Файл: Логикоматематические игры как средство развития логической сферы старших дошкольников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автор методики уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным, в связи с этим, один из принципов методики – интересные сказки. Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, формы или буквы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. [Вакуленко, Воскобович, 2015].
Вторым принципом методики является игра с пользой. Развивающие игры автора достаточно многофункциональны, в игровой форме можно обучаться счету или чтению, развивать такие познавательные качества как память, мышление и логика. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всестороннее развивать и обучать малыша.
Третий принцип методики Воскобовича заключается в развитии у ребенка творческого начала. Игры и сказки помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал у детей.
Развивающие игры являются актуальными для детей от двух лет и старше. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.
Игры Воскобовича так же учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими задач. Большинство развивающих игр сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопонимаю. [Вакуленко, Воскобович, 2015].
Дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое.
Все игры Воскобовича имеют различную направленность:
- развивают у ребенка логическое мышление и воображение;
- формируют математические навыки;
- обучают чтению;
- направлены на конструирование и моделирование;
- развитие навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала.
Игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности.
Дети не просто выполняют задания, а путешествуют с малышом Гео, помогают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получится у детей.
- « Геоконт» вводит детей в мир геометрии;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает психические процессы;
- помогает изучить цвета, формы и величины.
Квадрат Воскобовича, данную игру называют еще «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер» и т.д. «Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, зеленый и синий. Для детей младшего возраста предлагаются двухцветный квадрат, для старших детей разработан четырехцветный квадрат. «Квадрат Воскобовича» можно легко трасформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик ворону и т.д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы.
«Квадрат Воскобовича» формирует у ребенка: абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве, развивает креативный потенциал, усидчивость и познавательные процессы.
Красивая игра-шнуровка поможет малышам составлять новые слова и читать их. Из ключевого слова можно составить 200 слов. Для детей 2-3 лет игра «Ромашка» используется в качестве шнуровки, для развития мелкой моторики кисти рук. Игра-шнуровка «Ромашка» развивает у детей: сообразительность; навыки чтения, обогащает словарный запас и формирует умение творчески мыслить.
Красочное игровое пособие «Складушки» знакомит малышей с гласными и согласными буквами, помогает освоить принцип сложения слогов. Ребенок на страницах игры «Складушки» встречает множество сказочных персонажей, с которыми можно разучивать стихи и петь песенки. К игре прилагается так же диск с песенками, который можно периодически слушать с малышом. Следует отметить, что в процессе занятия с ребенком задействованы различные анализаторы: тактильный, зрительный и слуховой. В результате таких занятий у детей: улучшается память, развивается усидчивость и внимательность.
В ходе игры необходимо развивать речь ребенка, так как дети в процессе выполнения заданий в основном работают руками и мало взаимодействуют с окружающей их средой. Для этого попросите ребенка комментировать свои действия или пересказать сюжет, чаще расспрашивайте его о сказочных заданиях и вариантах их выполнения. Следует отметить, что игры Воскобовича отличаются статичностью. В связи с этим устраивайте с детьми разминку.
Игры Воскобовича требуют от ребенка определенного уровня усидчивости, которая не всегда по душе малышам. Таким образом, начинайте играть с детьми на протяжении 10 минут, потом отложите игру. Через время можно вернуться к выполнению заданий. В ходе игры запаситесь терпением, не критикуйте ребенка в случае неудачи. Радуйтесь победам и чаще хвалите малыша. [Вакуленко, Воскобович, 2015].
Правильное развитие логической сферы не может быть без систематической работы воспитателя и родителей детей. Совместная работа, по приобщению детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу, поможет решить ряд педагогических задач.
Игра способствует самовыражению детей, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Игры занимательного содержания помогают воспитывать у детей старшего дошкольного возраста познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий, преодоление трудностей, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата.
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Психологи отмечают, что в общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения научных знаний. Однако это вовсе не означает, что нужно стремиться, как можно раньше развивать логические операции. Усвоение логических приемов будет неполноценным без достаточно прочного фундамента в виде развитых образных форм. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем формирование понятий. Даже после овладения логическим мышлением образное мышление нисколько не теряет своего значения.
В современных обучающих программах логической составляющей придается немалое значение. Развитие логической сферы подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умение прослеживать причинно-следственные связи явлений и умение выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. В программах определены содержание и технологии логико-математической подготовки воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
Игра способствует самовыражению детей, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Игры занимательного содержания помогают воспитывать у детей старшего дошкольного возраста познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий, преодоление трудностей, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата.
ГЛАВА II.РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Определение уровня сформированности логической сферы у детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №7» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Суджанского района Курской области г. Суджи с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек. Целью констатирующего этапа являлось определение уровня сформированности логической сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Были поставлены следующие задачи:
1)Подобрать методики и критерии для оценивания развития логической сферы у детей старшего дошкольного возраста.
2)Провести оценку развития логической сферы у детей старшего дошкольного возраста.
3)Провести анкетирование родителей (законных представителей).
Результаты анкетирования родителей (законных представителей) детей показали, что в основном родители уделяют внимание умению детей считать, знать цифры, решать задачи и недостаточно уделяют внимания развитию умений сравнивать, обобщать, анализировать и т.д.
Под понятием «логическая сфера» детей дошкольного возраста понимается развитие логических приемов. Поэтому для определения уровня сформированности логических приемов у детей старшего дошкольного возраста были подобраны восемь заданий на изучение сформированности операций логического мышления. Каждое задание оценивало одну из операций логического мышления. Были разработаны критерии для высокого, среднего и низкого уровня сформированности логических операций, по каждой логической операции. (Приложение 1). Также определены общие критерии определения уровня сформированности логических приемов мышления детей старшего дошкольного возраста.
Критерии и уровни сформированности у детей логической сферы:
Высокий уровень (от 18 до 24 баллов)- ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливать между ними связи. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать простейшие умозаключения, выводы. Способен, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок любознателен, наблюдателен, усидчив, внимателен, заинтересован в результатах своей работы.