Файл: Основы государственного и муниципального управления по учебной дисциплине Экономика государственного и муниципального сектора.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важное место в этом отношении занимает Гражданский кодекс РФ, который определяет правовое положение участников имущественных отношений - граждан и юридических лиц; режим права собственности и иных вещных прав; содержит общие правила о договорах и обязательствах и специальные правила об отдельных наиболее важных и типичных их видах и решает целый ряд других существенных вопросов, а также Налоговый кодекс РФ. К числу значимых законов относятся Федеральные законы «О естественных монополиях», «Об акционерных обществах»; законы «Об основах налоговой системы», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и др.
1.4 Социальная функция государства, функция развития культуры, науки, образования
С экономической тесно связана многообразная по содержанию социальная функция государства. Ее главное назначение – обеспечить общественное благополучие. В этих целях оно стремится обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществлять социальную защиту тех, кто нуждается в государственной поддержке: инвалидов, пожилых, многодетных семей, детей-сирот, беженцев, безработных, вынужденных переселенцев и др.
Содержание этой функции включает: поддержку социально незащищенных категорий населения; охрану труда и здоровья людей;
поддержку семьи, материнства, отцовства и детства; поощрение благотворительной деятельности; борьбу с безработицей.
К социальной функции государства относится также и осуществление демографической политики.
Каждое государство осуществляет определенную демографическую политику, которая является частью социально-экономической политики и, естественно, тесно связана с духовно-нравственной сферой. Её главные направления следующие: воспроизводство и миграция населения; формирование его образовательного потенциала; состав и структура трудовых ресурсов; профессиональная ориентация; трудоустройство; занятость населения. Все сведения об этих процессах фиксируются в государственной статистике и, в частности, при проведении переписи населения, находятся в поле зрения законодательной и исполнительно-распорядительной властей. Главные показатели при этом – количество и качество населения.
В ст.7 Конституции РФ указано, что Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (п.2 ст.7). Важное место в регулировании этой сферы занимают Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан; Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения» и др. Для осуществления эффективной демографической политики важную роль играет Концепция демографического развития России до 2015 г.
В течение предыдущих семи десятилетий государство осуществляло функцию, называемую культурно-воспитательной. Ее сутью была борьба с инакомыслием, марксистская идеология объявлялась государственной. Образованием, воспитанием, развитием культуры граждан занимались государственные органы, работающие под руководством КПСС. Средства массовой информации – печать, радио, телевидение – также контролировались единственной правящей партией.
Содержание этой функции сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки и т.д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, архивов, музеев, библиотек.
Данная функция закреплена в Конституции РФ. Согласно п.1 ст.43 Конституции каждый имеет право на образование; в соответствии с п.2 ст.44 каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Помимо Конституции правовую основу осуществления данной функции составляют Основы законодательства о культуре; Закон Российской Федерации «Об образовании»; Закон Российской Федерации "О науке и государственной научно-технической политике" и др.
1.5 Политическая функция государства
Политическая функция государства направлена на обеспечение общегосударственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, охрану суверенитета. Кроме этого, в нее включены функции, при традиционной классификации относящиеся к внешним функциям государства.
К числу приоритетных функций государства относится защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.
В настоящее время проблема прав человека переросла из внутреннего дела каждого государства в фактор международной политики. Функция охраны правопорядка – это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. Выполнение рассматриваемой функции обеспечивается системой правоохранительных органов.
Конституция РФ (ст.2), признав человека и его права и свободы высшей ценностью, закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства.
В современной обстановке возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений. Важная роль в этом принадлежит Уголовному кодексу РФ, законам РФ «О прокуратуре», «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.
Правовое регулирование межнациональных отношений и социального согласия.
Это также очень важная характеристика государства. Она связана с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций.
В ст.26 Конституции РФ указано, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, каждый имеет право на пользование родным языком и на свободный выбор языка общения. Следует также указать, что согласно ст.3 Конституции носителем суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это положение относится к основам конституционного строя.
Способы формирования социального согласия включают в себя: смягчение социальных противоречий между различными слоями населения; развитие культуры; определение целей развития общества и доведение их до людей; разработку оптимальной функционально-ролевой структуры общества, соответствующей целям; создание условий для удовлетворения профессиональных притязаний людей; формирование благоприятной внешней среды действия социальных субъектов; применение социальных технологий, планирования, прогнозирования в управлении обществом; развитие службы информации и обратных связей; применение результативной социальной политики и социальной защиты населения; осуществление действенного социального контроля, оправданного с точки зрения морали и права.
Функция обороны относится к постоянным сферам деятельности любого государства, поскольку имеет своим назначением отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности государства.
Ранее масштабы ее осуществления во многом определялись идеологическим установками острого противоборства социалистической и капиталистической мировых систем и возможной опасностью агрессивных войн.
В настоящее время в связи с происшедшими в мире изменениями какой-либо конкретно-государственный источник опасности для России отсутствует. Однако это не означает, что безопасность страны полностью и навсегда обеспечена, поскольку сохраняются противоречия между геополитическими и экономическими интересами разных стран. Поэтому важной задачей на современном этапе является сохранение армии на уровне, необходимым для обеспечения государственных интересов и полной безопасности страны. Однако на смену количественному приоритету вооружений должен прийти качественный паритет безопасности, т.е. обеспечение оборонного военного потенциала, минимально необходимого для гарантированной безопасности.
Эта доктрина получила название доктрины «достаточной обороны». Она предполагает значительное сокращение расходов на вооружения, а также конверсию военной промышленности, оставшейся от противостояния с Западом, проведение военной реформы для создания профессиональной армии, проведение других преобразований.
Согласно ст.59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Важное направление в этом направлении имеет закон «Об обороне», который определяет основы и организацию обороны России, полномочия органов федеральной власти, функции органов государственной власти субъектов федерации, организаций и должностных лиц, права и обязанности граждан России в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства в сфере обороны, а также другие касающиеся обороны нормы.
Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом. В этом отношении важное место занимает деятельность Интерпола.
Один из приоритетов многосторонней дипломатии является также деятельность ООН, принятие такой модели реформирования этой организации, которая превращала бы ее в самый надежный и всеобъемлющий институт международного сотрудничества в целях обеспечения мира.
В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния Российская Федерация несет особую ответственность за поддержание стабильности и порядка в современном мире. Сообразно этому одно из предназначений Вооруженных Сил Российской Федерации состоит в проведении операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами. Правовому обеспечению этой стороны рассматриваемой функции служит Федеральный Закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». Не менее важной формой участия России в преодолении возникающих в мире межнациональных и иных вооруженных конфликтов является соответствующая дипломатическая деятельность.
Функция интеграции в мировую экономику обусловлена процессами интернационализации мировой экономики, всеобщим переплетением экономических интересов различных государств, взаимной зависимостью их друг от друга. Современный период характеризуется переходом большинства государств к партнерству во внешнеэкономических отношениях, защите иностранных инвестиций, защите права собственности иностранных партнеров, снятию барьеров на пути к интеграции. Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса посредством ее интеграции в мировую экономику.
Изменение внешнеэкономической политики требует соответствующего правового обеспечения. В этих целях были приняты такие нормативно-правовые акты, как Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ: получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; доступ к международному механизму разрешения торговых споров; создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов и др.