Файл: Методика преподавания русского языка и литературного чтения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 - … .

Календарь, который висит на стене - … .

4. а) К однокоренным словам поставить вопросы; б) Объяснить значение каждого третьего слова в строчке через первое слово (поседеть – значит стать седым); в) Во всех словах выделить корни, в каждом третьем слове выделить приставку.

Седой – седина – поседеть.

Чистый – чистота – почистить.

Жёлтый – желток – пожелтеть.

Больной – болезнь – заболеть.

Радостный – радость – обрадовать.

5. Объяснить значение выражений, заменив слово, обозначающее признак, словом, обозначающим предмет, в однокоренных словах выделить корень и суффикс:

Железная банка – (банка из железа); стальной нож – (нож из стали); бумажный змей – (змей из бумаги); багажный вагон – (вагон для багажа); ледяная дорожка – (дорожка, покрытая льдом).

6. Разобрать по составу данные слова. Выявить, в чём сходство между этими словами. (Все слова обозначают название человека по его занятию, профессии или специальности. Это значение вносится суффиксом –чик-):

Грузчик. Переплётчик.

Газетчик. Перевозчик.

Ракетчик. Разведчик.

(То же задание к словам: строитель, водитель, учитель.)

При выполнении упражнений не следует стремиться сделать на одном уроке все упражнения. Материал каждого из упражнений может быть распределён на целый ряд уроков.

Задача разбора слов по составу состоит в том, чтобы научить детей определять значимые части слова: приставку, корень, суффикс, окончание. Так, Г.А.Фомичёва предлагает следующую схему разбора слова по составу:

«1) определить, какой частью речи является слово;

2) найти в слове корень на основе подбора однокоренных (родственных) слов и сравнения в них общей части;

3) найти в слове окончание на основе изменения слова (по числам – 2-ой класс; по падежам, лицам – 3-4-ые классы);

4) найти в слове приставку на основе подбора и сравнения однокоренных слов с разными приставками и без приставок;

5) найти суффикс на основе определения значения слова и его места в слове».

Образец разбора: Берёзка, звонкий, подарит.

I. Устного:

Берёзка – имя существительное; подбираю однокоренные слова:берёзовый, берёзонька, подберёзовик; нахожу общую часть — -берёз-, корень — -берёз-; изменяю слово по числам: берёзка – берёзки; нахожу окончание — ; слово берёзка
 образовалось от слова берёза с помощью суффикса –к-, суффикс стоит после корня;

Звонкий – имя прилагательное, подбираю однокоренные слова: звонок, позвонить, звон, перезвон; нахожу общую часть — звон-; изменяю слово по родам – звонкий, звонкая, звонкое, окончание — -ий; слово звонкий образовалось от слова звон при помощи суффикса –к-, суффикс стоит после корня;

Подарит – глагол, подбираю однокоренные слова: подарок, даритьдар, дарю; нахожу общую часть — -дар-, корень — -дар-; изменяю глагол по лицам: подарит, подаришь, подарят; окончание — -ит; нахожу в слове приставку, сравниваю однокоренные слова: подарит, дарит, задарит, приставка – по-.

II Письменного:

Бе рёзк а , звон к ий , подар ит

 ». (XXXVIII, с. 71)

При проведении контрольной работы по анализу состава слова, считаю, что следует брать только те слова, в которых значимые части ясны и понятны детям, например: травка, холодный, переноска, прибегут. Не рекомендуется предлагать детям для анализа возвратные глаголы с –ся (-сь), глаголы неопределённой формы, имена существительные и прилагательные с двумя суффиксами. «Приведённые образцы разбора (устного и письменного) соотнесены с основными требованиями, предъявляемыми к знаниям, умениям и навыкам учащихся, оканчивающих начальную школу, и сориентированы на осуществление преемственности между начальным и средним звеном школы». (XXXVIII, с.72)

Если мы вспомним изложенный материал по разбору слова по составу (см. Глава ІІ.2.), то увидим, что разбор слова по составу, предложенный Г.А.Фомичёвой расходится в последовательности выделения морфем. Конечно, корень является не только «стержнем» слова, но и ещё основой для понимания младшими школьниками определения положения приставки и суффикса. Поэтому, я считаю, что морфемный анализ в начальной школе должен проходить в такой последовательности:

1) определить, какой частью речи является слово (при работе над орфографией);

2) найти в слове окончание;

3) выделить основу (знакомлю учащихся с понятием «основа – часть слова без окончания»);

4) найти в слове корень;

5) найти в слове приставку (если таковая имеется)

6) найти в слове суффикс (если таковой имеется).

Я считаю, что, прежде всего, необходимо выделять окончание и основу, т.к. встречаются слова в учебниках, дополнительной методической литературе, в которых очень сложно сразу найти корень (например: слово шла). На примере урока в 3-ем классе предлагаю рассмотреть мною предложенный разбор слов по составу в практическом его применении (краткий план урока).

16. Система работы над именем существительным в начальных классах (объём знаний, последовательность изучения, методика ознакомления с грамматическими категориями).

Падеж – синтаксическая категория, так как выражает отношение существительного к другим членам предложения. Усвоение падежа основано на понимании учащимися связи слов в предложении. В начальных классах до изучения темы «Склонение» важно обратить внимание детей на то, что, включая слова в предложение, часто приходится менять их окончания (букву или буквы в конце слова). Изменение необходимо для того, чтобы установить связь между словами. Смысл же слова при этом не изменяется.

Работа над категориями падежа и склонения условно делится на четыре этапа.

1-й этап – понятие о склонении как изменении окончаний имен существительных по вопросам в зависимости от связи слов в предложении; изучение особенностей каждого из падежей.

На данном этапе учащиеся:

  • знакомятся с названием падежей;

  • знакомятся с вопросами и предлогами каждого из падежей;

  • учатся склонять имена существительные с ударными окончаниями;

  • овладевают последовательностью действий, которые необходимо выполнить до того, чтобы распознать падеж имени существительного по совокупность его основных признаков.

С падежами целесообразно познакомить учащихся сначала без соотнесения

их с каким-либо определённым склонением. На этом этапе дети не соединяют падеж с конкретными окончаниями. Важно, чтобы в этот момент они поняли, что падеж зависит от слова, с которым связано существительное. Учащиеся усваивают, что каждый падеж имеет определённый вопрос; любые существительные, если они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в одном и том же падеже. При склонении различие между существительными заключается в окончаниях, а не в падежах. При изучении типов склонений такое понимание падежа будет укрепляться и подтверждаться.

В процессе изучения падежи всё время сопоставляются друг с другом
, при этом выясняется роль каждого из падежей и предлогов. Учащиеся должны усвоить, что один падеж можно отличить от другого по вопросам и по предлогам, которые стоят перед существительным.

2-й этап – понятие о типах склонений. Существительные распределяются по трем типам склонений. Необходимо научить школьников определять тип склонения имён существительных по их родовым признакам. В целях прочного усвоения материала целесообразно так организовать ознакомление с типами склонения, чтобы учащиеся самостоятельно установили признаки существительных, по которым они делятся на склонения: род и окончание в именительном падеже. Для определения типа склонения учащиеся должны поставить существительное в начальную форму и посмотреть на окончание.

3-й этап – правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Дети усваивают различия в правописании окончаний разных падежей. При этом сопоставление ведётся в двух направлениях:

  1. сравниваются разные падежи и их окончания в пределах одного склонения, один и тот же падеж – в пределах двух или трех склонений;

  2. сравниваются ударные и безударные окончания в одних и тех же падежах одного и того же склонения.

Для того чтобы усвоенные грамматические знания дети могли использовать

для решения орфографических задач, большое внимание уделяется последовательности действий, которые необходимо выполнить для правильного написания безударных окончаний. Освоению последовательности действий помогают такие шаги:

  1. ученик ставит вопрос к существительному от слова, с которым оно связано в предложении, и записывает вопрос в скобках;

  2. по вопросу и предлогу узнает падеж, который также указывает в скобках;

  3. узнаёт склонение и как результат пишет окончание. По мере выработки орфографического навыка правописанию падежных окончаний имён существительных отпадает необходимость в подробной записи и учащиеся отмечают только падеж и склонение.


4-й этап– склонение и правописание имён существительных во множественном числе.

Основные задачи данного этапа:

  • ознакомление с особенностями склонения имён существительных во множественном числе (существительные во множественном числе не делятся на склонения);

  • совершенствование умения правильно употреблять в речи имена существительные во множественном числе.


17. Система изучения имён прилагательных в начальных классах (объём знаний, последовательность изучения, методика ознакомления с грамматическими категориями).