Файл: Философия науки предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».
19. Научное знание как система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.
По другому основанию в структуре научного знания можно выделить следующие элементы:
1. Уровень эмпирического знания. Включает в себя наблюдение, эксперимент, сравнение.
2. Уровень теоретического знания. Включает в себя научную проблему, гипотезу и теорию.
3. Уровень метатеории (оснований науки). Включает в себя нормы научного знания, идеалы, ценности.
4. Методы научного познания. Включает в себя индукцию, дедукцию, аналогию и т.д.
классификации, т.е. расположения наук в определенном порядке,
Глубокую для своего времени классификацию наук предложил
О. Конт. Он выделил шесть основных наук:
1. Математика (включая механику); Астрономия; Физика;. Химия; Биология; Социология.
По предмету и методу познания современные науки можно классифицировать на четыре группы
1. Математические науки (математика, кибернетика, механика);
2. Естественные науки (физика, химия, биология);
4. Социально-гуманитарные науки (история, философия, педагогика, культурология, социология и т.д.).
Кроме этого, науки классифицируются по степени удаленности от практики. В этой связи выделяются:
2. Прикладные науки — предполагают непосредственное применение результатов исследования на практике.
Необходимо иметь в виду, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.
Тенденция сближения научных ориентиров и культуры заключается также и в первоначальном этимологическом значении термина, когда культура представала как агрокультура и толковалась как целесообразное воздействие на природу, ее обрабатывание. Культивирование содержит в себе программу видоизменения объекта, предполагает и включает в себя операции и этапы возделывания, совершенствования системы, т. е. опирается на открытые наукой теоретические представления. Другим основанием сближения культуры и науки является общая направленность на созидание. Известно, что пафос подлинной культуры в созидании ценностей и в мире человеческих отношений, и в мире искусства, и в мире хозяйствования и экономики — в этом суть аксеологической концепции культуры.
23. Модели роста и развития научного знания. Проблемные ситуации в научном познании и их роль в развитии науки.
Традиционная классическая гносеология описывает движение научно-познавательного процесса как ход мышления, простирающийся от вопроса к проблеме, затем к гипотезе, которая после своего достаточного обоснования превращается в теоретическую модель. Таким образом, скрепляет развивающееся научное знание гносеологическая цепочка: вопрос – проблема – гипотеза - теория.
Проблема – это совокупность суждений, включающая в себя как ранее установленные факты, так и суждения о еще непознанном содержании объекта. Проблема выглядит как выраженное в понятии объективное противоречие между языком наблюдения и языком теории, эмпирическим фактом и теоретическим описанием.
Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) – ее постановку и решение. Постановка и решение проблемы служит средством получения нового знания. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему – необходимая предпосылка ее успешного решения.
В. Гейзенберг отмечал, что при постановке и решении научных проблем необходимо следующее:
а) определенная система понятий, с помощью которых исследователь будет фиксировать те или иные феномены;
б) система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем
;
в) опора на научные традиции, поскольку, по мнению Гейзенберга, «в деле выбора проблемы традиция, ход исторического развития играют существенную роль», хотя, конечно, определенное значение имеют интересы и наклонности самого ученого.
Как считает К. Поппер, наука начинает не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим – от менее глубоких к более глубоким. Проблемы возникают, по его мнению:
1) либо как следствие противоречия в отдельной теории,
2) либо при столкновении двух различных теорий,
3) либо в результате столкновения теории с наблюдениями.
Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (выступающей в виде противоположных позиций), которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеет, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Наряду с теоретическими существуют и практические проблемы.
Проблема же является результатом отображения субъектом проблемной ситуации, т.е. осознание недостаточности наличного знания, потребности узнать, понять, объяснить то, чего мы не знаем, не понимаем.
Обычно проблемная ситуация предполагает наличие трех компонентов:
1) искомую цель (новые теоретические принципы или теории);
2) совокупность исходных эмпирических и теоретических знаний (старые факты и теории);
3) систему материальных (экспериментальных) и идеальных (гипотетических, языковых, логических, математических и т.п.) действий и операций, выступающих способом разрешения ситуации.
Каждый из компонентов ситуации получает понятийное выражение в соответствующих высказываниях:
1) о том, что требуется найти или доказать;
2) об исходных знаниях;
3) о способе разрешения ситуации.
Часто случается так, что проблемная ситуация выступает специфической формой выражения противоречий между эмпирией и теорией и имеет объективные основания. Это наиболее часто встречающийся вид проблемных ситуаций, но в научном познании могут возникать и другие ситуации (разновидности первого), особенности которых зависят от того, с чем они связаны:
- с экспериментальным открытием новых явлений,
- с получением новых теоретических результатов (формул, уравнений и т.п.)
- или с появлением новых эмпирических и теоретических методов и средств познания.
24. Научная картина мира и ее историч формы. Функции картины мира в научн исследовании
Любой ученый находится под влиянием определенного мировозэрения, потом что он — человек своей эпохи, своего исторического времени. Так, ученые средни веков находились под влиянием мировозэрения, составной частью которого явился геоцентризм. В ХУI — ХУII вв. в мировоззрение ученых внедряется гелиоцентризм.
Мировозэрение это совокупность взглядов человека на мир, на свое место Е этом мире.
В состав мировоззрения входят:
1. Знания о природе, об обществе, о культуре, о самом человеке. Эти знания исторически развиваются.
2. Идеалы и ценности. Это те предметы (материальные или духовные), н которые ориентируется человек в своей жизни, к достижению которых он стремится.
3. Убеждения людей и их вера. Различаются религиозная вера (вера Е сверхъестественное) и научная вера (вера в прогресс научного знания).
для просвещенного человека, то есть человека, который оценивает мир н основе достоверных знаний, ядром мировоззрения является наука и научная картина мира.
Научная картина мира — это упорядоченная система знаний, которая обобщаеп результаты естественных, технических и социальных наук на том или ином отрезк исторического времени.
Научная картина мира, в отличие от ненаучной картины мира, опирается н достоверные знания, т.е. на такие знания, которые подтверждены практикой достоверные знания можно воспроизвести неоднократно, опытно подтвердить их.
Основная функция и предназначение научной картины мира —обеспечениЕ синтеза, интеграции научных знаний. Она выполняет задачу упорядочивания систематизации научных знаний.
В содержание научной картины мира входят не все наличные научные знания, лишь те научные знания, которые имеют наиболее важный и принципиальный характер на данном этапе научного развития.
Очень часто в научной картине мира законы природы формулируются Е образной форме. Это делается для того, чтобы научная картина мира была понятн не только узкому кругу ученых, но и широкой просвещенной публике. Нередко законь природы выражаются в форме отрицания. Выражение (<‘Нельзя создать вечныi двигатель.)) формулирует закон сохранения энергии.
Научная картина мира не остается неизменной. Она эволюционирует и в связи ( этим можно выделить три основные исторические формы научной картины мира:
1. Кгiассическая научная картина мира
2. Неклассическая научная картина мира
3. Постнеклассическая научная картина мира
Кгiассическая научная картина мира господствует в ХУII-ХIХ вв. Она основана на достижениях науки Нового времени. Основателями этой картины мира явилисi:
Н.Коперник, Г.Галилей, И.Ньютон. Эталоном объяснения мира здесь считается однозначная причинно-следственная зависимость. Прошлое изначально определяеп настоящее, настоящее изначально определяет будущее. Считалось, что вс состояния мира могут быть однозначно просчитаны и предсказаны. Эталоног познания считалась объекi-ивность, то есть независимость научных знаний оп субъекта, от наблюдателя.
Неклассическая научная картина мира зарождается на рубеже ХIХ — ХХ вв. Н возникновение этой картины мира повлияли достижения в области термодинамики открытие явлений электромагнетизма, исследование микромира, идея относительности А. Эйнштейна. В данной научной картине мира случайностi считается не чем-то внешним и побочным в развитии объекта, а важнейшей стороной происходящих событий. Изменения осуществляются, подчиняясь закону вероятности и больших чисел, т.е. выдвигается идея статистического понимания причинности. Кроме этого, утверждается, что на результат познания значительное влияние оказывает наблюдатель (субъект), а также используемые приборы.
Постнеклассическая научная картина мира начинает формироваться в 70-е годы ХХ в. На эту картину мира серьезное влияние оказали труды бельгийского ученого И. Пригожина о синергетике. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается непредопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений. Предсказать, в каком именно направлении пойдет будущее развитие событий, невозможно. Направление развития чаще всего определяется каким-то незначительным фактором. достаточно небольшого укола» и система перестраивается, выбирает иное направление развития. Придается очень большое значение роли случайности в развитии. Случайное и незначительное событие может вызвать глобальные изменения в мире и в развитии системы.