Файл: 1. Ассамблея народа Казахстана стала надёжным, прочным фундаментом стабильности и согласия в обществе. Насколько вы согласны с данным утверждением Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1541

Скачиваний: 121

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Эпоха гуннов охватывает IV в. до н. э.–III в. н. э. В I тысячелетии до н. э. огромные пространства Центральной Азии от юга Монголии до Каспия населяли различные племена, одно из них – гунны. Гунны подчинили соседние племена и заставили платить дань Китай. Гунны внесли в жизнь племен и народов Казахстана и Евразии невиданные ранее перемены. Движение гуннов на Запад привело в движение все другие племена и народы. Это невиданное в истории дви­жение разноязыких племен и народов получило название Великого переселения народов. Медленно, но уверенно с Востока на Запад шли народы, осваивая новые земли. В 375 году гунны под предводительством Баламбера переправились через Волгу. В течение нескольких лет вся терри­тория Причерноморья была покорена гуннами. Часть местного населения – готские племена – вошла в состав гуннов. В 395 году гунны подходили к Константинопо­лю, столице Восточной Римской империи, соверши­ли походы в Закавказье и Месопотамию. Восточно-римский император обязался платить гуннам дань золотом. В 437 году гунны совершили поход в глубь Европы. На территории современной Франции они разгромили Бургундское королевство.

Походы гуннов изменили положение многих стран и народов. гунны способствовали уничтожению рабовладельческого строя и открыли начало нового исто­рического периода – эпохи средневековья. Великие переселения заложили фундаменты образования и развития на европейском континенте новых государств в период Средневековья.



. Материальная культура народа (этноса) — это совокупность материальных ценностей, созданных этим народом.

материальная культура казахов отражала особенности хозяйственной жизни народа, основывалась на традициях культуры многих поколений степных кочевников-скотоводов.Основным жилищем казахов в кочевую эпоху была юрта - разборное переносное жилище. Это

великолепное изобретение кочевников, пригодное для круглогодичного кочевания. В юрте можно переносить и лютые зимы, и летний зной, регулируя температуру с помощью очага и специальных приспособлений. Это жилище быстро собирается и разбирается, легко перевозится на верблюдах и лошадях.Одним из важнейших

Деревянная кровать, сделанная руками мастера

ремесел была обработка дерева. Мастера-деревообделочники пользовались большим почетом. У них были специальные мастерские с печью для распарки жердей, станком для их изгиба, сверлильным станком. Помимо деревянных частей юрты, они изготовляли деревянные орудия труда, посуду и бытовые предметы, музыкальные инструменты. Украшение деревянных предметов резьбой и инкрустацией сближало ремесло деревообделочника с прикладным искусством. Резчики использовали разные виды резьбы и разные орнаменты.


Кроме того, у казахов были развиты ювелирное, кузнечное, оружейное, кожевенное, косторезное и камнерезное ремесла. Ювелирное искусство носило профессиональный характер. Мастера-зергеры владели сложными видами ювелирной техники. Кузнецы изготовляли инструменты, металлическую посуду, а в старину и холодное оружие.

Из кости и рогов традиционно делали как бытовые предметы, так и предметы роскоши. Древние традиции имело и камнерезное дело.

У казахов искусство орнамента было доминирующим до XIX в.

Различаются геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный мотивы орнаментов. В казахском прикладном искусстве ведущим является зооморфный орнамент, восходящий к сакскому звериному стилю. Это изображение рогов, вороньей лапки, птичьего клюва, птичьего крыла и т. п. Зооморфные знаки имеют тотемное происхождение и носят характер оберега.Ремесла и домашние промыслы казахов уходят корнями в глубокую древность и связаны с традициями степной цивилизации и особенностями кочевой жизни.



Родоплеменная организация казахов содействовала организации и совместной деятельности казахов как этноса. Политическая организация строилась в виде генеалогической иерархии родов и племен.

Существовала и иерархия самих жузов, отразившаяся в их названиях.

В состав Старшего жуза входили следующие роды: жалаир, дулат, сары-уйсунь, шапырашты, албан, ошакты, канлы, шаныкшлы , сыргели, ысты, суан.

Основными племенными объединениями Среднего жуза являлись: таракты, аргыны, найманы, кыпчаки, кереи, коныраты и уаки.

Казахи Младшего жуза были объединены в три крупных родоплеменных объединения - алимулы, жетыру, байулы. Они занимали территорию всего Западного Казахстана.

В объединение алимулы входили племена шекты, торткара, шоме-кей, кете, каракесек, карасакал. Шекты, кочевавшие в районе Арала и Эмбы, были склонны к "чистому кочеванию", практически не имея зимников и совершая в год до сотни перекочевок. Торткара, как и ка-ракесеки, кочевали от нижней Сырдарии к летовкам на Иргизе и Ори.

Одним из наиболее влиятельных племен было племя шомекей. Кете кочевали по Сырдарие зимой и по рекам Иргиз, Уил, Тургай летом.

Племя карасакал кочевало от Сырдарии и Жанадарьи до Тобола.

Объединение жетыру состоит из семи родов (ру): табын, тама, кер-дери, толеу, кереит, жагалбайлы и рамадан.



Третье родоплеменное объединение Младшего жуза - байулы было самым многочисленным, в состав которого входили 12 племен: шеркеш, адай, алаша, байбакты, берш, есентемир, алтын-жаппас, кызылкурт, маскар, таз, тана, ысык. Согласно шежире, все они были потомками "богатого сыновьями" ("байулы") Кадыр-кожи.

Племена байулы занимали междуречье Урала и Эмбы и плато Устюрт.

Подведем итог: родоплеменная организация казахов играла важную стабилизирующую роль, поскольку регулировала порядок организации и совместной деятельности казахов как этноса. Она поддерживала порядок в Степи и само существование казахской государственности.



В традиционном казахском обществе XV-XVIII вв. существовала иерархия. Общество состояло из двух социальных групп (сословий) - аристократии и простолюдинов. Эти группы различались между собой политическими и правовыми признаками.

"Белая кость"

. Султаны и ходжи (кожа) состав-

ляли сословие "белой кости". Они находились на самой вершине социальной пирамиды и пользовались привилегированным положением.

Султаны. К людям "белой кости" относились потомки Чингисхана (чингизиды), которые назывались султанами и составляли особый, не входящий в жузовую систему род торе (каз. тере).

Кроме чингизидов, "белой костью" была и мусульманская аристократия - ходжи (каз. кожалар), потомки сподвижников пророка Мухаммеда.

Родоплеменная (жузовая) система казахов объединяла - рядовых скотоводов-кочевников. Каждый скотовод-кочевник юридически был свободным лицом, обладавшим личными и имущественными правами.Мужчин-рабов называли кул, а женщин - кюн. Они были полностью бесправными.Во главе социальной пирамиды стоял правитель - хан. Высшее сословие составляли султаны-чингизиды и "мусульманская аристократия": кожа, а также степная родоплеменная знать - бии, баи, батыры, аксакалы.Нижнюю ступень общественной лестницы занимали рядовые кочевники, объединенные в родовые общины. Особую бесправную группу составляли рабы.



Для того чтобы эффективно использовать все кормовые ресурсы, кочевники освоили сезонное кочевание. Тяжелые грузовые телеги запрягались волами (быками). Благодаря применению колесного транспорта появилась возможность для дальних миграций.

В то же время между скотоводческими племенами все чаще стали происходить столкновения, что вело к развитию военного дела, появлению запряженных лошадьми боевых колесниц.


Кибиточная система сохранилась до середины I тыс. н. э., когда целый ряд технологических изменений (появление разборной юрты, а также стремени, жесткого седла, новых сырьевых материалов) привел к сложению так называемого классического кочевого скотоводства.По многочисленным артефактам и описаниям известно, что саки были великолепными наездниками и лучниками.

Лучники-наездники в те времена составляли непобедимое войско. Они были лично свободны и во время передышки между военными походами становились обычными кочевниками-скотоводами.

Кочевое скотовод-ство отличается от полукочевых и полуоседлых форм круглогодичным содержанием скота на подножном корму и кочеванием всего населения вместе со стадами по определенным повторяемым маршрутам. Территорией распространения кочевого скотоводства, а с ним и кочевой цивилизации стал огромный пояс евразийских степей. Кочевая скифо-

сакско-сарматская культурная общность заняла в І тыс. до н. э. доми-

нирующее положение в западной и центральной части Великой Степи.

Социальная организация ранних кочевников имела черты, ставшие типичными для кочевой цивилизации.



Золотая Орда установила дипломатические отношения с Римом, Византией и

Египтом. В 1245 г. Папа Иннокентий IV направил в Золотую Орду францисканского монаха Плано Карпини: крестоносцы пытались в лице монголов найти себе союзников против государства мамлюков в Египте. Выгодного союзника нашла в монголах и Византия.

Письмо султана Бейбарса к хану Берке стало началом дипломатической переписки между Золотой Ордой и Египтом и содержало предложение к Берке принять ислам.Вассальная зависимость Руси от монголов сводилась к выплате дани, которая на двести с лишним лет стала основным элементом русско-ор-дынских отношений.В период правления Узбек хана отношение Золотой Орды к Руси стала более жестким. При нем на Руси побывало девять т. н. "посольств" Узбек хана в сопровождении воинских отрядов и одна большая рать в составе войск пяти темников. Было разорено немало русских городов и волостей.

монгольское завоевание сблизило Восток и Запад и сделало монгольских ханов участниками евразийских геополитических процессов. На особом положении евразийской державы оказался Улус Джучи (Золотая Орда), установивший дипломатические отношения с рядом европейских государств. Необходимость удерживать в вассальной зависимости покоренные русские земли потребовала от ордынских ханов не только силовых методов, но и дипломатических усилий и гибкой религиозной политики. В конечном итоге это привело к интеграционным процессам в Евразии.



Из политической истории сакских племен известны войны саков с персами (война Кира с сакской царицей Томирис, завоевательный поход Дария I ). В 30-е годы IV в . до н. э. сакские племена воевали против греко-македонских войск под предводительством Александра Македонского. Саки принимали участие в сложении Парфянского государства, в разгроме Греко-Бактрийского царства и формировании Кушанской империи.

В период сакского господства в степях Евразии началась транзитная международная торговля, которая связывала страны Запада и Востока, Средиземноморья и Китай.

Саки использовали повозки на колёсах, в них они жили и кочевали по степям, в основном же они ездили верхом на лошадях.

Социальное устройство сакского общества раскрывается на основе археологических материалов. Различия между громадными некрополями сакской знати и рядовыми погребениями наглядно убеждают в далеко зашедшей имущественной поляризации и дифференциации общества. Оно охватило всё население. Но в кочевом скифо-сакском обществе неравенство было скрыто под сильным покровом генеалогических связей.Переход к кочевничеству вовлек в хозяйственный оборот огромные не использующиеся ранее степные пространства. Быстрый рост коневодства позволил резко удлинить маршруты перекочёвок (1000-2000 км). Выработались правила посезонного использования пастбищных угодий, т.е. скотоводство стало экстенсивным. Скот содержался круглый год на подножном корму. Люди следовали за своими огромными табунами лошадей и отарами овец в поисках новых пастбищ. Но скотоводство было зависимо от природных условий, что делало его уязвимым. Тем не менее, появление кочевого скотоводства и соответствующего образа жизни было рациональным ответом на изменение природной среды, на демографический рост населения.



В XIV–XV вв. основное население казахских степей составляли такие племена, как уйсуны, канлы, конраты, найманы, кереиты, мангыты и многие другие. Вышеназванные племена входили в состав населения Белой Орды, Ногайской орды, Могулистана и ханства Абулхаира. Вхождение отдельных казахских племен в другие политические объединения – государства – привело к межгосударственному раздроблению родственных этнических групп. Попытка преодоления раздробленности, политической разобщенности частей казахского народа и объединения его в единое государство выпало на долю султанов Жанибека и Керея. Казахского ханства стали кризисные события во внутреннем и внешнем положении существовавших тогда на территории Казахстана двух государств – ханства Абулхаира. Деятельность Жанибека и Керея по созданию независимого единого государства полностью отвечала интересам казахского общества.