Файл: Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования академия труда и социальных отношений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
-теоретические изучение понятия и сущности государственной инновационной политики;
-исследование основных направлений государственной поддержки инноваций;
-исследование целей и задач государственной инновационной политики ТР;
-анализ основных проблем развития инновационной политики;
-анализ государственной инновационной деятельности;
-анализ основных направлений и перспектив развития инновационной политики в ТР.
Предмет исследования - государственная инновационная политика.
Правовые основы государственной поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, четко прописаны в Стратегии развития научной и инновационной деятельности, а также в республиканском законе об инновационной деятельности. Созданная таким образом правовая база только способствует инновационному развитию региона.
На данный момент Республика Татарстан занимает 5-е место среди всех субъектов Российской Федерации по объему промышленного производства и инвестиций в основной капитал страны: 6% от российской добычи нефти, 50% производимого в России полиэтилена, 45% производства синтетических каучуков, 24,4% производства автомобильных шин, более 60% российского рынка производства тяжелых грузовых автомобилей. Конечно, лидирующие позиции региона являются заслугой тех людей, которые работают во всех отраслях, так или иначе представленных в рамках Республики.
Все вышеуказанное еще раз доказывает тот факт, что Республика Татарстан является одним из самых перспективных и быстро развивающихся субъектов Российской Федерации.
Несмотря на уже достаточно высокие результаты в различных сегментах промышленности, Татарстан стремиться за счет стратегического развития реализовать как можно большее количество инновационных проектов, обеспечить большее количество импортозамещающих производств и внедрить новые управленческие технологии. Импортозамещение, модернизация производства, повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров, подготовка высококвалифицированных кадров, развитие экспортного потенциала, внедрение инноваций, повышение производительности труда - это те цели, которые сейчас стоят перед Республикой в рамках стратегического направления развития промышленности. Основным механизмом для их реализации стала Стратегия-2030.
Символом Стратегии стал снежный барс- именно образ его прыжка стал олицетворением долгосрочных планов по развитию транспортной сети, сфер здравоохранения, образования, культуры. Ожидается, что Татарстан будущего станет тем местом, которое позволит в полной мере реализовать накопленный потенциал: обеспечить интеграцию Республики в международную транспортную систему, дать «второе дыхание» малым городам и сельским территориям, сформировать взаимосвязанные кластеры с целью создания новых технологий, продуктов и услуг, укрепить позиции в звании комфортного региона для ведения бизнеса и вложений инвестиций.
Два года назад правительство Республики Татарстан приступило к реализации второго этапа долгосрочной целевой программы «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2022-2023 годы». Данный этап направлен, прежде всего, на создание долгосрочной перспективы в рамках повышения эффективности функционирования рынка интеллектуальной собственности.
На первом этапе вышеуказанной программой были описаны шаги по созданию нормативно-правовой базы для рынка интеллектуальной собственности. В 2022 году в Республике Татарстан была принята подпрограмма, специально разработанная для развития рынка интеллектуальной собственности: «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2022-2023 годы», которая является частью программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2022-2023 годы». Ее основными задачами стали:
-
формирование условий для создания интеллектуальной собственности, обеспечения ее охраны, поддержания и защиты прав на нее; -
формирование механизма вовлечения в хозяйственный оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Одним из наиболее важных показателей, используемых для анализа рынка интеллектуальной собственности и технологического развития, является уровень патентной активности (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1 - Патентная ситуация в Республике Татарстан в 2022 г.
Тип объекта промышленной собственности | Количество поданных заявок заявителями | Количество полученных охранных документов | Количество используемых объектов промышленной собственности |
Изобретения | 723 | 632 | 1320 |
Полезные модели | 446 | нет данных | 465 |
Промышленные образцы | 58 | 58 | 51 |
Товарные знаки | 911 | 564 | - |
Базы данных | - | - | 47 |
Программы для ЭВМ | - | - | 300 |
Источник: Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Именно количество патентов в лучшей степени отражает влияние сектора знаний на реальную экономику. Большая часть данных патентов была использована в нефтегазовом секторе (40%) и в образовании (22%).
Рисунок 2.2 - Использование результатов интеллектуальной деятельности по секторам экономики Республики Татарстан в 2022 году (изобретения и полезные модели)
Эффект от использования результатов интеллектуальной деятельности в 2022 году составил 21,066 млрд, рублей.
Следует отметить, что формирование динамично развивающегося рынка интеллектуальной собственности базируется на знаниях высококвалифицированных кадров. Этот ресурс является одной из ключевых составляющих не только рынка интеллектуального, но и инновационного сектора, так как вместе с нормативной базой они отвечают за фундаментальные и прикладные исследования, разработку новых продуктов и технологий и коммерциализацию инноваций. Для решения вопроса о развитии рынка интеллектуальной собственности была принята программа «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2022-2023 годы», которая предлагает следующие шаги:
-
включение специализированных курсов в учебную программу образовательных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования; -
организация процессов подготовки и переподготовки кадров на основе профессионального образования субъектов инновационного пространства Республики; -
организация стажировок по обмену опыта кадров в сфере управления интеллектуальной собственностью и пр.
Одним из инструментов государственной поддержки обеспечения рынка высококвалифицированными кадрами стало постановление от 21.05.2010 №398 «О гранте Правительства Республики Татарстан «Алгарыш» на подготовку, переподготовку и стажировку граждан в российских и зарубежных образовательных и научных организациях».
В настоящее время наибольшее финансирование в рамках программы «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2022-2023 годы» приходится на 2022 год (69 млн. руб.), с учетом того, что общая сумма финансирования программных мероприятий составляет около 498 млн. руб. (см. табл. 2).
Однако, показатели примерны, поскольку данные подлежат ежегодному уточнению при формировании бюджета региона.
Таким образом, именно модернизация, инновационное развитие экономики являются ключевыми показателями конкурентоспособности страны на мировой арене. Благодаря заданному в России курсу на инновационное развитие, Правительство Республики Татарстан поставило перед собой цель - стать передовым регионов с инновационной экономикой, стать поставщиком инновационных технологий. Для осуществления этих задач все еще необходимо решить множество проблем, например, вопрос недостаточного финансирования и инвестирования, создания крепких, динамично развивающихся внешних коммуникационных связей. В связи с этим органы власти Татарстана и Российской Федерации проводят целенаправленную и последовательную работу, особое внимание в которой уделяется созданию необходимой нормативно-правовой базы. Благодаря предпринятым шагам Татарстан смог занять лидирующие позиции по многим экономическим показателям, но мировой рынок является динамичной, постоянно изменяющейся системой, поэтому, чтобы сохранять высокие показатели и стать лидером в сфере инновационного развития, Татарстану предстоит решить еще немало вопросов.
2.2. Оценка социально-экономического положения Республики Татарстан
На рисунке 2.3. представлена динамика валового регионального продукта.
Рисунок 2.3- Валовой региональный продукт Республики Татарстан
Источник: государственный сайт статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru.
За последние 5 лет ВРП региона вырос в 2 раза. Это явление обусловлено увеличивающимися темпами развития региона в целом.
Источник: государственный сайт статистики. Режим доступа:http://www.gks.ru.
Основной доход в казну республики привносит добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.
Таблица 2.4 - Доходы населения, тыс.руб.
| | ||
Годы | Доходы населения, тыс/руб. | Увеличение, % | |
2018 | 7383,2 | - | |
2019 | 9368,9 | 26,8 | |
2020 | 11576,9 | 23,5 | |
2021 | 14180,5 | 22,4 | |
2022 | 15522,7 | 9,5 |
Источник: Демоском. Режим доступа: http://www.demoscope.ru
За последние 5 лет доходы населения выросли в 2,10 раза. Это связанно с ростом ВРП.
Таблица 2.5 - Демографические показатели населения Татарстана1
Годы | Численность населения | Естественный прирост | Миграция |
2018 | 3765025 | 14874 | -50681 |
2019 | 3761034 | 11915 | -49561 |
2020 | 3761671 | -8070 | -52119 |
2021 | 3765695 | - 4662 | -48236 |
2022 | 3768735 | -1287 | -42148 |
За период 2018-2022 года численность населения выросло в 3710 человек.
Это связанно с повышением уровнем жизни населения и утверждение программ правительства РФ, об улучшении демографических показателей в стране.
При этом цены на продовольственные товары выросли на 11,1%, в том числе кондитерские изделия подорожали на 19,7%, сыр – на 16,6%, молоко и молочная продукция – на 15,5%, масло сливочное – на 14,6%, рыбопродукты и макаронные изделия – на 14,5%, сахар-песок – на 13,7%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 11,2%, мясо и птица – на 7,5%, фрукты и цитрусовые – на 5,6%, крупа и бобовые – на 5,3% и др. На непродовольственные товары цены выросли на 11,4%, из них подорожали парфюмерно-косметические товары – на 30,9%, моющие и чистящие средства – на 26,9%, легковые автомобили – на 22,6%, электротовары и другие бытовые приборы – на 18,2%, медикаменты – на 10,1%, мебель и трикотажные изделия – на 10% и др. Стоимость оказываемых населению услуг увеличилась на 11,7%: услуги зарубежного туризма подорожали на 24,5%, санаторно-оздоровительные услуги – на 19,5%, услуги страхования – на 18,2%, медицинские услуги – на 15,2%, бытовые услуги – на 13,2%, услуги пассажирского транспорта – на 10,6%, услуги связи – на 8,6%, услуги гостиниц и прочих мест проживания – на 7,8%, услуги дошкольного воспитания – на 5,3%. Стоимость услуг организаций ЖКХ увеличилась на 13%, в том числе подорожали коммунальные услуги – на 15,8% (из них цены на водоотведение выросли на 46,1%, холодное водоснабжение – на 17,9%, водоснабжение горячее и услуги по снабжению электроэнергией – на 15,4%, отопление – на 15,2%, газоснабжение – на 11,7%), жилищные услуги (без аренды квартир у частных лиц) – на 4,9%.