Файл: Введение теоретические аспекты развития теневой экономики 6.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Возможный подход от преимущественно монетаристских к гетеродоксным методам регулирования экономики может, двойственно отразиться на состоянии борьбы с экономической преступностью. С одной стороны, появиться возможность для укрепления государственного контроля над всеми сторонами жизни общества, включая и распределительные отношения. Укрепление предпринимательской дисциплины позволит оздоровить кредитно-денежные отношения, ликвидировать возможность отмывания мафиозных капиталов и их утечки за границу. С другой стороны, можно прогнозировать и негативные последствия такого перехода. Усиление государственного контроля неизбежно приведет к свертыванию деловой активности, к восстановлению прежних масштабов теневой экономики, т.е. к расширению официально не зарегистрированного сектора экономики, к росту подпольного рынка труда и капитала.
Необходим третий -- комплексный экономико-правовой подход, выступающий в качестве конструктивной альтернативы. Этот подход связан с совершенствованием законодательства по обеспечению необходимых условий развития предпринимательства.
Прежде всего, важно привести в устойчивое состояние всю экономическую систему Узбекистана: именно экономическое равновесие предопределяет стабильность общества. Следует обратить внимание на создание рыночной инфраструктуры - нормально функционирующие рынки факторов производства предопределяет развитие нормальной конкуренции в реальном секторе экономики. Определенной корректировки требует экономическая политика государства. Дальнейшая либерализация нужна именно там, где она необходима, - нельзя мешать развитию бизнеса неразумными налогами, пошлинами, лицензиями и т. п. В то же время следует жестче контролировать жизненно важные для страны сферы экономики. При этом решающим фактором является установление четких и понятных «правил игры» между государственными структурами и частными хозяйствующими субъектами. И, естественно, требует продолжения уже начатая в Узбекистан борьба с коррупцией. По самой оптимистичной оценке у нас регистрируется не более 1% реального взяточничества. По данным Фонда ИНДЕМ, сумма взяток, получаемых чиновниками от предпринимателей (деловая коррупция), оценивается в 33,5 млрд. долларов, а от граждан(бытовая коррупция)-почти в 3 млрд. долларов. По рейтингу коррумпированности на первом месте - политические партии, на третьем - Государственная дума, на четвертом - правоохранительные органы и т. д., то есть те, кто должен бороться с коррупцией. [3].
3.2 Актуальные способы решения проблем теневой экономики
Какие же способы по решению проблем теневой экономики предпринимает законодательство? В Узбекистане в мае 2017 года была подписана Стратегия экономической безопасности Узбекистана на период до 2030 года. Однако в ней указано, что с теневой экономикой надо бороться, но не прописаны конкретные решения данной проблемы. Поэтому стоит обратить внимание на опыт зарубежных стран. Например, в Германии и Франции действуют законодательные акты, определяющие ответственность за налоговые преступления («Положение о налоговых правонарушениях» и «Общий кодекс о налогах» соответственно). В Великобритании и США ответственность за налоговые преступления и проступки установлена в специальных налоговых актах, в которых все виды правонарушений подразделяются на несколько групп: в Великобритании — на проступки, преступления и тяжелые правонарушения, а в США по степени тяжести — на тяжкие и менее тяжкие. Стоит отметить, что в США к уголовной ответственности также привлекаются и должностные лица, работники налоговых служб. Эффективными оказались меры, проведенные в Швейцарии. В 2012 г. был принят закон, в соответствии с которым были усилены проверки и ужесточены наказания в виде исключения из государственных тендеров, штрафов до 1 млн. франков и срока заключения до 5 лет. Благодаря этому доля теневой экономики в Швейцарии снизилась до 7,6% от ВВП. Интересный метод борьбы применяется в Латвии. В этой стране практикуется сбор личных данных обо всех покупателях, которые потратили более 2000$ наличными. Согласно данному введению, покупатели, решившие расплатиться наличными должны предъявить паспорт, чтобы продавец зафиксировал данные и передал их в соответствующие органы. Подобный опыт также встречается в Греции, где введены лимиты на чеки и квитанции сверх 2000$. ОАЭ отличается отсутствием системы налогообложения как таковой.[22]
Поскольку на развитие теневой экономики в разных странах влияют различные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными, должны включать экономические, правовые, социальные аспекты и особенности страны в целом.
Налоговой орган РУз выделяет восемь основных способов уклонения от уплаты налогов:
1. Сокрытие объектов налогообложения, то есть без регистрации и постановки на учет в ИФНС или лицензии, с использованием фальшивых документов.
2. Занижение объектов налогообложения и налога на прибыль путем необоснованного списания и неправомерного отнесения расходов на финансовые результаты предприятия.
3. Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов — создание искусственной дебиторской задолженности, отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с намерением не возвращать выручку на счета предприятия, перечисление выручки на счета зависимых структур, не уполномочивая их уплачивать соответствующие налоги, невозврат валютных средств.
4. Незаконное использование льгот — ведение деятельности под видом льготированной, включение в штат неработающих пенсионеров-инвалидов.
5. Уклонение от уплаты и занижение НДС.
6. Уклонение от уплаты акцизов — внесение незначительного изменения в технологию производства подакцизного товара с целью выведения его из-под обложения акцизом.
7. Уклонение от уплаты подоходного налога — получение крупной материальной помощи, персонального вознаграждения или безвозвратной ссуды, безвозвратное получение денежных средств в подотчет, непредставление или искажение данных в декларации о совокупном годовом доходе [7].
Для реализации оптимизирования масштабов теневой экономики Узбекистан возможны следующие меры:
1.Налоговые правила должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономического развития и торговли, которое призвано отслеживать структурные макроэкономические сдвиги и учитывать влияние снижения налоговой нагрузки на рост объемов производства. В проекте нового Налогового кодекса эти моменты не учитываются. Так, суммарная налоговая база предлагается свыше 30% от ВВП, а допустимый уровень, по мнению большинства специалистов, 26-28%;[28]
2.Мероприятия по улучшению налоговой системы — введение регрессивной системы налогообложения, которая предполагает уменьшение налоговой ставки по мере увеличения дохода, что будет стимулировать налогоплательщика не скрывать фактическую прибыль.
3.Социальные ролики, в которых продемонстрированы последствия дефицита доходной части государственного бюджета из-за недополучения налогов. Это окажет влияние на население, люди увидят, на какие сферы могли бы пойти денежные средства.
4. Ужесточение наказаний в виде высокого уровня штрафов — страх перед санкциями вынудит налогоплательщиков исполнять свои налоговые обязательства [8].
5. Развитие жесткого регулирования банковской системы — Центральный банк Узбекистан с 2013 года отозвал лицензии у 317 кредитных организаций, которые участвовали в обслуживании теневой экономики, из-за нарушения закона о борьбе с отмыванием преступных, незаконных доходов. Данный метод оказал положительное влияние — объем незаконного обналичивания снизился с 1,2 трлн. сум. до чуть более 500 млрд. сум. Так как этот показатель снижается, то можно сделать вывод о том, что действия Центрального банка по усилению контроля за денежным оборотом принесли определенные результаты.
6. Переход на безналичные расчеты. Одним из преимуществ безналичных расчетов является прозрачность денежных потоков, что позволит правительству добиться уменьшения масштабов неофициальной экономики. Многочисленные исследования, проведенные в разных регионах мира, позволяют сделать вывод о том, что рост объемов электронных платежей обеспечивает странам ощутимые экономические выгоды. Это обусловлено тем, что в большом масштабе электронные платежи намного эффективнее наличных расчетов с точки зрения затрат — отсутствие расходов на эмиссию бумажных денег, экономия времени на подсчет денежных средств и др. Безналичные платежи дают и другие преимущества. Так, благодаря широкому применению различных схем выплаты заработной платы на банковские карты значительно уменьшается часть населения, не охваченная банковскими услугами. [23]
Таким образом, учитывая сложившуюся экономическую обстановку в нашей стране, следует отметить, что полностью избавиться от теневой экономики невозможно. Однако нужно принять меры, чтобы ее доля не росла — добиться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит базу для нормального функционирования отечественных производителей. Только на основе этого можно бороться с теневой экономикой. В нашей стране наиболее действенными окажутся мероприятия по улучшению налоговой системы, ужесточению наказаний, а также постепенный переход на безналичные расчеты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по-видимому, будет существовать так называемая теневая экономика. Масштабы ее могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Это все равно что преступность, масштабы явления можно уменьшить, но ликвидировать вовсе - практически невозможно. Теневая экономика имеет много названий - незаконная, нелегальная, скрытая - но суть этого явления не меняется. Теневая экономика - это сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции. Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами
, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу.
Вот почему данные процессы, происходящие в обществе каждого государства, необходимо тщательно изучать, и лишь затем принимать хорошо проработанные меры по их устранению. В данной работе мы попытались осветить основные явления теневой экономики, как в нашем государстве, так и на примере других стран мира, сравнивая ее проявления в различных отраслях. Опираясь на зарубежный опыт и анализ отечественной практики, нельзя не увидеть, что определяющую роль в резком росте размеров "теневой" экономики в Узбекистане сыграли явные просчеты и ошибки в проведении экономических преобразований. Именно это привело к формированию дестимулирующего механизма легальной экономической деятельности и дестабилизации материального положения основной массы населения.