Файл: Конспект лекций по дисциплине Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 687

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рыночной экономике основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатах финансово-хозяйственной деятельности. Целью деятельности любой коммерческой организации является извлечение прибыли для ее капитализации, развития бизнеса, обогащения собственников, акционеров и работников.
Базой для расчета показателей эффективности выступают ресурсы производства
(основной и оборотный капитал, труд, земля) или затраты.
К показателям эффективности использования отдельных видов ресурсов и затрат относят следующие:
1) производительность труда, или трудоемкость, характеризует эффективность затрат живого труда в процессе производства определенного количества продукции в единицу рабочего времени;
2) землеотдача отражает эффективность использования земельных ресурсов, являющихся в аграрном производстве главным средством производства;
3) фондоотдача показывает, насколько эффективно используются затраты прошлого труда, овеществленного в производственных основных средствах, прежде всего, в машинах;
4) материалоотдача отражает эффективность использования затрат прошлого труда, овеществленного в материальных оборотных средствах.
Издержки производства продукции (затраты на 1 рубль продукции) в обобщенном виде характеризуют эффективность использования всех потребленных производственных ресурсов, показывают с какими затратами производится продукция товаропроизводителями.
Показатель рентабельности производства продукции называют нормой (при планировании) или уровнем (при анализе) рентабельности и рассчитывают в процентах делением валового или чистого дохода на величину производственной себестоимости, те есть
Данный показатель дает представление о том, сколько валового или чистого дохода получено в расчете на 1 руб. производственных затрат.
Рентабельность продукции характеризует выход прибыли в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности предприятий.
Рентабельность реализованной продукции (продаж) показывает какую прибыль имеет предприятие с каждой денежной единицы реализованной продукции.

Этот показатель может быть ориентиром в оценке конкурентоспособности продукции, так как снижение рентабельности реализованной продукции может означать и падение спроса на нее.
Рентабельность продаж характеризует доходность основной деятельности предприятия. Менеджеры используют этот показатель для контроля над взаимосвязью между ценами, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции.
Кроме того, Дробозина Л.А. также считает, что рентабельность продукции можно рассчитать как процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции или же как отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции. По ее мнению, эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции. [6]
Показатели рентабельности используются в процессе анализа финансово- хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.
Различают состав задач распределительной логистики на микро- и макроуровне:
На уровне предприятия, то есть на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи: планирование процесса реализации; организация получения и обработки заказа; выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке; организация отгрузки продукции; организация доставки и контроль за транспортировкой; организация послереализационного обслуживания.
На макроуровне к задачам распределительной логистики относят: выбор схемы распределения материального потока определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории; определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории; ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.
Правильный выбор каналов распределения определяет скорость, эффективность и сохранность продукции при доставке. Использование каналов распределения приносит производителям следующие выгоды: сокращение распределительных издержек; сокращение финансовых издержек распределения; повышение эффективности продаж; обеспечение широкой доступности товара.


1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Тема 3.1.6. Контрольные мероприятия в построении модели сбыта готовой
продукции
Современная экономика характеризуется тем, что место производства и место потребления продукта не совпадают по времени. По времени эти процессы также не следуют непосредственно друг за другом. Устранение возникающих по этой причине проблем требует затраты больших средств. В отдельных случаях эти затраты требуют до
70% розничной цены потребительского товара.
Задачи распределения изготовляемой продукции производитель должен расширить рациональным способом. Это дает ему определенный шанс выделиться по отношению к конкурентам.
Система сбыта товаров - ключевое звено логистики и своего рода финишный комплекс во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя. Собственно, именно здесь потребитель либо признаёт, либо не признаёт все усилия фирмы полезными и нужными для себя и, соответственно, покупает или не покупает ее продукцию и услуги.
Но все же сбыт продукции необходимо рассматривать как составляющий элемент всего логистического процесса. Эту задачу решает маркетинг-логистика. Её составляющими являются: товар, цена и система продвижения.
Прежде чем осуществлять непосредственное распределение продукции, надо удостовериться в том, чтобы товар был надлежащего качества, по приемлемой цене, и была проделана работа в области мер продвижения товара.
Существует несколько причин, определяющих роль сбытовых систем в экономике.
Одна из них - это необходимость. Конечно, когда речь идет о продаже уникальной специализированной производственной линии, то продавец и покупатель прекрасно обходятся без специальной сбытовой системы. Но мир живет в эпоху массовых товаров, и покупать их у ворот завода либо фирмы сегодня не совсем удобно.
Вторая из причин - это борьба за деньги потребителя. Жизнь в условиях изобилия привела сотни миллионов потребителей во всем мире к убеждению, что удобство приобретения товара - неотъемлемая принадлежность нормального образа жизни. А это означает, что потребитель требует хорошего ознакомления с товарным набором; минимума времени на приобретение товара; максимума удобств до, во время и после покупки. Все эти требования можно выполнить, всемерно развивая сбытовую сеть, приближая ее конечные точки к потребителю, создавая максимум удобств для него в этих точках. И если фирма сумела это сделать, она (при прочих равных условиях) привлекла к себе покупателя и добилась преимущества в рыночной борьбе.

Третья причина - это рационализация производственных процессов. Конкретно речь идет о том, что есть ряд финишных операций производства, которые связаны в большей мере не с изготовлением, а с подготовкой товара к продаже (сортировка, фасовка, упаковка). Все эти операции целесообразно осуществлять уже на этапе «завод - потребитель», то есть перед транспортировкой, на складах, в магазинах, в предпродажном процессе; и от своевременности, качества и рациональности их выполнения существенно зависит сбыт как таковой.

Следующая причина - это проблемы эффективности рыночного поведения и развития фирмы. Самое важное в познании и удовлетворении потребностей потребителей
- это изучать их мнение о товарах фирмы, конкурирующих товарах, проблемах и перспективах жизни и работы Приведенных причин вполне достаточно, чтобы понять, как важна в маркетинге система сбыта и почему в условиях изобильных рынков на нее расходуются огромные средства.
Контрольными мероприятиями в построении модели сбыта готовой продукции
являются все составляющие правила «7R», а именно:
1. необходимый продукт (right product),
2. в необходимом количестве (right quantity),
3. лучшего качества (right quality),
4. в нужное место (right place),
5. в обусловленное время (right time),
6. заинтересованному потребителю (right customer),
7. с минимальными затратами (right cost).
Поясним: Необходимый продукт в необходимом количестве, надлежащего качества должен быть доставлен в нужное место, в указанное время потребителю с минимальными затратами. Это и есть главная задача логистики распределения (сбыта) готовой продукции.
Все связанные с реализацией данной задачи мероприятия и являются контрольными в любой модели сбыта готовой продукции.
Тема 3.2. Управление логистическими процессами в распределении
Тема 3.2.1. Проектирование логистических процессов в распределении
Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик -- потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.
Состав задач распределительной логистики на, микро- и макроуровне различен.
На уровне предприятия, то есть на микро-уровне, логистика ставит и решает следующие задачи: планирование процесса реализации; организация получения и обработки заказа; выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке; организация отгрузки продукции; организация доставки и контроль за транспортированием; организация послереализационного обслуживания.
На макроуровне к задачам распределительной логистики относят: выбор схемы распределения материального потока

определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории; определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории; ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.
Материальный поток исходит либо из источника сырья, либо из производства, либо из распределительного центра и поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному потребителю
Во всех случаях материальный поток поступает в потребление, которое может быть производственным или непроизводственным.
Потребление производственное -- это текущее использование общественного продукта на производственные нужды в качестве средств труда и предметов труда.
Потребление непроизводственное -- это текущее использование общественного продукта на личное потребление и потребление населения в учреждениях и предприятиях непроизводственной сферы.
Проектирование
логистических процессов в распределении
Понятие распределения объединяет регулирование всех производственных мероприятий, направленных на перемещение продукта в пространстве и времени от места производства к месту потребления. Этот процесс немыслим без коммуникационной поддержки.
До того как мы рассмотрим компоненты политики распределения, необходимо затронуть проблемы, которые решает менеджмент в сфере распределения. Отправным пунктом является производитель потребительских или инвестиционных товаров. В первом случае он должен сделать выбор между прямым сбытом и сбытом с включением промежуточных звеньев, таких, как оптовая и розничная торговля. Во втором случае часть задач по распределению передается другим предприятиям, которые нередко являются более сильными деловыми партнерами. Они разрабатывают собственные концепции маркетинга, которые не всегда совпадают с концепциями предприятия-изготовителя.
Прямой сбыт не всегда означает, что товары доставляются потребителям без остановок и кратчайшим путем. Часто гораздо выгоднее доставлять товар через склады, находящиеся поблизости от клиентов. При этом требуется знать, сколько должно быть этих складов, в чьем распоряжении они должны находиться, где они должны быть расположены, каковы необходимые размеры складов и какие функции они должны выполнять. Аналогичные проблемы возникают и при непрямом сбыте.
В большинстве случаев производитель использует для доставки товаров оптовую и розничную торговлю. При выборе оптимальных каналов сбыта необходимо решить, сколько и каких торговых предприятий нужно привлечь к сотрудничеству. Здесь кроется проблема, не являющаяся просто расчетной. Эффект, связанный с привлечением клиентов и возникающий при выборе торговых предприятий различных форм, в противоположность затратам не поддается вычислению.