Файл: Философия науки предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

17. Особенности развития науки в России. Проблема самобытности российской науки. Русский космизм и концепция ноосферы В.И. Вернадского.

организации биосферы.

Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».

18. Наука как познавательная деятельность. Проблема «интернализма» и «экстернализма» в понимании механизмов научной деятельности.

19. Научное знание как система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.

Структуру науки можно анализировать с различных сторон, использовать разные основания для выделения элементов научного знания.

С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного познания выделяются четыре основных компонента научного познания:

3. Система методов и приемов, которые характерны для данной научной дисциплины, например, это эксперимент и теория.

4. Специфический научный язык. Он делится на естественный и искусственный. В современной науке возрастает роль искусственных языков.

По другому основанию в структуре научного знания можно выделить следующие элементы:

1. Уровень эмпирического знания. Включает в себя наблюдение, эксперимент, сравнение.

2. Уровень теоретического знания. Включает в себя научную проблему, гипотезу и теорию.

3. Уровень метатеории (оснований науки). Включает в себя нормы научного знания, идеалы, ценности.

4. Методы научного познания. Включает в себя индукцию, дедукцию, аналогию и т.д.

Классификация наук

классификации, т.е. расположения наук в определенном порядке,

последовательности.

Глубокую для своего времени классификацию наук предложил

О. Конт. Он выделил шесть основных наук:

1. Математика (включая механику); Астрономия; Физика;. Химия; Биология; Социология.

Науки о природе направлены на изучение общих повторяющихся закономерностей, а науки о духе занимаются изучением единичных, неповторимых, уникальных явлений.

Науки о природе свободны от ценностей — добра или зла, справедливости или несправедливости, а науки о духе — это царство ценностей.

По предмету и методу познания современные науки можно классифицировать на четыре группы

1. Математические науки (математика, кибернетика, механика);

2. Естественные науки (физика, химия, биология);

3. Технические науки (изучают закономерности искусственно созданных человеком материальных систем, они достаточно разнообразны);

4. Социально-гуманитарные науки (история, философия, педагогика, культурология, социология и т.д.).

Кроме этого, науки классифицируются по степени удаленности от практики. В этой связи выделяются:

1. Фундаментальные науки — изучают основные законы и принципы реального мира без прямой ориентации на практику;

2. Прикладные науки — предполагают непосредственное применение результатов исследования на практике.

Необходимо иметь в виду, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

20. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания.

21. Методология научного познания.Теоретический уровень научного исследования. Методы и формы теоретического знания.

22. Научная теория как форма знания, ее структура и виды. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

26. Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности.


Ричард Рорти утверждает, что постепенное отделение философии от науки стало возможным благодаря представлению, согласно которому "сердцем" философии служит "теория познания, теория, отличная от наук, потому что она была их основанием". Такая точка зрения подкрепляется ссылкой на историко-философскую традицию. Поставленный Кантом вопрос, как возможно наше познание, стал программой для всего последующего рационализма - доминирующего мироощущения европейской философии.

Ретроспективно просматриваются следующие корреляции взаимоотношений философии и науки: 1) наука отпочковалась от философии; 2) философия, стремясь сохранить за собой функции "трибунала" чистого разума, сделала центральной теоретико-познавательную и методологическую проблематику, проработав ее во всех направлениях; 3) современная философия мыслится как вышедшая из эпистемологии.

Философы науки уверены, что коренные изменения в науке всегда сопровождались более интенсивным углублением в ее философские основания, и всякий, кто хочет добиться удовлетворительного понимания современной науки, должен хорошо освоиться с философской мыслью
3. Социокультурные функции науки. Специфика научной деятельности.Роль науки в образовании и развитие личности

Наукаобласть человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. 

Социальные функции науки:
1. Познавательная и мировоззренческая функции науки;(познание природы,об-ва,чел-ка.мира)
2. производительной силы;(внедрения в прои-во инноваций, новых технологий)
3. Функция науки в качестве социальной силы(социал развитие, важная экологич. проблема)
4. Культурная функция науки(наука- феноменом культуры, культурного развития людей и образования)
5. Другие социальные функции науки(управлен,практическая)

Знание - главный продукт научной деятельности, но не единственный. К продуктам науки можно отнести и научный стиль рациональности, который распространяется во все сферы деятельности людей; и различные приборы, установки, методики, применяемые за пределами науки, прежде всего в производстве. Научная деятельность является и источником нравственных ценностей.


Важно подчеркнуть, что определение "ненаучный" не предполагает негативную оценку. Научная деятельность специфична. Другие сферы деятельности человека - обыденная жизнь, искусство, экономика, политика и др. - имеют каждая свое предназначение, свои цели. Роль науки в жизни общества растет, но научное обоснование не всегда и не везде возможно и уместно.
История науки показывает, что научное знание не всегда является истинным. Понятие "научный" часто применяется в ситуациях, которые не гарантируют получение истинных знаний, особенно когда речь идет о


теориях. Многие (если не большая часть) научные теории были опровергнуты в процессе развития науки.

Например, алхимия как паранаука о превращении элементов нашла «продолжение» в современной научной области, связанной с радиоактивным превращением элементов.

Сам процесс образования – это взаимодействие двух полюсов: полюс, где сосредоточена информация (педагог) и полюс, к которому она трансформируется (обучаемый).

Процесс образования отличается от спонтанного «научения» тем, что носит целенаправленный характер и имеет свою логику, формы, стандарты, установки и принципы.

Образование – это интегративный процесс, включающий компоненты: обучения, передачи и сохранение традиций, развития эвристической и поисковой деятельности. Изменения в науке и технике диктуют необходимость изменений в образовательной системе и внедрение новых образовательных технологий.

Роль науки в формировании личности

Личность, общество и государство связаны сложными взаимоотношениями, которые по-разному проявляются в традиционном и техногенном обществах.

В традиционном обществе/(«закрытого типа») личности не свойственна автономия и реализовать себя человек может лишь принадлежа к какой-либо корпорации, как элемент корпоративных связей.

Для техногенного общества характерна интерпретация автономии личности как возможность активного деятельного отношения ко всем происходящим процессам. Преимущественно эта деятельность экстенсивна, направлена во вне, на переделку и преобразование внешнего мира.

Таким образом, ученые делятся на теоретиков, практиков, эмпириков, классификаторов и аналитиков.

Научно-исследовательская деятельность является необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой невозможно нормальное существование и развитие общества.



Современные исследователи выделяют две общие для науки и образования функции:

неогуманистическая ориентация – акцент на выживание человечества (трансляция последующим поколениям не только совокупного знания, но и императивов на будущее);

экологическая ориентация направлена на сохранение природы вообще.

4. Возникновение науки: проблема периодизации истории. Преднаука и наука.

Генезис – становление науки.

Несколько т.з. на период возникновения науки, среди них широко представлены

1. Наука как система знания оформилась в Древней Греции в 6-5 вв. до н.э.

Основанием является факт, что появляется ряд наук (математические, гуманитарные).теоретическое знание

2.Наука как специфическая форма познания и как социальный институт возникает в Новое время (17-19 века). Считается, что в это время происходит систематизация знания, многие науки получают свое знание. Опытное экспериментальное знание.

Позиции на возникновение науки:

- наука возникла в древности в период, когда возникло ремесленное производство). Рецептурные знания (необоснованные). Ремесленная деятельность.

- 19 век – наука формируется как система знаний, социальный институт т.к. происходит дифференциация и систематизация научного знания.

Исследователи считают, что первый этап в становлении науки была преднаука (протонаука).

Древние цивилизации это перилд развития преднауки.

Особенности преднауки – ее непосредственное подчинение практическим потребностям.

Период господства преднауки – это мифологическая картина мира. Мифология была культурной матрицей на заре человеческого общества, служила исходной основой для возникновения всех видов человеческой деятельности, в том числе и научной деятельности.

Миф- первая спец. Форма упорядочения знания о природе и обществе.

Миф – это интегральный фактор формирования картины мира на основе чувственно-эмоционального восприятия мира.

Мифическая картина мира исходит из своеобразного понимания времени и пространства: время реально вещественно, его можно делить, измерять, предсказывать и т.д.

В современной отечественной философии наук чаще всего используются модель развития предложенная В.С. Степиным:

Миф (антропология).

Логос (рациональная мифология)

Преднаука (обобщение опыта)

Наука (конструирование идеальных объектов). Миф — представляет собой начальую форму мировоззрения. Основными чертами которого являются:


1.коллективный характер мировоззрения,

2.неразлечение естественного и сверхъестественного миров.

3.неразличение вещи и образа вещи.

4.отсутствие субстанций в мифе (все превращается во все).

5.основной способ объяснения сущности вещи — гинетический — ч/з рассказ о ее происхождении.

6.отсутствие причино-следственной координации событий, она замещалась координацией причина-значение.

7.антропоморфизм, т.е. очеловечивание мира.

Этапы развития мифа:

1.тотемизм-это вера в родство с объектами природного мира.

2.анимизм-это вера в тотальную одухотворенность мира.

3.фетишизм-это вера в посредников м/у естественным и сверхъестественным мирами.

Преднаука Древнего Востока (Индия, Китай, Греция).

Несмотря на то, что в Древней Индии, Китае, Египте и т.п. были накоплены значительные знания в математике, астрономии, механике, геометрии, их нельзя считать научными поскольку:

1. основным способом получения знания были индуктивные обобщения, практически значимого опыта, что оставляло знания исключительно в эмпирической сфере, лишало его теоретичности. 2.знание циркулировало только в узких кругах посвященных и носило тайный характер. Центры – храмы.

3.знание носило рецептурный характер и к нему отсутствовало критическое отношение, оно не являлось обоснованным.

4.динамика знания - это замещения менее оптимальных рецептов, более оптимальными.

Вывод: преднаучное знание чаще всего представляло собой наборы алгоритмов действий безо всякого их логического обоснования. Господство мифологической картины мира.

Стадия собственно науки.

Началом собственно-научного познания считается деятельность философов Древней Греции.

Элиты (созерцательная деятельность, т.е. теория: физика, математика).

Простолюдины и рабы (практическая деятельность: механика, логистика).

Т.О. теоретическая деятельность рождается вследствие социальных причин: неприятие опытной формы познания, аристократии (т.к. она свойственна животным, рабам и простолюдинам), рождает специализацию исключительно на созерцательной чисто интеллектуальной деятельности. Эта деятельность развивает обобщение до идеализации по следующей схеме:

1. вещь

2. наблюдение

3. обобщение

4. абстрагирование [Восток]