Файл: Философия науки предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 238

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

17. Особенности развития науки в России. Проблема самобытности российской науки. Русский космизм и концепция ноосферы В.И. Вернадского.

организации биосферы.

Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».

18. Наука как познавательная деятельность. Проблема «интернализма» и «экстернализма» в понимании механизмов научной деятельности.

19. Научное знание как система. Многообразие типов научного знания, классификация наук.

Структуру науки можно анализировать с различных сторон, использовать разные основания для выделения элементов научного знания.

С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного познания выделяются четыре основных компонента научного познания:

3. Система методов и приемов, которые характерны для данной научной дисциплины, например, это эксперимент и теория.

4. Специфический научный язык. Он делится на естественный и искусственный. В современной науке возрастает роль искусственных языков.

По другому основанию в структуре научного знания можно выделить следующие элементы:

1. Уровень эмпирического знания. Включает в себя наблюдение, эксперимент, сравнение.

2. Уровень теоретического знания. Включает в себя научную проблему, гипотезу и теорию.

3. Уровень метатеории (оснований науки). Включает в себя нормы научного знания, идеалы, ценности.

4. Методы научного познания. Включает в себя индукцию, дедукцию, аналогию и т.д.

Классификация наук

классификации, т.е. расположения наук в определенном порядке,

последовательности.

Глубокую для своего времени классификацию наук предложил

О. Конт. Он выделил шесть основных наук:

1. Математика (включая механику); Астрономия; Физика;. Химия; Биология; Социология.

Науки о природе направлены на изучение общих повторяющихся закономерностей, а науки о духе занимаются изучением единичных, неповторимых, уникальных явлений.

Науки о природе свободны от ценностей — добра или зла, справедливости или несправедливости, а науки о духе — это царство ценностей.

По предмету и методу познания современные науки можно классифицировать на четыре группы

1. Математические науки (математика, кибернетика, механика);

2. Естественные науки (физика, химия, биология);

3. Технические науки (изучают закономерности искусственно созданных человеком материальных систем, они достаточно разнообразны);

4. Социально-гуманитарные науки (история, философия, педагогика, культурология, социология и т.д.).

Кроме этого, науки классифицируются по степени удаленности от практики. В этой связи выделяются:

1. Фундаментальные науки — изучают основные законы и принципы реального мира без прямой ориентации на практику;

2. Прикладные науки — предполагают непосредственное применение результатов исследования на практике.

Необходимо иметь в виду, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

20. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания.

21. Методология научного познания.Теоретический уровень научного исследования. Методы и формы теоретического знания.

22. Научная теория как форма знания, ее структура и виды. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

26. Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности.



Функции научной картины мира:

1. Объяснительная функция. Научная картина мира объясняет природные и социальные процессы на базе имеющихся знаний.

2. Функция систематизации научного знания. В научной картине мира обобщаются наиболее важные узловые научные идеи, характерные для той или иной эпохи.

25. Новации и традиции в развитии науки Научн революции и типы научн рацион-ти:классич, неклассич, постнеклас наука

Впервые проблема соотношения традиций и новаций была разработана в теории Куна, который выделил:

стадию нормального развития науки; стадию научной революции.

Основу науки составляют традиции, которые выполняют 4 важнейшие функции:

- определяют выбор предмета исследования;

-определяют правила научного исследования

-руководят ходом исследования;

-на их основе оформляются результаты исследования.

Различают три вида традиций: вербализованные и невербализованные (концепция неявного знания Майкла Полани);

частнонаучные и общенаучные; традиции получения знаний и традиции оформления полученных знаний.

В структуре традиций выделяют 2 уровня:

1) внешние регулятивы (задаются стилем мышления — это общепризнанные в определенную эпоху нормы научного исследования)

2) внутренние регулятивы — задаются «жестким ядром» традиций, то есть фундаментальными идеями, выход за пределы которых запрещен.

Выделяют 5 способов формирования новаций в рамках традиций:

1) концепция пришельцев — представитель одной дисциплины переходит в другую и, применяя старые методы в новой среде, получают что-то новое;

2) концепция монтажа — новое, оригинальное сочетание методов и теорий;

3) концепция побочных результатов исследования;

4) концепция «движения с пересадками» — побочные результаты одной науки переходят в другую, и там становятся источником нового знания (пример, радиоастрономия);

5) метафорические переносы — когда название науки соединяется с другими областями знаний, что ведет к переносу на них ее понятий и методологий (пример, экология — экология речи, экология преступности).

Научн рев привод к изменен струк-ры науки, принц познания, категорий, форми методов.НР рассматр как некумулятивные периоды разв науки,где старая парадигма меняется,мен стандарты и теории, открыв нов миры.В рез происх изменение норм и идеалов.
4 типа рев-ий

1.Появл нов фунд концепций(нельзя четко опред динам изменен в соц-гум н.

2.Разработка нов методов, систем-функц методов 3.Открытие нов объектов исслед(изуч микромира,глуб основ материи)4.Формиров нов методич и методолог программ Основн подходы к НР 1. Бекон – наука рожд в рез одной револ и не может возн без рев.(сущность рев состоит в победе над суевериями и предрассудками, в процессе рев научн взгляд торжеств над ошибочным

2.П.Дюгем –каждое достижение в науке может быть модифиц но не опровергнуто(эта конц отрицающ революцию в науке) 3.К.Поппер- если теория не может быть опровергнута эмпирич дан,значит она не научна и наоборот(это конц перманентной(непрерыв) рев. 4. ТКун – научн рев существ (Стадии револ)

-донаучн стад, кризис, научн рев, нов норм рев, научн рев, смена рев

5.Степин –сущ рев в кот доминир процессы внутридисциплин развития знаний и процессы идут за счет междисциплин связей(сущ локальн науки-охват конкретн науку, миниреволюц – относятся к отдельн блокам той или иной науки, гдобальн н.рев- охват всю науку

Типы (подходы)научн рациональности

Научн рац-сть – это дея-ть,кот приводит к получен истинного знания о мире и направл на получ , разработку, уточнение, соверш-ние идей признав истинными в наст время. Подходы: 1.универсалистский- в основе его лежат законы логики и методолог нормы.(т.е сущ лишь один тип рацион-сти и один критерий для всех эпох и народов,в науке рацион-сть сопряжена с иррацион-тью(Никифоров)

2. рациональность-как целесообразность(рацион-ой явл та деят-сть кот в данных услов приводит к поставл цели, к получ истинного знания о мире)Типы рац-сти

1.Классич тип: -идеал научн объек-сти,-устранение из теории всякого субъкт идеала,- монотеоризм [субъект–ср-во познан–+объект] 2.Неклассич тип-признает сущ неск альтерн описаний реальности;призн-ся изучение субъект состовляющ науки Субъект–[ср-во позн + объкт]3. Постнеклассич тип- основан на плюрализме рацион-сти,на соотнесенности знаний и его ценностных особен-ей[ субъект–[ср-во познания+объект]

Постнекласс не отрицает двух предыдущих типов , есть открытая и закрытая(догма,не приним критики,сомнений) формы



26. Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности.


КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ - множество специ­фических характеристик знания, являющихся в сво­ей совокупности демаркатором научного знания от ненаучного. Как правило, к ним относят: дискурсность, предметность, определенность смысла и зна­чений понятий, доказательность утверждений, про­веряемость, системность, объективность.

Теоретическое знание возникает на основе и в процессе систематизированной рационально-рассудочной деятельности, вырабатывающей для ее производства специализированные средства и методы познания. Для этого вида деятельности характерно четкое противопоставление объекта и субъекта, рассмотрение всевозможных ситуаций поведения объекта, выработка специализированного языка. Теоретическое знание сопоставляют с научным знанием, несомненно, доля истины в этом есть.

В гносеологии важно учитывать генезис и способ организации знания, то позволяет подразделять знание на такие типы, как донаучное (обыденное или повседневное и религиозно-мифологическое), вненаучное, научное.

Донаучное знание складывается на основе повседневной деятельности человека. Наиболее существенными чертами обыденного познания выступают: неспециализированный характер; использование всеми людьми на практике; естественный язык выражения. Это знание важно для предметно-ориентировочной деятельности и является базисным для специализированных видов знания.

Вненаучное знание (обыденное, паранаучное, эзотерическое, художественное, философское и др.) является альтернативным науке. Выделяют следующие формы вненаучного знания: ненаучноенесистематическое, разрозненное знание, которое не описывается законами, находится в противоречии с существующей картиной мира; паранаучное(пара – от греч. – около, при) широкий пласт паранаучного знания, включающего в себя учения и размышления о явлениях, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности; лженаучное – сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Это ошибочное знание, которое часто связывают с паталогической деятельностью психики творца. Оно не может быть объединено парадигмой, не обладает систематичностью и универсальностью и проявляется через квазинаучное, которое ищет себе сторонников, опираясь на методы насилия и принуждения (например, лысенковщина, шельмование кибернетики в советский период и т.п.);
антинаучное –сознательно искажающее, утопическое представление о действительности. Приставка «анти» свидетельствует о том, что предмет и способы исследования противоположны науке; псевдонаучное знаниеинтеллектуальная активность, спекулирующая на совокупности популярных теорий (например, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс и т.д.).

По характеру выражения предметного содержания знания можно выделить явное (эксплицитное) и неявное(имплицитное) знание. Явное – это такое знание, которое четко сформулировано на определенном языке и не требует никаких дополнительных усилий для понимания. Неявное же знание не имеет четко выраженной формы и требует дополнительных усилий для выяснения того, что выражено в языке. За эксплицитными формами мысли всегда скрывается неявное, невыраженное знание. Выявлению неявной мысли способствует либо подтекст, либо контекст, в который погружается эксплицитная мысль.

По форме выражения различают личностноеи коллективное знание, по психологическим особенностям восприятия – очевидное ивероятное, по логическим основаниям – обоснованное и необоснованное знание.

Несмотря на все многочисленные попытки осуществить демаркацию (четкие критерии различия) между научным, вненаучным и псевдонаучным знанием, данная проблема так и не была решена. Граница между ними является чрезвычайно размытой, исторически изменяющейся. Это является косвенным подтверждением факта существования цельного знания, на фоне которого разворачивается грандиозная картина огромного многообразия видов человеческого знания и побуждает мыслителей к синтезу этих видов в единое знание.

Критерии научности Современная теория познания рассматривает вопрос о критериях научности как чрезвычайно сложную и не имеющую формально однозначного решения задачу. Наука есть систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Из объективности научного знания вытекает общезначимость как самого знания, так и способов его получения, обоснования одинаково значимых для любого ученого (тогда как, к примеру, литературное произведение, кинофильм может принимать или отвергать какие-то положения в зависимости от художественного вкуса, а в религиозные догмы можно верить или не верить).

С объективностью научного знания связан и другой важнейший признак –