Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 662

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(личностной и общественной) жизни, в которой человек остался бы без человеческой помощи. Общий контент-анализ позволяет выделить следующие главные области применения психологической помощи:
1. Психическое (и духовное) развитие ребенка (преодоление Эдипова комплекса, удовлетворение эмоциональных запросов в обретении личностной идентичности, помощь при эмоциональных травмах и выработка устойчивых моральных норм и др.).
2. Экзистенциальные и личностные проблемы подростка (кризис психологического отделения от родителей, идентификация подростка, неполноценность, борьба за личностный и социальный статус и др.).
3. Брак и семья (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь незамужним и неженатым, разведенным, поддержка при вступлении в повторный брак).
4. Проблематика психического и личностного здоровья (традиционная превентивная и текущая помощь при психическом и соматическом заболевании, душевном страдании, алкоголизме, конфликтах и т.п.).
5. Психологическая помощь умирающему и психотерапия горя (почти совершенно отсутствующая сфера деятельности в России).
6. Проблемы пожилого возраста.
7. Места заключения, больницы, казармы, студенческие городки
(проблемы личности, общее психическое состояние).
8. Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях
(внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.).
9. Школьное консультирование.
10. Профессиональное консультирование.
11. Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими меньшинствами.
12. Управленческое консультирование.
3.1.2.
Классификация
основных
методов
психосоциальной
работы
В социальной работе активно используются психологические методы познания, прогнозирования и регулирования социального взаимодействия.
Они направлены на решение задач социализации личности и совершенствование социума. Психологические методы регулирования социального взаимодействия, применяемые в социальной работе, также принято делить на индивидуальные и групповые. Существенные результаты в социальной работе дают
методы
психодиагностики, решающие многочисленные задачи изучения социально-психологических характеристик личности, коллективов, воспитательных, экономических отношений. В социальной работе широко применяются методы оказания психологической
помощи. Одним из самых простых и доступных в понимании методов

оказания психологической помощи является
психологическое
консультирование.
Психологическое консультирование
это вид психологической помощи, заключающейся в разъяснении клиенту его психологических трудностей, коррекции неадаптивных способов поведения человека, активизации его внутренних ресурсов для личного развития и решения психологических проблем, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности, обучении и других ситуациях.
Психологическое консультирование тесно связанно с психотерапией.
Психотерапия (от греческого рsyche
– душа и therapeia – уход, лечение)
- комплексное лечебное, вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Условно различают: а) клинически
ориентированную
психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и б) личностно
ориентированную психотерапию, ставящую задачей содействие (пациенту) нуждающемуся в помощи человеку в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности. Методы клинической
психотерапии: гипноз, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, рациональная терапия.
Личностно ориентированная психотерапия
(индивидуальная и групповая) широко использует различные варианты анализа конфликтных переживаний больного. В индивидуальной психотерапии решающим фактором эффективности лечебного воздействия является психотерапевтический контакт психотерапевта и больного, основанный на взаимном уважении и доверии, способности психотерапевта к сопереживанию. В качестве методов активизирующего терапевтического воздействия широко используются: а) трудотерапия, групповая психотерапия, семейная психотерапия, способствующие повышению компетентности больного в межличностных отношениях; б) совершенствования его способностей к самопознанию и саморегуляции.
Психотерапия
групповая
– использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека. Психологическое консультирование отличается от долговременного курса психотерапии, прежде всего, временными рамками.
Кроме временных различий, психологическое консультирование отличается от курса психотерапии уровнем проблем, личностных трудностей. То, с какими проблемами пришел клиент, межличностными или глубинными личностными, часто проявляется в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий их решения.
Нуждающиеся в помощи социально-психологического плана подчеркивают негативную роль других в возникновении собственных жизненных сложностей.
У клиентов, ориентированных на глубинную психотерапевтическую проработку, полюс жалобы иной: их чаще беспокоит собственная

неспособность контролировать и регулировать свои внутренние психологические трудности.
К психологическому консультированию прибегают руководители, рядовые работники, педагоги, родители, учащиеся, студенты, молодожены, семейные люди, военнослужащие и т.д. По результатам этой работы строится их индивидуальная и групповая деятельность, социально-психологическая, медицинская, профессиональная реабилитация.
Четко выраженный психологический характер носят методы коррекции
поведения, мотивации, общения, самооценки: объект социальной работы осознает недостатки в структуре собственной личности, вырабатывает новые модели поведения и упражняется в их применении с последующим обобщением и переносом социально-психологических образований в новые условия своей жизнедеятельности. Углубленный характер по отношению к личности в целом носят методы психотерапии. Они ориентированы на психологические преобразования в структуре личности. Психологические
методы, применяемые в социальной работе в форме тренинга, игр, аутогенного погружения, гипноза, суггестии и т.д., отличаются системностью и силой воздействия.
Особое место в процессе оказания психологической помощи социальным работником и поддержания психического здоровья нуждающихся в этом людей занимают социальная, социально-психологическая, профессиональная и медицинская реабилитация.
Социально
-
психологическая реабилитация
это поэтапный процесс социальных, психологических, педагогических и профессиональных мероприятий, которые проводят одновременно с лечением или в те периоды, когда люди не нуждаются в лечении, но страдают от резкого изменения социальных отношений или условий жизнедеятельности и нуждаются в помощи. В случае оптимального процесса социально-психологической реабилитации наступает ремиссия и восстанавливается социальная адекватность.
Необходимым методом социальной работы выступает психологический
отбор. Он применяется для социально-профессионального самоопределения молодежи, определения области переобучения кадров, комплектования групп.
Существенные результаты в социальной работе приносят методы
психологической адаптации и реадаптации. Они включают реципиентов в социальную деятельность так, что они лучше осознают социальную ситуацию, развивают самооценку, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Социально-психологический тренинг и аутотренинг сделались довольно типичными методами социальной работы. Социально-
психологический тренинг
, один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения.Аутогенная тренировка ( от греч. autos - сам, genos - происхождение) – психологический метод лечения, предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать

непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для субъекта деятельности. Аутогенная тренировка, являясь активным методом психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направлена на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека. Эти методы привлекают оперативным формированием социальных качеств личности, отношений и приемов деятельности. Эффект достигается, если обеспечен перенос сформированных подструктур в реальные условия учебной, трудовой и другой деятельности.
Психотерапевт, в отличие от психосоциального работника, больше ориентирован не на социально-психологическое окружение, а на глубинные пласты психики, включая сферу бессознательного. Классическим методом психотерапии являются психоанализ, а также, получившие развитие в последние годы, методы трансперсональной психотерапии, работающей с измененным сознанием, суггестивные методы и т.п. В настоящее время, в зависимости от сферы и области применения, выделяются нозоцентрические, антропоцентрические и социоцентрические психотерапевтические методы и технологии. Нозоцентрическая психотерапия ориентирована на болезненные изменения психики и большей частью применяется врачами, работающими в пограничной психиатрии, антропоцентрическая психотерапия помогает решать психологические внутриличностные проблемы, социоцентрическая психотерапия направлена на решение проблем социальной адаптации личности, на гармонизацию системы межличностных отношений, что в свою очередь можно отнести к области психосоциальной работ. Применение тех или иных методов нозоцентрической, антропоцентрической и социоцентрической психотерапии, а также их возможное сочетание зависит от состояния клиента, переживающего посттравматический стресс и его индивидуально-психологических особенностей.
Широкое место в психосоциальной работе социального работника занимают и методы психокоррекции.
Психокоррекция
- это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. (Осипова, 2000). При этом подчеркивается, что исправляемые недостатки не являются столь тяжкими, чтобы признать их носителя психически больным человеком, и они не имеют также органической основы, относятся к тем качествам или свойствам, которые способны меняться. Данное определение подходит и для западных психотерапевтических направлений, и для работы с задержками, нарушениями развития высших психических функций.


3.2.
Содержание
и
специфика
психологического
консультирования в системе социальной работы
3.2.1.
Сущность и специфика психологического консультирования
В профессиональной деятельности специалистов по социальной работе большое значение имеет непосредственное целенаправленное психологическое воздействие на клиента. Среди различных способов подобного воздействия ключевая роль принадлежит психологическому консультированию. Оно является важным неотъемлемым элементом в любой из сфер социальной работы с различными категориями клиентов.
Психологическое консультирование — один из эффективных методов психологического воздействия на человека с целью оказания профессиональной помощи в решении конкретных проблем. Психологическое консультирование связано с другими формами активного воздействия на личность (психологической коррекцией, психотерапией и др.). Специфика психологического консультирования состоит в непосредственном двустороннем целенаправленном общении консультанта с клиентом, как правило, протекающем в форме доверительной индивидуальной беседы.
Консультирование предназначено для оказания психологической помощи практически здоровым людям, испытывающим различные затруднения при решении жизненных задач. Психокоррекционное же или психотерапевтическое воздействие ориентировано на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов. Умение консультировать является показателем профессионального мастерства специалиста по социальной работе. В системе мероприятий по социальной защите населения психологическое консультирование в перспективе может стать одним из наиболее частых видов оказания профессиональной помощи. К его преимуществам относятся: сравнительная простота, экономичность, возможность оказания непосредственной экстренной помощи.
Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование.
В рамках психологического консультирования также выделяют форму групповой работы с клиентами
- групповое психологическое консультирование, но специфика работы с клиентом здесь иная, чем в социально-психологическом тренинге. Работа с группой здесь обусловлена, во-первых, тем, что она является более экономичной, так как позволяет одновременно оказывать помощь большому количеству людей, испытывающих одинаковые сложности.
Во-вторых, группа здесь рассматривается как проводник влияния психолога-консультанта, речь не идет о самостоятельном значении процессов групповой динамики, они могут даже рассматриваться как помеха деятельности консультанта.