Файл: Философия науки предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».
19. Научное знание как система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.
По другому основанию в структуре научного знания можно выделить следующие элементы:
1. Уровень эмпирического знания. Включает в себя наблюдение, эксперимент, сравнение.
2. Уровень теоретического знания. Включает в себя научную проблему, гипотезу и теорию.
3. Уровень метатеории (оснований науки). Включает в себя нормы научного знания, идеалы, ценности.
4. Методы научного познания. Включает в себя индукцию, дедукцию, аналогию и т.д.
классификации, т.е. расположения наук в определенном порядке,
Глубокую для своего времени классификацию наук предложил
О. Конт. Он выделил шесть основных наук:
1. Математика (включая механику); Астрономия; Физика;. Химия; Биология; Социология.
По предмету и методу познания современные науки можно классифицировать на четыре группы
1. Математические науки (математика, кибернетика, механика);
2. Естественные науки (физика, химия, биология);
4. Социально-гуманитарные науки (история, философия, педагогика, культурология, социология и т.д.).
Кроме этого, науки классифицируются по степени удаленности от практики. В этой связи выделяются:
2. Прикладные науки — предполагают непосредственное применение результатов исследования на практике.
Необходимо иметь в виду, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.
Функции научной картины мира:
1. Объяснительная функция. Научная картина мира объясняет природные и социальные процессы на базе имеющихся знаний.
2. Функция систематизации научного знания. В научной картине мира обобщаются наиболее важные узловые научные идеи, характерные для той или иной эпохи.
25. Новации и традиции в развитии науки Научн революции и типы научн рацион-ти:классич, неклассич, постнеклас наука
Впервые проблема соотношения традиций и новаций была разработана в теории Куна, который выделил:
стадию нормального развития науки; стадию научной революции.
Основу науки составляют традиции, которые выполняют 4 важнейшие функции:
- определяют выбор предмета исследования;
-определяют правила научного исследования
-руководят ходом исследования;
-на их основе оформляются результаты исследования.
Различают три вида традиций: вербализованные и невербализованные (концепция неявного знания Майкла Полани);
частнонаучные и общенаучные; традиции получения знаний и традиции оформления полученных знаний.
В структуре традиций выделяют 2 уровня:
1) внешние регулятивы (задаются стилем мышления — это общепризнанные в определенную эпоху нормы научного исследования)
2) внутренние регулятивы — задаются «жестким ядром» традиций, то есть фундаментальными идеями, выход за пределы которых запрещен.
Выделяют 5 способов формирования новаций в рамках традиций:
1) концепция пришельцев — представитель одной дисциплины переходит в другую и, применяя старые методы в новой среде, получают что-то новое;
2) концепция монтажа — новое, оригинальное сочетание методов и теорий;
3) концепция побочных результатов исследования;
4) концепция «движения с пересадками» — побочные результаты одной науки переходят в другую, и там становятся источником нового знания (пример, радиоастрономия);
5) метафорические переносы — когда название науки соединяется с другими областями знаний, что ведет к переносу на них ее понятий и методологий (пример, экология — экология речи, экология преступности).
Научн рев привод к изменен струк-ры науки, принц познания, категорий, форми методов.НР рассматр как некумулятивные периоды разв науки,где старая парадигма меняется,мен стандарты и теории, открыв нов миры.В рез происх изменение норм и идеалов.
4 типа рев-ий
1.Появл нов фунд концепций(нельзя четко опред динам изменен в соц-гум н.
2.Разработка нов методов, систем-функц методов 3.Открытие нов объектов исслед(изуч микромира,глуб основ материи)4.Формиров нов методич и методолог программ Основн подходы к НР 1. Бекон – наука рожд в рез одной револ и не может возн без рев.(сущность рев состоит в победе над суевериями и предрассудками, в процессе рев научн взгляд торжеств над ошибочным
2.П.Дюгем –каждое достижение в науке может быть модифиц но не опровергнуто(эта конц отрицающ революцию в науке) 3.К.Поппер- если теория не может быть опровергнута эмпирич дан,значит она не научна и наоборот(это конц перманентной(непрерыв) рев. 4. ТКун – научн рев существ (Стадии револ)
-донаучн стад, кризис, научн рев, нов норм рев, научн рев, смена рев
5.Степин –сущ рев в кот доминир процессы внутридисциплин развития знаний и процессы идут за счет междисциплин связей(сущ локальн науки-охват конкретн науку, миниреволюц – относятся к отдельн блокам той или иной науки, гдобальн н.рев- охват всю науку
Типы (подходы)научн рациональности
Научн рац-сть – это дея-ть,кот приводит к получен истинного знания о мире и направл на получ , разработку, уточнение, соверш-ние идей признав истинными в наст время. Подходы: 1.универсалистский- в основе его лежат законы логики и методолог нормы.(т.е сущ лишь один тип рацион-сти и один критерий для всех эпох и народов,в науке рацион-сть сопряжена с иррацион-тью(Никифоров)
2. рациональность-как целесообразность(рацион-ой явл та деят-сть кот в данных услов приводит к поставл цели, к получ истинного знания о мире)Типы рац-сти
1.Классич тип: -идеал научн объек-сти,-устранение из теории всякого субъкт идеала,- монотеоризм [субъект–ср-во познан–+объект] 2.Неклассич тип-признает сущ неск альтерн описаний реальности;призн-ся изучение субъект состовляющ науки Субъект–[ср-во позн + объкт]3. Постнеклассич тип- основан на плюрализме рацион-сти,на соотнесенности знаний и его ценностных особен-ей[ субъект–[ср-во познания+объект]
Постнекласс не отрицает двух предыдущих типов , есть открытая и закрытая(догма,не приним критики,сомнений) формы
26. Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности.
КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ - множество специфических характеристик знания, являющихся в своей совокупности демаркатором научного знания от ненаучного. Как правило, к ним относят: дискурсность, предметность, определенность смысла и значений понятий, доказательность утверждений, проверяемость, системность, объективность.
Теоретическое знание возникает на основе и в процессе систематизированной рационально-рассудочной деятельности, вырабатывающей для ее производства специализированные средства и методы познания. Для этого вида деятельности характерно четкое противопоставление объекта и субъекта, рассмотрение всевозможных ситуаций поведения объекта, выработка специализированного языка. Теоретическое знание сопоставляют с научным знанием, несомненно, доля истины в этом есть.
В гносеологии важно учитывать генезис и способ организации знания, то позволяет подразделять знание на такие типы, как донаучное (обыденное или повседневное и религиозно-мифологическое), вненаучное, научное.
Донаучное знание складывается на основе повседневной деятельности человека. Наиболее существенными чертами обыденного познания выступают: неспециализированный характер; использование всеми людьми на практике; естественный язык выражения. Это знание важно для предметно-ориентировочной деятельности и является базисным для специализированных видов знания.
Вненаучное знание (обыденное, паранаучное, эзотерическое, художественное, философское и др.) является альтернативным науке. Выделяют следующие формы вненаучного знания: ненаучное – несистематическое, разрозненное знание, которое не описывается законами, находится в противоречии с существующей картиной мира; паранаучное – (пара – от греч. – около, при) широкий пласт паранаучного знания, включающего в себя учения и размышления о явлениях, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности; лженаучное – сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Это ошибочное знание, которое часто связывают с паталогической деятельностью психики творца. Оно не может быть объединено парадигмой, не обладает систематичностью и универсальностью и проявляется через квазинаучное, которое ищет себе сторонников, опираясь на методы насилия и принуждения (например, лысенковщина, шельмование кибернетики в советский период и т.п.);
антинаучное –сознательно искажающее, утопическое представление о действительности. Приставка «анти» свидетельствует о том, что предмет и способы исследования противоположны науке; псевдонаучное знание – интеллектуальная активность, спекулирующая на совокупности популярных теорий (например, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс и т.д.).
По характеру выражения предметного содержания знания можно выделить явное (эксплицитное) и неявное(имплицитное) знание. Явное – это такое знание, которое четко сформулировано на определенном языке и не требует никаких дополнительных усилий для понимания. Неявное же знание не имеет четко выраженной формы и требует дополнительных усилий для выяснения того, что выражено в языке. За эксплицитными формами мысли всегда скрывается неявное, невыраженное знание. Выявлению неявной мысли способствует либо подтекст, либо контекст, в который погружается эксплицитная мысль.
По форме выражения различают личностноеи коллективное знание, по психологическим особенностям восприятия – очевидное ивероятное, по логическим основаниям – обоснованное и необоснованное знание.
Несмотря на все многочисленные попытки осуществить демаркацию (четкие критерии различия) между научным, вненаучным и псевдонаучным знанием, данная проблема так и не была решена. Граница между ними является чрезвычайно размытой, исторически изменяющейся. Это является косвенным подтверждением факта существования цельного знания, на фоне которого разворачивается грандиозная картина огромного многообразия видов человеческого знания и побуждает мыслителей к синтезу этих видов в единое знание.
Критерии научности Современная теория познания рассматривает вопрос о критериях научности как чрезвычайно сложную и не имеющую формально однозначного решения задачу. Наука есть систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Из объективности научного знания вытекает общезначимость как самого знания, так и способов его получения, обоснования одинаково значимых для любого ученого (тогда как, к примеру, литературное произведение, кинофильм может принимать или отвергать какие-то положения в зависимости от художественного вкуса, а в религиозные догмы можно верить или не верить).
С объективностью научного знания связан и другой важнейший признак –