Файл: 1. Ассамблея народа Казахстана стала надёжным, прочным фундаментом стабильности и согласия в обществе. Насколько вы согласны с данным утверждением Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1540

Скачиваний: 121

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




1)Модернизация в сфере искусства привела к появлению у казахов профессионального театра, новых форм музыкального искусства (симфоническая и камерная музыка, опера, балет), живописи и скульптуры. Казахский драматический театр открылся в 1926 г. в Кзыл-Орде (с 1928 г. в Алма-Ате) постановкой трагедии М. Ауэзова "Енлик-Кебек".

В 30-е годы XX в. в республике появилось еще несколько театров.

2)Основоположником казахского изобразительного искусства был

А. Кастеев, именем которого в настоящее время назван Государственный музей искусств Казахстана в Алматы.

3)В 1934 г. была поставлена первая казах-ская опера "Кыз-Жибек" (композитор

Е. Брусиловский). Это был музыкаль-

но-сценический синтез казахской и европейской традиций. Смотром казахской советской культуры стала в 1936 г. декада казахского искусства и литературы в Москве, где были показаны оперы "Кыз-Жибек" и "Жалбыр". Партию Кыз-Жибек исполнила выдающаяся казахская певица Куляш Байсеитова, прозванная "казахским соловьем".

4)на "Казахфильме" были сняты любимые несколькими поколениями зрителей ленты:Ш. Айманова "Девушка-джи-гит", "Наш милый доктор" и "Ангел в тюбетейке", эпический фильм

"Кыз-Жибек" (реж. С.-А. Ходжиков), остросюжетные фильмы с

А. Ашимовым "Конец атамана" (реж. Ш. Айманов) и "Транссибирский экспресс" (реж. Э. Уразбаев), драма "Лютый" (по рассказу М. Ауэзова, реж. Т. Океев), фильмы для детей А. Карсакбаева "Меня зовут Кожа" и "Алпамыс идет в школу".

модернизация нашла отражение в сфере духовной

культуры, где произошли кардинальные изменения.



После обретения Казахстаном независимости появились проблемы в сфере отечественной науки. Согласно Указу Первого Президента РК Н.А. Назар-баева в 2003 году Национальная Академия наук была лишена государственного статуса и стала общественной организацией, а некоторые научно-исследовательские институты перешли в ведение Министерства образования и науки республики, многие из них сократили свои штаты. Основные НИИ находятся в Алматы.

В то же время есть и оял позитивных моментов. Руководством страны взят курс на увеличение расходов на науку и образование до 5% от ВВП. Разработаны и апробированы новые правила отбора в магистратуру и докторантуру. При Министерстве образования и науки РК создан Совет молодых ученых. С 2019 года введен конкурс на грантовое финансирование молодых ученых. С 2020 года конкурс научных проектов и программ проводится ежегодно.


Были приняты «Закон о науке» и «Государственная программа развития образования и науки на 2020-2025 годы». Ученые Страны активнее стали печататься в ведущих научных журналах мира. Приняты меры по интеграции вузовской и академической науки. Государством выделяются специальные гранты ученым

для прохождения научнои стажировки в ведущих центрах мира мОН РК выделяет финансирование на обновление инфраструктуры научно-исследовательских институтов.



обособление Восточного Дешт-и Кыпчака из состава

Улуса Джучи имело далеко идущие последствия: формирование этнической территории казахского этноса и государственной территории Казахского ханства. Наблюдается прямая линия преемственности между тремя государствами эпохи распада монгольских государств (Ак Орда, Ханство Абулхаира и Могулистана). Сохраняя в основе черты кочевого государства тюрко-монгольского типа, эти государства тяготели к центрам городской и оседло-земледельческой культуры. Объединение в составе одного государства разных климатических и ландшафтных зон способствовало расширению зон и изменению маршрутов кочевания степных племен и стало одной из причин образования жузов. Таким образом образование Казахского ханства стало закономерным результатом этнических и политических процессов.в конце XV - первой половине XVII в. Казахское ханство уцелело в очень сложной военно-политической обстановке в Великой Степи и Центральной Азии. Казахская государственность сохранилась, несмотря на внешнюю агрессию и внутреннюю борьбу за власть. Имена первых казахских ханов сохранились в исторических источниках и исторической памяти народа. Благодаря стараниям этих правителей этническая территория казахов расширялась и восстанавливалась после разного рода военно-политических катаклизмов. Благодаря этому казахи получили возможность кочевать в пределах своей этнической территории по удобным для них кочевым маршрутам.



1 июня 1946 года в Алма-Ате открылась Академия наук КазССР. К моменту ее образования здесь насчитывалось 18 НИИ, 8 секторов, 7 опытных станций, 3 ботанических сада. Общая численность сотрудников составила 1400 человек, в том числе 57 докторов наук и 184 кандидата наук.

К.И. Сатпаев сразу же инициировал открытие еще 11 новых НИИ.

Усилились связи с АН СССР и Академиями наук союзных



республик. Принимались меры по укреплению контактов с производством, по пополнению книжных фондов библиотеки академии.

В Казахстане успешно развивались геологическая, химическая, географическая, медицинская, сельскохозяйственная науки. Например, в 1956 году Институту геологических наук удалось создать уникальную прогнозно-металлогеническую карту Центрального Казахстана.

Казахстанские ученые приняли участие в изучении крупных месторождений нефти газа на территории

Западного Казахстана. Благодаря ученым Казахстана удалось построить водоканал Иртыш-Караганда. Ученые-агрономы вывели новые сорта пшеницы и т.д.К концу 50-х годов XX века в структуре АН КазССР действовало 50 научно-исследовательских учреждений. К 1985 году

Казахская ССР имела более 40 тыс. научных сотрудников.


Казахстан, находясь в центре Евразийского континента, является перекрестком дорог, соединяя север и юг, запад и восток.С древности Великий Шелковый путь играл огромную роль в развитии экономических и культурных связей народов на всем протяжении Евразийского континента. Он служил не только развитию торговли, но и способствовал распространению науки, технологий и инноваций, а также культурному взаимообогащению.

В условиях XXI века в эпоху глобализации для независимого Казахстана, находящегося в центре Евразии, развитие сотрудничества с соседними странами и выстраивание эффективной транспортной инфраструктуры представляется как никогда актуальным.

Значительную роль в налаживании.

торговли между народами и странами .

В развитии городов в

Казахстане сыграл Великий Шелковый путь, который проходил и по его территории.Развитие торговли привело к появле- обсудите нию своих монетных систем, обмену монетами разных стран. В XI-XIII веках свои монетные дворы появились в Отраре. пиджабе, Таразе, Женте, Коялыке и других городах.

Великий Шелковый путь сыграл огромную роль в развитии политических отношении. а также способствовал налаживанию

экономических и дипломатических контактов государств Азии и Европы.

В настоящее время государства Центральной Азии в рамках стратегической программы Китая «Один пояс Один путь» разрабатывают ряд проектов сухо-

путных и морских путей. которые свяжут Азию с Европой.



Для той исторической эпохи, где совсем отсутствуют или крайне малочисленны письменные источники, огромное значение приобретают источники археологические. Археология - строгая наука с высокоразвитым научным инструментарием. Важнейшими культурными признаками в археологии являются изменения в погребальном обряде и керамике, а также в типе поселений и жилищ, орудий труда и оружия.


Основные андроновские памятники находятся на Южном Урале России и в Казахстане. Они представлены следующими культурами:

Синташтинская культура (XXI-XVIII вв. до н. э.) локализуется в степях Южного Урала. Эта культура известна оригинальной планировкой укрепленных глинобитных поселений круглой или прямоугольной формы и погребальными комплексами, в которых находят двухколесные колесницы и лошадей. Самыми крупными из этих поселений являются Аркаим и Синташта. В Костанайской области находится поселение Камысты, подобное по своей архитектуре Аркаиму.Синташтинцы хоронили усопших в курганных могильниках, в скорченном положении, как правило, на левом боку, с ладонями у лица. Мужчин и мальчиков - с оружием, женщин - с украшениями.

Петровская культура (XVII-XVI вв. до н. э.) близка к синташтинской. Характерной чертой петровских поселений является наличие оборонительных рвов.

Алакульская культура (XVII-XIII вв. до н. г.). Алакульцы лесостепной зоны жили в больших домах полуземляночного типа, с каркасными бревенчатыми конструкциями. В каждом помещении находилось несколько очагов, представлявших собой ямы с каменными выкладками. Отсутствие леса в степях Западного Казахстана определило особенности жилищ поселения Тасты-Бутак, где вместо дерева применялся камень.

Федоровская культура (XV-XII вв. до н. э.) продолжала традиции алакульцев. Возможно, какое-то время алакульцы и федоровцы сосуществовали друг с другом. Федоровцы двинулись дальше на вос-ток, расселились в бассейнах Тобола и Иртыша. Они также проникли далеко на юг современного Казахстана. В то же время из Западного Казахстана федоровцы были вытеснены срубниками. Западной границей федоровской культуры был Тургайский прогиб.

В эпоху поздней бронзы федоровскую культуру сменила саргаринская культура (XIII-VIII вв. до н. э.). К ней относятся около 200 поселений и 40 могильников.

В Восточном и Центральном Казахстане в эпоху поздней бронзы сложилась оригинальная бегазы-дандыбаевская культура.

Бегазы-дандыбаевская культура (X-VIII вв. до н. э.) отличается от саргаринской своеобразием керамики и другими чертами. Она связана с Сары-Аркой, где расположены обширные пастбища и место-рождения руд.




Вели́кий шёлковый путь — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в Античности и в Средние века. В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая.

На территории Казахстана Великий Шелковый путь брал свое начало у границ Китая. Купцы Поднебесной империи везли через казахские степи на запад, в Европу шелк, оружие, лекарственные препараты, рис, а также экзотические для того времени товары. Основная трасса Великого Шелкового пути по территории Казахстана пролегала через юг страны, от границы Китая торговые караваны двигались через города Сайрам, Яссы, Отрар, Тараз. Основной трасса Шелкового пути в этом регионе пролегала через Семиречье и Южный Казахстан. Первое оживление этого участка происходит во второй половине VI в., когда Семиречье и Южный Казахстан вошли в состав Тюркского Каганата. Северный путь пролегал к долине реки Или, южный выходил к южному берегу Иссык-Куля. С VI–VII веков популярным становится путь из Китая через Семиречье и Южный Казахстан, Чуйскую долину. Он существовал до XIV века. Значительная часть Великого шелкового пути проходила через казахстански степи и долины. Это сыграло положительную роль в развитии региона. На пути следования торговцев возникали новые поселения и разрастались старые. Великий шелковый путь функционировал до XIV века и утратил свою значимость из-за междоусобиц и развития морских торговых путей. Его вклад в развитие Средней Азии и других регионов сложно переоценить



В казахском обществе в период Казахского ханства общество делилось на социальные группы, а точнее на два класса: Султаны-Чингизиды составляли высшее сословие социальной иерархии — ак-суйек («белая кость»). Остальные группы принадлежали к кара суйек - чёрной кости. Чингизиды по праву рождения приобретали титул султана. Чингизиды могли претендовать на ханский престол в любом государстве, где соблюдались традиции Великой империи кочевников, они не относились ни к одному жузу. В казахском обществе важное место занимало мусульманское духовенство. Юридическим лицом, обладающим личными и имущественными правами, был свободный кочевник. Простолюдины составляли нижнюю ступень общественной лестницы. Самой бесправной социальной группой казахского общества были рабы (кул). Основными источниками рабства были плен, работорговля, долговая несостоятельность. Раб приравнивался к вещи, скоту и находился в полной власти хозяина, который распоряжался его жизнью и нес ответственность за его преступления.