ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2021

Просмотров: 378

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отношении должников, восстановление платежеспособности которых будет признано нереальным, Закон о несостоятельности предприятий предусматривал применение другой группы процедур - ликвидационных. Как следует из самого определения, целью данных процедур было прекращение деятельности должника. Специфика же такого прекращения состояла в том, что одновременно с ликвидацией должника реализовывался комплекс мер, направленных на прекращение всех его обязательств перед кредиторами. В зависимости от применяемого способа в данной группе выделялись два вида ликвидационных процедур:

принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда;

добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

И вновь несовершенство правовых норм проявляется прежде всего в неотработанной терминологии данного Закона. Устанавливается, что ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства. Однако далее по тексту Закона конкурсное производство регламентируется как последствие принятия арбитражным судом решения о признании предприятия-должника банкротом, а добровольная ликвидация должника под контролем кредиторов определяется как одна из внесудебных процедур.

В то же время следует выделить в качестве несомненного достоинства Закона о несостоятельности предприятий 1998 г. еще одно введенное им принципиальное правило: требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества должника (конкурсной массы), считались погашенными. В таком же порядке погашались требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если действия последнего либо не оспорены кредиторами в арбитражном суде, либо если арбитражный суд признал иски кредиторов необоснованными. Особо оговаривалось, что после удовлетворения требований и погашения претензий кредиторов в порядке и на условиях, установленных Законом о несостоятельности предприятий, должник считается полностью свободным от долгов. Таким образом, впервые в современном российском законодательстве на уровне закона была закреплена возможность для должника освободиться от неисполнимых обязательств, а для кредитора - списать задолженность, безнадежную ко взысканию.

Давая общую характеристику Закону о несостоятельности предприятий, следует признать как значительный вклад данного нормативного документа в развитие института несостоятельности в Российской Федерации, так и очевидную его несовершенность. Как ни парадоксально это прозвучит, но на наш взгляд, данные обстоятельства являются взаимообусловленными. Как любой принципиально новый правовой акт, тем более разрабатываемый и принимаемый в ограниченные сроки и в условиях кардинально реформируемой системы законодательства, Закон о несостоятельности предприятий можно считать запрограммированным на концептуальную и терминологическую «сырость».


С 1 января 1995 г. была введена в действие часть первая нового Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК). При ее принятии законодатель пытался учесть высказываемую критику Закона о несостоятельности предприятий34. Это выразилось во введении новой формулы несостоятельности (банкротства) юридического лица и индивидуального предпринимателя, в соответствии с которой указанные лица по решению суда признаются банкротами, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов (ст. 25, 65 ГК). Вопрос о соотношении размера обязательств должника и стоимости его имущества здесь был опущен. В то же время в п. 3 ст. 65 ГК указано, что основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). Аналогичное положение содержится и в ст. 25 ГК, касающейся несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя. С учетом того, что принятый впоследствии Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» развил эту тенденцию, можно сделать вывод о последова­тельном осуществлении законодателем коррекции понятия несостоятельности.

В то же время, ГК воспринял и положительный опыт Закона о несостоятельности предприятий. Пункт б ст. 64 ГК воспроизводит норму п. 3 ст. 35 Закона о несостоятельности предприятий, распространяя ее действие на все случаи ликвидации юридического лица. В соответствии с данным пунктом, требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными, равно как и требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано. Данное правило в современном российском гражданском законодательстве сформулировано впервые. Таким образом, можно сказать, что Закон о несостоятельности предприятий внес вклад и в развитие гражданского права в целом.

Наработанная нормативная база и практика ее применения как количественный фактор повлекли за собой качественные изменения, материализацией которых стал Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. (далее - Федеральный закон о несостоятельности). Как и следовало ожидать, он кардинально изменил подход к определению критериев несостоятельности должников - юридических лиц. Как уже отмечалось выше, понятие и признаки банкротства, содержавшиеся в Законе о несостоятельности предприятий, вызывали многочисленные нарекания.

Как отмечает В.В.Витрянский, при подготовке нового Федерального закона выбор у законодателя был невелик, поскольку все существующие в законодательстве различных стран подходы к определению несостоятельности должника в обобщенном виде можно свести к двум вариантам. В основе признания должника банкротом предусматриваются либо принцип его неплатежеспособности (которая устанавливается исходя из анализа встречных денежных потоков), либо принцип неоплатности (данная характеристика определяется по соотношению активов и пассивов по балансу должника). В то же время в законодательстве некоторых государств критерий неоплатности применяется с определенным ограничением. В частности, по германскому законодательству для признания должника банкротом необходимо наличие в совокупности неплатежеспособности должника и его «сверхзадолженности», т. е. недостаточности имущества должника для покрытия всех его обязательств, однако последний признак применяется факультативно и служит главным образом в целях обоснования типа процедуры, подлежащей применению к неспособному должнику35.


Таким образом, даже беглый анализ Федерального закона о несостоятельности 1998 г. подтверждает данную ему специалистами антикризисного управления весьма высокую оценку. В то же время практика применения данного Закона выявила некоторые любопытные тенденции.

22 мая 1998 г. (через четыре с небольшим месяца после принятия Федерального закона о банкротстве) Правительство РФ приняло постановление № 476 «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства», которое определило, что необходимым условием обеспечения эффективности применения процедур банкротства является консолидация требований к организациям - должникам по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды. С этой целью на Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению возлагается обязанность по образованию коллегий уполномоченных государственных представителей, цель создания которых - выработка единой позиции государства при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве. Одновременно с этим было утверждено Положение об ускоренном порядке применения процедур банкротства, подлежащее применению при рассмотрении арбитражными судами дел о несостоятельности организаций - должников по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Суть данного Положения сводится к тому, что в отношении указанных должников предусматривается достаточно специфическая процедура внешнего управления, сводящаяся к следующему способу реорганизации бизнеса организации - должника. На базе имущества последнего (за исключением имущества, не включаемого в конкурсную массу) создается открытое акционерное общество, акциями которого замещаются соответствующие активы должника. Акции созданного таким образом общества подлежат продаже через специализированную организацию, а вырученные от их продажи средства направляются на расчеты с кредиторами в порядке, определяемом Федеральным законом о несостоятельности. Остаток средств возвращается должнику. Если вырученных от продажи акций средств недостаточно для расчетов с кредиторами в полном объеме, арбитражный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

20 января 1999 г. Высший Арбитражный Суд РФ своим письмом № С1-7/УП-61 «О применении законодательства о несостоятельности (банкротстве)» счел необходимым рекомендовать арбитражным судам «тщательно исследовать возможности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе в связи с находящимися в производстве делами по искам должников к своим контрагентам; иметь в виду, что процедура банкротства может использоваться в целях передела собственности, устранения конкурента, в связи с чем необходимо тщательно исследовать конкретные обстоятельства по делу с учетом требований статьи 10 Гражданского кодекса РФ». Напомню, что ст. 10 ГК РФ говорит о недопустимости злоупотребления гражданскими правами, принадлежащими субъекту.


Наконец, интересную статистику применения Федерального закона о банкротстве привел бывший в то время председателем Высшего Арбитражного суда РФ профессор В.Ф.Яковлев. Если в 1996 г. на рассмотрение арбитражных судов поступило около 4 тысяч дел, в 1997 г. - около 6 тысяч, то в 1998 г. наблюдался резкий рост - более 13 тысяч дел. Арбитражными судами принято к производству 8 337 дел и вынесено около 5 тысяч решений о признании должников банкротами. Из 2 тысяч с лишним процедур внешнего управления лишь 69 закончились восстановлением платежеспособности должника. На 1 января 1999 г. в арбитражных судах на рассмотрении находилось около 10 тысяч дел о банкротстве, из них 62,6% - дела, связанные с открытием конкурсного производства36. На основании приведенной статистики В. Ф. Яковлев сделал выводы: «По нашему Закону о банкротстве можно возбудить, независимо от пропорции долгов и активов предприятия, процедуру банкротства практически против любого участника экономических отношений, с автоматическим, по существу, введением предусмотренных Законом процедур, назначением арбитражных управляющих и т. п. При этом многие важнейшие вопросы на собраниях конкурсных кредиторов решаются без участия государства как кредитора. Закон быстро, на наших глазах, был приспособлен для нового передела собственности, в том числе с использованием таких отработанных способов, как скупка за бесценок долгов с целью сосредоточения в одних руках прав кредиторов. Резко обострилась борьба вокруг кандидатов в арбитражные управляющие. Это стало чуть ли не основной проблемой данной категории дел. Через управляющих происходит захват управления чужим капиталом, в том числе и своих конкурентов. Арбитражные суды вследствие этого оказались в эпицентре весьма напряженных процессов, вокруг них и их председателей в ряде мест возникло ранее никогда не наблюдавшееся напряжение»37.

Следствием этих процессов стали попытки вновь корректировать действующее определение несостоятельности хозяйствующего субъекта. 24 июня 1999 г. был принят Федеральный закон РФ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», действие которого распространялось на организации, чья основная деятельность связана с производством и транспортировкой (передачей) нефти и газа, а также электрической и тепловой энергии. Данные субъекты в соответствии с названным Законом (ст. 2) признавались неспособными удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязательства не исполнены должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышала балансовую стоимость имущества организации - должника, в том числе права требования. Заслуживают внимания и особенности применения данного Закона. Установлено, что он подлежал применению независимо от того, когда арбитражным судом было принято заявление о признании банкротом организации, подпадающей под действие закона. Более того, в случае отсутствия у такой организации признаков банкротства, предусмотренных для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, дело о банкротстве такого должника подлежало прекращению производством (ст. 21).


Также на рассмотрение в Государственную думу был внесен проект Федерального закона «Об особенностях банкротства применительно к организациям оборонно-промышленного комплекса», аналогичный по содержанию рассмотренному Закону.

Наконец, во второй половине 1999 г. в Государственную думу был внесен проект изменений в закон о банкротстве 1998 г. Суть этих изменений также касалась признаков несостоятельности хозяйствующего субъекта. Предлагалось, в частности, продлить срок, в течение которого должник имеет возможность не удовлетворять требования кредиторов до 6 месяцев, а также признать в качестве необходимого критерия банкротства превышение размеров неисполненных обязательств должника над суммой его оборотных и внеоборотных активов. Проект Думой был отклонен.

Итак, наблюдалась парадоксальная, на первый взгляд, ситуация, когда достаточно логичный и юридически последовательный закон с первых шагов применения подвергся постоянным корректировкам. Однако положение дел становилось гораздо более понятным, если проанализировать Федеральный закон о несостоятельности с позиций изрядно позабытого в настоящее время постулата о соотношении «базиса и надстройки».

Закон и право вообще, как явления надстроечного порядка, вторичны по отношению к экономическим («базисным») условиям. Поэтому любой закон будет эффективен только тогда и настолько, когда и насколько он будет соответствовать объективно существующей экономической ситуации. В существовавшей в то время российской действительности, как справедливо замечается специалистами, «законодательство о банкротстве предстало некой абстрактной моделью, которая привнесена как бы извне. Оно не есть продукт конкретных условий российского рыночного хозяйства, правоприменительной практики. Вследствие этого обновление такого законодательства после его «стыковки» с хозяйственной жизнью стало неизбежной и первоочередной задачей»38. Последнее утверждение из приведенной цитаты в какой-то мере объясняет логику законодателя, осуществляющего нормотворчество методом проб и ошибок39. В этом подходе, на наш взгляд, и кроется одна из причин нестабильности действовавшей в то время нормативной базы.

В условиях переходной экономической модели при формировании отдельных институтов гражданского права (либо институтов, смежных с ним), к которым относится и институт банкротства, должна определенно формулироваться и последовательно реализовываться цель, преследуемая тем или иным нормативным актом. В соответствии с классификацией, установленной еще классиком римского права Ульпианом, целью любого закона в самом общем виде является защита того или иного интереса отдельных граждан и (или) их групп (частное право) либо защита интересов государства и общества в целом (публичное право). При анализе отношений, связанных с несостоятельностью хозяйствующего субъекта, можно выделить, как минимум, три следующие группы интересов: