Файл: Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования академия труда и социальных отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.

Также в рамках комплекса поддерживающий мероприятий надо отметить предоставление возможности ИП и малых предприятий подать заявку на кредитные каникулы, если они работают в отраслях: сельское хозяйство, наука, культура, туризм, общественное питание, медицина, информационные технологии, оптовая и розничная торговля, сфера услуг.

Существует несколько государственных программ, по которым предприниматели могут получить кредиты по льготным ставкам. Это программы Минэкономразвития, Корпорации МСП и Банка России.

В условиях санкций для сохранения стабильной работы МСП Правительство запретило кредиторам заявлять о банкротстве должника в период с 1 апреля по 1 октября 2020 года. Таким образом, у предпринимателей было время адаптироваться к меняющимся условиям. Далее с 18 апреля по 31 августа 2020 года была снижена комиссия по эквайрингу (прием оплаты банковскими картами) для компаний, реализующих товары и услуги социально-значимого характера. При этом, комиссия банка не превышает 1%. Если предприниматель принимает платежи по QR-коду через СБП, государство компенсировало комиссию за переводы с 1 января по 31 декабря 2020 года.

Господдержка оказывается, в том числе, для новых субъектов МСП: начинающие предприниматели могут получить грант на создание или развитие своего бизнеса – от 100 000 до 500 000 рублей (или до 1 миллиона рублей, если они работают в арктической зоне)1.

Итак, в условиях экономической нестабильности и санкционного давления государство должно взять на себя ключевую роль в поддержке хозяйствующих субъектов, осуществляющих НИОКР и внедряющих инновации в производство продукции. Безусловно, государственная поддержка эффективных предпринимательских структур ‒ неотъемлемая часть системы по реализации российской социально-экономической политики, направленной на развитие высокотехнологичных отраслей, ключевых регионов и страны в целом. Кроме того, реализация инновационных стратегий требует значительного объема ресурсов, высокого уровня знаний управленческой команды и наличия инновационного потенциала страны в целом и отрасли в частности.


ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

2.1. Общая характеристика инновационной политики в Республике Татарстан
Республика занимает лидирующее положение по многим рейтингам. Так, в рейтинге конкурентоспособности регионов России, составленном на основании методики AV Regions Competition Index1 (RCI), Татарстан вошел в тройку лидеров, которые входят в число полюсов роста и осуществляют значительный вклад в социально- экономическое развитие России. Такое положение Татарстана в RCI обусловлено его высокими показателями по объему ВРП, объему продукции сельского хозяйства и промышленного производства, объему инвестиций в основной капитал, объему строительных работ, вводу жилья и по объему розничного товарооборота. Республика также является представителем полюса роста «Волга-Кама», который является одним из наиболее перспективных российских полюсов. В этом рейтинге учитываются показатели таких субъектов как Республика Башкортостан, Оренбургская область, Самарская область, Ульяновская область, Чувашская Республика, Республика Марий Эл, Кировская область, Удмуртская Республика.

В июне 2020 года Высшей школой экономики были представлены результаты ежегодного рейтинга инновационного развития регионов Российской Федерации, подготовленного Институтом статистических исследований и экономики знаний. Несмотря на существование отдельных субрейтингов, составленных на основе 37 показателей, в тройке лидеров свои места неизменно занимаю две столицы: Москва и Санкт-Петербург, а также Республика Татарстан.1 Именно региональные инновационные системы данных субъектов были признаны лучшими по многим показателям, например, по существующей нормативно-правовой базе, направленной на поддержание развития и внедрения инноваций, по организационному обеспечению, бюджетным параметрам и многим другим показателям.

Таких высоких показателей республике удалось достичь с помощью развитой региональной инновационной системы (далее - РИС). РИС является действенным инструментом для усиления инновационных процессов во всех организациях. Она включает в себя набор публичных и частных институтов, усиливает «правила игры» в деятельности фирм, находящихся на территории региона и тем самым генерирует общий экономический рост. При этом успешная деятельность региональной инновационной системы заключается в том, что инновационная политика не направлена на какую-либо отдельную отрасль. Такая секторальная политика, во-первых, является недолгосрочной и неустойчивой. Во-вторых, она закрывает перед отраслью

возможность использовать потенциал других секторов, что делает выбранную отрасль менее гибкой и менее способной подстраиваться под постоянно меняющийся рынок и пр.

Существует несколько общих черт, которые характеризуют деятельность успешных региональных инновационных систем:

  • - наличие системных связей между внутренними источниками знаний (университеты и исследовательские институты), посредниками в передаче знаний (государственные и частные поставщики услуг) и фирмами;

  • - обширная сеть поставщиков посреднических услуг (юристы, бухгалтеры, консультанты и т.д.);

  • - благоприятный климат для развития бизнеса, высокое качество жизни;

  • - внешние связи, наличие транснациональных компаний.

Всеми вышеуказанными характеристиками обладает Республика Татарстан, которая является примером региона с высокоразвитой инновационной политикой и поддержкой развития инноваций. К примеру, в 2020-2021 гг. был реализован комплекс мер законодательно организационного характера по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью активизации инвестиционной и инновационной деятельности.

К конкурентным преимуществам Татарстана также относят активную экономическую политику, динамично развивающуюся социально-экономическую систему, обладающую высокой степенью экономической независимости, доступности рынков и инфраструктуры, а также значительное количество разведанных запасов углеродов, центральное евразийское положение и существующую репутацию региона.

В последнее время местные власти Татарстана все чаще выносят на обсуждение вопрос о грядущей четвертой промышленной революции. Впервые данную проблему в сентябре в своем послании Госсовету РТ поднял президент Татарстана, отметив, что сейчас наступает новая эра технологий - «блокчейн», «бигдэйт», искусственный интеллект и пр. И главное, субъектам хозяйствования необходимо успеть «встроиться» в этот процесс и внедрять данные разработки во все экономические и общественные процессы.

Но вопреки выдвинутому предложению президента Республики Татарстан Р. Минниханова и перспективах реализации стратегии «Татарстан-2030» закономерен вопрос о финансовых средствах, необходимых для достижения поставленных целей. К тому же не стоит забывать и о значительном (более 50 %) существующем износе средств производства в Татарстане.

Для преодоления трудностей и кардинального изменения индустриального ландшафта Республики необходимы массовые финансовые вложения. А данные вложения являются не чем иным, как инвестициями. По причине того, что вложения во все отрасли повлекут большие затраты, перед Правительством и Российской Федерации, и Татарстана стоит трудный выбор: во-первых, поиск и выбор источников и методов привлечения инвестиций.


Во-вторых, определение наиболее значимых отраслей, которые смогут обеспечить конкурентные преимущества для региона (нефтехимия, авиа-, судо- и автомобилестроение, сельское хозяйство) и провести в них переоснащение, как это в свое время сделали развитые страны мира.

Дополнительную сложность в развитии инноваций создает и отсутствие динамично развивающихся внешних коммуникационных связей для обеспечения беспрерывного потока иностранных инвестиций, что частично связано и с неоперативной, порой и предвзятой реакцией на предложения инвесторов.

На наш взгляд, для перехода на новый уровень в инновационном развитии Татарстану необходимо достигнуть одинаково высоких показателей во всех четырех блоках, формирующих российский региональный инновационный индекс, который является ключевым показателем инновационного развития региона (социально-экономические условия инновационной деятельности, инновационная деятельность, качество инновационной политики и научно-технический потенциал). На данный момент только в двух регионах равномерно развиты все 4 показателя - в Томской области и Красноярском крае. В тоже время председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин в своем интервью для журнала «Инновационный Татарстан 2021» уже отметил значительные успехи республики в развитии инновационного процесса. К примеру, Татарстан является одним из первых регионов Российской Федерации, внедрившим инновационную модель системы планирования и управления НИОКР, включающую шесть этапов: планирование, финансирование, выполнение, учет НИОКР и контроль над использованием результатов интеллектуальной деятельности и эффективности НИОКР.

Республика в настоящее время обладает всеми необходимыми для обеспечения конкурентоспособности инфраструктурными элементами хозяйственной и научной деятельности. На территории Республики находятся 9 технопарков, 6 индустриальных парков, 8 бизнес- инкубаторов, 51 промышленная площадка муниципального уровня. Особую роль в инновационном развитии играет Камский инновационный территориально-производственный кластер. С целью развития именно этой территориальной единицы в 2021 г. распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Концепция создания инновационно-производственного центра «ИнноКам», направленная на развития производства, инфраструктуры, институциональной среды, внедрение инноваций и улучшение качества жизни.


Переход к инновационной экономике и высокотехнологичной инжиниринговой инфраструктуре возможен в республике, на наш взгляд, за счет взаимодействия не столько с крупным, но и с малым и среднем бизнесом. Местные власти уделают большое внимание общению с бизнес-сообществом, благодаря чему и решаются вопросы построения инновационной, социально ориентированной хозяйственной системы. Созданная Торгово-промышленная палата Татарстана представляет интересы 2 500 предпринимателей и продвигает инновационные проекты не только в Татарстане, но и по всей стране.

Для привлечения внимания представителей бизнес-сообщества и активизации инновационного потенциала региона ежегодно проводится Казанская венчурная ярмарка, организуются конкурсы поддержки инноваций. Например, конкурс «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан» не только позволяет компаниям вступить в борьбу за коммерциализацию новых инноваций, но и благодаря предлагаемым грантам дает возможность авторам нововведений реализовать их.

Несмотря на все усилия, динамика численности научных организаций в Республике Татарстан в последние годы не является стабильной (рис. 1).



Рисунок 2.1  - Динамика численности научных организаций в Республике Татарстан

Данные рисунка показывают, что в 2022 году научных организаций снизилась по сравнению с 2021 г. на 13 %, а в 2021 г. продолжилось снижение по сравнению с 2020 г. на 8 %. Следовательно, количество численности научных организаций нестабильно, кризисные ситуации в экономике оказывают на их количество непосредственное влияние.

Стремясь поддерживать лидирующие позиции по развитию инновационной деятельности, большая часть расходов в структуре затрат на технологические инновации идет на исследования новых продуктов и их разработку, внедрение, на методы их производства (34,6%); на приобретение различного оборудования и транспорта, связанных с технологическими инновациями (34,5%). Это является хорошими показателями, так как технологические инновации и внедрение инноваций создает конкурентные преимущества, насыщают рынок востребованной продукцией и создают основу для выхода на международный рынок.

К тому же государственные гарантии поддержки инновационной деятельности закреплены на законодательном уровне. Основой формирования участия государственных органов в развитии инновационной деятельности региона стал принятый еще в 2010 году закон «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан», который и определил формы и методы государственного регулирования инновационных процессов, а также правовые основы государственной поддержки хозяйствующих субъектов, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Данные вопросы получили развитие в «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года», одной из основных целей которой является формирование экономики, основанной на знаниях, путем развития инновационных кластеров.