Файл: Введение теоретические аспекты развития теневой экономики 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Не секрет, что теневая экономика в Узбекистане имеет гигантские масштабы, что отражает недоверие к государству, высокую степень криминализации последнего и его слабость. В результате, власть не знает реальных масштабов экономики и не может ее эффективно регулировать, имеет место огромный недобор налогов и несправедливое распределение налогового бремени, плохо защищены потребители.

Для оценки изменений в размерах теневой экономики необходимо, по крайней мере, рассмотреть динамику следующих параметров:

  1. Степень долларизации экономики.

  2. Уровень монетизации экономики.

  3. Удельный вес наличного обращения.

  4. Доля расчетов денежными средствами и доля расчетов по прямому товарообмену (бартеру) в общем объеме оплаченной продукции.

  5. Уровень собираемости налогов.

С помощью показателя уровня монетизации экономики оценивается реальная денежная масса, то есть степень насыщения экономики деньгами. Уровень монетизации - отношение денежного агрегата к годовому объему ВВП. По уровню монетизации Узбекистан занимает одно из последних мест в мире. Это свидетельствует о том, что огромная часть экономики как бы не существует или бартеризирована и не обслуживается национальной денежной и банковской системой.

Не секрет, что в Узбекистане использование электронных денег находится еще на крайне низком уровне. В Узбекистане за наличные покупают квартиры и автомобили. Не случайно мы уже внедряем в обращение банкноты номиналом в 100000 и 50000 сумов. Тенденция к уменьшению наличных платежей и внедрению кредитных карт очень медленная. Чеки в Узбекистане вообще не используются.

Другая сторона наличного обращения - огромное число наличных операций организованного и теневого бизнеса, которые нигде не учитываются и не проходят через банковские каналы. Надо также учитывать, что значительная часть наличных платежей осуществляется в долларах США, то есть является частью процесса долларизации. Например, большая часть крупных частных жилых объектов в Подмосковье была оплачена долларами США без оформления соответствующих документов и ведома налоговых органов.

Говоря о собираемости налогов, следует отметить, что в течение 2015 г. недобор по суммарным налогам (с учетом ЕСН) в федеральный бюджет составил примерно 9 млрд. сум., прогнозную собираемость налоговых поступлений в федеральный бюджет по основным налогам (без учета ЕСН) МНС удалось обеспечить лишь в марте и октябре. Таким образом, фискальная ситуация в стране ухудшалась даже чисто формально.


На деле ситуация хуже, чем представляется официальной статистикой. Реальную собираемость налогов оценивают полуофициально на уровне 70%, но нам представляется, что этот показатель находится на уровне 30-50%, то есть большая часть налогов просто не собирается. Одной из причин этого является экономическая нерациональность многих налогов и отсутствие реальной угрозы наказания за неуплату налогов.

Вывод: Начиная с 2014 г., суммарные сумлевые депозиты в банковской системе в среднем растут быстрее долларовых с увеличением динамики в конце 2015 г. Увеличился удельный вес денежных расчетов и сократился бартер, под конец года несколько сократился удельный вес наличных денег в обращении. Однако нет свидетельств реального повышения собираемости налогов.


Уровень монетизации увеличивается с 2013 г. Тот факт, что в целом депозиты растут быстрее инфляции, свидетельствует о повышении монетизации и снижении размеров теневой экономики. В то же время, уровень монетизации все еще низок и до тех пор, пока уровень монетизации не достигнет 30-40% ВВП, рассчитывать на рост темпов экономического развития и увеличение кредитной активности узбекских банков не приходится.[23]

Однозначно говорить о снижении размеров теневой экономики нельзя. Например, в течение 2016 г. не было принято решений, способных повлиять на процессы легализации зарплаты, а о жестких мерах борьбы с теневой экономикой и говорить не приходится.[7].

2.3Теневая экономика в Узбекистане : причины и последствия
Сознание рядового гражданина, возбужденное бесконечно тревожными выпусками новостей, в ответ на словосочетание «теневая экономика» рисует караваны грузовиков, транспортирующие через выжженные степи тонны героина; таинственных людей с чемоданами фальшивых американских денег; чиновников, уличенных во взяточничестве; «отмывающиеся» в швейцарских банках миллионы. Все эти кадры действительно имеют место в теневой экономике. Но это лишь одна, так называемая «черная» часть теневой экономики. Другая же, неразрывно связанная с первой, в экономической практике именуется «серой». Это - вполне легальная деятельность, только в силу определенных причин скрываемая от государева ока.

Экономисты утверждают, что мировая теневая экономика неуклонно растет. Ее размеры в начале 90-х в развивающихся странах достигали 40% национальной экономики, в развитых - 14%, а в странах с переходной экономикой, в том числе в Узбекистане - около 23. Но уже к середине 90-х зловещая экономическая тень нависла почти над сорока процентами нашей страны. Недавнее американо-российское исследование разительных перемен не выявило. Неужели и действительно настолько плохо?

Одним из основных двигателей теневой экономики в советском государстве было врожденное свойство командно-распределительной системы - дефицит. Отсюда всем известная торговля «из-под прилавка», несуны и фарцовщики джинсы, фирмы и винила. Система хоть и жестоко наказывала тех, кто пытался наживаться на постоянной нехватке чего-нибудь очень нужного для полноценной жизни, но не могла победить частную инициативу, видимо, органически присущую людям. Скорее наоборот: частная инициатива в какой-то момент добила прогнившую советскую машину.


Впрочем, когда советский режим рухнул, бывшая теневая предпринимательская деятельность, как ни странно, не стала автоматически «белой». Даже спустя почти два десятилетия, когда Узбекистан изо всех сил стремится стать капиталистической державой и вроде бы разрешен легальный бизнес, приличная часть экономической машины так и ворочается в тени.

На наш взгляд, этому есть две основные причины.

Во-первых, предприниматели изначально не отождествляли себя с государством. Поскольку раньше их деятельность была запрещена, они привыкли жить с ним в разных мирах и совсем не привыкли платить налоги и соблюдать законы. В начале 90-х небывалому росту теневой экономики способствовал и развал старой экономической системы. В стране повсеместно начали внедряться бартерные расчеты, попробуй заплати налоги или хотя бы задекларируй зарплату, выданную колесными дисками или свеклой.[18]

Во-вторых, российский вариант перехода от социализма к капитализму не сопровождался сменой элит, характерной, например, для стран Восточной Европы, где у руля партийную номенклатуру полностью заменили диссиденты. У нас же у власти остались, по сути, те же люди, что были до 91 года, произошла коммерциализация советской элиты. Бывшие советские аппаратчики, избавленные от прежнего жесткого контроля, не стали создавать рыночную экономику. Зачем, если можно спокойно жить, используя хорошо, наработанные в советское время навыки: воровство, связи и знакомства, откаты и взятки.

Кроме того, немаловажной причиной гигантского размера теневой экономики становится чрезмерная зарегулированность бизнеса. Опыт мирового сообщества показывает, что увеличение теневого сектора происходит в ответ на рост налогов: если государство просит слишком много, ему перестают показывать все заработанное. Запутанная и несовершенная система налогообложения заставляет предприятия платить слишком большие налоги, что не позволяет им эффективно развиваться.[13]

О том, что делать с теневой экономикой, ученые и практики спорят уже довольно давно, но пока не пришли хотя бы к мало-мальски вразумительному решению. Впрочем, похоже, что государство и по сей день устраивает statusquo. Как еще прокормить полчища чиновников? К тому же государство не может обеспечить ни достойных пенсий, ни нормального здравоохранения
, ни достойного образования: за все приходится платить из собственного кармана - пусть уже не платят всех налогов. Такую модель практикуют развивающиеся страны - по молчаливому уговору государство снимает с себя некоторую ответственность, но и не требует с общества уплаты всех налогов. И это работает. По мнению многих экономистов, из-за скрытой занятости средний уровень жизни в нашей стране намного выше, чем свидетельствует официальная статистика. Хорошо, если так. Но если мы не хотим постепенно превратиться в Нигерию, надо что-то менять уже сейчас. Пора договариваться по-другому.[5]

3 Основные направления минимизации теневой экономики в Узбекистане

3.1 Возможные подходы сглаживания теневых отношений
Сегодня теневые процессы в экономике захлестнули Узбекистан. И естественно, что «ни отдельным специальным «постановлением», ни репрессивными методами излечить нашу страну от этой болезни невозможно. Необходим комплексный подход к борьбе с данным негативным явлением, основанный на сочетании экономических, юридических и административных мер, направленных на преодоление причин криминальных и теневых процессов.

В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем теневой экономики.

Первый -- радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 -- начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Его результаты всем известны: критические масштабы роста «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой. [25]

В качестве своеобразной реакции на отмеченные негативы радикально-либерального подхода возник второй подход преимущественно репрессивный, который предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РУз формирование системы тотального контроля и доносительства; общее ужесточение законодательства, направленного на борьбу с теневой экономикой, усиление мер наказания.[26]

В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать попытку принятия Олий Мажлисом в первом чтении представленного Министерством финансов РУз законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.