Файл: Философия науки предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

17. Особенности развития науки в России. Проблема самобытности российской науки. Русский космизм и концепция ноосферы В.И. Вернадского.

организации биосферы.

Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».

18. Наука как познавательная деятельность. Проблема «интернализма» и «экстернализма» в понимании механизмов научной деятельности.

19. Научное знание как система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.

Структуру науки можно анализировать с различных сторон, использовать разные основания для выделения элементов научного знания.

С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного познания выделяются четыре основных компонента научного познания:

3. Система методов и приемов, которые характерны для данной научной дисциплины, например, это эксперимент и теория.

4. Специфический научный язык. Он делится на естественный и искусственный. В современной науке возрастает роль искусственных языков.

По другому основанию в структуре научного знания можно выделить следующие элементы:

1. Уровень эмпирического знания. Включает в себя наблюдение, эксперимент, сравнение.

2. Уровень теоретического знания. Включает в себя научную проблему, гипотезу и теорию.

3. Уровень метатеории (оснований науки). Включает в себя нормы научного знания, идеалы, ценности.

4. Методы научного познания. Включает в себя индукцию, дедукцию, аналогию и т.д.

Классификация наук

классификации, т.е. расположения наук в определенном порядке,

последовательности.

Глубокую для своего времени классификацию наук предложил

О. Конт. Он выделил шесть основных наук:

1. Математика (включая механику); Астрономия; Физика;. Химия; Биология; Социология.

Науки о природе направлены на изучение общих повторяющихся закономерностей, а науки о духе занимаются изучением единичных, неповторимых, уникальных явлений.

Науки о природе свободны от ценностей — добра или зла, справедливости или несправедливости, а науки о духе — это царство ценностей.

По предмету и методу познания современные науки можно классифицировать на четыре группы

1. Математические науки (математика, кибернетика, механика);

2. Естественные науки (физика, химия, биология);

3. Технические науки (изучают закономерности искусственно созданных человеком материальных систем, они достаточно разнообразны);

4. Социально-гуманитарные науки (история, философия, педагогика, культурология, социология и т.д.).

Кроме этого, науки классифицируются по степени удаленности от практики. В этой связи выделяются:

1. Фундаментальные науки — изучают основные законы и принципы реального мира без прямой ориентации на практику;

2. Прикладные науки — предполагают непосредственное применение результатов исследования на практике.

Необходимо иметь в виду, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

20. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания.

21. Методология научного познания.Теоретический уровень научного исследования. Методы и формы теоретического знания.

22. Научная теория как форма знания, ее структура и виды. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

26. Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности.



5. идеализация [Др.Греция].

Классическая наука охватывает период с XVII в. до конца XIX в. Решающим достижением научной революции стало преодоление разрыва между сферой эмпирических феноменов и сферой умопостигаемых сущностей. Практическая составляющая исследований – эксперимент, и теоретическая составляющая – оперирование идеальными объектами математизированного универсума, соединились в экспериментально-математическое естествознание.

Неклассическая стадия (первая половина XX в.) влияние субъекта последовательно учитывается в познавательном процессе и говорится о роли наблюдателя при изучении явлений микро- и макромира. Эта стадия имеет четко выраженную субъектно-объектную структуру. Иначе говоря, картина объективного мира определяется не только свойствами самого мира, но и характеристиками субъекта.

Поснеклассическая стадия (вторая половина XX-начало XXI в.) характеризуется переходом к изучению сложных самоорганизующихся систем, в функционирование которых включен сам субъект-исследователь. Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и ее ценностно-целевыми структурами.
5. Донаучные типы знания.Особенности мифологического восприятия. От мифа Логосу:становление теоритического знания

Основными типами донаучного познания мира являются миф и религия. Если рассматривать эти типы познания, то первым является безусловно миф, возникающий одновременно с выделением человека из животного мира, религия же возникает значительно позже и носит выраженный институциональный характер.

Миф – попытка образно-эмоционального освоения мира, объясняющая все явления путем аналогии с деятельностью человека или других живых существ. При этом серьезные изменения мира, грозные явления природы приписываются богам, героям, фантастическим существам.

Донаучные знания о мире отражены в мифологии. Характерной особенностью донаучного, мифологического отношения к миру является отсутствие представлений о разделении реального и нереального, объективного и субъективного, подлинного и мнимого – в нем все едино, слитно. В мифологическом сознании предмет сливается с его образом, однако этот образ мог меняться, и, в свою очередь, предмет, его отражающий, также менялся, как бы «оборачивался»,
претерпевая различные, в том числе и не свойственные ему, трансформации. Отсюда проистекает и еще одна особенность восприятия мира в мифологическом смысле – дубликация миров, способность помимо «видимого» мира «видеть», угадывать и «невидимый мир».

Ло́гос — термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл)под логосом понимают наиболее глубинную, устойчивую и существенную структурубытия, наиболее существенные закономерности мира.

Следующий этап развития донаучного знания определяют как переход от логоса к преднауке. Наиболее ярко этот процесс проявил себя в древневосточных цивилизациях – Египте, Месопотамии, Индии, Китае.

Обнаруженные древневавилонские тексты, богатый археологический и этнографический материал свидетельствуют о том, что восточная цивилизация располагала достаточным объемом знаний в области математики, геометрии, астрономии, медицины.Знания в древних цивилизациях опирались на непосредственную практику, нужды и потребности повседневной жизни.К примеру, возникновение геометрии в Египте связано с необходимостью измерения земли – сезонные разливы Нила меняли границы земельных участков, их формы, что требовало их восстановления. Так возникла практика измерения земельных площадей, определения площади участков с различной геометрической конфигурацией. Египтяне первыми научились вычислять площади таких геометрических фигур, как прямоугольник, треугольник, трапеция, окружность. При этом они вынуждены были отвлекаться от точных границ их ширины, не учитывать неровности, то есть создавать их отвлеченные модели.

Следующий шаг в развитии научного знания — использование уже имеющихся знаний и формирование на их основе нового знания. Преднаука позволила накопить огромный массив научных знаний и рецептур деятельности, но не отпочковалась от религиозно-мифологических воззрений, которые доминировали в традиционном обществе.

Греки многое заимствовали у египтян и вавилонян, в частности математические знания, что и позволило им совершить переход от наглядности, эмпиричности к их рациональной, теоретической обработке.

Подведем общий итог.

Отделение логоса от мифа, его содержательное наполнение и утверждение в виде исторически первой относительно самостоятельной формы интеллектуальной культуры, может быть отнесено к числу величайших достижений античного мира. Творческий гений греческих мыслителей и ученых того времени



сыграл здесь решающую роль. Греческие философы открыли сферу теоретического знания, связанного с понятийным мышлением, возможность объяснения мира из него самого, разработали категории, позволяющие воспринимать мир как предмет объективного научного познания, исследовали сам процесс познания, его основные этапы.

Древнегреческие ученые первыми начали создавать теории, выражающие причинные и закономерные связи и существенные свойства познаваемых объектов. Логос обогатился научными дисциплинами, включавшими в себя не только эмпирические, но и теоретические знания. Конечно, все это было лишь намечено, обрисованы контуры науки, созданы ее еще несовершенные образцы. Но начало было положено.
6. Роль античности в становлении научного знания. Основные научные программы античности

Античная наука – первая попытка в истории развития науки осуществить целостное осмысление мира.

Анти́чность означающий греко-римскую древность — цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.

  • Ранняя античность (VIII в. до н. э. — II в. до н. э.) — зарождение Греческого государства,

  • Классическая античность (I в. до н. э. — II в. н. э) — время единства греко-римской цивилизации,

  • Поздняя античность (III—VI вв. н. э.) — распад Римской империи. Распад Западной Римской Империи ознаменовал собой начало новой эпохи — средневековья.

Три черты античной науки:

- созерцательность;

- теоретичность;

- системность.

Предпосылки к дифференциации философского и научного знания:

- в науке выделяют математику, естествознание, астрономию, историю и т.д.

- в философии – антология, гносеология, этика, риторика, эстетика.

Ключевые программы античной науки:

- математическая (Аристотель);

- гуманитарная (стоики – проблема языка);

- физическая.

Античная наука Истоки ранней греческой науки: мифология; наблюдения и опыт человеческой практики; эпическая поэзия, разрушавшая мифологическое мировоззрение путем его рационализации; восточные влияния в области научных знаний.


Феномен «греческого чуда» состоит в необычайном развитии греческой культуры: эпоса, философии, театра, скульптуры. В основе уникальности греческого культурного феномена лежат следующие факторы: полисная демократия; частная собственность; десакрализация политической и культурной жизни; возникновение письма; ценности знания и учения. Значит, истоки научного, теоретического знания следует искать в гражданско-правовой сфере полиса. В древнегреческой культуре возникает научно-философское мировоззрение, ставшее мировоззренческим фундаментом для науки.

Древняя Греция в VIII-VI вв. до н.э. создает теоретическую основу, благодаря которой античная наука оформилась как определенное направление. Теоретическое знание отвечает новому социальному субъекту (гражданину полиса), не связанному кастовыми нормами, сам процесс его выработки стал пространством свободного обмена и интеграции знаний, аккумуляции их у специалистов нового типа (мудрецов, философов, ученых) и приобщения к ним любого свободного гражданина полиса. Теоретическое мышление вызвало колоссальный рост знаний, смену картины мира и миропонимания в целом. Проблема части и целого, единого и множественного, античная философия предложила такие варианты решения: мир бесконечно делим (Анаксагор), мир делится на части до определенного предела (Демокрит, Эпикур), мир вообще неделим (бытие едино и неделимо).

Например, пифагорейцы рассматривали числа как реальности высшего порядка. Числа трактовались как сущности, принципы и причины вещей. Вначале пифагорейцы формируют сугубо конкретное физическое понимание числа – это особые протяженные вещи, из которых составляются предметы чувственного мира. Они – начало и элемент всего сущего. Логическая основа этого представления – геометрическое понимание чисел: единица – это точка, две точки определяют прямую линию, три точки – плоскость. Нужно упомянуть и о главном пифагорейском символе – пифагорейской звезде, которая образована диагоналями правильного пятиугольника. Именно звездчатый пятиугольник наиболее распространен в живой природе (вспомним цветы незабудки, гвоздики, колокольчика, вишни, яблони и т.д.) и принципиально невозможен в кристаллических решетках неживой природы.

Можно сделать вывод, что Науке о числах отводится огромное место в системе мировоззрения, т.е. фактически математика объявляется философией.

Особое место в культурно-историческом контексте эпохи занимает
Аристотель, для которого научное мышление подытоживает человеческий опыт и осмысляет его с помощью понятий. Наука, как ее понимает Аристотель, призвана постигнуть мир в его целостности, не абстрагируясь при этом от многообразия и богатства его проявлений. Человеческий опыт не является чем-то ложным, он всего лишь недостаточен для познания мира. Именно через наше истолкование того, о чем свидетельствуют чувства, может вкрасться ошибка, заблуждение. Поэтому задача науки состоит в том, чтобы с помощью рассуждения найти правильную интерпретацию того, что мы воспринимаем с помощью чувств. Именно в школе Аристотеля берет свое начало история науки как специфическая область научного знания. Сам Аристотель в своих сочинениях излагает точки зрения своих предшественников: о природе и способах ее изучения; о предмете математики и обоснования математических наук; о сущности и специфике философии как первой науки; о природе живого организма; о понятии жизни и души и т.д.. Геоцентрическая картина мира!!!

После Аристотеля историко-научную работу продолжили его ученики. Так, Теофраст написал «Мнения физиков», где излагал взгляды и открытия ученых по отдельным вопросам; Евдем Родосский написал историю геометрии, арифметики, астрономии. Менон написал историю медицины; Дикеарх Мессинский – историю литературы. Такой интерес к истории науки в школе Аристотеля базировался на том убеждении, что знание о предмете не может появиться сразу, подобно Минерве из головы Юпитера, а формируется усилиями поколений людей, а потому история науки составляет органический момент самой науки.

В эпоху эллинизма наибольшие успехи были зафиксированы в области математических знаний. Так, Евклиду (IV-III в. до н.э.) принадлежит 15-томный труд «Элементы» («Начала»), а созданный им метод аксиом позволил изложить геометрию как логически связанное математическое учение.

Таким образом, особенности греческого мышления, которое было рациональным, теоретическим, наложили отпечаток на развитие знаний в античности.

Пифагор. Знаменитый греческий философ-математик, жил около 580-500 до н. э. , основал в Кротоне этико-религиозное пифагорийское товарищество, получившее большое распространение и имевшее целью нравственное обновление и очищение религиозных воззрений.