Файл: История Казахстана иа2023 (по обновленной учебной программе).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 3246

Скачиваний: 145

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Используя текст и исторические знания, объясните общественно-политические идеи поэтов течения «Зар заман».
Зар заман – это сложный период в истории казахской общественной мысли, литературы. Поэты течения «Зар заман», защищающие интересы нации, в своих произведениях стремились, во-первых, разоблачить колониальную политику, проводившую различные меры для полного овладения бескрайними казахскими степями с экономической и идеологической точки зрения, донести эти идеи до сознания народа и возвысить их до уровня общественной мысли.

Осознавая, что «судьба родной земли – это судьба страны», поэты-жырау своевременно отразили в своих произведениях мысль о том, что в конечном результате переселенческая политика приведёт не только к страданиям и бедности народа, но к разрушению родной земли, утрате языка и религии, обычаев, составляющих его духовную опору.

Иманбаева С. С., профессор, Вестник КазНУ. Серия Филология. №1(173). 2019
В начале XIX века на смену певцам-сказителям XVIII века приходят поэты со своим самобытным творчеством. Акыны, ранее воспевавшие подвиги и героизм батыров, стоявших на защите рубежей своей родины, теперь стали отражать повседневную жизнь, внутренний мир отдельных людей, их слова и поступки. Основными темами их творчества становятся события, связанные с колонизацией края Российской империей и национально-освободительным движением.

  Строительство линий военных укреплений, отмена ханской власти, появление окружных приказов, изъятие земель у местного населения, глубокий кризис в хозяйстве привели к заметному ухудшению социально-экономического положения степняков. Эти события послужили причиной возникновения восстаний под руководством И. Тайманулы, М. Утемисулы, К. Касымулы, Ж. Нурмухамедулы, Е. Котибарулы, которые были жестоко подавлены.

  Наблюдения за происходящим в крае оформлялись в глубоко осознанные убеждения акынов 40–60-х годов XX века и отражались в их творчестве.

Поэты периода середины XIX века, названного писателем М. Ауэзовым эпохой «Зар заман» («Эпохой скорби»), в своих произведениях воспевали былые годы независимости, говорили о необходимости единения народа. Они не хотели мириться с колониальной политикой царизма, со всеобщим обнищанием степняков и искренне переживали за будущее народа.


Поэты в своем творчестве осуждали взяточничество волостных управителей, падение авторитета биев, доносительство и т.д. Одни поэты, не видя выхода из создавшегося положения, стали искать его в распространении идей о лучшей жизни в ином мире. Другие ушли в идеализацию прошлого, так как подавление ряда восстаний первой половины XIX века вселило в них неверие в будущее.

  Основной идеей произведений поэтов эпохи «Зар заман» является целостность народа и государства, где основополагающими считаются понятия «единство» («бірлік») и «государство-народ» («ел»). На этом пути поэты видели сохранение особой ментальности и национального характера степняков, а вместе с тем – казахов как народа. Лейтмотив поэзии этой эпохи содержится в тезисе: «Біз бірлік-берекеден айырылып барамыз, бүйте берсек құримыз» («Мы лишаемся единства и сплоченности; если будет и далее так, то исчезнем как народ»).

  Идеологическая ценность творчества поэтов этой эпохи состоит в том, что они стремились поднять дух народа через тщательное осмысление былых славных времен, уроков преодоления сложных этапов. Поэты этого периода выражают открытый протест против колонизации Степи Российской империей.

  Поэты эпохи «Зар заман» были свидетелями заметного ухудшения социально-экономического положения степняков, земельной экспансии царизма и сужения пастбищных угодий. Они видели бесчинства колониальной администрации, а также со стороны чиновников различного уровня. Некоторые из поэтов мечтали о возврате прошлой ханской власти. В то же время в их творчестве присутствовали мотивы скорби о былом времени, боязнь грядущих перемен.

  Яркими представителями этого направления в 40–60-х годах XIX века можно назвать Дулата Бабатайулы, Шортанбая Канайулы, Мурата Монкеулы и др. Одной из главных тем их поэзии была скорбь по старым временам, по героическому и легендарному прошлому казахского народа.

Дулат Бабатайулы –являлся свидетелем усиления колониальной политики царизма, в частности отмены ханской власти в 1822–1824 годах, строительства окружных центров, проведения административно-территориальных реформ 1867–1868 годов, ряда национально-освободительных движений. Так, в стихотворении «О, Сарыарқа, Сарыарқа!» Бабатайулы отразил тяжелое положение народа. В стихотворениях «Кенесбаю» и «Бараку» раскрыл отрицательные образы представителей колониальной администрации из числа местного населения. Поэт называл их предателями интересов своего народа, древних обычаев и традиций. Бабатайулы мечтал о тех днях, когда восстановится Казахское ханство времен великого Абылая, и восхвалял тех, кто боролся за свободу народа.



Шортанбай Канайулы- в своем творчестве раскрывал сущность социальных преобразований в казахском обществе, был свидетелем его расслоения на бедных и богатых. В стихотворении «Зар заман» поэт критически отзывался о процессе принятия казахами российского подданства, с которым он связывает все отрицательные явления жизни общества: обнищание степняков, политику христианизации, массовое переселение крестьян в край, строительство линий военных укреплений, забвение народных традиций и обычаев. Поэт считает, что за крушением традиционного скотоводческого хозяйства наступит кризис и в морально-психологическом плане. Известны обращения поэта к турецкому султану как правителю родственного казахам народа с просьбой о помощи, вызволении своих соплеменников из колониального положения.

Одним из ярких представителей эпохи «Зар заман» был поэт Мурат Монкеулы. В своих произведениях «Қазтуған» и «Үш қиян» поэт, будучи свидетелем массового крестьянского переселения, отобразил процесс потери казахами своих этно территориальных земель. Выход из создавшейся ситуации он видит в откочевке в те районы, куда еще не дошли крестьяне-переселенцы. Поэт вспоминает о тех временах, когда благодаря мудрой политике прежних правителей Степь оказывалась недосягаемой для колониальных устремлений царизма.

Поэты эпохи «Зар заман» заняли достойное место в нашей национальной истории. Они ярко описали трагедию народа, на глазах одного-двух поколений терявшего былую привольную и вольготную жизнь на фоне военно-колониальных акций царского правительства.
(учебник «История Казахстана» 11 класс,часть 2 / З.Е. Кабульдинов . – Атамура 2020; стр. 25-31)


Используя текст и исторические знания, оцените вклад деятелей Алаш в развитие общественно-политической мысли.

Подвиг алашордынцев

Алашская интеллигенция заложила теоретические основы общественно-политического и государственного развития и предложила практические модели государственного управления, соответствующие передовым европейским и международным стандартам. Алашордынцы возродили общественно-политическую жизнь Казахстана, активной научной публицистической деятельностью пробудили национальное самосознание, вселили дух и надежду на возрождение национальной свободы и национальной государственности. Национальная интеллигенция приложила большие усилия для воспитания образованного поколения, чтобы у казахского народа было большое будущее. Они не только писали об этих проблемах, а попытались решить их. Алашская интеллигенция выпустила учебники, стихи и сочинения для детей. Интеллигенция пыталась объяснить народу, что единственным выходом из темноты и невежества является знание. К тому же стремился и Миржакып Дулатов с призывом «Оян, қазақ!» («Проснись, казах!»).

По материалам сайта https://egemen.kz/article/162411-alashordalyqtardynh-erligi-eren
Деятели движения «Алаш» играли важную роль в истории Казахстана, их вклад в развитие общественно-политической мысли нельзя недооценивать. Они представляли собой казахскую интеллигенцию и наиболее активную часть общества, которая боролась за национальную независимость и права казахского народа.

Первоначально движение «Алаш» было ориентировано на демократические ценности и идеалы социального освобождения, основанные на национально-культурной идентичности казахов. Важной целью было получение автономии для Казахстана, что должно было привести к возможности развиваться в соответствии с историческими и культурными традициями народа. Деятели движения «Алаш» уделяли большое внимание развитию образования, науки и культуры в Казахстане.

Одним из ярких представителей движения «Алаш» был Алихан Бокейханов, заслуженный педагог Казахстана, который создал первую казахскую литературную школу. Самат Смагулов, который также был активным участником движения «Алаш», основал первую казахскую газету «Казахстан». Борис Войтович, который был главным редактором журнала «Казак», пропагандировал идею восстановления национальной культуры.


Однако самой знаменитой фигурой был Мухамеджан Тынышпаев. Он был первым главой Алаш Орды. Он выступал за независимость Казахстана и занимался созданием ремесленных кооперативов в Алаш Орде. В середине 1920-х Тынышпаев был арестован советскими властями и расстрелян в 1938 году.

В целом, деятели движения «Алаш» внесли огромный вклад в национальное движение и в развитие общественно-политической мысли в Казахстане. Их деятельность стала важным этапом в формировании национальной идентичности казахов и усиления идеи национально-освободительного движения в Казахстане.
Вариант ответа

Подвиг алашордынцев. Алашская интеллигенция заложила теоретические основы общественно-политического и государственного развития и предложила практические модели государственного управления, соответствующие передовым европейским и международным стандартам. Алашордынцы возродили общественно-политическую жизнь Казахстана, активной научной публицистической деятельностью пробудили национальное самосознание, вселили дух и надежду на возрождение национальной свободы и национальной государственности. Национальная интеллигенция приложила большие усилия для воспитания образованного поколения, чтобы у казахского народа было большое будущее. Они не только писали об этих проблемах, а попытались решить их. Алашская интеллигенция выпустила учебники, стихи и сочинения для детей. Интеллигенция пыталась объяснить народу, что единственным выходом из темноты и невежества является знание. К тому же стремился и Миржакып Дулатов с призывом «Оян, қазақ!» («Проснись, казах!»).

Деятели движения «Алаш» играли важную роль в истории Казахстана, их вклад в развитие общественно-политической мысли нельзя недооценивать. Они представляли собой казахскую интеллигенцию и наиболее активную часть общества, которая боролась за национальную независимость и права казахского народа.

Первоначально движение «Алаш» было ориентировано на демократические ценности и идеалы социального освобождения, основанные на национально-культурной идентичности казахов. Важной целью было получение автономии для Казахстана, что должно было привести к возможности развиваться в соответствии с историческими и культурными традициями народа. Деятели движения «Алаш» уделяли большое внимание развитию образования, науки и культуры в Казахстане.

Одним из ярких представителей движения «Алаш» был Алихан Бокейханов, заслуженный педагог казахстана, который создал первую казахскую литературную школу. Самат Смагулов, который также был активным участником движения «Алаш», основал первую казахскую газету «Казахстан». Борис Войтович, который был главным редактором журнала «Казак», пропагандировал идею восстановления национальной культуры.