Файл: Основы государственного и муниципального управления по учебной дисциплине Экономика государственного и муниципального сектора.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Можно заметить, что в основе всех этих определений лежит понимание функций государства как основных (главных) направлений его деятельности. Однако здесь нужно подчеркнуть специфический смысл категории "функция", ее особое назначение в категориальном аппарате теории государства. Иначе не ясно, чем функция как главное направление деятельности государства отличается от его фактической, реальной деятельности.

Учитывая все вышеизложенное, можно сформулировать следующее определение: функция государства — это обусловленное сущностью государства содержание его деятельности в определенном направлении, реализуемое при соответствующих условиях в целях решения задач, стоящих перед ним.

К признакам функций государства относятся:

- прочно сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;

- непосредственная связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в деятельности государства;

- направление деятельности государства на решение крупных социально - экономических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;

- деятельность государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно - принудительных методов.

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация.

Итак, характеризуя функции государства, следует учитывать следующие моменты:

- функции нужно отличать от целей и задач, стоящих перед государствам;

- функции отражают ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи;

- в реальной деятельности государство может отклоняться от своих функций;

- функции государства объективно заданы целями и задачами государства;

- если цели и задачи государства определяют его функции, то функции государства, в свою очередь, требуют соответствующего построения государства, соответствующего способа его организации (то есть того, что традиционно характеризуется через понятие формы государства);

- функции государства подвержены эволюции, в связи со сменой целей и задач у государства могут: а) исчезать одни функции и появляться другие;

б) меняться содержание одной и той же функции;

- функции государства осуществляются в специальных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной, контрольно-надзорной) и свойственными государству методами;

- функции государства как целого следует отличать от функций его органов (функций элементов государства).

Итак, можно сделать вывод, что функции государства и их содержание обусловлены, в основном, следующими факторами:

а) потребностью обеспечения самых необходимых условий сохранения общества (общесоциальный фактор); б) сущностью государства, его природой;

в)целями и задачам государства.

Рассмотрение понятия основных функций государства требует ответа и на вопрос об их взаимодействии с его задачами и принципами деятельности.

Задачи и функции государства – явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять.

В задачах государства определяются его социальное назначение, цель, достижению которой оно служит в тот или иной исторический период.

Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства.

В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

В процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие – углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи – возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства.

1.2 Экологическая функция государства

Экологическая функция - жизненно важная деятельность любого современного государства. Экологическая функция государства включает в своё содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации её качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

1

Можно выделить следующие направления государственно-правового воздействия на решение экологических проблем.

Во-первых, это совершенствование правового регулирования природоохранительной деятельности. Законодательство закрепляет:

режим природопользования (порядок использования земли, эксплуатации лесных угодий, улучшения состояния земельных и других угодий и т.д.);

выделение особо охраняемых, режимных объектов (заповедники, заказники и т.п.), режимы их функционирования;

социальные и технические стандарты (например, нормы ПДК – предельно допустимых концентраций различных веществ в воздухе, в воде, санитарно-гигиенические нормативы и т.д.);

порядок осуществления контроля и надзора за реализацией соответствующих правовых предписаний, средства защиты и охраны среды;

уголовно- и административно- правовые запреты (ответственность за загрязнение среды, браконьерства, незаконную порубку леса и др.);

процедуры решения спорных вопросов, реализации юридической ответственности, средства юридической защиты должностных лиц, осуществляющих природоохранительную деятельность и пр.

Во-вторых, это правоохранительная деятельность соответствующих органов государства, направленная на обеспечение законности в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе:

организация и деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел; организация и деятельность выполняющих природоохранительные задачи комиссий и иных организаций (лесоохраны, рыбоохраны и пр.);

деятельность администрации соответствующих государственных учреждений, предприятий, организаций (в т.ч. администрации заповедников, заказников и пр.).

В-третьих, немалое значение имеют и не правовые формы природоохранительной деятельности государства. Здесь можно указать на организацию экологического воспитания населения, экологической пропаганды, сотрудничество с общественными объединениями, осуществляющими природоохранительную деятельность, вовлечение в эту работу широких слоев населения.

К ведению государства также относятся вопросы рационального использования природных ресурсов с тем, чтобы предотвратить их истощение. Например, уполномоченные органы могут осуществлять консервацию земель с целью предотвращения развития и устранения процессов деградации почв и восстановления их плодородия. Одновременно земельным законодательством предусматриваются меры экономического характера по стимулированию землепользователей к рациональному использованию и охране земель. Указанное стимулирование включает:


- выделение средств бюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

- освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения;

- частичную компенсацию (из средств бюджета) снижения дохода в результате временной консервации земель;

- поощрение землепользователей за повышение плодородия почв;

- установление повышенных цен за экологически чистую продукцию.

В Российской Федерации право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением закреплено в Конституции (ст.42). Основополагающими актами в области управления природными ресурсами являются Федеральный закон "Об охране окружающей среды"; Федеральные законы "О недрах", "Об особо охраняемых территориях", "О континентальном шельфе Российской Федерации"; Водный, Земельный и Лесной кодексы.

Также следует упомянуть и Экологическую доктрину Российской Федерации, в которой указываются следующие основные направления государственной политики в области экологии1:

обеспечение устойчивого природопользования;

снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение;

сохранение и восстановление природной среды.

К категории экологизированных законов относятся также Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Трудовой кодекс, Гражданский и Арбитражный кодекс

1.3 Экономическая функция государства

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

На сегодняшний день государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для современного государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ. Существует два основных экономических метода государственного регулирования1:

определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;


создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления:

1. государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроля за его расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства.

2. стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы государства. Они обеспечивают приток капитала для развития бизнеса на подопечной территории с целью получения больших средств для местного бюджета. Поддерживая предпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, местные власти, таким образом, развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы. Для осуществления этих задач используется механизм налогов, выделяются под строительство земельные участки, выпускаются облигации для финансирования новых производств.

«Из вышеизложенного можно увидеть, что функции государства в рыночной экономике довольно явственно разделяются на две части»1.

Это, во-первых, административно-правовые функции, выражающиеся в законодательской деятельности, административном управлении и защите экономических законов, процедур и норм. Административно-правовая деятельность государства выражается в законодательном обеспечении экономической деятельности (принятии законов, установлении процедур и норм); в контроле над соблюдением законов, процедур и норм, применении санкций за их нарушением; в принятии и выполнении принудительных административных и юридических решений по отношению к государственным и негосударственным компаниям.

Во-вторых, наряду с административно-правовыми функциями государство выполняет функции собственно экономического субъекта. Они состоят в следующем: производство «общественных благ» (дороги, мосты, каналы и т.д.); регулирование естественных монополий в сфере энергетики, транспорта, связи и т.д.; поддержание макроэкономической стабильности (борьба с инфляцией, поддержание валютного курса и т.д.); поддержание экономического роста.

Согласно ст.8 Конституции в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.