Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 657

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
воспитательной деятельности). Такие переходы, как правило, сопровождаются довольно резким изменением образа жизни семьи. Пример вторых — необходимость практически одновременного решения ряда проблем в начале второго этапа (сразу после появления в семье первого ребенка) — завершение образования и освоение профессии, решение жилищной проблемы, первичное обзаведение имуществом, уход за ребенком. По источнику возникновения семейные трудности можно разделить на следующие группы: а) связанные с этапами жизненного цикла семьи (например, сближение идеологий родительских семей у молодоженов); б) обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла (если молодожены произошли из семей с полярно противоположными идеологиями); в) ситуационные воздействия на семью (землетрясение, война).
Через все этапы жизненного цикла проходят “нормативные стрессоры”, которые в более или менее острой форме переживают все семьи: на первом этапе жизни — сложности взаимного психологического приспособления; конфликты, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками при решении жилищной проблемы; на втором — задачи воспитания и ухода за ребенком, ведения трудоемкого домашнего хозяйства.
Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла семьи приводит к семейным кризисам.
Нарушения, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла, — те, что возникают при отсутствии в семье одного из ее членов
(супруга, детей). Причиной может быть развод, длительная разлука супругов, внебрачный ребенок, смерть одного из членов семьи, бездетность супругов.
При всем разнообразии вариантов развития семьи отмечается ряд общих источников нарушений. Это, во-первых, функциональная пустота, т. е. ситуация, когда одна из ролей, необходимых для успешного существования семьи, никем не выполняется. Например, с уходом отца из семьи его доля в воспитании уже невосполнима. Во-вторых, могут быть трудности адаптации к самому факту, событию, породившему неблагоприятный вариант развития семьи (развод, смерть одного из членов семьи, необходимость воспитывать ребенка вне брака и др.).
К ситуационным нарушениям относятся трудности относительно кратковременные, но создающие угрозу функционированию семьи (серьезные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери и т. п.).
Значительную роль в психологическом воздействии этих трудностей играет фактор внезапности (семья оказывается неподготовленной к событию), исключительности (легче переживается трудность, затрагивающая многие семьи), а также ощущение беспомощности (члены семьи уверены, что они ничего не могут сделать для того, чтобы обезопасить себя в будущем).
2.7.3. Особенности неблагоприятных последствий воздействия
семейных трудностей и проблем
Насколько для семьи значима та или иная трудность, зависит, прежде всего, от того, сколь далеко идущие неблагоприятные последствия она имеет.


Например, утрата определенной суммы денег для одной семьи - тяжелое нарушение ее жизнедеятельности, для другой - нет, в зависимости от того, какими средствами эти семьи располагают.
При рассмотрении нарушений жизнедеятельности семьи учитывается также и то, как они действуют на ее членов: как правило, в результате те или иные потребности оказываются неудовлетворенными, что тормозит развитие личности, обусловливает возникновение нервно-психического напряжения, тревоги. Одним из важных, с точки зрения семейной психотерапии, последствий нарушений является их психотравмирующее действие — неблагоприятное воздействие на психическое здоровье индивида.
Семья, столкнувшаяся с трудностью, более или менее активно противодействует ей, стремится предотвратить ее неблагоприятные последствия. Исследования показывают, что семьи реагируют на трудности весьма различно. В одних случаях трудности оказывают явно мобилизующее, интегрирующее воздействие; в других, напротив, ослабляют семью, ведут к нарастанию в ней противоречий.
Семейные проблемы - широкий круг обстоятельств, особенностей внешней социальной среды, условия жизни семьи, личностные изменения ее членов, которые затрудняют функционирование семьи, удовлетворение базовых потребностей.
Психологические исследования и психотерапевтический опыт подтвердили, что развитие способности семьи к решению проблем, с которыми она сталкивается, подготовка к ним повышают стрессоустойчивость семьи.
Однако семейные проблемы имеют особый характер. Нередко их решение определяется не только интеллектуальным принятием какого-то варианта действий: может быть, необходимо определенное самоограничение каждого из ее членов, уменьшение уровня потребления, взятие на себя большей нагрузки, большее напряжение воли, улучшение взаимопонимания и т. д. Эти процессы относятся не только к семейному механизму решения проблемы, но охватывают самые различные стороны ее жизнедеятельности.
Семья реагирует на трудность как целое, как единая система.
Существует понятие латентного нарушения,которое не оказывает существенного негативного воздействия на жизнь семьи в нормальных условиях, однако играет значительную роль в сложных обстоятельствах, определяя неспособность семьи им противостоять. Как в обычных, так и в необычных условиях члены семьи общаются, испытывая друг к другу определенные чувства, распределяют между собой права и обязанности и т.д.
В обычных (благоприятных, а тем более «тепличных») условиях определенные нарушения во всех этих сферах оказываются вполне допустимыми: не слишком значительные нарушения взаимопонимания, умеренно выраженная конфликтность, пониженная способность членов семьи регулировать уровень своих требований друг к другу могут не оказывать значительного влияния на жизнь семьи.
Другое дело - в трудных условиях: той степени взаимопонимания и взаимной привязанности, которая существовала в семье, теперь уже

оказывается недостаточно. Вот здесь-то и возникает разница в реакции семей на трудности. В семьях, где латентных нарушений нет или они минимальны, оказывается возможной мобилизация семьи, усиление ее сплоченности, активизация совместных действий. В семьях, имеющих такие нарушения, это трудноосуществимо. Семьи без латентных нарушений в этих условиях начинают функционировать лучше, а имеющие их - хуже.
Представление о латентных нарушениях дает возможность более точно и разносторонне понять отношения между семьей и различными трудностями, которым она противостоит. В соответствии с этим представлением трудные условия не просто выступают как фактор, нарушающий те или иные стороны жизнедеятельности семьи, - они, прежде всего, выявляют латентные нарушения ее жизнедеятельности, а эти нарушения, в свою очередь, определяют реакцию на трудности.
Вопросы для повторения
Введите вопросы для повторения и усвоения материала по теме.
1. Дайте определение понятия дезадаптация личности.
2. Перечислите внешние и внутренние факторы дезадаптации личности.
3. Кратко охарактеризуйте типы поведенческих дезадаптивных реакций на стрессоры.
4. Назовите критерии адаптированности личности.
5. Перечислите виды отклоняющегося поведения.
6. Охарактеризуйте психические расстройства в форме акцентуации.
7. . Назовите особенности психического развития лиц, склонных к противоправному и преступному поведению.
8. Раскройте психологические особенности химически зависимых лиц.
9. Раскройте психологические особенности инвалидизированной личности.
10. Охарактеризуйте проблемы жизненного цикла семьи.
Резюме по теме
Перед каждым человеком на протяжении всей жизни стоит задача включения в социальные отношения. Она достигается путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью, приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения и навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими. Это процесс зависит от множества факторов многоуровневого порядка и не всегда протекает благополучно.
Источниками внешнего социально-психологического неблагополучия могут выступать потеря работы, близких, инвалидность и хроническая болезнь, смена места жительства и привычных условий жизнедеятельности, адаптация после возвращения из мест лишения свободы, психологические последствия военных конфликтов, техногенных катастроф и т.д. Дезадаптация может быть обусловлена и причинами внутреннего порядка, выражающимися

в деформации различных личностных структур как осознаваемого, так и неосознаваемого уровня (неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушение эмоционально-коммуникативной и мотивационно-нравственной сферы, нарушение процессов саморегуляции, негативные фиксированные установки, психотравмы, комплексы).
Следствием неблагополучия процессов социализации является дезадаптация личности. Таким образом, социальная дезадаптация обусловлена соотношением причин внутреннего и внешнего характера и является основным предметом психосоциальной работы в системе социальной работы.
В связи с этим будущему специалисту в сфере социальной работы необходимо иметь представление об основных дезадаптивных реакциях личности и их последствиях: агрессии, насилии, аутоагрессии, девиантном и аддитивном поведении, суициде, психоневрологических расстройствах, психосоматических заболеваниях и т.д.
Большое значение имеет понимание психологических проблем семьи как источника дезадаптации личности: кризисов, конфликтов, трудностей, нарушений жизнедеятельности, распада. Также проявлением дезадаптации является кризисное состояние личности. В данной теме излагаются основные стадии и формы его протекания. В сферу профессиональной деятельности социального работника входит также понятие психической травмы
(вследствие «трудных состояний»: одиночества, «острого горя»). В данном разделе учебного пособия описаны симптомы посттравматического расстройства, последствия психических травм детства, психологические особенности детей, переживших смерть родителей; детей из семей алкоголиков; детей, подвергшихся сексуальному насилию; детей, подвергшихся физическому насилию; детей, подвергшихся оскорблениям и унижениям.
Таким образом, психологическая характеристика представителей разных групп населения как объектов психосоциальной помощи раскрывается через призму базовой психологической категории «дезадаптация», факторов ее возникновения, видов проявления и наступающих последствий.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   24

Тема 3. Основные методы психосоциальной работы
Цели и задачи изучения темы
Основной целью является рассмотрение основных методов психосоциальной работы, специфики их задач и особенностей применения в системе социальной работы.
Задачи:
- рассмотреть цели, содержание, этапы и методы психологического консультирования в системе социальной работы;
- рассмотреть особенности дистантного консультирования;
- изучить специфику применения методов психотерапии в системе психосоциальной работы;

- изучить особенности социально-психологического тренинга как метода практической психологии.
3.1.
Психологические методы в системе социальной
работы
3.1.1.
Психологическая помощь как область психосоциальной
работы
Понятие «психологическая помощь» отражает некоторую реальность, некую психосоциальную практику, полем деятельности, в которой является совокупность вопросов, затруднений и проблем, относящихся к психической жизни человека. Областью деятельности соответствующего специалиста является широкий круг проблем, в которых отражаются как особенности психической жизни человека - социального существа, так и особенности сообщества, в котором отражается психологическая специфика его функционирования. Психологическая помощь - это область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении широкого круга проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме.
Понимание проблематики психологической помощи связано с пониманием психики как такого пространства
(уровни, способы) человеческого бытия, многообразие и многогранность которого и определяют совокупность проблем в деятельности соответствующего специалиста, а именно: межличностные отношения, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания, проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи), проблемы персонализации
(возрастные и экзистенциальные), то есть весь спектр эмоционально- смысловой жизни человека как общественного существа, наделенного психикой. Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки человеку или сообществу в ситуациях затруднения, возникающих в ходе личностного и социального бытия.
Психологическая помощь включает в себя психодиагностику, психологическое консультирование, коррекцию развития, психотерапию, разнообразные тренинги, профилактику отклоняющегося поведения, профориентацию и т.д.
В глубинной основе психологической помощи обнаруживается свойственная различным уровням существования материи способность к самоорганизации, структурированию. Тот же инстинкт помощи существует и у животных. В человеческом сообществе феномен помощи существовал всегда, хотя в качестве социального института возник и оформился только к середине XX века, вызвав к жизни появление целого ряда новых профессионалов: социальный работник, психолог-консультант, психолог- психотерапевт. И это уже помимо традиционных фигур священника, пастора, психиатра и психоаналитика. Анализ многочисленной литературы по данной проблематике показывает, что нет буквально ни одной области человеческой