ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2021
Просмотров: 1771
Скачиваний: 47
Понятие
расторжение индивидуального трудового договора
означа-
ет, что договор может быть расторгнут как по соглашению сторон,
так и по инициативе одной из сторон.
Понятие
увольнение
охватывает все виды окончания действия ин-
дивидуального трудового договора.
Согласно Закону о труде окончание действия индивидуального
трудового договора происходит по двум обстоятельствам:
1) прекращение индивидуального трудового договора в связи с
истечением срока по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон;
2) расторжение трудового договора по соглашению сторон, по ини-
циативе одной из сторон и другим обстоятельствам, предусмотрен-
ным законодательством.
В Законе о труде рассмотрены три вида окончания действия дого-
вора: расторжение индивидуального трудового договора по инициа-
тиве работодателя (ст. 26 Закона о труде), по инициативе работника
(ст. 28 Закона о труде) и прекращение договора по обстоятельствам,
не зависящим от воли сторон (ст. 30 Закона о труде).
Для отдельных категорий работников установлены дополнитель-
ные основания расторжения индивидуального трудового договора.
Например, для служащих органов государства определены следую-
щие основания прекращения службы: 1) увольнение служащего го-
сударственных административных органов по собственному желанию
путем подачи письменного заявления; 2) предоставление государствен-
ным служащим заведомо ложных сведений о его доходах и имущест-
ве; 3) нарушение обязанностей, возложенных законодательством;
4) утрата гражданства РК; 5) совершение коррупционного правона-
рушения; 6) отрицательные результаты аттестации и т. д. (ст. 23 Зако-
на РК «О государственной службе»).^
Работник имеет право расторгнуть индивидуальный трудовой до-
говор, предупредив об этом работодателя письменно за один месяц.
По истечении этого срока работник вправе прекратить работу, а ра-
ботодатель обязан произвести с ним окончательный расчет. Работ-
ник, предупреждающий работодателя о расторжении индивидуаль-
ного трудового договора, заключенного на неопределенный срок,
вправе до истечения предупреждения взять обратно свое заявление и
увольнение в таком случае не производится, если на его место не
приглашен другой работник, которому в соответствии с законом не
может быть отказано в заключении трудового договора, и в иных слу-
чаях, предусмотренных в действующем трудовом законодательстве.
Если по истечении срока предупреждения трудовой договор не был
расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие тру-
дового договора считается продолженным.
Согласно п. 2 ст. 26 Закона о труде, индивидуальный трудовой до-
говор может быть расторгнут в связи с сокращением численности
или штата работников. При этом работнику разъясняются возмож-
ности и порядок дальнейшего трудоустройства, переподготовки и обу-
чения новым профессиям, специальностям. До истечения месячного
срока со дня предупреждения увольнение работников по инициативе
работодателя по указанному основанию без их согласия не допуска-
ется.
Кроме вышеназванных! в законодательстве существуют другие
основания расторжения индивидуального трудового договора по ини-
циативе работодателя: 1) несоответствие работника занимаемой долж-
ности или выполняемой работе; 2) неявка на работу более двух меся-
цев вследствие временной нетрудоспособности; 3) реорганизация;
4) отказ работника от перевода в другую местность вместе с организа-
цией; 5) при отказе работника от перевода на более легкую работу;
6) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением
условий труда; 7) повторного неисполнения работником без уважи-
тельных причин трудовых обязанностей; 8) однократного грубого на-
рушения работником трудовых обязанностей^ **—Виды
рабочего времени: нормальная продолжительность; сокращенная
продолжительность; неполная; сверхурочная.
Нормальное рабочее время — это такая продолжительность рабо-
чего времени, которую должен отработать работник в течение опре-
деленного периода (дня, недели, года). В соответствии со ст. 45 Закона
о труде нормальная продолжительность рабочего времени работни-
ков на предприятии не может превышать 40 часов в неделю.
Для отдельных категорий работников устанавливается сокращен-
ная продолжительность рабочего времени, которая не влечет за со-
бой уменьшения заработной платы. При нормировании рабочего вре-
мени законодатель учел физиологические особенности организма
некоторых работников, условия труда, характер трудовой деятель-
ности работников. Трудовое законодательство предусматривает со-
кращенную продолжительность рабочего времени для работников,
не достигших 18-летнего возраста: в возрасте от четырнадцати до шест-
надцати лет — не более 24 часов в неделю; от шестнадцати до восем-
надцати лет—не более 36 часов в неделю; для работников, занятых на
тяжелых физических работах и работах с вредными условиями тру-
да, — не более 36 часов в неделю. Сокращенное рабочее время для
работников отдельных профессий в связи с вредными условиями тру-
да может предусматриваться также коллективным и индивидуальным
трудовыми договорами.
По соглашению между работодателем и работником как при при-
еме на работу, так и в процессе дальнейшей работы устанавливается
неполное рабочее время. Оплата труда производится пропорциональ-
но отработанному времени или в зависимости от выработки.
Сверхурочными работами считаются работы сверх продолжитель-
ности рабочего времени, установленной законодательством. Привле-
чение к сверхурочным работам допускается только с согласия работ-
ника, за некоторым исключением. Без согласия работника сверх-
урочные работы допускаются в случаях производственной необхо-
димости, а именно: при производстве работ, необходимых для оборо-
ны страны, а также для предотвращения чрезвычайных ситуаций или
стихийного бедствия, производственной аварии или немедленного уст-
ранения их последствий; при производстве общественно необходи-
мых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освеще-
нию, канализации, транспорту, связи, для устранения случайных или
неожиданных обстоятельств, нарушающих правильное их функцио-
нирование; для продолжения работы при неявке сменяющего работ-
ника, если работа не допускает перерыва, но не более чем на два часа
для каждого работника и одного часа на тяжелых физических рабо-
тах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда в тече-
ние одного календарного дня.
Виды времени отдыха: перерыв для отдыха и приема пищи; пере-
рыв между сменами; выходные и праздничные дни; отпуска (ежегод-
ные оплачиваемые, дополнительные, учебные, социальные).
В Республике Казахстан используются две основные формы оп-
латы труда — повременная и сдельная. Работодатели при определении
тарифных ставок должны руководствоваться Единым тарифно-ква-
лификационным справочником работ и профессией рабочих, утверж-
денным приказом Министерства труда и социальной защиты населе-
ния РК от 15 ноября 2002 г. № 266-П.
К мерам поощрения относятся: объявление благодарности; выда-
ча премии; награждение ценными подарками, грамотами и государ-
ственными наградами.
Дисциплинарная ответственность работников наступает в резуль-
тате свершения дисциплинарного проступка. Предусмотрены следу-
ющие виды дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; строгий
выговор; расторжение ИТД.
Работник несет материальную ответственность при условии на-
личия его вины в причинении вреда (добровольно или в судебном по-
рядке).
Ответственность работодателя за причинение неправомерными
действиями (бездействием) вреда работнику исходит из принципа воз-
мещения вреда в полном объеме.
Все трудовые споры подразделяются на субъекты (индивидуаль-
ные, коллективные) и на предметы трудового спора (любая сфера
трудовых правоотношений).
Рассмотрение индивидуального трудового спора осуществляется
согласительной комиссией и (или) в судебном порядке.
Порядок рассмотрения коллективного трудового спора: оформ-
ление заявлений и требования трудового коллектива; примиритель-
ные процедуры (примирительная комиссия, трудовой арбитраж); ре-
ализация права на забастовку.
Функции надзора за соблюдением законодательства о труде осу-
ществляют органы прокуратуры. Контроль за соблюдением зако-
нодательства о труде возложен на государственных инспекторов
труда.
Виды ответственности за нарушение законодательства о труде:
уголовная, административная, дисциплинарная и экономическая.
^Порядок разрешения трудовых споров.
Под трудовым спором пони-
маются разногласия между работником и работодателем по поводу
применения законодательства о труде, о выполнении условий инди-
видуального трудового, коллективного договоров, неурегулирован-
ных ранее между работником и работодателем. Источники возникно-
вения трудовых споров различны. Поэтому трудовые споры можно
классифицировать по различным основаниям: по субъектному со-
ставу, по характеру спора, по подведомственности их рассмотрения.
По субъектному составу трудовые споры принято делить на индиви-
дуальные и коллективные.
Индивидуальные трудовые споры возникают по инициативе от-
дельных работников, выдвигающих требование к работодателю о при-
знании или восстановлении их нарушенных трудовых прав. Данная
категория споров возникает по поводу применения норм трудового
законодательства, коллективного договора и соглашения о труде.
Коллективные трудовые споры возникают между трудовыми кол-
лективами и работодателями по вопросам применения действующего
законодательства о труде, заключения и исполнения условий кол-
лективных договоров и соглашений в части установления новых или
изменения существующих социально-экономических условий труда
и быта работников.
Трудовые споры по своему характеру могут быть исковыми и не-
исковыми. Трудовые споры искового характера связаны с разреше-
111
нием разногласий по поводу применения законодательства о труде,
коллективных договоров и других соглашений о труде. По поводу пред-
мета спора работник предъявляет иск о признании или восстановле-
нии его нарушенного права. К неисковым относятся трудовые споры
по поводу изменения действующих либо установления новых усло-
вий труда. Трудовые споры искового характера являются в основном
индивидуальными. Это объясняется тем, что трудовые права работ-
ника являются персонифицированными, в связи с чем их защита осу-
ществляется в индивидуальном порядке.
Трудовые споры неискового характера могут быть индивидуаль-
ными и коллективными. Согласно действующему законодательству
споры, возникающие между работниками, с одной стороны, и рабо-
тодателем, с другой, по поводу установления новых или изменения
существующих условий труда, неурегулированных законодательством
или иными нормативными положениями о труде, разрешаются рабо-
тодателем и соответствующим уполномоченным органом работни-
ков.
Коллективные трудовые споры имеют неисковый характер и рас-
сматриваются в особом порядке, в частности, трехсторонними ко-
миссиями по регулированию социально-трудовых отношений. Тру-
довые споры по соглашению сторон могут рассматриваться согласи-
тельной комиссией. Порядок рассмотрения трудовых споров в судах
определяется законодательством РК (ст. ст. 97, 98 Закона о труде).
Трудовые споры некоторых категорий работников по отдельным воп-
росам рассматриваются вышестоящими органами.
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров основывается на
общих положениях разбирательства споров, сложившихся в граж-
данско-процессуальной практике: доступность обращения работни-
ка, трудовые права которого нарушены, в органы по рассмотрению
трудовых споров; равное положение для всех категорий работников
на защиту своих трудовых прав; сокращенные сроки разрешения тру-
довых споров; объективность, полнота и гласность рассмотрения спо-
ров; система гарантий исполнения решений органов по трудовым спо-
рам. При этом работники при обращении в органы по рассмотрению
трудовых споров освобождаются от уплаты расходов по трудовым
делам.
Трудовые споры по соглашению сторон могут рассматриваться
согласительной комиссией (ст. 98 Закона о труде). Трудовым законо-
дательством предусмотрены организация и компетенция согласитель-
ной комиссии по рассмотрению трудовых споров.
Согласительная комиссия создается на паритетных началах из рав-
ного числа представителей работодателя и работников по совместно-
му решению сторон. Представители работодателя назначаются ру-
ководителем организации и оформляются соответствующим прика-
зом. Представители работников в согласительную комиссию избира-
ются общим собранием организации (ст.99 Закона о труде). Согласи-
тельная комиссия избирает из своего состава председателя и секрета-
ря комиссии.
Трудовой спор подлежит рассмотрению в согласительной комис-
сии, если работник, самостоятельно или с участием представляющей
его интересы профсоюзной или иной организации, не урегулировал
разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. За-
кон не обязывает работника представлять доказательства о том, что
он принял все необходимые меры к урегулированию спора с долж-
ностными лицами, в компетенцию которых входит решение данного
спора. В любом случае согласительная комиссия не может отказать в
приеме заявления. Однако с целью полного, объективного и своевре-
менного рассмотрения трудового спора при подаче заявления в ко-
миссию следует представить доказательства, свидетельствующие о
том, что разногласия не получили разрешения при непосредствен-
ных переговорах с работодателем.
Согласительная комиссия рассматривает трудовой спор в трех-
дневный срок со дня поступления заявления работника (ст. 100 Зако-
на о труде). Установленный срок исчисляется со дня, следующего за
днем подачи заявления. Согласительная комиссия имеет право вызы-
вать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, поручать
отдельным лицам проведение технических и бухгалтерских проверок,
необходимых для объективного рассмотрения спора. По результатам
рассмотрения заявления работника принимается решение согласи-
тельной комиссии и выдается заявителю. Решение комиссии должно
быть мотивированным и основанным на действующем законодатель-
стве о труде, коллективном договоре, индивидуальном трудовом до-
говоре, на действующих инструкциях и положениях. На каждом засе-
дании комиссии ведется протокол, в котором записывается оконча-
тельное решение, подписываемый по окончании заседания комиссии
председателем и секретарем. В решении комиссии должны быть чет-
кость и ясность. Решение согласительной комиссии, удовлетворив-
шей требования заявителя, исполняется противоположной стороной
в трехдневный срок (ст. 100 Закона о труде). Если решение комиссии
не удовлетворило требования работника, то трудовой спор рассмат-
ривается в судебном порядке.
Районные и городские суды являются самостоятельными органа-
ми по рассмотрению трудовых споров, куда работники могут обра-
титься за разрешением разногласий с работодателем. Согласно дейст-
вующему законодательству, суд не имеет право пересмотреть ре-
шение согласительной комиссии по трудовому спору. Непосредственно
в суде рассматриваются трудовые споры по заявлениям работников
предприятий, где в согласительных комиссиях разногласия не
рассматривались, а также по заявлениям лиц, работающих по инди-
видуальным трудовым договорам в крестьянских хозяйствах. Суды
принимают непосредственно к своему производству споры по заяв-
лению работодателя о возмещении работниками вреда, причиненно-
го предприятию, а также суды рассматривают иски по спорам, выте-
кающим из трудовых правоотношений с участием иностранных граж-
дан, лиц без гражданства, иностранных организаций или организаций
с иностранным участием. Заявление о разрешении трудового спора
работник подает непосредственно в районный суд.
В соответствии с законодательством работник вправе обратиться
в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало
известно о нарушении его трудовых прав и свобод (ст. 280 ГПК РК).
Срок рассмотрения трудового спора в суде по действующему законо-
дательству устанавливается до одного месяца.
Коллективные трудовые споры
— это разногласия, возникшие
между работодателем и коллективами работников по поводу уста-
новления и изменения условий и оплаты труда в организациях, за-
ключения, выполнения коллективных договоров и соглашений, а так-
же по вопросам применения положений действующего законодательст-
ва, коллективных договоров и соглашений. Правовые основы, регу-
лирующие порядок и способы разрешения коллективных трудовых
споров, а также порядок реализации права на забастовку, установле-
ны Законом РК «О коллективных трудовых спорах и забастовках» от
8 июля 1996 года.
Требования трудового коллектива по вопросам установления и
изменения условий и оплаты труда в организациях, заключения, из-
менения и выполнения коллективных договоров и иных соглашений
формируются и утверждаются на общем собрании большинством го-
лосов членов данного коллектива либо делегатов конференции. Тре-
бования коллектива излагаются в письменной форме и направляются
работодателю. Интересы трудового коллектива представляют упол-
номоченные им представители или орган. В качестве уполномочен-
ных органов могут выступать отраслевые или территориальные орга-
ны профессиональных союзов. Работодатель обязан рассмотреть выд-
винутые трудовым коллективом требования не позднее трех кален-
дарных дней со дня их получения и попытаться достигнуть соглаше-
ния по существу спора, а в случае недостижения соглашения в ука-
занный срок — довести свое решение и предложения в письменном
виде до сведения трудового коллектива с указанием персонального
состава своих представителей для дальнейшего рассмотрения спора.
Объединенные либо совместные требования двух или более тру-
довых коллективов направляются соответствующим органам рабо-
тодателей, которые обязаны рассмотреть их и сообщить в течение
семи календарных дней со дня получения требований о своем реше-
нии объединенному представительному органу трудовых коллекти-
вов. Возникшие трудовые споры между работодателями и трудовым
коллективом после неудовлетворительного ответа работодателя рас-
сматриваются примирительной комиссией.
Примирительная комиссия создается в течение трех календарных
дней со дня доведения работодателем своего решения до сведения тру-
дового коллектива либо несоблюдения работодателем своего реше-
ния в течение указанного срока. Комиссия рассматривает требова-
ния трудового коллектива в срок не позднее семи календарных дней
со дня ее создания. В случае недостижения соглашения в примири-
тельной комиссии в течение установленного срока работа комиссии
прекращается, а для разрешения спора создается трудовой арбитраж.
Этот орган создается сторонами коллективного трудового спора в
течение пяти календарных дней с участием членов республиканской
или местной трехсторонней комиссии по урегулированию социаль-
но-трудовых отношений.
Количество членов трудового арбитража и его персональный со-
став определяются соглашением сторон коллективного трудового
спора. Состав трудового арбитража должен состоять не менее чем из
трех человек, включая его председателя. Свое решение трудовой ар-
битраж вносит не позднее семи календарных дней со дня его создания
простым большинством голосов членов арбитража. В случае разде-
ления голосов членов арбитража поровну решающим является голос
председателя. Решение должно быть мотивированным, излагаться в
письменной форме и подписываться всеми членами арбитража. На
любой стадии рассмотрения коллективного трудового спора сторо-
ны могут обратиться к посреднику. Посредник — это лицо или орга-
низация, привлекаемые сторонами для оказания посреднических ус-
луг по разрешению коллективного трудового спора.
Важную роль в решении вопросов предупреждения и разрешения
коллективных трудовых споров играют республиканская, областные
237
и отраслевые постоянно действующие трехсторонние комиссии по
социальному партнерству и регулированию социально-экономичес-
ких и трудовых отношений. Персональный состав комиссий форми-
руется и утверждается каждой из сторон, а также внутри сторон са-
мостоятельно на условиях равноправия, полномочное™ и взаимной
ответственности. Крайней мерой разрешения коллективного трудо-
вого спора является забастовка.
Под забастовкой понимается мера борьбы трудового коллектива
за удовлетворение своих социально-экономических и профессиональ-
ных требований в коллективном трудовом споре между трудовым кол-
лективом и работодателем, выражающаяся в полном или частичном
прекращении работы членами трудового коллектива на определен-
ный срок или на срок до удовлетворения работодателем требований
трудового коллектива.
Решение о проведении забастовки может быть принято, если по-
средством примирительных процедур не удалось добиться разреше-
ния трудового спора. Решение о проведении забастовки принимается
на общем собрании или конференции трудового коллектива и счита-
ется принятым, если за проведение забастовки проголосовало не ме-
нее двух третей членов данного коллектива. Забастовку возглавляет
уполномоченный трудовым коллективом орган, чаще всего забасто-
вочный комитет. Работодатель предупреждается письменно о начале
забастовки и возможной ее продолжительности не позднее, чем за
пятнадцать календарных дней до ее объявления.
Признаются незаконными и не допускаются забастовки в случаях,
когда это создает реальную угрозу жизни и здоровью людей; в
организациях железнодорожного транспорта, гражданской авиации,
связи, на непрерывно действующих производствах, приостановка де-
ятельности которых связана с тяжелыми и опасными последствиями; в
организациях, выполняющих задачи по обеспечению обороноспо-
собности, правопорядка и безопасности Республики; в иных случаях,
предусмотренных законодательными актами. В организациях, обес-
печивающих жизнедеятельность населения, таких, как обществен-
ный транспорт, организации, обеспечивающие снабжение водой,
электроэнергией, теплом, забастовка может проводиться лишь при
условии, если сохраняется необходимый для жизнеобеспечения на-
селения уровень соответствующих услуг, определяемый на основе
предварительного соглашения с местным исполнительным органом.
238
Г л а в а X ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
/.
Понятие, предмет, метод, система, источники предприниматель-
ского права.
2. Признаки и принципы предпринимательской деятельности.
3. Виды и формы предпринимательской деятельности.
4. Правовое регулирование экономической и монополистической
деятельности.
1. Понятие, предмет, метод, принципы, система, источники пред-
принимательского права. Предпринимательское право
представляет
собой совокупность юридических норм, регулирующих предприни-
мательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе
некоммерческие отношения, а также отношения по государственному
регулированию отрасли экономики в обеспечении интересов го-
сударства, общества и личностей.
Самостоятельность той или иной отрасли в системе права связы-
вается с наличием предмета и метода правового регулирования, а также
принципов правового регулирования. Предметом предпринима-
тельского права являются общественные отношения в сфере пред-
принимательской деятельности, а также тесно связанные с ними не-
коммерческие отношения, включая отношения по государственному
регулированию отраслей экономики. Эти отношения подразделяются
на две группы: предпринимательские отношения (горизонтальные
отношения, то есть отношения предприниматель-предприниматель) и
некоммерческие отношения (вертикальные отношения, то есть от-
ношения предприниматель-государство), образуя в своей совокуп-
ности предпринимательские правовые отношения.
Пояметодом правовогорегулирования,
применяемом в отрасли права,
понимается набор способов и приемов регулирования отношений
между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств пред-
мета регулирования.
Укажем, что регулируя хозяйственно-правовые отношения, ис-
пользуются и
императивные,
и
диспозитивныеметоды
правового регу-
лирования, так как в предмет входят и горизонтальные отношения
(отношения равенства), и вертикальные отношения (отношения типа
управление и предприниматель).
Важнейшим методом правового регулирования, используемым в
хозяйственном (предпринимательском) праве, служит метод автоном-
239