Файл: Философия науки предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

17. Особенности развития науки в России. Проблема самобытности российской науки. Русский космизм и концепция ноосферы В.И. Вернадского.

организации биосферы.

Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».

18. Наука как познавательная деятельность. Проблема «интернализма» и «экстернализма» в понимании механизмов научной деятельности.

19. Научное знание как система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.

Структуру науки можно анализировать с различных сторон, использовать разные основания для выделения элементов научного знания.

С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного познания выделяются четыре основных компонента научного познания:

3. Система методов и приемов, которые характерны для данной научной дисциплины, например, это эксперимент и теория.

4. Специфический научный язык. Он делится на естественный и искусственный. В современной науке возрастает роль искусственных языков.

По другому основанию в структуре научного знания можно выделить следующие элементы:

1. Уровень эмпирического знания. Включает в себя наблюдение, эксперимент, сравнение.

2. Уровень теоретического знания. Включает в себя научную проблему, гипотезу и теорию.

3. Уровень метатеории (оснований науки). Включает в себя нормы научного знания, идеалы, ценности.

4. Методы научного познания. Включает в себя индукцию, дедукцию, аналогию и т.д.

Классификация наук

классификации, т.е. расположения наук в определенном порядке,

последовательности.

Глубокую для своего времени классификацию наук предложил

О. Конт. Он выделил шесть основных наук:

1. Математика (включая механику); Астрономия; Физика;. Химия; Биология; Социология.

Науки о природе направлены на изучение общих повторяющихся закономерностей, а науки о духе занимаются изучением единичных, неповторимых, уникальных явлений.

Науки о природе свободны от ценностей — добра или зла, справедливости или несправедливости, а науки о духе — это царство ценностей.

По предмету и методу познания современные науки можно классифицировать на четыре группы

1. Математические науки (математика, кибернетика, механика);

2. Естественные науки (физика, химия, биология);

3. Технические науки (изучают закономерности искусственно созданных человеком материальных систем, они достаточно разнообразны);

4. Социально-гуманитарные науки (история, философия, педагогика, культурология, социология и т.д.).

Кроме этого, науки классифицируются по степени удаленности от практики. В этой связи выделяются:

1. Фундаментальные науки — изучают основные законы и принципы реального мира без прямой ориентации на практику;

2. Прикладные науки — предполагают непосредственное применение результатов исследования на практике.

Необходимо иметь в виду, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

20. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания.

21. Методология научного познания.Теоретический уровень научного исследования. Методы и формы теоретического знания.

22. Научная теория как форма знания, ее структура и виды. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

26. Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности.

воспроизводимость (научный факт, теория могут быть вновь и вновь воспроизведены, причем различными учеными).

Наука не ограничивается поверхностной фиксацией связей действительности, что характерно, например, для обыденного познания, а раскрывает внутренние, существенные связи и отношения. Поэтому научное знание обладает высокой объясняющей и предсказательной способностями. Специфичны формы научного познания, важнейшей среди которых выступает теория. Отличительной чертой науки является использование собственных методов. Развитию науки сопутствует особая форма ее самосознания – методология. Основные критериальные признаки научного познания: предметность; объективность знания; однозначность; определенность; точность; системность; возможность экспериментальной проверки; логическая доказательность; теоретическая и/или эмпирическая обоснованность; инструментальная полезность; отчетливое языковое выражение мысли.

Заслуживает внимания классификация критериев научности знания, предложенная В.В. Ильиным:

1) универсальные критерии – непротиворечивость, проверяемость, рациональность, интерсубъективность (независимость знания от личности ученого), воспроизводимость;

2) исторически преходящие критерии или нормативы, которые задают рациональные образцы и требования к гипотезам, картинам мира, логическим допущениям, способам доказательства и т.п.;

3) группу критериев, относящуюся к узкогрупповым областям знания, в которых выделены специфические требования для логико-математических, естественных, технических, гуманитарных наук.

В современной философии науки называют и другие критерии научности, кроме вышеназванных (принципы эвристичности, красоты, когерентности и др.). Вместе с тем философия науки отвергает наличие окончательных критериев научности.

27. Соотношение истины и знания. Классическая и неклассическая концепции научной истины.

Проблема истины - центральная в гносеологии. Интерпретация этой темы требует ответа на два вопроса:

о познавательных способностях человека;о формах существования истины.

Другой пример онтологизма - теологическое представление о Боге как единственной истине.


Суть онтологизма, независимо от различных вариаций внутри этой парадигмы, остается одной и той же: истина это независящая от субъекта реальность, либо одна из составляющих бытия, либо бытие в своей полноте.

Онтологизму противостоит гносеологическое понимание истины как особого свойства знания. В рамках этой концепции истина это характеристика знания, не существующая в отрыве от него, а значит и от познающего субъекта, этим знанием обладающего.

Общепризнанной в рамках гносеологизма является классическая концепция, в которой истина понимается как соответствие знаний действительности. Классическое представление об истине разделяют и материалисты, и идеалисты. Различие в материалистической и идеалистической трактовках проходит по вопросу о том, что такое действительность. Если бытие понимается как материя, то реализуется материалистический вариант классической концепции истины, если бытие понимается как сознание, дух, то - идеалистический. Классического понимания истины придерживались Дж. Локк, Б. Спиноза, философы - просветители, Г. Гегель

В классической концепции истине приписывается ряд характеристик. Объективность истины предполагает независимость содержания истинного знания от познающего субъекта. Если по содержанию истина объективна, то по форме она всегда субъективна. Истинное знание существует только через человека и выражается в субъективной, индивидуальной форме. Субъективность истины связана с пониманием ее как свойства знания, а не самого бытия, существующего вне субъекта.

Абсолютность истины понимается как ее полнота, безусловность и окончательность. Абсолютно истинным считается такое знание, которое сохраняет свое содержание в любую историческую эпоху. Это идеал знания (хрестоматия 5.2). В качестве такого идеала абсолютная истина существует как нормативный, регулятивный принцип познавательной деятельности, но не как реальное содержание знания.

В реальном познании истина существует в относительной форме. Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, условность. В истине есть такие компоненты, которые в процессе развития знания устраняются или ограничиваются определенной сферой своего применения [Кант И., 1994].

Единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности в знании определяет еще одно свойство истины - динамичность. Истина динамична, поскольку абсолютное в ней существует через относительное, а объективное через субъективное. Поэтому следующее свойство истины - процессуальность. Истина существует в движении - не как окончательный результат познания, а как сам процесс познания, последовательное преемственное движение познания от менее совершенных форм к более совершенным.



Конкретность истины означает, что не существует неизменной для всех ситуаций истины, истинное знание спроецировано на те обстоятельства, в которых оно получено, на условия места и времени. Конкретность истины связана с ее относительностью.

В рамках гносеологической парадигмы помимо классической концепции истины, существует и ряд других. Так, например, конвенциональная концепция истины, получившая широкое распространение в современной философии, трактует истину как соглашение между членами научного сообщества [Кун Т., 1975]. В прагматической концепции истина понимается как полезность знания, истинным признается такое знание, которое ведет к успеху .Когерентная концепция рассматривает истину как согласованность знания, которая устанавливается на разных уровнях: внутри теории, между различными теориями в рамках одной научной дисциплины, между различными дисциплинами, между наукой в целом и другими элементами духовной культуры. Истинным в рамках когерентной концепции признается такое знание, которое вписывается в уже существующую систему общепринятого знания [Поппер К., 1980].

Неклассические концепции истины получили широкое распространение в современной философии, которая столкнулась с рядом проблем, связанных с классическими представлениями о разуме, науке и человеке. Неклассические концепции указывают на такие свойства истины, о которых умалчивает классическая теория: простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность.

Тема разграничения истины и знания чрезвычайно важна для гносеологии. Понятия "знание" часто неправомерно отождествляется с понятием "истинное знание". Следствием подобного отождествления являются такие определения знания:знание - результат познания, характеризующийся сознанием истины;знание - истинный познавательный образ.

Конечно, всякая истина есть знание, но не всякое знание есть истина. Знание может существовать и в форме заблуждения. Категория "знание" характеризует принадлежность определенной информации человеку и частичную осознанность этой информации. Знание в форме заблуждения это информация о том, чего нет в действительности, но что человек мыслит или представляет как действительное. Понятно, что знание в форме заблуждения не имеет отношения к истине, противостоит ей, но при этом остается знанием.


Отождествление истинного знания и научного знания также неправомерно [Кун Т.]. Наука, ориентируясь на получение объективного истинного знания, включает в себя массу неистинного. Неистинным или недоказанным является гипотетическое научное знание, недоказанные теоремы, парадоксы и т.п. Однако такого рода знание, несмотря на свою возможную неистинность, не может быть исключено из науки. Как раз за счет гипотетического, парадоксального знания, требующего дополнительной проверки и уточнения, происходит развитие науки [Поппер К., 1980]. Стоит добавить, что истина может существовать не только в форме научного знания, но и во вненаучной форме: в обыденном знании, религии, искусстве, философии.

28. Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы. Институализация науки в ХХ веке и проблемы государственного регулирования научной деятельностью

Соц инстит - это истор слож устойч взаимод, призван удовлетв те или иные потребн. Наука как соц институт имеет свои спец особенности: это молодой соц институт(300лет, по сравнен с таким инст как семья,производство,армия),

это млочисл.соц институт( 5мил) научн деят происх в спец организов формах и это придает ей черты устойч соц с-мы,организац струк-а накуи-это сложн совокупность отношений Наука в узк смысле-это это система опред учрежд.,в шир смысле-это соц инст кот выполн ф-ции получения, сох-ния, и накопления знаний и применение этих знаний в прктич жизни.Функции науки: Основ функция науки-получе нового знания(главн.накопительная),сущ.и подфун-ии: 1)культурн-мировозр- здесь учен рассматр как спаситель чел-ва, ткрываются новые науки-новые открытия,но сущ и опасность ,многие думают о деньгах и наживе-----появл.ученн-спаситель

2)Интеллкт-профессион. Учен. Не только обеспеч процесс воспроизв знаний но и формир интеллект потенциал об ва ……появл учен – профессин –двигатель науки

3) Экспертиза – проверка на истинность профессионалами научн сообщества подходы в экспертизе в науке 1. Платоновская(нельзя доверять небольш группе людей, надо привлекать философов)2.Необходимость в экспертизе,сущ в устн и письм форме3)Экспертиза не нужна, подключ обществ мнение сторонник-Фейерабенд,однако здесь может фигурир субъект фактор(один против другого)…..появл
ученный эксперт

4)Эконом-практич – знание должно быть не только итинным,но и приносить полбзу,эффективным…появл учен-практик.Для институализации наки необход предостав бществом опред ресурсов-материальн.(гранты,премии),интеллект-ые(это научн сооб-ва,символические(форм-ние в о-ве престижности труда ученого)

Научн сооб-ва впервые ввел в обиход европейск уч Флек(1935г),позже Т.Кун –н.с.-это коллект ученых имеющ единый стиль мышлен .это объедин люд кот придерж опред парадигмы,где соблюд все нормы дисципл матрицы

Первое научн сооб 1662г – Парижская Академия

1725г –подпис указПетра1(1755-Москов универ)

Научн.сообщ как видимый и невидимый колледж

1.первой формой научн с.был невид колледж,где коммуник осущ через встречи, книги, препринты(до печати)- не довед до конца 19в.Видимый колледжэто существ ассоциаций, клубов, союзов, издание, журналов - это организ наука политич колледж-это контроль со стороны гос-ва,ч/з НИИ,научн лаборатории
В ХХ веке в период мировых войн, а затем противостояния двух систем вместе с началом опережения науки техникой, с осознанием роли науки в достижении техногенного превосходства наука стала одним из социальных институтов. Это период «большой науки», комплексных и финансируемых государством научно-технических программ. Таковы, например, программы в области вооружений, атомной энергетики, авиационной и космической промышленности. Вместе с тем здесь обнаружилась проблема организаторов большой науки: сами ученые-исследователи редко обладают соответствующими качествами, да и не их это, по большому счету, дело. Здесь возникает проблема соотношения коллективного и личного, индивидуального творчества в научной деятельности, охраны авторских прав в сфере интеллектуальной собственности, добровольности и свободного выбора в научно-теоретических исследованиях. Научная мысль неотделима от ее творца. Стремление к объективности научного знания не устраняет убеждение постнеклассической рациональности в том, что и наука, и ее технико-технологические воплощения в известной степени являют нам нас самих, будучи зеркалом человеческих качеств. Сегодня процесс оптимальной организации управления наукой и ее развитием приобретает в техногенных обществах первостепенное значение.

Можно сделать вывод, что современная наука как социокультурная данность представлена знаниями, деятельностью, отношениями и институциональными формами. Другими словами, она есть форма и уровень общественного сознания, рационально-теоретическая форма духовного производства, специфический социальный институт со своими организационными и коммуникационными формами. Превращение в социальный институт является сегодня базисной характеристикой науки. С другой стороны, этот институт все активнее включается в жизнедеятельность общества, в том числе в качестве непосредственной производительной силы, что неизбежно повышает статус научной деятельности и ученых при переходе в постиндустриальную эпоху развития