Файл: Введение теоретические аспекты развития теневой экономики 6.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вторая группа формирует среднюю часть пирамиды и состоит из «теневиков-хозяйственников» (предприниматели, бизнесмены, банкиры), представляющих серый рынок. Тут черный рынок смыкается с серым. В перспективе они способны выступить в качестве основы среднего класса типичной рыночной экономики, и вот отчего. Во-первых, они обязаны уходить «в тень» основным образом лишь потому, что издержки их деятельности при существующих правилах и законах экономической игры превышают соответствующие выгоды и доходы. Они не без оснований предполагают, что избранная модель преобразования нуждается в кардинальных изменениях, в перенацеливании на обеспечение интересов отечественных изготовителей и покупателей (при этом они не приемлют и возврата к монополии государственной собственности и административно-распределительной системе). Именно рассматриваемая средняя группа формирует, следственно, ту движущую социальную силу, которая выступает и вопреки возврата назад, и вопреки продолжения решительно-либерального реформационного курса. Это и есть «третья сила», призванная стать одной из опор «другого пути».[17]
Третья группа представлена наемными работниками физического и умственного труда, для которых нерегистрируемая деятельность - вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе, как водится, не является противоправным, но в силу различного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия уводятся в тень. К ним примыкают мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых до 60% составляют взятки.
Таким образом, деление субъектов теневой экономики на три группы в определенной мере условно и небесспорно (эти группы не отгорожены друг от друга «китайской стеной» и в той либо другой степени пересекаются), но провести его нужно, потому как, во-первых, речь идет примерно о 30 млн. человек трудоспособного населения страны, изготавливающих больше 40% ВВП. Во-вторых, у субъектов выделенных групп есть и всеобщий интерес (и всеобщие формы его реализации), и личные специфические, твердо различающиеся интересы.
Всеобщий интерес заключается в приобретении добавочного правового поля. К таким формам его реализации относится, к примеру, вывоз капитала за рубеж. Правда, если представители первых 2-х групп добиваются этого основным образом путем нелегальных операций с сырьем, привозными товарами и инвестициями, посредством «стряпания»
фальшивых платежных документов, вступая в сговор с интернациональными мошенниками, и т.п. («успех» этой деятельности специалисты оценивают в 120 - 300 млрд. долл.), то субъекты третьей группы могут вывозить в основном лишь свой человеческий капитал» - «мозги» и «рабочие руки». Всеобщей является и форма накопления частных сбережений в «чулках» граждан: эта весомая часть теневого капитала, согласно различным оценкам, составляет 20-60 млрд. долл.
Что касается принципиальных отличий интересов, то они сводятся к дальнейшим трем позициям.
-
Первая связана с тем, что если преступные конструкции действуют предпочтительно в сфере перераспределения и разделения прибылей ,а основные методы «присвоения» последних носят внеэкономический мотив и сопрягаются с насилием, применяемым в разных формах от шантажа до заказных убийств. Представители 2-й группы - теневики-хозяйственники - первоначально являются, как водится, законными собственниками прибылей и лишь в будущем уводят их из-под действия законов и правовых норм. Нередко им и невозможно делать по-другому, потому как выполнение существующих экономических правил ставит под угрозу толк их предпринимательской активности. Знаменательно и то, что теневики-хозяйственники частенько привлекают в качестве судей-арбитров (на роль «крыши») в своих сделках субъектов преступных конструкций. -
Вторая позиция, характеризующая отличие интересов, сопряжена с тем, что преступную группу теневиков в различие от группы теневиков-хозяйственников непредвзято устраивают существующие данные. Чем огромнее неупорядоченности в экономике, чем слабее власть, тем для них отличнее. Это и безусловно, потому как они контролируют до 90% предприятий и организаций, образующих основное поле приобретения преступных прибылей. Ради консервирования такой обстановки практикуется подкуп выборных и назначенных должностных лиц,разворачивается организованная беззаконность. Что касается теневиков-хозяйственников, то они в сходственных обстоятельствах оказываются «между молотом и наковальней»: преступными конструкциями и правоохранительными органами. Если же учесть ответственность предпринимателей друг перед ином, налицо тройной пресс. Предпринимательская часть теневой экономики кровно заинтересована в ослаблении могущества преступной: одна только плата за «крышу» механически приводит к удорожанию услуг и товаров приблизительно на 30%, что наносит солидный удар по доходам теневиков-хозяйственников. -
Третья позиция: если первая группа теневиков выбирает нелегальные (либо полузаконные) методы «отмывания» преступных денег, то представители 2-й группы заинтересованы в легализации своих прибылей посредством метаморузозы действующих норм и законов.В частности, следует, что «отмывание» денег и легализация теневиков-хозяйственников - пересекающиеся, но отнюдь не тождественные процессы.
Стоит принять во внимание еще одно обстоятельство: у различных составляющих теневой экономики, по какому бы критерию они ни систематизировались, степень криминализации значительно отличается. Амплитуда тут огромна: от домашнего хозяйства (где отступления от закона если и имеются, то незначительные) до собственно криминального мира.
2 Анализ состояния теневой экономики как негативного фактора экономической безопасности Узбекистан
2.1 Особенности теневой экономики в Узбекистане
Все, наверное, единодушны в том, что теневая экономика в целом - это негативное явление и чем ее доля в экономике (в ВВП, в доходах населения или в занятости) выше, тем хуже для экономики в целом и для общества. В то же время столь однозначная оценка неформального сектора вряд ли будет справедлива. Неформальный сектор имеет свои плюсы и минусы, баланс которых не столь однозначен и зависит от многих обстоятельств. В целом, можно предположить, что по мере увеличения его доли в экономике (сверх определенного порога), минусы могут доминировать над плюсами. Наоборот, в определенных масштабах НС просто необходим.
Конечно, значительная по масштабам занятость в неформальном секторе порождает ряд социальных и экономических проблем. Доходы от деятельности здесь не облагаются налогами, поэтому бюджеты и социальные фонды лишаются значительных средств. Поскольку этот сектор малопроизводителен (в силу низкой капиталоемкости и преобладания примитивных технологий), его развитие может сдерживать экономический рост в целом, представляя собой нерациональное отвлечение ресурсов. Развитие неформальной занятости, как правило, усиливает и без того чрезмерное неравенство доходов. Трудовые права работающих в этом секторе граждан никак не защищены законом. Занятые здесь оказываются в очень уязвимом и незащищенном положении, лишенные многих трудовых прав и всех социальных льгот. Как и любые теневые доходы, наличные средства, обращающиеся в этом секторе, могут питать коррупцию и преступность. Не имея возможности создавать свои лоббистские организации или отстаивать свои политико-экономические интересы, работники неформального сектора оказываются выключенными из политического процесса. Чем значительнее масштабы этого сектора, тем сильнее могут проявляться его негативные последствия.
Однако неформальный сектор, если он не чрезмерен, имеет и свои несомненные позитивные стороны для развивающейся или переходной экономики. В условиях
глубокой или затяжной рецессии в странах, в которых государство не способно обеспечить эффективную защиту от безработицы, именно этот сектор предоставляет определенную социальную поддержку потенциальным безработным. В частности, он позволяет потерявшим работу иметь заработок и избежать скатывания в беспросветную нищету, а государству, испытывающему сильное давление на бюджет, экономить на пособиях по безработице. В конце концов, доходы субъектов неформального сектора составляют элемент совокупного спроса в экономике и расходуются в основном в рамках формального.
Неформальный сектор служит также своего рода инкубатором предпринимательства, обеспечивая вход в него и первичное обучение. В условиях, когда вход в малый бизнес обставлен массой административных и прочих барьеров, именно неформальный сектор позволяет их обойти или минимизировать издержки. В более широком смысле, открывая доступ к новым профессиям и позволяя относительно "дешево" приобретать новые навыки, он является важным механизмом социальной, трудовой и профессиональной мобильности. Укрепившись, такое предпринимательство и самозанятость могут впоследствии формализоваться и выйти на свет.
Неформальный сектор очень неоднороден, а его различные элементы выполняют различные функции и влекут неоднозначные социальные и экономические последствия.
2.2 Анализ размеров теневой экономики Узбекистана
Если бы экономика не уходила в тень, ВВП каждого государства существенно бы «подросло». Правда, вероятность такого сценария маловероятна. Согласно общемировым объёмам выручки, теневая экономика вполне способна конкурировать с официальной. Особый вклад в эту статистику вносит Узбекистан.[16]
По данным, обнародованным Всемирным Банком (ВБ) в 2015 г., в нашей стране на теневую экономику приходится около 48,6% ВВП. В регионах же в зависимости от того или иного субъекта этот показатель колеблется в пределах 20-50% ВРП (Валовой региональный продукт). На самом деле эта цифра значительно ниже, уверен глава. По его мнению, нелегальную экономику можно оценить в 14-16% ВВП страны.
Впрочем, показатели международных организаций, данные официальной статистики и отчёты специалистов рынка всегда расходились. Действительно, дать объективную оценку масштабам теневой экономики непросто, настолько она стала неотъемлемой частью всей экономической системы страны. Например, известно, что в скрытом секторе задействовано 34,3% всей торговли, 10,1% -- строительства, 9,2% -- транспорта и связи, 8,9% --
обрабатывающего производства, 4,6% -- коммунальных, социальных и персональных услуг, 3,2 -- рынка недвижимости и 2,3% -- гостиниц и ресторанов. Что же касается сельскохозяйственной отрасли, то она практически вся работает в тени (по некоторым подсчётам более 90%).[30]
По результатам исследования Национального института системных исследований, в 2016 г. среднее предприятие продавало в теневом секторе 16,8% своей продукции, причём около 23% от всего оборота составлял перевод денег из официального сектора в теневой. Хотя для нашей страны явление, когда теневая экономика выходит в правовое поле, вполне привычное.
Причин же, способствующих развитию нелегальной экономики, немало. Это и различные прорехи в законодательстве, и высокие налоговые ставки, и коррумпированность государственного аппарата, и высокая степень конкуренции. Как всё устроено?
По общемировым объёмам теневой экономики большая часть выручки приносит продажа героина, торговля женщинами, продажа контрафактной продукции, огнестрельного оружия и киберпреступность.
Вообще же теневой экономикой можно считать любую экономическую деятельность, которая не учитывается и не контролируется со стороны государства. В принципе таковым является и предпринимательство, которое скрывает реальные доходы от бизнеса и уклоняется от уплаты налогов.
ООН даже разработало специальную методику оценки теневой экономики. Так, согласно ней неофициальный сектор включает в себя следующие виды деятельности:
-
Скрытая, т.е. законодательно разрешённая, но официально не учитываемая деятельность в рамках формализованных структур и процедур. Может осуществляться с целью уклонения от уплаты налогов, социальных взносов или др.(подпольное производство алкоголя); -
Неформальная - законодательно разрешённая, но не учитываемая деятельность неформальных структур (например, когда парикмахер, не оформляя законодательно свою деятельность, оказывает услуги на дому); -
Нелегальная - законодательно запрещённая деятельность (проституция, контрабанда, незаконная продажа оружия).
Как показывает практика, большую часть теневого сектора составляет именно неформальная экономика. При этом недавно глава предложил в оценке ВВП учитывать также и теневую экономику, мол, какая-никакая, но всё же является частью всего экономического комплекса. Так что, если это действительно произойдёт, ВВП нашей страны сможет смело обогнать ряд других стран. [7].