Файл: 1 Теоретические основы воспитания и обучения детей Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 4205
Скачиваний: 119
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В программе выделен раздел Коррекционная и инклюзивная педагогика, который включает инклюзивную практику (в группах комбинированной направленности) и коррекционную работу в ДОО по образовательным областям.
Организационный раздел содержит: примерный распорядок дня культурно-досуговую деятельность (особенности традиционных событий, праздников мероприятий); условия реализации Программы.
В программе рассматриваются особенности организации предметно-пространственной среды. Даются требования, которые предъявляются к организации среды, основные принципы организации среды.
Одним из компотентов программы является материально-техническое обеспечение программы, которое включает в себя учебно-методический комплект, оборудование и оснащение Программы.
В программе описаны кадровые, финансовые условия реализации Программы, рекомендации по написанию основной программы ДОО.
В программе содержатся приложения:
- примерный перечень развлечений и праздников;
- примерный список литературы для чтения детям;
- примерный музыкальный репертуар;
- примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений;
- учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы»;
- значение нормативов финансового обеспечения и реализации Программы.
Список нормативных документов и научно-методической литературы.
Приложения сокращают содержательную часть программы и облегчают ее восприятие. Благодаря им легко увидеть и проанализировать, что рекомендуется использовать в работе по Программе.
Методическое обеспечение программы
На данный момент к программе «От рождения до школы» разработан полный методический комплект, который помогает педагогам качественно организовывать образовательный процесс с детьми раннего и дошкольного возраста.
Разработано примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы» для всех дошкольных групп, что позволяет педагогам скорректировать план образовательной деятельности.
По образовательной области«Социально-коммуникативное развитие»
Разработаны методические пособия по социально-нравственному воспитанию дошкольников, по трудовому воспитанию; формированию основ безопасности у дошкольников (3-7 лет); знакомству дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).
Наглядно-дидактические пособия по данной области.
По образовательной области «Познавательное развитие»
Методические пособия по развитию познавательно-исследовательской деятельности: по проектной деятельности, развитию познавательных способностей. Очень полезный для воспитателей «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет)».
Полный комплект для проведения занятий с детьми по всем возрастам ( 2-3 года, 3-4 года; 4-5 лет; 6-7 лет) по ознакомление с предметным окружением и социальным миром; по формированию элементарных математических представлений; по ознакомлению с природой в детском саду.
Наглядно-дидактические пособия по ознакомление с предметным окружением и социальным миром; по формированию элементарных математических представлений; ознакомлению с природой в детском саду
Разработаны рабочие тетради по математике с младшего возраста до подготовительной группы.
По образовательной области «Речевое развитие»
Методические пособия для проведения занятий с детьми по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой ( 2-3 года; 3-4 года; 4-5 лет; 5-6 лет).
Рабочие тетради по речевому развитию с 2-7 лет.
Наглядно-дидактические пособия по речевому развитию.
Разработаны хрестоматии для чтения детям всех возрастов.
По образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Методические пособия организации занятий по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию из строительного материала.
Наглядно-дидактические пособия по художественной росписи, по музыкальному развитию детей.
Образовательная область «Физическая культура»
Методические пособия по проведению физкультурных занятий по всем возрастам; оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3-7 лет: малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет.
Наглядно-дидактические пособия раскрывающие различные виды спорта, спортивный инвентарь и др.
По игровой деятельности методические пособия по всем возрастам начиная с 2 лет.
В методический комплект входит литература по развитие детей раннего возраста.
По инклюзивной педагогике методические пособия по ранней диагностике и коррекции проблем развития детей первого года жизни ребенка; инклюзивной практике.
Весь комплект позволяет качественно организовывать занятия, игровую деятельность, совместную и самостоятельную деятельность с детьми.
Задания по теме 2. 1. НОД как одна из основных форм обучения детей дошкольного возраста
Цель: сформировать знание по определению цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от форы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста и практический навык по их реализации.
Задание 5. Разработайте алгоритм составления технологической карты НОД (с указанием цели, возрастной группы, задач и содержания).
Алгоритм составления технологической карты НОД
Шаг 1. Определите возрастную группу.
Шаг 2.Определите тему образовательной деятельности в соответствие с календарно-тематическим планом.
Шаг 3. Определите реализуемые детьми виды деятельности.
Шаг 4.Определите содержание деятельности детей. Укажите краткую формулировку области познания (те представления, которые вы формируете у детей, и которые реализуются детьми в предлагаемой вами деятельности).
Шаг 5. Определите интегрированную форму проведения образовательной деятельности.
Шаг 6.Определите образовательные задачи, которые будут решаться в процессе совместной деятельности педагога и детей в ходе выбранных вами видов детской деятельности.
Задачи должны быть представлены тремя группами.
Первая группа задач ориентирована на получение результата в форме представлений и знаний детей (когнитивный опыт личности).
Вторая группа задач ориентирована на получение результата в форме отношений, интересов, мотивов детей (опыт эмоционально-ценностного отношения к миру).
Третья группа задач ориентирована на получение результата в форме умений, навыков, способов деятельности детей (опыт практической деятельности).
Представьте выделенные вами задачи в разделе «образовательные задачи».
Рекомендации по определению образовательных задач
1.При формулировании задач следует соблюдать следующие требования.
1.1. Диагностируемость постановки задач:
– задача настолько точно описывает формируемое качество (умение, представление), что его можно безошибочно выделить среди любых других;
– имеется способ, «инструмент», критерий для однозначного выделения диагностируемого качества, представленного в задаче;
– результаты измерения формируемого качества могут быть соотнесены с определенной шкалой оценки (какой уровень проявляется).
1.2. Реальная достижимость задач в созданных условиях предметно-развивающей среды.
1.3. Систематизированность и полнота задач, которая отражает специфику интегрированного вида деятельности в совокупности связей всех ее компонентов.
1.4. Точность определения и четкость (краткость) формулировок задач – характеризует конкретные действия, качества, представления, свойства личности и их различными параметры.
2. При формулировке целей и задач самостоятельной деятельности детей исходите из специфики понятия «самостоятельная деятельность» ребенка, которая разворачивается по его инициативе, по определяемой им самим программе, исходя их субъектного опыта ребенка в данном виде детской деятельности. Это обуславливает невозможность непосредственного обучающего воздействия педагога и постановки задач обучения как «формирование ... ». В связи с этим представляется важным подчеркнуть специфику формулировок задач обучения, когда взрослый осуществляет опосредованное решение задач обучения и руководство деятельностью детей, стимулируя их активность по проявлению опыта в различных сферах личности.
Можно предложить использование следующих формулировок соответственно проявляемому и формируемому опыту детей в различных сферах личности ребенка:
– когнитивный (основной) опыт личности (знания и представления): «углублять (расширять, уточнять, систематизировать) представления о …», «приобщать к …», «способствовать усвоению представлений о …», «способствовать пониманию …», например: уточнить представления детей об основных различиях между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением;
– опыт эмоционально-ценностного отношения к миру (овладение системой ценностей, мотивационно-ценностных и эмоционально-волевые отношений): «стимулировать (поощрять) желание (стремление)…», «развивать потребность в …», «поддерживать интерес к …», «побуждать к …», «способствовать проявлению …», «обеспечить проявление …», «стимулировать проявление активности в …», «стимулировать проявление интереса к …», например: продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе, например: поддерживать интерес детей к художественной и познавательной литературе
;
– опыт практической деятельности(способы деятельности), представленные как различные умения и навыки: внешние – практические, внутренние – интеллектуальные, общие, общеучебные, специфические и пр.): «способствовать проявлению умения», «упражнять в …», «закреплять умение»…», «совершенствовать умение …», «способствовать усвоению (выполнению, применению) способов …», «активизировать способы действий …», например: продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении (декламации) стихотворений.
3. При конкретизации задач можно предложить использование глаголов неопределенной формы, которые могут характеризовать внешне наблюдаемые действия детей, что позволяет легко опознать результат. Важно, чтобы они не выглядели расплывчато (диагностическая постановка задач). Это могут быть следующие глаголы: анализировать, воспроизводить, выбирать, выделять, выполнять, выражать, высказывать, вычислять, зарисовывать, интерпретировать, использовать, называть, объяснять, обобщать, обозначать, опознавать, оценивать, переводить, пересказывать, перечислять, предлагать, преобразовывать, подсчитывать, применять, считать, систематизировать, составлять, формулировать, уточнять, устанавливать и т.д.
Шаг 7.Определите и перечислите материалы и оборудование, которые будут использоваться в ходе совместной деятельности педагога и детей, в соответствие с предложенным подходом: стимульный материал; материалы для деятельности детей (материалы для представления заданий и результатов деятельности, материалы для преобразования и трансформации, материальные средства для деятельности детей); дидактический материал; оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей (прил. 2).
Шаг 8. В соответствие с предложенными этапами совместной деятельности педагога и детей (мотивациионно-целевой, содержательно-деятельностный, оценочно-рефлексивный) продумайте и опишите особенности действий педагога и детей, соблюдая принцип взаимообусловленности и взаимосвязи действий (бинарности).
Шаг 9. Перечислите и опишите методы (и примы по их реализации), которые вы будете использовать при организации деятельности детей, и которые обеспечат решение поставленных вами задач.
Методы должны быть представлены тремя группами.
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей:
-
методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):