Файл: Курсовой проект по дисциплине Инновационный менеджмент.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента как части науки об управлении
1.1. Сущность инновационного менеджмента
1.2. Методы и функции инновационного менеджмента
1.3. Формы инновационного менеджмента и его роль в системе управления
2. Анализ инновационного развития предприятия на примере гостиницы «Охтинская»
2.1. Характеристика гостиницы «Охтинская»
2.2. Анализ хозяйственной деятельности гостиницы «Охтинская»
2.3. Анализ инновационной деятельности гостиницы «Охтинская»
3. Выбор и реализации инновационной стратегии развития предприятия на примере гостиницы «Охтинская»
3.1. Выбор инновационной стратегии развития
3.2. Разработка проекта развития гостиницы «Охтинская»
3.3. Оценка эффективности инновационного проекта развития гостиницы «Охтинская»
2.2. Анализ хозяйственной деятельности гостиницы «Охтинская»
Рассмотрим основные аспекты деятельности гостиницы «Охтинская».
Таблица 1. Динамика и структура объема реализации гостиничных услуг, тыс. руб.
Вид услуг | 2011 г. | 2012 г. | Отклонение | |||
Сумма тыс. руб. | % | Сумма тыс. руб. | % | 2010 г. к 2009 г. | ||
Тыс. руб. | % | |||||
1-Местные номера | 10526 | 40,9 | 15689 | 45,6 | +5166 | 149 |
2-Местные номера | 8956 | 34,6 | 10856 | 31,6 | +1900 | 121,2 |
Номера люкс | 5632 | 21,7 | 6859 | 20 | +1227 | 121,8 |
Прочие | 738 | 2,8 | 970 | 2,8 | +232 | 131,5 |
Итого | 25852 | 100 | 34374 | 100 | +8525 | - |
Из таблицы 1. видно, что объем реализации услуг в 2011 – 2012 г.г. увеличивается. Объем реализации услуг по одноместным номерам в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличился на 5166 тыс. руб., динамика реализации услуг по двух местным номерам в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличился на 21,2%, номера люкс имеют тенденцию к повышению – так, в 2012 г. увеличились на 21,8%, прочие услуги, реализованные гостиницей в 2012 г., - на 31,5%.
Таблица 2. Динамика показателей рентабельности гостиницы «Охтинская»
Показатели | 2011 г. | 2012 г. | Отклонение | |
2012 г. к 2011 г. | ||||
Тыс. руб. | % | |||
1. Рентабельность реализованных услуг, % | 354 | 567 | +213 | 160,2 |
2. Рентабельность основных фондов, % | 185,2 | 216,8 | +31,6 | 117,06 |
3.Рентабельность оборотных активов, % | 110 | 120 | +10 | 109,1 |
4. Рентабельность персонала, % | 115 | 122,5 | +7,5 | 106,6 |
5. Рентабельность затрат, % | 207,9 | 243,4 | +35,5 | 117,1 |
6.Рентабельность собственного капитала, % | 99,3 | 120 | +20,7 | 120,9 |
По данным таблицы 2. можно сказать, что динамика показателей рентабельности гостиницы «Охтинская» имеет положительные тенденции к дальнейшему развитию.
Таблица 3. Динамика эффективности использования номерного фонда гостиницы «Охтинская»
Показатели | 2011 г. | 2012 г. | Отклонение | |
2012 г. к 2011 г. | ||||
Тыс. руб. | % | |||
Число оплаченных место-дней | 2836 | 2952 | +116,0 | 104,1 |
Число гостей | 15 | 12 | -3 | 80 |
Выручка от реализации услуг, тыс. руб. | 25852 | 34374 | +8522 | 132,9 |
Единовременная вместимость | 82 | 82 | - | - |
Общее количество место-дней в гостинице | 2952 | 2952 | - | - |
Пропускная способность гостиницы | 82 | 82 | - | - |
Среднее время проживания, дней | 8 | 10 | +2 | 125 |
Коэффициент использования номерного фонда, или коэффициент загрузки | 75 | 75 | - | - |
Средняя выручка с одного гостиничного номера | 1238,33 | 1400,87 | +162,54 | 113,2 |
Средняя выручка с одного гостя | 34,5 | 37,5 | +3 | 108,7 |
Из таблицы 3. видно, что эффективность номерного фонда используется в полном объеме.
Далее проведем сравнительный анализ конкурентов – высококлассных гостиниц, действующих на рынке Санкт-Петербурга по нескольким параметрам (см. приложение 1.).
На основе анализа тенденций развития гостиничного комплекса, изучения рынка гостиничных услуг г. Санкт-Петербурга и изучения внутренней среды гостиницы, можно провести оценку сильных и слабых сторон [8, c. 70] гостиницы «Охтинская» (см. приложения 2.-3.), которые должны быть учтены в развитии отеля.
Несмотря на мировой кризис, сохраняется растущая потребность в услугах гостиниц, поэтому гостиница «Охтинская» способна выходить на новые сегменты (для этого имеются ресурсы – финансовые возможности, необходимый опыт, понимание сферы гостиничных услуг и тенденций рынка).
Но существующий имидж и позиционирование гостиницы не позволяют ориентироваться на новые группы. Проведённый анализ позволяет выбрать маркетинговую стратегию ограниченного роста за счёт:
1. Заполнения до конца избранной рыночной ниши;
2. Совершенствования предоставляемых услуг;
3. Глубокого внедрения на рынок, которое заключается в поиске возможностей увеличения объёма продаж на ещё не насыщенном рынке с помощью создания более функционального web-сайта гостиницы, на котором будет выложена подробная информация о предприятии и предоставляемых услугах, а также будет предоставлена возможность on-line бронирования, что обеспечит более высокую загрузку гостиницы.
Исходя из данных приложения 1., можно сказать, что Гостиница «Охтинская» конкурентоспособна на рынке оказания гостиничных услуг Санкт-Петербурга. Однако для увеличения числа клиентской базы необходимо:
- проводить более агрессивную рекламную политику;
- осуществлять более глубокий анализ внешней среды.
2.3. Анализ инновационной деятельности гостиницы «Охтинская»
Инновационный процесс на исследуемом предприятии базируется на стратегии развития гостиницы «Охтинская», при этом ее руководство четко осознает, что если инновационная политика не интегрирована в стратегический план, то предприятие не добьется ожидаемого эффекта и не будет конкурентоспособным на рынке гостиничных услуг.
Для гостиницы «Охтинская» характерна наступательная инновационная стратегия, ориентированная на рыночные перспективы и новые области рынка гостиничных услуг. Разработка стратегии и тактики внедрения инноваций в гостинице осуществляется на основе научного подхода, при этом учитываются все внешние и внутренние факторы в комплексе, а именно: политические, экономические, финансовые, человеческие, социальные, экологические и др.
Инновационный процесс в гостинице «Охтинская» включает в себя следующие основные этапы:
- Определение инновационного потенциала гостиницы;
- Формулировки целей и задач внедрения инноваций;
- Генерирование, анализ и отбор идей;
- Создание на базе лучших идей инновационных концепций;
- Запуск процесса внедрения инноваций.
Заключительным этапом управления инновационной деятельностью в гостинице «Охтинская» является интеграция инноваций в корпоративную культуру предприятия, чтобы все сотрудники могли понять и принять инновационные изменения.
На сегодняшний день в гостинице внедрено большое количество новейших технологий – это, например, система электронных ключей, мини-сейфы, система Internet-бронирования, позволяющая быстро и качественно обслужить клиента [11].
Кроме того, разработан сайт гостиницы «Охтинская», на котором желающие могут получить исчерпывающую информацию о номерном фонде, инфраструктуре и предоставляемых услугах.
Необходимо особо подчеркнуть, что основными достоинствами гостиницы «Охтинская» являются качественное обслуживание и постоянная забота персонала о гостях.
Источником средств для разработки и реализации нововведений, как известно, могут быть прибыль предприятия, заемные средства, государственные научные программы. Однако в настоящее время основным таким источником в гостинице «Охтинская» является прибыль предприятия.
В результате осуществления инновационных мероприятий в гостинице можно констатировать, что инновации:
- Отвечают реальным потребностям туристов;
- Предполагают эффективное использование материальных и трудовых ресурсов гостиницы;
- Не наносят ущерба окружающей среде.
Кроме того, наблюдается финансово-экономическое развитие предприятия. Это свидетельствует о расширении предприятием хозяйственного оборота и является положительной характеристикой.
Как уже выяснилось, у гостиницы «Охтинская» существенно выросли коэффициенты рентабельности реализованной продукции, совокупного капитала и продаж, что подтверждает тенденцию роста прибыли гостиницы по результатам ее деятельности, в том числе и за счет проведения активной инновационной деятельности.
Таким образом, активная инновационная деятельность гостиницы «Охтинская»» может быть определена как новая концепция сервиса в отечественной сфере гостеприимства, новые каналы связи с клиентами, новые системы распределения всех ресурсов и новые технологические решения. Тем не менее, необходимы новые исследования в области активизации инновационной деятельности гостиницы, чтобы кардинально улучшить ее конкурентную позицию на рынке гостиничного бизнеса.
3. Выбор и реализации инновационной стратегии развития предприятия на примере гостиницы «Охтинская»
3.1. Выбор инновационной стратегии развития
Руководством гостиницы «Охтинская» было решено в целях увеличения выручки и повышения эффективности деятельности предприятия приобрести инновационную разработку проекта, который принесет немалый доход предприятию. Целью данного проекта является расширение спектра услуг и привлечение новых клиентов, а также повысить конкурентные преимущества гостиницы за счет нововведения.
Сутью проекта является предложение мероприятий по совершенствованию конкурентных преимуществ.
На основе проведенного исследования конкурентного потенциала гостиницы «Охтинская» выявлено, что у гостиницы имеется потенциал повышения ее конкурентоспособности. Можно предложить следующие мероприятия для увеличения конкурентного потенциала в данной организации:
1. Проведение курсов повышения квалификации персонала, аттестаций.
2. Введение должности маркетолога или начальника службы рекламы.