ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2021

Просмотров: 1677

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ной власти. Таким образом, предметом конституционного права яв-

ляются общественные отношения, связанные с осуществлением го-

сударственной власти и ее организации, устройством государства, а

также между человеком и государством.

Как и любой отрасли права, конституционному праву присуща

совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществ-

ляется воздействие на общественные отношения, называемые мето-

дами правового регулирования. Конституционно-правовые отноше-

ния регулируются следующими методами:

1) метод обязывания;

2) методзапрещения;3) метод дозволения;4) метод признания.

Методы регулирования конституционного права носят политико-

правовой характер, поскольку закрепляют в Конституции категории

общественных идеалов, социальных ценностей, моральных прин-

ципов.

Таким образом,

конституционное право

— это отрасль права Рес-

публики Казахстан, представляющая собой совокупность правовых

норм, регулирующих основы конституционного строя РК, статус

человека и гражданина, государственное устройство, систему орга-

нов государственной власти, местного государственного управления

и самоуправления.

В конституционном праве важным являются нормы Конституции,

по которым живет страна и должны соответствовать нормы других

правовых актов. Конституционно-правовым нормам присущи все при-

знаки норм других отраслей права. Они также являются средством

упорядочения общественных отношений, принимаются государством

и выполняют регулятивную и правоохранительную функции. Вместе

с тем, конституционно-правовые нормы отличаются от правовых норм

других отраслей права: содержанием и сферой регулируемых обще-

ственных отношений; непосредственным действием; особенностями

структуры. Конституционно-правовые нормы чаще всего имеют

дис-

позицию,

реже -

гипотезу,

и только в отдельных случаях —

санкцию;

источниками в которых они выражены (Конституция, конституци-

онные законы); наличием значительного количества норм - принци-

пов, норм-задач, норм-определений, не свойственных другим отрас-

лям права; учредительным характером содержащихся в них предпи-

саний; специфическим характером субъектов (народ, государство,

нации, высшие государственные органы).

Конституционно-правовые нормы классифицируют по следую-

щим основаниям: по характеру содержащихся предписаний их разде-

ляют на: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Упра-

вомочивающие нормы

— это нормы, закрепляющие право субъектов

50

осуществлять редусмотренные в них действия и определяющие рамки

их  полномочий.

Обязывающие  нормы

закрепляют  обязанности

субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками

данных норм.

Запрещающие нормы -

это нормы, содержащие запреты

на совершение определенных действий, в них предусмотренных.

По степени определенности содержащихся в них предписаний раз-

личают императивные и дизпозитивные нормы.

Императивные нор-

мы

- это нормы, которые не допускают свободы усмотрения субъек-

та в применении установленного ими правила.

Диспозитивные нормы—

это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта

действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоя-

тельств.

Система конституционного права

— это совокупность составных

частей и элементов конституционного права, характеризующих его

внутреннее стрение и обособляющих его от других отраслей права.

Универсальные и общие принципы конституционного права —

это основ-

ные начала конституционного права, в соответствии с которыми оно

строится как система правовых норм и которые придают этой систе-

ме единую направленность. К универсальным принципам конститу-

ционного права, оказывающим влияние на всю систему национально-

го права РК, относятся: принципы высшей юридической силы и пря-

мого  действия  Конституции  на  всей  территории  Республики

(ст. 4 Конституции РК); принцип абсолютности и неотчуждаемости

прав и свобод человека (ч. 2 ст. 12 Конституции РК). К общим отрас-

левым  принципам  конституционного  права  относятся: принцип

решения наиболее важных вопросов государственной жизни демо-

кратическими методами; принцип суверенитета; принцип принадлеж-

ности государственной власти народу, ее единство; принцип призна-

ния идеологического и политического многообразия.

Конституционное право, являясь частью единой правовой систе-

мы, само является сложной системой и состоит из элементов отрас-

ли — правовых институтов.

Конституционно-правовой институт —

со-

вокупность норм конституционного права, регулирующих однород-

ные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих от-

51


background image

носительно самостоятельную группу. В системе конституционного
права выделяют следующие правовые институты: основы конститу-
ционного строя; права и свободы человека и гражданина; админист-
ративно-территориальное устройство; избирательная система; пре-
зидентская власть; законодательная власть; исполнительная власть;
судебная власть и прокуратура; местное государственное управле-
ние; местное самоуправление; порядок изменения Конституции.

Конституционно-правовые отношения

— это общественные отно-

шения, урегулированные нормами конституционного права, содер-
жанием которых является юридическая связь между субъектами в
форме взаимных прав и обязанностей. К особенностям конституци-
онно-правовых отношений относятся: особое содержание, особая
сфера отношений, составляющих предмет конституционного права;
особый субъектный состав. Среди субъектов конституционно-пра-
вовых отношений есть такие, которые не могут быть участниками
других видов правоотношений; наличие нескольких видов правоот-
ношений.

Наиболее классическим видом являются конкретные конститу-

ционно-правовые отношения, в которых четко определены субъек-
ты, их взаимные права и обязанности.

Вторым видом конституционных правоотношений являются пра-

воотношения общего характера, в которых конкретно не определены
субъекты отношений, не установлены конкретные права и обязаннос-
ти. Такие отношения возникают на основе реализации норм-принци-
пов, норм-деклараций, норм-целей.

Особым видом правоотношений являются правовые состояния.

Их субъекты четко определены, но содержание прав и обязанностей
этих субъектов конкретно не определено, а выводится из большого
массива действующих норм. К правовым отношениям такого вида от-
носится состояние в гражданстве.

Классификация конституционно-правовых отношений:

по сроку дейст-

вия различаются постоянные и временные отношения; по назначе-
нию в механизме правового регулирования различают материальные
и процессуальные отношения; по целевому назначению различают
правоустановительные и правоохранительные правовые отношения.

Возникновению, прекращению или изменению правоотношения

предшествует юридический факт — событие или действие.

Событие

происходит независимо от воли субъекта,

действие

связано с воле-

изъявлением последнего. Действия классифицируются на юридичес-
кие акты и юридические поступки.

52

Субъекты конституционного права -

это участники конституци-

онно-правовых отношений. Круг субъектов очень широк: ими могут

быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают обязан-

ности и предоставляют права. Среди них государство, народ, депута-

ты, органы государственной власти, избирательные комиссии, граж-

дане, лица без гражданства, общественные организации и т.д. Таким

образом, субъектами конституционно-правовых отношений высту-

пают: человек, вступая в отношения сам или через соответствующие

органы с государством; государство, вступая в отношения с другим

государством или человеком.

1.1. Понятие, сущность, характеристика, этапы становления Кон-

ституции.

Впервые понятие «конституция» (от лат. соп$1киио — уста-

новление) встречается в письменных источниках Древнего Рима. Тог-

да конституциями называли акты, издаваемые императором. В сред-

ние века конституциями именовали нормативные акты о правах и воль-

ностях различных сословий. Первой Конституцией в современном ее

понимании, как Основной  закон  государства  стала  Конституция

США, принятая в 1787 г.

Под Конституцией в юридической науке понимается

норматив-

ный акт —

Основной закон, обладающий высшей юридической силой

и закрепляющий основы общественного строя и государственного

устройства, взаимоотношения между государством и личностью, орга-

низацию и деятельность системы государственных органов.

Значение Конституции определяется ее функциями. Основными

функциями Конституции являются:

Юридическая функция.

Конституция является Основным законом,

главным источником права, нормы которой обладают высшей юри-

дической силой и лежат в основе других отраслей права.

Политическая функция.

Конституция регулирует порядок функ-

ционирования политической системы общества.

Идеологическая функция.

Конституция, признавая и устанавливая

идеологическое многообразие, является средством идеологического

воздействия.

Экономическая функция.

Конституция определяет формы собствен-

ности в государстве, порядок их функционирования.

Юридические свойства Конституции

— существенные признаки,

отличающие ее от других нормативных актов. Основными юридиче-

скими свойствами Конституции являются следующие:

Верховенство.

Конституция обладает высшей юридической силой.

Это означает: нормы Конституции - источник других отраслей пра-

ва; нормативные правовые акты принимаются только органами, ука-

занными Конституцией; все нормативные правовые акты должны со-


background image

ответствовать Конституции; государственные органы, органы мест-

ного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения

обязаны соблюдать Конституцию. Верховенство Конституции уста-

навливается самой Конституцией.

Учредительный характер.

Это свойство выражается в следующем.

Конституция учреждает основы государственного строя и механизм

осуществления государственной власти; нормы Конституции явля-

ются первичными по отношению к другим нормативным правовым

актам.

Прямое действие.

Это свойство означает, что нормы Конституции

обязательны к исполнению законодательной, исполнительной и су-

дебной властями; нормы Конституции могут быть использованы в

суде для защиты своих прав.

Особый порядок принятия и изменения Конституции.

Это значит, что

Конституция может быть изменена лишь конституционно же право-

мочным органом, в особом порядке и таким актом, который обладает

равной с Конституцией юридической силой.

Правовая охрана Конституции

— это совокупность юридических

средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной за-

конности. Особое место в защите Конституции и конституционного

строя принадлежит Президенту РК, который как глава государства

и его высшее должностное лицо является гарантом незыблемости

Конституции; обязанность строго следовать Конституции входит в

содержание его присяги. В целях защиты Конституции РК образует-

ся Конституционный Совет РК, который по обращениям Президен-

та РК, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, одной пятой

части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-министра,

судов РК разрешает вопрос о соответствии Конституции РК законо-

дательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 72

Конституции.

Законы и международные договоры, признанные Конституцион-

ным Советом, не соответствующими Конституции РК, не могут быть

подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в дейст

:

вие. Акты или отдельные положения, признанные ущемляющими,

закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина

отменяются и не подлежат применению.

В решении задач конституционного контроля и обеспечения ис-

полнения Конституции участвуют и другие органы власти: суды РК,

Прокуратура РК в пределах их компетенции.

Этапы развития Конституции Республики Казахстан.

История ста-

новления нового конституционного законодательства Республики

<>4

Казахстан берет свое начало с момента внесения изменений в Кон-

ституцию Казахской ССР Законом Казахской ССР «Об учреждении

поста Президента» от 24 апреля 1990 г. Данный Закон внес существен-

ное изменение в систему управления государством. Пост Президента

учреждался в целях обеспечения глубоких политических и экономи-

ческих преобразований, осуществляемых в Республике.

Важным актом конституционного характера

первого этапа

явля-

ется Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от

25 октября 1990 года. Декларация провозглашала приоритет законов

Казахской ССР над законами СССР, в ней были заложены принципы,

существенно меняющие систему существующих отношений в цепи

Казахстан-Центр. В частности, в Декларации провозглашалось, что

отношения между СССР и Казахской ССР строятся на договорной

основе; Республика самостоятельно решает все вопросы, связанные

с  административно-территориальным  устройством, политическим,

экономическим, социальным и культурно-национальным строитель-

ством; Республика имеет право приостанавливать на своей террито-

рии действие законов СССР, нарушающих законы Казахской ССР;

территория Казахстана объявляется неприкосновенной, неотчужда-

емой в существующих границах и не может быть изменена без ее со-

гласия; без согласия Верховного Совета Казахской ССР на ее терри-

тории не могут быть размещены воинские формирования других го-

сударств, их военные базы; Казахстан имеет право иметь собствен-

ные внутренние войска, органы государственной и общественной бе-

зопасности; Казахская ССР самостоятельна в международных отно-

шениях, в своих интересах определяет внешнюю политику. Специ-

альной статьей оговаривалось, что Декларация является основой для

заключения нового Союзного договора и разработки новой Консти-

туции Казахской ССР.

Декларация

— первый акт Казахской ССР, в котором был провозг-

лашен принцип разделения властей, в отличие от положений Кон-

ституции Казахской ССР 1978 г., которая закрепляла власть Сове-

тов. Законодательная власть предоставлялась Верховному Совету,

Президент являлся главой Республики и обладал высшей распоряди-

тельно-исполнительной властью. Судебная власть принадлежала Вер-

ховному Суду. В Декларации отсутствует классовый подход к опреде-

лению социальной основы государства. Единственным носителем су-

веренитета и носителем государственной власти провозглашался на-

род.

В 1990-1991 гг. Верховный Совет Казахской ССР принял законы

«О совершенствовании структуры государственной власти и управ-

ления» от 20 ноября 1990 г. и «О местном самоуправлении и местных


background image

Советах народных депутатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 г.,
которые положили начало существенным изменениям в системе ор-

ганов власти и управления Республики.

Согласно Закону «О совершенствовании структуры государствен-

ной власти и управления» прекратил свое существование Совет Ми-

нистров, он и был преобразован в Кабинет Министров при Президен-

те. Полтора десятка министерств и ведомств были упразднены, часть

преобразована. Не стало Госплана, Госагропрома, Госстроя, Гос-

снаба, Комитета народного контроля; созданы новые органы управ-

ления — Госкомитет по экономике, Антимонопольный комитет, Ко-

митет по управлению государственным имуществом и т. д. Введены

должности Вице-президента и Генерального прокурора Республики.

Согласно Закону «О местном самоуправлении и местных Советах

народных депутатов Казахской ССР» представительная и исполни-

тельная власть на местах была сосредоточена в одних руках: Предсе-

дателя Совета; за местными Советами было закреплено местное хо-

зяйство, установлена коммунальная собственность, был определен

перечень налогов, поступающих в местный бюджет.

Второй этап

конституционного строительства начинается с при-

нятия Закона Республики Казахстан «Об изменении наименования

Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря

1991 года. Хотя закон не назывался Конституционным, он фактичес-

ки был таковым, поскольку вносил изменения в Конституцию Ка-

захской ССР, снимая идеологическую основу государственной орга-

низации.

Наконец, 16 декабря 1991 г. был принят и в тот же день вступил в

силу Конституционный закон «О государственной независимости

Республики Казахстан». В ст. 1 Закона Казахстан провозглашался

независимым, демократическим и правовым государством. Террито-

рия Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосно-

венной.

Согласно Главе 2 Закона, граждане Республики всех националь-

ностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской

нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который

является единственным носителем суверенитета и источником госу-

дарственной власти. За всеми казахами, вынужденно покинувшими

территорию Республики и проживающими в других государствах,

Закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с граж-

данством других государств, если это не противоречит законам госу-

дарств, гражданами которых они являются.

Глава 3 определяла структуру органов государственной власти и

управления. Государственная власть осуществляется, гласил Закон,

исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнитель-

ную и судебную. Главой Республики Казахстан и ее исполнительной

власти объявлялся Президент.

Глава 4 определяла экономические основы государства. Закон гла-

сил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической систе-

мой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собствен-

ности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, раститель-

ный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись ис-

ключительной собственностью государства.

Республика Казахстан является субъектом международного пра-

ва и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятель-

ности. Специальной статьей оговаривалось, что данный Закон слу-

жит основой для разработки новой Конституции Республики. С это-

го дня Казахстан юридически существует как суверенное государст-

во. В то же время продолжали действовать нормы Конституции Ка-

захской ССР, Законы СССР и Казахской ССР, поскольку они не

противоречили Закону о государственной независимости.

В этот период был принят ряд конституционных законов, внесших

существенные изменения в Конституцию 1978 г. Так, Закон РК

«О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 г. уже не

признавал гражданства СССР, а также институт двойного гражданст-

ва. Им были установлены новые основания приобретения гражданст-

ва Республики Казахстан.

Третий этап

становления конституционного законодательства

Казахстана начинается с принятия Верховным Советом первой Кон-

ституции суверенного Казахстана 28 января 1993 г. Конституция 1993 г.

по  новому  определила  государственный  и  общественный  строй

Казахстана. Конституция восприняла многие правовые нормы, прин-

ципы и идеи конституционных законов, изданных с момента объявле-

ния государственного суверенитета. Также Конституция сохранила

некоторые положения Конституции Казахской ССР 1978 г., напри-

мер Верховный Совет оставался однопалатным представительным и

законодательным органом, но уже не являлся всевластным органом.

Как местные представительные органы сохранились Советы, форму-

лировки многих прав и свобод граждан сохранили положения и идеи,

провозглашенные Конституцией Казахской ССР 1978 г. В Конститу-

ции впервые было употреблено такое приятие, как «светское и уни-

тарное государство», означающее отделение государства от религи-

56

57


background image

озных объединений и невозможность образования на территории Рес-

публики Казахстан как политических, так и культурных автономий.

Конституция провозгласила норму о взаимодействии ветвей влас-

ти между собой с использованием системы сдержек и противовесов,

а также закрепила положение о прямом действии ее норм.

10 декабря 1993 г. Верховный Совет Республики временно делеги-

ровал законодательные полномочия Президенту, согласно постанов-

лению Конституционного суда, позволившие ему принимать указы,

имеющие силу не только обычного, но и Конституционного закона.

Такое решение Верховного Совета можно расценить как внесение

изменений и дополнений в Конституцию, поскольку Конституция

1993 г. не предусматривала такой возможности.

Четвертыйэтап

становления конституционного законодательства

связан с принятием Конституции 1995 г., ныне действующей. В октяб-

ре 1998 г. Парламент принял 19 поправок к Конституции и к Указу

Президента Республики Казахстан «О выборах в Республике Казах-

стан». Парламентом были назначены досрочные президентские вы-

боры на 10 января 1999 г. Следующая поправка продлила срок прези-

дентских полномочий до семи лет вместо пяти. Был снят также верх-

ний предел возрастного ценза для кандидатов в Президенты. Другая

поправка отменила необходимость участия в выборах, чтобы они были

признаны состоявшимися, не менее 50 % избирателей.

2. Конституционные основы общественного строя Республики

Казахстан.

Каждое государство имеет определенный строй (устрой-

ство), т. е. характеризуется определенными чертами, в которых выра-

жается его специфика. Оно может быть демократическим или тота-

литарным, республикой или монархией и т. д. Устройство государ-

ства характеризуется определенными отношениями (экономически-

ми, политическими, социальными), которые лежат в основе этого

строя. Общественные отношения, как вам известно, регулируются

обычаями, традициями, нормами морали и права. В демократических

государствах в основу государственного строя положены три основ-

ных принципа:

народовластие,разделениевластей, припишет правы сво-

бод человека.

Следовательно,

конституционный строй

—это совокуп-

ность конституционных норм, закрепляющих основные принципы

деятельности государства. Каковы же эти принципы или что отно-

сится к основам конституционного строя Республики Казахстан?

Во-первых, это суверенитет. Казахстан является суверенным го-

сударством. Ст. 2 Конституции Республики Казахстан гласит: «суве-

ренитет Республики распространяется на всю ее территорию. Госу-

дарство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуж-

даемость своей территории». Государственный суверенитет — это вер-

ховенство государственной власти внутри страны (т. е. полнота зако-

нодательной, исполнительной и судебной власти государства на его

территории) и ее независимость от власти иностранных государств в

сфере международных отношений.

В демократическом государстве единственным источником влас-

ти и ее носителем является народ. Признание народа в качестве носи-

теля всей власти является выражением народного суверенитета. На-

родный суверенитет означает полновластие народа, т. е. обладание

народа социально-экономическими и политическими средствами для

реального участия в управлении делами общества и государства. На-

род осуществляет свою власть как непосредственно через республи-

канский референдум и выборы, так и через делегирование ее органам

государственной власти (ст. 3 Конституции). Никто не может присва-

ивать власть в Республике Казахстан. Право выступать от имени на-

рода и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту

Республики в пределах его конституционных полномочий. Правитель-

ство от имени народа не выступает и обладает правом выступать толь-

ко от имени государства.

Республиканская форма правления.

В Конституции Республики

Казахстан установлена республиканская форма правления. Респуб-

лика — форма государственного правления, при которой все высшие

органы государственной власти либо избираются, либо формируют-

ся общенациональными представительными учреждениями (парла-

ментами). Казахстан — президентская Республика.

Народовластие.

В соответствии со ст. 1 Конституции РК Респуб-

лика Казахстан утверждает себя демократическим государством. Это

значит, что Казахстан определяет себя как государство, при котором

народ обладает учредительной властью принимать Конституцию, не-

посредственно избирать главу государства и Парламент, сменять их

по истечении срока данных полномочий; государство создает возмож-

ности для выражения и учета интересов меньшинства и отдельных

граждан независимо от их социального и национального происхожде-

ния, предоставляя им свободу слова, совести, выбор языка и нацио-

нальности, право на объединения, на равный доступ к государствен-

ной службе и т.д.

Светский характер государства.

Республика Казахстан утвержда-

ет себя светским государством. Это значит, что в Республике Казах-

стан религиозные учреждения и вероисповедания отделены от госу-

дарства; не существует государственной или обязательной религии;

запрещено создание партий на религиозной основе; каждый имеет

59