня технологии, субсидии товаропроизводителям. Сокращение предложения вызывается увеличением налогов, ростом цен на ресурсы.
Равновесная цена
Каким образом под воздействием спроса и предложения устанавливается цена товара Х на совершенно конкурентном рынке? Рассмотрим рынок товара Х и формирование его цены. Для этого сравним QDX и QSX при различных значениях Рх и совместим таблицы 1 и 2 в табл. 3.
Таблица 3
Исследуемая комбинация |
Рх |
QDx |
QSx |
Состояние рынка: излишек (+) или нехватка (–) товара Х, тыс. шт. |
А |
10 |
700 |
50 |
–650 |
В |
15 |
480 |
220 |
–260 |
С |
20 |
350 |
350 |
0 (равновесие) |
D |
25 |
240 |
480 |
+240 |
Е |
30 |
150 |
580 |
+430 |
F |
35 |
100 |
670 |
+570 |
Возьмем соотношение А. Как видно из табл. 3, при цене РX=10 тыс. руб. потребители предъявляют спрос на 700 тыс. шт., а производители предлагают лишь 50 тыс. шт. товара Х. Такая ситуация не может длительное время сохраняться на рынке. Действительно, фирмы, продав 50 тыс. шт. товара Х, будут видеть, что домохозяйства предъявляют спрос на большее количество товара. Это заставит производителей нанять дополнительные производственные ресурсы и расширить производство, поскольку каждая дополнительно проданная единица товара Х сулит им прибыль. Но в точке В при РX=15 тыс. руб. существует излишек спроса и нехватка товара Х, поэтому производители по-прежнему будут стремиться расширять производство. Избыточный спрос оказывает на цены давление “снизу”, “подталкивает” цены вверх.
Когда производство товара Х достигнет 350 тыс. шт., на рынке установится цена РX=20 тыс. руб., у фирм исчезнут побудительные причины увеличивать выпуск товара Х. Дальнейшее повышение объемов производства сопровождается ростом цен на товар Х и сокращением в этой связи количества товара, на который предъявляется спрос. В результате на рынке появятся излишки товара Х, например при РX=25 тыс. руб. излишнее предложение составит 240 тыс. шт. Нереализованная продукция пойдет на склад и, в конечном итоге, может обернуться потерями для производителей. Вот почему и такая ситуация не может сохраняться длительное время – избыточное предложение оказывает на цены давление “сверху”, заставляя цены понижаться. В этой ситуации производители начнут сокращать выпуск товара Х, пока не рынке не установится цена РX=20 тыс. руб. Только при такой цене две противоположные силы – давление на цены сверху и давление на цены снизу – уравновешиваются. Эта цена носит название равновесной цены. Итак, равновесная цена – это цена, при которой количество товара Х, на которое покупатели предъявляют спрос, равняется количеству товара, предлагаемого на продажу производителями, т.е. при которой QDX=QSX. Все остальные цены являются неравновесными.
Если перенести данные табл. 3 на график, то обнаружим, что равновесие достигнуто в точке Е пересечения кривых спроса D и предложения S (рис. 4).
Рис. 4. Равновесие на конкурентном рынке. Законы спроса и предложения
Равновесие конкурентного рынка достигается в точке Е пересечения кривых D и S. Увеличение спроса вызовет рост и цены товара, и Q. Увеличение же предложения приведет к росту Q, но уменьшению Р.
Законы спроса и предложения. Как известно, существует ряд факторов, которые помимо цены РX воздействуют на QDX и QSX. Изменение любого из этих факторов приводит к изменению либо спроса, либо предложения, что сопровождается сдвигом или кривой D, или S, в результате равновесие будет достигаться при других значениях РX.
Строго говоря, все возможные случаи воздействия факторов на спрос и предложение можно свести к четырем вариантам:
-
увеличение спроса;
-
снижение спроса;
-
расширение предложения;
-
сокращение предложения.
Изучение влияния этих вариантов на равновесные значения Pe и Qe нагляднее проводить с помощью графиков. Обратимся к рис. 4. Как показано на этом рисунке, равновесная цена Pe и равновесное количество товара Qe достигается в точке Е пересечения кривых D и S. Представим, что в результате изменения какого-то фактора, например роста среднего дохода домохозяйств, произошло повышение спроса на товар Х. Это приведет к смещению кривой D вправо до положения D1. Если полагать, что остальные факторы не меняются, то предложение останется прежним, кривая S не смещается. Из рисунка следует, что в результате сдвига кривая спроса перемещается вправо (вследствие увеличения спроса), а равновесие на рынке может установиться при иных значениях Р и Q. Новая точка равновесия u соответствует точке пересечения прежней кривой предложений S и кривой спроса D1. Можно убедиться, что в точке равновесия u равновесны величины Pu и Qu. Они превосходят значения Pe и Qe; PuPe и QuQe. Значит, увеличение спроса сопровождается ростом как равновесной цены, так и равновесного количества товаров.
Если принять за начальную кривую спроса кривую D1 и предположить, что произошло уменьшение спроса под воздействием какого-то фактора, в результате чего кривая спроса сместится влево, то можно прийти к заключению: при уменьшении спроса понижается как равновесная цена, так и равновесное количество товара. Точно такой же графический анализ можно сделать с кривыми предложения и на основании этого сформулировать четыре закона спроса и предложения:
-
увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены Pe, так и равновесного значения Qe;
-
сужение спроса приводит к уменьшению Pe, и Qe;
-
повышение предложения способствует возрастанию Qe и снижению Рe;
-
сокращение предложения обусловит падение Qe и рост Pe.
Обратим внимание, что в случае изменения спроса, величины Pe и Qe изменяются в одном направлении, в случае изменения предложения – в противоположном (Pe растет и Qe изменяется в противоположных направлениях; Pe увеличивается, а Qe сокращается). Если произойдет одновременное изменение и спроса, и предложения, то величины равновесных Pe и Qe определяются в каждом конкретном случае степенью изменения спроса и предложения.
Законы спроса и предложения дают возможность определять направления изменений равновесных величин Qe и Pe при возрастании или уменьшении спроса и предложения. Однако для углубленного анализа динамики рынка порой недостаточна простая констатация факта, что с ростом, например, предложения значения Qe возрастают, а Pe – сокращаются; необходимо знать, в какой степени изменяются равновесные величины при расширении предложения, как чутко реагирует QD товара Х на падение цены РX? Проведение подобного анализа возможно с помощью понятия эластичность.