Файл: Философия науки предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

17. Особенности развития науки в России. Проблема самобытности российской науки. Русский космизм и концепция ноосферы В.И. Вернадского.

организации биосферы.

Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».

18. Наука как познавательная деятельность. Проблема «интернализма» и «экстернализма» в понимании механизмов научной деятельности.

19. Научное знание как система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.

Структуру науки можно анализировать с различных сторон, использовать разные основания для выделения элементов научного знания.

С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного познания выделяются четыре основных компонента научного познания:

3. Система методов и приемов, которые характерны для данной научной дисциплины, например, это эксперимент и теория.

4. Специфический научный язык. Он делится на естественный и искусственный. В современной науке возрастает роль искусственных языков.

По другому основанию в структуре научного знания можно выделить следующие элементы:

1. Уровень эмпирического знания. Включает в себя наблюдение, эксперимент, сравнение.

2. Уровень теоретического знания. Включает в себя научную проблему, гипотезу и теорию.

3. Уровень метатеории (оснований науки). Включает в себя нормы научного знания, идеалы, ценности.

4. Методы научного познания. Включает в себя индукцию, дедукцию, аналогию и т.д.

Классификация наук

классификации, т.е. расположения наук в определенном порядке,

последовательности.

Глубокую для своего времени классификацию наук предложил

О. Конт. Он выделил шесть основных наук:

1. Математика (включая механику); Астрономия; Физика;. Химия; Биология; Социология.

Науки о природе направлены на изучение общих повторяющихся закономерностей, а науки о духе занимаются изучением единичных, неповторимых, уникальных явлений.

Науки о природе свободны от ценностей — добра или зла, справедливости или несправедливости, а науки о духе — это царство ценностей.

По предмету и методу познания современные науки можно классифицировать на четыре группы

1. Математические науки (математика, кибернетика, механика);

2. Естественные науки (физика, химия, биология);

3. Технические науки (изучают закономерности искусственно созданных человеком материальных систем, они достаточно разнообразны);

4. Социально-гуманитарные науки (история, философия, педагогика, культурология, социология и т.д.).

Кроме этого, науки классифицируются по степени удаленности от практики. В этой связи выделяются:

1. Фундаментальные науки — изучают основные законы и принципы реального мира без прямой ориентации на практику;

2. Прикладные науки — предполагают непосредственное применение результатов исследования на практике.

Необходимо иметь в виду, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

20. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания.

21. Методология научного познания.Теоретический уровень научного исследования. Методы и формы теоретического знания.

22. Научная теория как форма знания, ее структура и виды. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

26. Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности.


29. Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисцеинтизм в оценке роли науки в развитии общества.Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. Если гов о соврем цивилизац то необходимо упомянуть традиц и техноген типы цивилиз.раз-тия.Традиц об-ва характ замедлен темпами соц изменений,виды деят-сти ,их ср-ва и цели могут существ столет в качестве устойч стереотипов.Др Индия,Китай,Др Египет и др.)это традиц об-ваи гдето он сохранился.В техноген об-ве темп соц изм-ий возраст с огромн скоростью.Экстенсивн раз-тие замен интенсивн.Ресурсы роста возник за счет перестройки способов жизни, новых ценностей,возможностей.Ценностьюсчитсама инновация,оригинальность,вообще все новое В куль-ре происх пост генерация нов образцов,идей,концепций,поэтому в таком об-ве возрастает роль и науки.Идея пепреобраз мира и подчинен человеком природы станов доминант в техн цив-ии,в отлич от традиц об-ва где она вписыв в природу.Техног цив порожд многоч глоб пробл:–пробл выживанияв услов непрерыв совершен оружия массов уничтож;–эколог кризис в глоб масштабах,разрушение биосферы как целостн экосистемы;–конфликт цивилизаций;–пробл сохранен челов личности


Сциентизм знание, наука), мировоззренческая позиция, в основе к-рой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.
      Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания. Представители сциентизма исходят из того, что именно этот тип знания аккумулирует в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундамент пробл чел бытия, для выработки эфф программ деят-ти.

 В качестве осознанной ориентации сциентизм утверждается в бурж. культуре в кон. 19 в., причём одновременно возникает и противоположная мировоззренческая позиция - антисциентизм. Последний подчёркивает ограничен возможностей науки, а в своих крайних формах толкует её как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека.
      Противоборство сциентизма и антисциентизма принимает особенно острый характер в условиях совр. научно-технической революции и в целом отражает сложный характер воздействия науки на общественную жизнь. С одной стороны, науч. прогресс открывает всё более широкие возможности преобразования природной и социальной действительности, с др. стороны - социальные последствия развития науки оказываются далеко не однозначными, а в совр. обществе нередко ведут к обострению коренных противоречий общественного развития. Именно противоречивый характер социальной роли науки и создаёт пит почву для сциентизма и антисциентизма. ответств за различ соц антагонизмы.

Основные тезисы сциентистов:наука в принципе способна решать любые проблемы, препятствующие выживанию человека; Наука обладает монополией на истину ;Все прочие виды познания должны быть онаучены, только тогда они будут практически полезными Власть в обществе должна принадлежать научной этике. Антисциентисты обращают внимание на негативные последствия развития науки: 1 Именно наука поставила человечество на грань жизни и смерти (ядерное оружие)

2 Значительную угрозу обществу представляет диспаритет развития культуры и цивилизации

3 Наука превращает человека в одномерного, заставляет быть узким специалистом, лишает его времени на полноценную жизнь.



Эти позиции являются крайностями, правильный вариант решения их противоречие- это превращение науки в способ саморазвития человечества, который имеет альтернативы, а человечество четко осознаёт его границы, достоинства и недостатки.

В конце 20 в обострился интерес к вненаучному знанию, что связывают со следующим причинами:

1.Кризисное состояние человечества заставляет искать пути выхода во всех сферах действительности и знания.

2 Разочарование в гуманистической функциональности науки и знания.

3 Паранаучное знание повышает уровень своих исследований

4 Отмечается некоторый крен в сторону превосходства людей с доминированием правого полушария.

5 Появляются вызовы современности(СПИД, раковые болезни, технологические катастрофы и т. п. ) на который наука ответить не в силах.

 Паранаука (от греческого «около») -- учение, притязающее на научный статус, но требованиям научности не отвечающее. В качестве примера к паранауке относят различные устаревшие научные концепции, такие как алхимия, астрология и пр., сыгравшие определённую историческую роль в развитии современной науки, народную медицину и другие «традиционные», но в определённой степени оппозиционые современной науке учения, cпортивные, семейные, кулинарные, трудовые и т. п. «науки», представляющие собой образцы систематизации практического опыта и прикладных знаний, но не соответствующие определению науки как таковой, также к паранауке относят теологию.

Принято выделять 3 группы проблем человечества:Локальные проблемы (в пределах 1 страны) Проблемы региональные (в пределах группы стран, материка, континента(Чернобыль)) Глобальные проблемы - характеризуются следующими признаками: Охватывают всё человечество.Не могут быть решены силами одной страны Их решение нельзя откладывать Актуализация этих проблем в пиковом состоянии будет иметь непоправимые последствия

Эти проблемы появляются на стадии превращения человечества в единую цивилизацию и появления глобальных угроз
30. Этические проблемы науки XXI века. Свобода и профессиональная ответственность ученого.

Наука – это познавательная социально организованная деятельность, и тем самым выявляется целый спектр этических характеристик этой деятельности. Следует отметить, что до сих пор научная деятельность изучается в основном как исследовательская, т. е. направленная на получение нового знания. Это, конечно, фундаментальная характеристика научной деятельности. Однако, как известно, деятельность ученого, особенно современного, не ограничивается исследованием; она включает и преподавание, и информационную работу — как поиск информации, необходимой для постановки исследовательской задачи и обсуждения методов ее решения, так и информирование коллег,— и
популяризацию достижений науки, и решение вопросов управления, в том числе исследованиями и разработками, и редактирование, и рецензирование. Наконец, нередко ученый выступает в роли консультанта или эксперта при решении тех или иных проблем. Такой диапазон обязанностей ученого — закономерное следствие как многообразия и взаимосвязи социальных функций науки, так и ее развития, усложнения взаимоотношений внутри научного сообщества.

В этике науки складывается два основных направления: это, во-первых, изучение этических проблем, порождаемых взаимодействием общества и науки, или внешняя этика науки. Во-вторых, особый раздел этики науки представляют проблемы, относящиеся к взаимодействиям в пределах научного сообщества — то, что можно назвать внутренней этикой науки.

Современная техногенная цивилизация ставит новые этические проблемы перед наукой. Долгое время господствовало представление о том, что знание, которое дает наука, есть нечто безусловно благое и полезное, так же как и сама познавательная деятельность и те практические применения, которые получают ее результаты. К этому следует добавить, что научные исследования — если сравнивать с нынешними временами — были не очень обременительными для общества с точки зрения требовавшихся для них материальных ресурсов.

Имеет смысл в этой связи вспомнить о так называемом «технологическом императиве», который, как порой кажется, обрел едва ли не прочность аксиомы. Согласно этому императиву все то, что становится для человечества технически возможным, непременно реализуется практически. При этом явно или неявно предполагается, что уделом людей остается лишь приспособление, насколько оно вообще достижимо, к тому, что порождают все новые и новые джинны, выпускаемые учеными из пробирок.

В 90-е годы все более широкое внимание начинает привлекать «принцип предосторожности» (precautionary principle). В соответствии с этим принципом, коль скоро предлагается использование новой технологии и при этом у кого-то возникают разумные сомнения в ее безопасности, бремя доказательства ее безопасности ложится на того, кто предлагает ее ввести. Конечно, абсолютно безопасных технологий не существует, так что на практике достаточно будет показать, что риск пренебрежимо мал по сравнению с предполагаемыми положительными эффектами новой технологии.


Этические оценки применяются теперь не только к результатам научной деятельности, но и к самому процессу научного поиска. Но это является, пожалуй, наиболее дискуссионным моментом. С одной стороны свобода исследований — это ценность, которую человечество выстрадало за многие столетия, так что будет попросту безнравственно, если человечество от нее откажется. Но, с другой стороны, является настоятельной необходимостью — в интересах человека — ограничить эту свободу исследований. Думается, поиск баланса между двумя этими императивами станет неотъемлемой частью научно-технического развития. А это свидетельствует не только о его особой значимости, но и о том, что его ограничение всякий раз должно рассматриваться в качестве исключения и специально обосновываться.

Главная задача этического регулирования научных исследований — по возможности оградить человека от сопряженного с ними риска. Именно с этой целью и создаются соответствующие структуры и механизмы. Иначе говоря, сам замысел намечаемого исследования, его идея должна быть такой, чтобы оно было реализуемо не только методологически, не только технически и технологически, но и этически.

Важнейшей задачей социогуманитарной этической экспертизы является экологическая оценка научных проектов. В условиях современного экологического кризиса любые действия человечества должны учитывать возможные последствия на состояние окружающей среды. Часто можно услышать, что наука приносит человеку не только блага, но и величайшие несчастья. Загрязнения атмосферы, катастрофы на атомных станциях, повышение радиоактивного фона в результате испытаний ядерного оружия, “озонная дыра” над планетой, резкое сокращение видов растений и животных – все эти и другие экологические проблемы люди склонны объяснять самим фактом существования науки. Если же наука не обвиняется впрямую, то все равно признается ее решающая роль в техногенной цивилизации и, следовательно, в безудержной эксплуатации и деградации природы. На этом фоне в этике науки возникло особое направление – экологическая этика.

существует профессиональная ответственность или профессиональная этика ученого, которую некоторые исследователи называют внутренней этикой науки. Она включает в себя ответственность ученого перед другими учеными и перед научным сообществом в целом. Главное ее требование от ученого - это стремление к истине и быть выше всех своих амбиций.