Файл: Философия науки предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».
19. Научное знание как система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.
По другому основанию в структуре научного знания можно выделить следующие элементы:
1. Уровень эмпирического знания. Включает в себя наблюдение, эксперимент, сравнение.
2. Уровень теоретического знания. Включает в себя научную проблему, гипотезу и теорию.
3. Уровень метатеории (оснований науки). Включает в себя нормы научного знания, идеалы, ценности.
4. Методы научного познания. Включает в себя индукцию, дедукцию, аналогию и т.д.
классификации, т.е. расположения наук в определенном порядке,
Глубокую для своего времени классификацию наук предложил
О. Конт. Он выделил шесть основных наук:
1. Математика (включая механику); Астрономия; Физика;. Химия; Биология; Социология.
По предмету и методу познания современные науки можно классифицировать на четыре группы
1. Математические науки (математика, кибернетика, механика);
2. Естественные науки (физика, химия, биология);
4. Социально-гуманитарные науки (история, философия, педагогика, культурология, социология и т.д.).
Кроме этого, науки классифицируются по степени удаленности от практики. В этой связи выделяются:
2. Прикладные науки — предполагают непосредственное применение результатов исследования на практике.
Необходимо иметь в виду, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.
Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».
Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Переход биосферы в ее новое состояние, которое мы называем теперь ноосферой, то есть вступление человечества в новую эру своего развития, в эпоху ноосферы, обеспечение коэволюции (совместного развития) человека и биосферы не могут произойти автоматически. Это будет мучительный и небыстрый процесс выработки новых принципов согласования своих действий и нового поведения людей. Другими словами, новой нравственности. Это означает, что переход в эпоху ноосферы потребует коренной перестройки всего нашего бытия, смену стандартов и идеалов. Появление научной мысли в биосфере в перспективе неизбежно полностью ее видоизменяет. В сочетании с трудовой деятельностью человека мысль становится неведомой до этого геологической силой, способной преобразовать вместе с биосферой весь поверхностный слой Земли. Носитель земного разума – человек – с нарастающим во времени темпом воздействует на биосферу, активно захватывая все занимаемое ею пространство, окультуривая флору и фауну, меняя облик земной поверхности. По убеждению Вернадского, преобразование биосферы грядет неизбежно и необратимо. Человек стал менять окружающий его животный мир и создавать для себя новую, не бывшую никогда на планете живую природу. Под ноосферой Вернадский понимал не выделенный над биосферой "мыслящий пласт", а качественно новое состояние самой биосферы, ее очередную трансформацию в ходе эволюции. Известны и более ранние переходы биосферы в качественно новые состояния, сопровождавшиеся почти полной ее перестройкой. Но этот переход представляет собой нечто особенное, ни с чем не сравнимое. Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества, как единого целого, – писал Вернадский. Развитие научной мысли резко ускорило свой темп в последние столетия. В настоящее время можно говорить о взрыве научного творчества, что непосредственно связано с переходом биосферы в ноосферу. Ноосфера как высокоорганизованное состояние биосферыможет возникнуть и существовать при условии, что дальнейший процесс ее развития протекает сознательным путем, направляется и организуется научной мыслью. Это требует, с одной стороны, настолько высокого уровня развития науки, при котором такая задача становится ей посильной. С другой стороны, это ставит перед учеными задачу овладения в ближайшем будущем методами управления развитием биосферы и создания необходимых для этого средств. Что же касается единства человечества, то оно составляет важнейшее условие образования ноосферы. В. И. Вернадский считал, что независимо от деления людей по расовым и национальным признакам, единство человечества неизбежно сложится в ближайшее время вопреки всему тому, что мешает этому процессу.
Становление ноосферы можно заметить в уже отмеченной выше особенности современной науки с ее ориентацией на изучение сложных человекоразмерных систем. Ноосферное знание ориентированно на человека и его общей характеристикой является единение бытийной и нравственной составляющих. Ноосферное знание – это элемент целостного мировидения, оно опирается на новую картину мира, обозначаемую как системная, теоретическим базисом которой является эволюционно – синергетическая парадигма.
18. Наука как познавательная деятельность. Проблема «интернализма» и «экстернализма» в понимании механизмов научной деятельности.
Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
Особенности науки и ее взаимосвязи с другими способами познавательной деятельности
-
Наука как познавательная деятельность. Как и другие способы познания, наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, стихийно-эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей. -
Наука как социальный институт стала формироваться в 17-18 веках, когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. -
Наука как особая сфера культуры. С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия), а также и с социальными институтами общества.
Экстерналисткий взгляд (внешний) признает решающим движущим фактором развития науки воздействие потребностей общества и прежде всего запросы материально-технического производства, экономики и социальной жизни. Такие взгляды возникли еще в период становления классического естествознания, когда наука была признана важнейшим средством освобождения человека перед силами природы и достижения всеобщего счастья (Ф.Бэкон – «знание – сила», именно сила).
Процесс индустриализации усилил позиции экстерналистов.
Экономический детерминизм – экономика не детерминирует, определяет не только развитие производительных сил, но и развитие политических, нравственных и общественных институтов (Маркс и Лафарг). Основную мысль выразил Ричард Джонс (1790-1855).
Технологический детерминизм - в современную эпоху НТР получает распространение теория, основанная на признании важнейшей роли науки в развития производительных сил общества.
Исторический подход – воздействие принятых в сообществе ученых
Систем ценностей, духовного климата в обществе, востребованности их научных результатов на внутреннее содержание научных исследований.
Главный недостаток экстернализма – недооценка внутренних стимулов развития науки, относительной самостоятельности и независимости развития науки от общества в целом и различных его подсистем.
Интернализм (внутренний) – главную движущую силу развития науки составляют внутренние потребности самой науки, ее цели, проблемы и программы исследования. Развитие науки можно рассматривать как самоорганизующийся процесс взаимодействия различных форм и элементов научного знания, который не зависит от каких-либо внешних факторов.
Эмпирическое направление – важна роль поиска, установления и обосновния новых фактов, которые составляют эмпирический базис, на котором и происходит развитие науки.
Рационалистическое направление – наука развивается благодаря теоретическим новациям, выдвижению новых идей, гипотез и теорий. Эмпирические факты – только для проверки. Концепция 3-х миров Поппера: физический мир, мир субъективного сознания и мир из продуктов интеллектуальной деятельности людей.
Экстернализм и Интернализм – 2 крайние точки зрения. Экстерналисты не учитывают, что новая научная идея может родиться от идеи, и поэтому не анализируют внутренние стимулы науки.
Интерналисты все сводят к генерированию и разработке новых научных идей, и поэтому недооценивают значения внешних факторов в развитии науки.
Т. Кун пытался преодолеть противоречия экстерналистского и интерналистского направлений, считая, что для первоначального развития какой-либо области науки необходимо знать социальные потребности общества, а для зрелой науки приемлема интерналистская историография. В работе "Структура научных революций" Кун рассматривает науку как деятельность научных сообществ. Принадлежность ученого к сообществу определяется тем, что он разделяет принятую данной группой ученых парадигму. Парадигмальный характер имели, например, физика Аристотеля
, геоцентрическая система Птолемея, механика Ньютона, электродинамика Максвелла, теория атома Бора. Создатели парадигм не только формулировали законы и теории, которые были источниками появления новых технических средств, но и закладывали новые мировоззренческие установки, ценности в общественной жизни.
Большинство представителей философии и науки рассматривает науку как эффективный инструмент покорения природы, уделяя мало внимания тому, что она содержит необъятный духовный потенциал, направленный на самосовершенствование человека. XXI век требует не только ознакомления с эволюцией науки, но, что болеё важно, построения сбалансированной картины развития культуры и научного познания в контексте определенного исторического времени.
Итак, представители интерналистской концепции развития науки считают, что наука развивается в силу имманентной, т.е. внутренне присущей ей, логики. Представители экстерналистской концепции полагают, что развитие науки тесно связано с социально-экономическим развитием общества, т.е. делают акцент на внешних факторах. В современных условиях необходимо учитывать основные положения обеих концепций.