ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2021
Просмотров: 1774
Скачиваний: 47
ной власти. Таким образом, предметом конституционного права яв-
ляются общественные отношения, связанные с осуществлением го-
сударственной власти и ее организации, устройством государства, а
также между человеком и государством.
Как и любой отрасли права, конституционному праву присуща
совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществ-
ляется воздействие на общественные отношения, называемые мето-
дами правового регулирования. Конституционно-правовые отноше-
ния регулируются следующими методами:
1) метод обязывания;
2) методзапрещения;3) метод дозволения;4) метод признания.
Методы регулирования конституционного права носят политико-
правовой характер, поскольку закрепляют в Конституции категории
общественных идеалов, социальных ценностей, моральных прин-
ципов.
Таким образом,
конституционное право
— это отрасль права Рес-
публики Казахстан, представляющая собой совокупность правовых
норм, регулирующих основы конституционного строя РК, статус
человека и гражданина, государственное устройство, систему орга-
нов государственной власти, местного государственного управления
и самоуправления.
В конституционном праве важным являются нормы Конституции,
по которым живет страна и должны соответствовать нормы других
правовых актов. Конституционно-правовым нормам присущи все при-
знаки норм других отраслей права. Они также являются средством
упорядочения общественных отношений, принимаются государством
и выполняют регулятивную и правоохранительную функции. Вместе
с тем, конституционно-правовые нормы отличаются от правовых норм
других отраслей права: содержанием и сферой регулируемых обще-
ственных отношений; непосредственным действием; особенностями
структуры. Конституционно-правовые нормы чаще всего имеют
дис-
позицию,
реже -
гипотезу,
и только в отдельных случаях —
санкцию;
источниками в которых они выражены (Конституция, конституци-
онные законы); наличием значительного количества норм - принци-
пов, норм-задач, норм-определений, не свойственных другим отрас-
лям права; учредительным характером содержащихся в них предпи-
саний; специфическим характером субъектов (народ, государство,
нации, высшие государственные органы).
Конституционно-правовые нормы классифицируют по следую-
щим основаниям: по характеру содержащихся предписаний их разде-
ляют на: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Упра-
вомочивающие нормы
— это нормы, закрепляющие право субъектов
50
осуществлять редусмотренные в них действия и определяющие рамки
их полномочий.
Обязывающие нормы
закрепляют обязанности
субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками
данных норм.
Запрещающие нормы -
это нормы, содержащие запреты
на совершение определенных действий, в них предусмотренных.
По степени определенности содержащихся в них предписаний раз-
личают императивные и дизпозитивные нормы.
Императивные нор-
мы
- это нормы, которые не допускают свободы усмотрения субъек-
та в применении установленного ими правила.
Диспозитивные нормы—
это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта
действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоя-
тельств.
Система конституционного права
— это совокупность составных
частей и элементов конституционного права, характеризующих его
внутреннее стрение и обособляющих его от других отраслей права.
Универсальные и общие принципы конституционного права —
это основ-
ные начала конституционного права, в соответствии с которыми оно
строится как система правовых норм и которые придают этой систе-
ме единую направленность. К универсальным принципам конститу-
ционного права, оказывающим влияние на всю систему национально-
го права РК, относятся: принципы высшей юридической силы и пря-
мого действия Конституции на всей территории Республики
(ст. 4 Конституции РК); принцип абсолютности и неотчуждаемости
прав и свобод человека (ч. 2 ст. 12 Конституции РК). К общим отрас-
левым принципам конституционного права относятся: принцип
решения наиболее важных вопросов государственной жизни демо-
кратическими методами; принцип суверенитета; принцип принадлеж-
ности государственной власти народу, ее единство; принцип призна-
ния идеологического и политического многообразия.
Конституционное право, являясь частью единой правовой систе-
мы, само является сложной системой и состоит из элементов отрас-
ли — правовых институтов.
Конституционно-правовой институт —
со-
вокупность норм конституционного права, регулирующих однород-
ные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих от-
51
носительно самостоятельную группу. В системе конституционного
права выделяют следующие правовые институты: основы конститу-
ционного строя; права и свободы человека и гражданина; админист-
ративно-территориальное устройство; избирательная система; пре-
зидентская власть; законодательная власть; исполнительная власть;
судебная власть и прокуратура; местное государственное управле-
ние; местное самоуправление; порядок изменения Конституции.
Конституционно-правовые отношения
— это общественные отно-
шения, урегулированные нормами конституционного права, содер-
жанием которых является юридическая связь между субъектами в
форме взаимных прав и обязанностей. К особенностям конституци-
онно-правовых отношений относятся: особое содержание, особая
сфера отношений, составляющих предмет конституционного права;
особый субъектный состав. Среди субъектов конституционно-пра-
вовых отношений есть такие, которые не могут быть участниками
других видов правоотношений; наличие нескольких видов правоот-
ношений.
Наиболее классическим видом являются конкретные конститу-
ционно-правовые отношения, в которых четко определены субъек-
ты, их взаимные права и обязанности.
Вторым видом конституционных правоотношений являются пра-
воотношения общего характера, в которых конкретно не определены
субъекты отношений, не установлены конкретные права и обязаннос-
ти. Такие отношения возникают на основе реализации норм-принци-
пов, норм-деклараций, норм-целей.
Особым видом правоотношений являются правовые состояния.
Их субъекты четко определены, но содержание прав и обязанностей
этих субъектов конкретно не определено, а выводится из большого
массива действующих норм. К правовым отношениям такого вида от-
носится состояние в гражданстве.
Классификация конституционно-правовых отношений:
по сроку дейст-
вия различаются постоянные и временные отношения; по назначе-
нию в механизме правового регулирования различают материальные
и процессуальные отношения; по целевому назначению различают
правоустановительные и правоохранительные правовые отношения.
Возникновению, прекращению или изменению правоотношения
предшествует юридический факт — событие или действие.
Событие
происходит независимо от воли субъекта,
действие
связано с воле-
изъявлением последнего. Действия классифицируются на юридичес-
кие акты и юридические поступки.
52
Субъекты конституционного права -
это участники конституци-
онно-правовых отношений. Круг субъектов очень широк: ими могут
быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают обязан-
ности и предоставляют права. Среди них государство, народ, депута-
ты, органы государственной власти, избирательные комиссии, граж-
дане, лица без гражданства, общественные организации и т.д. Таким
образом, субъектами конституционно-правовых отношений высту-
пают: человек, вступая в отношения сам или через соответствующие
органы с государством; государство, вступая в отношения с другим
государством или человеком.
1.1. Понятие, сущность, характеристика, этапы становления Кон-
ституции.
Впервые понятие «конституция» (от лат. соп$1киио — уста-
новление) встречается в письменных источниках Древнего Рима. Тог-
да конституциями называли акты, издаваемые императором. В сред-
ние века конституциями именовали нормативные акты о правах и воль-
ностях различных сословий. Первой Конституцией в современном ее
понимании, как Основной закон государства стала Конституция
США, принятая в 1787 г.
Под Конституцией в юридической науке понимается
норматив-
ный акт —
Основной закон, обладающий высшей юридической силой
и закрепляющий основы общественного строя и государственного
устройства, взаимоотношения между государством и личностью, орга-
низацию и деятельность системы государственных органов.
Значение Конституции определяется ее функциями. Основными
функциями Конституции являются:
Юридическая функция.
Конституция является Основным законом,
главным источником права, нормы которой обладают высшей юри-
дической силой и лежат в основе других отраслей права.
Политическая функция.
Конституция регулирует порядок функ-
ционирования политической системы общества.
Идеологическая функция.
Конституция, признавая и устанавливая
идеологическое многообразие, является средством идеологического
воздействия.
Экономическая функция.
Конституция определяет формы собствен-
ности в государстве, порядок их функционирования.
Юридические свойства Конституции
— существенные признаки,
отличающие ее от других нормативных актов. Основными юридиче-
скими свойствами Конституции являются следующие:
Верховенство.
Конституция обладает высшей юридической силой.
Это означает: нормы Конституции - источник других отраслей пра-
ва; нормативные правовые акты принимаются только органами, ука-
занными Конституцией; все нормативные правовые акты должны со-
ответствовать Конституции; государственные органы, органы мест-
ного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения
обязаны соблюдать Конституцию. Верховенство Конституции уста-
навливается самой Конституцией.
Учредительный характер.
Это свойство выражается в следующем.
Конституция учреждает основы государственного строя и механизм
осуществления государственной власти; нормы Конституции явля-
ются первичными по отношению к другим нормативным правовым
актам.
Прямое действие.
Это свойство означает, что нормы Конституции
обязательны к исполнению законодательной, исполнительной и су-
дебной властями; нормы Конституции могут быть использованы в
суде для защиты своих прав.
Особый порядок принятия и изменения Конституции.
Это значит, что
Конституция может быть изменена лишь конституционно же право-
мочным органом, в особом порядке и таким актом, который обладает
равной с Конституцией юридической силой.
Правовая охрана Конституции
— это совокупность юридических
средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной за-
конности. Особое место в защите Конституции и конституционного
строя принадлежит Президенту РК, который как глава государства
и его высшее должностное лицо является гарантом незыблемости
Конституции; обязанность строго следовать Конституции входит в
содержание его присяги. В целях защиты Конституции РК образует-
ся Конституционный Совет РК, который по обращениям Президен-
та РК, Председателя Сената, Председателя Мажилиса, одной пятой
части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-министра,
судов РК разрешает вопрос о соответствии Конституции РК законо-
дательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 72
Конституции.
Законы и международные договоры, признанные Конституцион-
ным Советом, не соответствующими Конституции РК, не могут быть
подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в дейст
:
вие. Акты или отдельные положения, признанные ущемляющими,
закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина
отменяются и не подлежат применению.
В решении задач конституционного контроля и обеспечения ис-
полнения Конституции участвуют и другие органы власти: суды РК,
Прокуратура РК в пределах их компетенции.
Этапы развития Конституции Республики Казахстан.
История ста-
новления нового конституционного законодательства Республики
<>4
Казахстан берет свое начало с момента внесения изменений в Кон-
ституцию Казахской ССР Законом Казахской ССР «Об учреждении
поста Президента» от 24 апреля 1990 г. Данный Закон внес существен-
ное изменение в систему управления государством. Пост Президента
учреждался в целях обеспечения глубоких политических и экономи-
ческих преобразований, осуществляемых в Республике.
Важным актом конституционного характера
первого этапа
явля-
ется Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от
25 октября 1990 года. Декларация провозглашала приоритет законов
Казахской ССР над законами СССР, в ней были заложены принципы,
существенно меняющие систему существующих отношений в цепи
Казахстан-Центр. В частности, в Декларации провозглашалось, что
отношения между СССР и Казахской ССР строятся на договорной
основе; Республика самостоятельно решает все вопросы, связанные
с административно-территориальным устройством, политическим,
экономическим, социальным и культурно-национальным строитель-
ством; Республика имеет право приостанавливать на своей террито-
рии действие законов СССР, нарушающих законы Казахской ССР;
территория Казахстана объявляется неприкосновенной, неотчужда-
емой в существующих границах и не может быть изменена без ее со-
гласия; без согласия Верховного Совета Казахской ССР на ее терри-
тории не могут быть размещены воинские формирования других го-
сударств, их военные базы; Казахстан имеет право иметь собствен-
ные внутренние войска, органы государственной и общественной бе-
зопасности; Казахская ССР самостоятельна в международных отно-
шениях, в своих интересах определяет внешнюю политику. Специ-
альной статьей оговаривалось, что Декларация является основой для
заключения нового Союзного договора и разработки новой Консти-
туции Казахской ССР.
Декларация
— первый акт Казахской ССР, в котором был провозг-
лашен принцип разделения властей, в отличие от положений Кон-
ституции Казахской ССР 1978 г., которая закрепляла власть Сове-
тов. Законодательная власть предоставлялась Верховному Совету,
Президент являлся главой Республики и обладал высшей распоряди-
тельно-исполнительной властью. Судебная власть принадлежала Вер-
ховному Суду. В Декларации отсутствует классовый подход к опреде-
лению социальной основы государства. Единственным носителем су-
веренитета и носителем государственной власти провозглашался на-
род.
В 1990-1991 гг. Верховный Совет Казахской ССР принял законы
«О совершенствовании структуры государственной власти и управ-
ления» от 20 ноября 1990 г. и «О местном самоуправлении и местных
Советах народных депутатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 г.,
которые положили начало существенным изменениям в системе ор-
ганов власти и управления Республики.
Согласно Закону «О совершенствовании структуры государствен-
ной власти и управления» прекратил свое существование Совет Ми-
нистров, он и был преобразован в Кабинет Министров при Президен-
те. Полтора десятка министерств и ведомств были упразднены, часть
преобразована. Не стало Госплана, Госагропрома, Госстроя, Гос-
снаба, Комитета народного контроля; созданы новые органы управ-
ления — Госкомитет по экономике, Антимонопольный комитет, Ко-
митет по управлению государственным имуществом и т. д. Введены
должности Вице-президента и Генерального прокурора Республики.
Согласно Закону «О местном самоуправлении и местных Советах
народных депутатов Казахской ССР» представительная и исполни-
тельная власть на местах была сосредоточена в одних руках: Предсе-
дателя Совета; за местными Советами было закреплено местное хо-
зяйство, установлена коммунальная собственность, был определен
перечень налогов, поступающих в местный бюджет.
Второй этап
конституционного строительства начинается с при-
нятия Закона Республики Казахстан «Об изменении наименования
Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря
1991 года. Хотя закон не назывался Конституционным, он фактичес-
ки был таковым, поскольку вносил изменения в Конституцию Ка-
захской ССР, снимая идеологическую основу государственной орга-
низации.
Наконец, 16 декабря 1991 г. был принят и в тот же день вступил в
силу Конституционный закон «О государственной независимости
Республики Казахстан». В ст. 1 Закона Казахстан провозглашался
независимым, демократическим и правовым государством. Террито-
рия Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосно-
венной.
Согласно Главе 2 Закона, граждане Республики всех националь-
ностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской
нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который
является единственным носителем суверенитета и источником госу-
дарственной власти. За всеми казахами, вынужденно покинувшими
территорию Республики и проживающими в других государствах,
Закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с граж-
данством других государств, если это не противоречит законам госу-
дарств, гражданами которых они являются.
Глава 3 определяла структуру органов государственной власти и
управления. Государственная власть осуществляется, гласил Закон,
исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнитель-
ную и судебную. Главой Республики Казахстан и ее исполнительной
власти объявлялся Президент.
Глава 4 определяла экономические основы государства. Закон гла-
сил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической систе-
мой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собствен-
ности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, раститель-
ный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись ис-
ключительной собственностью государства.
Республика Казахстан является субъектом международного пра-
ва и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятель-
ности. Специальной статьей оговаривалось, что данный Закон слу-
жит основой для разработки новой Конституции Республики. С это-
го дня Казахстан юридически существует как суверенное государст-
во. В то же время продолжали действовать нормы Конституции Ка-
захской ССР, Законы СССР и Казахской ССР, поскольку они не
противоречили Закону о государственной независимости.
В этот период был принят ряд конституционных законов, внесших
существенные изменения в Конституцию 1978 г. Так, Закон РК
«О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 г. уже не
признавал гражданства СССР, а также институт двойного гражданст-
ва. Им были установлены новые основания приобретения гражданст-
ва Республики Казахстан.
Третий этап
становления конституционного законодательства
Казахстана начинается с принятия Верховным Советом первой Кон-
ституции суверенного Казахстана 28 января 1993 г. Конституция 1993 г.
по новому определила государственный и общественный строй
Казахстана. Конституция восприняла многие правовые нормы, прин-
ципы и идеи конституционных законов, изданных с момента объявле-
ния государственного суверенитета. Также Конституция сохранила
некоторые положения Конституции Казахской ССР 1978 г., напри-
мер Верховный Совет оставался однопалатным представительным и
законодательным органом, но уже не являлся всевластным органом.
Как местные представительные органы сохранились Советы, форму-
лировки многих прав и свобод граждан сохранили положения и идеи,
провозглашенные Конституцией Казахской ССР 1978 г. В Конститу-
ции впервые было употреблено такое приятие, как «светское и уни-
тарное государство», означающее отделение государства от религи-
56
57
озных объединений и невозможность образования на территории Рес-
публики Казахстан как политических, так и культурных автономий.
Конституция провозгласила норму о взаимодействии ветвей влас-
ти между собой с использованием системы сдержек и противовесов,
а также закрепила положение о прямом действии ее норм.
10 декабря 1993 г. Верховный Совет Республики временно делеги-
ровал законодательные полномочия Президенту, согласно постанов-
лению Конституционного суда, позволившие ему принимать указы,
имеющие силу не только обычного, но и Конституционного закона.
Такое решение Верховного Совета можно расценить как внесение
изменений и дополнений в Конституцию, поскольку Конституция
1993 г. не предусматривала такой возможности.
Четвертыйэтап
становления конституционного законодательства
связан с принятием Конституции 1995 г., ныне действующей. В октяб-
ре 1998 г. Парламент принял 19 поправок к Конституции и к Указу
Президента Республики Казахстан «О выборах в Республике Казах-
стан». Парламентом были назначены досрочные президентские вы-
боры на 10 января 1999 г. Следующая поправка продлила срок прези-
дентских полномочий до семи лет вместо пяти. Был снят также верх-
ний предел возрастного ценза для кандидатов в Президенты. Другая
поправка отменила необходимость участия в выборах, чтобы они были
признаны состоявшимися, не менее 50 % избирателей.
2. Конституционные основы общественного строя Республики
Казахстан.
Каждое государство имеет определенный строй (устрой-
ство), т. е. характеризуется определенными чертами, в которых выра-
жается его специфика. Оно может быть демократическим или тота-
литарным, республикой или монархией и т. д. Устройство государ-
ства характеризуется определенными отношениями (экономически-
ми, политическими, социальными), которые лежат в основе этого
строя. Общественные отношения, как вам известно, регулируются
обычаями, традициями, нормами морали и права. В демократических
государствах в основу государственного строя положены три основ-
ных принципа:
народовластие,разделениевластей, припишет правы сво-
бод человека.
Следовательно,
конституционный строй
—это совокуп-
ность конституционных норм, закрепляющих основные принципы
деятельности государства. Каковы же эти принципы или что отно-
сится к основам конституционного строя Республики Казахстан?
Во-первых, это суверенитет. Казахстан является суверенным го-
сударством. Ст. 2 Конституции Республики Казахстан гласит: «суве-
ренитет Республики распространяется на всю ее территорию. Госу-
дарство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуж-
даемость своей территории». Государственный суверенитет — это вер-
ховенство государственной власти внутри страны (т. е. полнота зако-
нодательной, исполнительной и судебной власти государства на его
территории) и ее независимость от власти иностранных государств в
сфере международных отношений.
В демократическом государстве единственным источником влас-
ти и ее носителем является народ. Признание народа в качестве носи-
теля всей власти является выражением народного суверенитета. На-
родный суверенитет означает полновластие народа, т. е. обладание
народа социально-экономическими и политическими средствами для
реального участия в управлении делами общества и государства. На-
род осуществляет свою власть как непосредственно через республи-
канский референдум и выборы, так и через делегирование ее органам
государственной власти (ст. 3 Конституции). Никто не может присва-
ивать власть в Республике Казахстан. Право выступать от имени на-
рода и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту
Республики в пределах его конституционных полномочий. Правитель-
ство от имени народа не выступает и обладает правом выступать толь-
ко от имени государства.
Республиканская форма правления.
В Конституции Республики
Казахстан установлена республиканская форма правления. Респуб-
лика — форма государственного правления, при которой все высшие
органы государственной власти либо избираются, либо формируют-
ся общенациональными представительными учреждениями (парла-
ментами). Казахстан — президентская Республика.
Народовластие.
В соответствии со ст. 1 Конституции РК Респуб-
лика Казахстан утверждает себя демократическим государством. Это
значит, что Казахстан определяет себя как государство, при котором
народ обладает учредительной властью принимать Конституцию, не-
посредственно избирать главу государства и Парламент, сменять их
по истечении срока данных полномочий; государство создает возмож-
ности для выражения и учета интересов меньшинства и отдельных
граждан независимо от их социального и национального происхожде-
ния, предоставляя им свободу слова, совести, выбор языка и нацио-
нальности, право на объединения, на равный доступ к государствен-
ной службе и т.д.
Светский характер государства.
Республика Казахстан утвержда-
ет себя светским государством. Это значит, что в Республике Казах-
стан религиозные учреждения и вероисповедания отделены от госу-
дарства; не существует государственной или обязательной религии;
запрещено создание партий на религиозной основе; каждый имеет
59