Файл: Философия науки предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».
19. Научное знание как система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.
По другому основанию в структуре научного знания можно выделить следующие элементы:
1. Уровень эмпирического знания. Включает в себя наблюдение, эксперимент, сравнение.
2. Уровень теоретического знания. Включает в себя научную проблему, гипотезу и теорию.
3. Уровень метатеории (оснований науки). Включает в себя нормы научного знания, идеалы, ценности.
4. Методы научного познания. Включает в себя индукцию, дедукцию, аналогию и т.д.
классификации, т.е. расположения наук в определенном порядке,
Глубокую для своего времени классификацию наук предложил
О. Конт. Он выделил шесть основных наук:
1. Математика (включая механику); Астрономия; Физика;. Химия; Биология; Социология.
По предмету и методу познания современные науки можно классифицировать на четыре группы
1. Математические науки (математика, кибернетика, механика);
2. Естественные науки (физика, химия, биология);
4. Социально-гуманитарные науки (история, философия, педагогика, культурология, социология и т.д.).
Кроме этого, науки классифицируются по степени удаленности от практики. В этой связи выделяются:
2. Прикладные науки — предполагают непосредственное применение результатов исследования на практике.
Необходимо иметь в виду, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.
Сравнение- Это один из наиболее распространенных и универсальных методов исследования. Известный афоризм "все познается в сравнении" — лучшее тому доказательство.
В исследовании сравнением называется установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закона.
Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:
анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства);
синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (животных, растений)
формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (компьютер.моделирование генома человека);
дедукция - движение от общего к частному;
индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению..
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу
К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание (строится на основе условно принимаемых правил и целей, позволяет возвыситься над повседневным бытиём, не заботиться о выгоде, вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами). Возможен обман партнёра и сокрытие истины. Носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения
21. Методология научного познания.Теоретический уровень научного исследования. Методы и формы теоретического знания.
Метод — в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме.
Методы научного познания включают в себя:
-общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукцию, дедукцию...)
-способы эмпирического и теоретического исследования
-для процессов построения теоретических систем знания особое значение имеет метод восхождения от абстрактного к конкретному
Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутрен-них связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпири-ческого знания.
Задача: достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания.
Методы: позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения.
1. Абстрагирование – отвлечение от ряда свойств и отношений предметов менее существен-ных, с одновременным выделением более существенных, это упрощение действительности.
2. Идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов, внесение изменений в изу-чаемый объект в соответствиями с целями исследования (идеальный газ).
3. Формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях.
4. Аксиоматизация – в основе лежат аксиомы (аксиомы Эвклида).
5. Дедукция – движение познания от общего к частному, восхождения от абстрактного к кон-кретному.
6. Гипотетико–дедуктивный – выведение (дедукция) заключений из гипотез, истинные зна-чения которых неизвестны. Знание носит вероятностный характер. Включает соотношение между гипотезами и фактами.
7. Анализ – разложение целого на составные части.
8. Синтез – объединение полученных результатов анализа элементов в систему.
9. Математическое моделирование – реальная система заменяется абстрактной системой (ма-тематическая модель, состоящая из набора математических объектов) с теми же отношениями, задача становится чисто математической.
10. Рефлексия – научно – исследовательская деятельность, рассматриваемая в широком куль-турно-историческом контексте, включает 2 уровня – предметный (активность направлена на познание конкретной совокупности явлений) и рефлексивный (познание обращается на само себя)
Структурные компоненты теоретического познания: проблема (вопрос, требующий ответа), гипотеза (предположение, выдвинутое на основании ряда фактов и требующее проверки), теория (наиболее сложная и развитая форма научного знания, дает целостное объяснение явлений действительности). Генерация теорий – конечная цель исследования.
Квинтэссенция теории – закон. Он выражает сущностные, глубинные связи объекта. Формулирование законов – одна из основных задач науки
22. Научная теория как форма знания, ее структура и виды. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов теорий, которые могут быть классифицированы по различным основаниям. В зависимости от этого мгут быть выделены следующие теории:
- описательные, математические: высокая степень абстракции, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные,
- формальные и содержательные, открытые и закрытые, объясняющие и описывающие и др.
Теории опытных, эмпирических наук можно разделить на 2 класса: феноменологические и нефеноменологические.
Феноменологические – упорядочивание и первичное обобщение фактов, не вникают глубоко во внутренние механизмы и не используют сложные абстракции.
Нефеноменологические – раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их взаимосвязи – законы.
Теории имеют достоверный или вероятностный характер.
Свойства теории:
- это не отдельно взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная развивающаяся система.
- только зрелая совокупность может быть теорией
- обязательно должно быть обоснование, доказательство
- должна стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений
- характер теории определяется обоснованностью ее определяющего начала
- структура определена системной организацией идеализированных объектов
- не только готовое знание, но и должно рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.
Теория – снежный ком (Гегель).
Принципы построения теории:
1) Логические факторы: служат для установления связи между:
- основными и не основными понятиям посредством определения
- для вывода следствий из исходных посылок
- для индуктивного подтверждения эмпирически проверяемых следствий.
2) Интуитивные факторы: интеллектуальная интуиция
3) Эмпирические и рациональные факторы связаны с оценкой их роли и отношения в построении теории.
Эмпирические факторы составляют наблюдательный базис, т.е. ту первичную информацию, на которой основываются ее понятия и утверждения.
Рациональные факторы – абстрактный, теоретический базис. Исходным пунктом должно быть выдвижение абстрактных понятий.
Способы построения теории:
схематизация и идеализация, эвристические приемы и методы. построение моделей изучаемых процессов
Проблема включения новых теоретических представлений в культуру связана с обеспечением преемственности в развитии научной мысли. Она затрагивает две плоскости: во-первых, материальное воплощение и внедрение научных открытий непосредственно в сферу производственного процесса и, во-вторых, ее включение в образовательные технологии, в практику воспитания, обучения и образования.
Наука — это форма общественного сознания, направленная на адекватное отражение мира в понятиях и поиск закономерностей. Однако быть включенной в общий потенциал культуры и доступной сознанию людей она может лишь при условии адаптации специально-научного языка и научного аппарата к интерсубъективным способам трансляции и понимания. Исследователи указывают на «внешнюю» и «внутреннюю» социальность науки. Зависимость от социально-экономических, идеологических и духовных условий функционирования того или иного типа общества и государства, определяющего политику по отношению к науке, способы поддержки ее развития или сдерживания ее роста составляют «внешнюю» социальность науки. Влияние внутренних ментальных установок, норм и ценностей научного сообщества и отдельных ученых, окрашивающих стилистические особенности мышления и самовыражения ученого, зависимость от особенностей эпохи и конкретного периода времени составляет представление о «внутренней» социальности.