Файл: Логикоматематические игры как средство развития логической сферы старших дошкольников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Специально организованная деятельность по формированию элементарных математических представлений (непрерывная образовательная деятельность) в курсе «Игралочка» проводится в технологии «Ситуация», которая является модификацией технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон для дошкольной ступени. Именно поэтому курс математического развития воспитанников дошкольных образовательных учреждений «Игралочка» является стержнеобразующим технологическим звеном программы «Мир открытий». [Петерсон,2015].

В основу организации образовательного процесса курса положен деятельностный метод. Это означает, что новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как "открытие" закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. Взрослый подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их совместную игровую деятельность через систему вопросов и заданий.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому образовательная деятельность, по сути, является системой дидактических игр. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками и т. д. Вся система организации образовательной деятельности воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Дети не обучаются чему-либо, они действуют для достижения своей «детской» цели; выполняя задания, они помогают каким-либо героям. Некоторые персонажи сопровождают детей в образовательной деятельности на протяжении всего года. Педагог сидит, он работает на уровне глаз детей. Еще одной особенностью образовательной деятельности курса является то, что место начала «игры» и ее завершения обязательно совпадают. Итог педагог подводит сам в младшей и средней группах, начиная со старшей, дети учатся делать выводы, отвечая на вопросы«Где побывали?»«Кому помогли?»«Какие знания вам пригодились?».

Чтобы всем детям было интересно, им предлагаются проблемные ситуации достаточно высокого, но посильного для наиболее подготовленных детей уровня сложности («преодолимое затруднение»). В ходе их разрешения воспитатель опирается на наиболее подготовленных детей, но при этом находит такие компоненты ситуации, которые способны самостоятельно разрешить и другие дети. Таким образом, каждый ребенок ощущает себя частью команды, которая увлечена общим делом. В результате в образовательный процесс, включены все дети на уровне своего возможного максимума. Поэтому всем интересно, и результат – максимально возможный для каждого, но у каждого он свой. При этом не тормозится развитие более способных детей, которые поведут за собой всех остальных и не сбавят темп своего развития. Этот принцип свойственен только данной программе, потому что он придуман ее авторами.


В процессе организации логико-математических игр могут использоваться задания, предполагающие несколько вариантов (правильных) ответов. При создании проблемных ситуаций, взрослый поощряет детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому. При этом важно, чтобы дети не просто предлагали разные варианты решения, но старались обосновывать свой выбор.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №-1155 от 17.10.2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ дошкольных организаций.

К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно, следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей. Весь программный материал по раннему возрасту (от рождения до 2-х лет) выделен в отдельный раздел. Это обусловлено важностью этого возрастного периода для развития ребенка. Также, в программе имеется отдельный раздел, посвященный инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование элементарных математических представлений-один из подразделов образовательной области «Познавательное развитие».

На первом и втором году жизни предусматривается создание развивающей среды, позволяющей создавать базовые математические представления. Программа предполагает образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей, начиная с группы общеразвивающей направленности детей 2-3 лет.

Основные цели и задачи программы по разделу формирование элементарных математических представлений- это формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Необходимое условие успешной реализации программы по элементарной математике - организация особой предметно-развивающей среды в группах и на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.

В программе не выделяется раздел «Множество» как самостоятельный, а задачи по данной теме включаются в раздел «Количество и счет». Указанные задачи находятся в конце раздела, после задач по формированию числовых и количественных представлений, что, на наш взгляд, не позволяет подчеркнуть значимость данных понятий для развития у детей представлений об операциях с числами (сложения, вычитания, деления), основой которых они и являются. С одной стороны, в программе четко не оговаривается решение задач по знакомству детей с арифметическими операциями, но с другой - предполагается обучение решению арифметических задач, что требует работы над арифметическим действием.



В целом программа представляет достаточно богатый материал по формированию математических представлений у дошкольников. В программу вошло большое количество задач, не предусмотренных в более ранних вариантах программы. Это - задачи по формированию представлений об операциях с множествами (объединение, выделение из целого части и т.п.); задачи на формирование представлений о делении целого предмета на равные части, знакомство с объемом, с измерением жидких и сыпучих веществ; задачи по развитию у детей чувства времени, обучение определять время по часам и т.п.

В рамках формирования геометрических представлений планируется работа не только с плоскостными, но и с объемными геометрическими фигурами, расширен круг геометрических фигур, предлагаемых для изучения детьми.

Содержание раздела по формированию элементарных математических представлений представлено методическим пособием Помораевой И.А., Позиной В.А. «Формирование элементарных математических представлений». В пособии представлено примерное планирование работы по математике на год. Структура непрерывной образовательной деятельности позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных разделов программы. Предложенная система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные), помогает воспитанникам дошкольных образовательных учреждений овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, обеспечивает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе.

Предлагаемая система работы позволяет педагогам учитывать специфику деятельности образовательного учреждения и его приоритеты. Объем материала дает воспитателям возможность реализовать свой творческий потенциал и учитывать особенности конкретной группы детей.


В работе с детьми, как в дошкольном учреждении, так и дома можно использовать рабочую тетрадь «Математика для дошкольников» (М.: Мозаика-Синтез, 2015г.) по всем возрастным группам.

В пособие включены: перечень дидактических игр, дополнительный материал, рекомендации по организации развивающей среды. В них отражены современные позиции психологов, педагогов и методистов, позволяющие расширить содержание работы с детьми седьмого года жизни.

Материал для развития логической сферы детей дошкольных образовательных учреждений недостаточно представлен. Предусмотрено использование небольшого количества развивающих игр и упражнений во время организованной непрерывной образовательной деятельности.

Таким образом, в современных обучающих программах логической составляющей придается немалое значение. Развитие логической сферы подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умение прослеживать причинно-следственные связи явлений и умение выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. В программах определены содержание и технологии логико-математической подготовки воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

1.3.Средства развития логической сферы детей дошкольного возраста

Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие логической сферы, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новый материал. Детей необходимо учить рассуждать, делать умозаключения.

Основной вид деятельности дошкольников – игра. Игра требует от детей активного использования видовых, родовых понятий, развивает мышлений и речь, активизирует общение детей, развивает способность аргументировать свои утверждения, доводы, делать умозаключения. Посредством игры можно развивать и совершенствовать все стороны личности ребенка. Развивающие способности игры велики.

Математическими играми считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа, как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.

Разновидностью математических игр и задач являются логико-математические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления, развитие логической сферы старших дошкольников. Логические игры и упражнения позволяют на доступном детям математическом материале, с опорой на жизненный опыт, строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе логико-математических игр и упражнений дети практически учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые старшим дошкольникам логико-математические игры и упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения, проводить простейшие умозаключения, приводить несложные доказательства. Занимательные логические игры и упражнения содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности, а это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса.


Применение логико-математических игр происходит с использованием наглядности, так как мышление старших дошкольников в основном конкретное, образное. В качестве наглядности применяются: рисунки, чертежи, схемы, краткие условия задач и т. д. Выделение количественной стороны предмета, абстрагирование, нахождение предмета по качественным признакам – полезные и интересные логико-математические упражнения.

Логико-математические игры являются ценным средством развития логической сферы детей старшего дошкольного возраста, активизируют психические процессы, умственную активность детей. Они помогают сделать любой образовательный процесс, материал увлекательным, вызвать у детей глубокое удовлетворение, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Логико-математические игры и упражнения развивают у дошкольников смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывания, суждения, умозаключения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи, найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя.

Обучающие логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.

Основными задачами логико-математических игр и упражнений для детей дошкольного возраста являются:

1)развитие у детей логико-математических представлений: представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях: (логико-математические игры и упражнения: «Помоги найти гномику свой домик», «Где больше шаров, рыбок, грибов», «Какое число убежало», «У кого больше игрушек», «Распредели последовательно», «Распредели фигуры по признаку(кам)», кроссворды, загадки и т.д.);

2)развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение («Чего больше», «Третий лишний», блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Распредели животных».