Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 631

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
переживания утрат и потерь: постоянного места жительства вследствие военных и межнациональных конфликтов, техногенных и стихийных бедствий; потери работы.
К с у б ъ е к т а м п с и х ос о ц и а л ьн о й р а б от ы о т н ос я т
людей с ограниченными возможностями, инвалидов, детей-сирот, социально неблагополучных, входящих в «группу риска», аддиктивных, переживающих боль утрат и потерь, т. е. людей, находящихся в трудной жизненной ситуации и неспособных самостоятельно справиться с ней. Психосоциальная практика не может сегодня эффективно функционировать без осознания проблематики, содержания и методики повседневной работы с личностью в ситуации.
Важное ресурсное обеспечение адаптации человека к изменившимся трудным условиям жизнедеятельности
— актуализация физических, интеллектуальных, личностных, духовных и творческих возможностей, необходимых для выхода из критического состояния, стимулирование самоуважения и уверенности в себе. Воздействие специалиста по социальной работе подчинено определенной цели и направлено на реалии психической жизни человека, имеющие непосредственное отношение к критической или напряженной жизненной ситуации клиента. Чаще всего первичная психологическая помощь заключается в реализации технологий кризисной интервенции.
Находясь в состоянии острого кризиса, человек не может самостоятельно найти выход из трудной ситуации, он ощущает безысходность и тупиковость жизненных обстоятельств. Стрессовое состояние вносит когнитивный диссонанс в его ощущения и вводит его в состояние интеллектуального ступора, что и становится причиной неспособности самостоятельно справиться с возникшими жизненными обстоятельствами.
Находясь в таком состоянии, человек нуждается в помощи специалиста.
К о с н о в н ы м ф у н к ц и я м п с и х о с о ц и а л ь н о й р а б о ты относятся информационная, диагностическая, консультативная, коррекционная, посредническая и терапевтическая.
Формы оказания психосоциальной помощи: индивидуальные и групповые. В функциональные обязанности специалиста входят такие формы работы, как ведение групп и консультирование, направленные на оказание помощи клиенту в критических, напряженных и психотравмирующих ситуациях, на расширение у него диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления трудностей.
Ос н о вн ы е
методы пс и х ос о ц иа л ьн ой ра бо ты : пс и хотерапевтическая беседа как метод индивидуальной работы с клиентом и ведение групп как метод групповой работы с сообществом: семьей, группой, коллективом.
Групповая работа может быть посвящена поиску способов р е ш е н и я тр уд н о й ж и з н е н н о й с и т уа ц и и и о вл а д е н и ю ими. К таким способам относятся:

нейтрализация или разрешение проблем, связанных с работой, занятостью, трудоустройством;
- проживание утрат и потерь; приспособление к изменившимся условиям жизни и выживание в трудной жизненной ситуации; выработка конструктивных социальных навыков сотрудничества, партнерства и построение новых безопасных отношений.
Довольно эффективен и продуктивен метод системных решений
(семейных и организационных расстановок), но он требует специальной подготовки специалиста в системе повышения квалификации или дополнительного профессионального образования.
1.2.
Понятие «социального неблагополучии»я и его
факторы
В современной России к группе социального риска относятся многие категории населения — инвалиды, граждане пожилого и престарелого возраста, неполные и многодетные семьи, дети-сироты, подростки, склонные к противоправному поведению, и т.д. Многозначность, широкая трактовка этого понятия приводят к тому, что в одном случае его используют как синоним понятия «малозащищенный», в другом — «социально-опасный», в третьем —
«малообеспеченный» и т.д. Все эти характеристики имеют прямое отношение к содержанию понятия «группа риска», представляя собой частный случай из всего множества вариантов «рискованного» состояния человека в обществе.
Но социальный риск необязательно связан с девиантным поведением.
М. А. Беляева объясняет понятия «группа риска» и «социальное неблагополучие» как два разных состояния. В одном случае социальное функционирование затруднено (группа риска), в другом — нарушено
(неблагополучие). Группа социального риска — это промежуточное, переходное состояние от благополучия к неблагополучию, а риск в том, собственно, и заключается, что под влиянием деструктивных факторов социальные параметры человека или группы лиц могут негативно измениться, что приведет к ситуации неблагополучия.
Частое синонимичное использование понятий «группа риска» и
«социальное неблагополучие» связано с тем, что любое неблагополучие автоматически порождает разнообразные социальные риски более высокого порядка. Например, результатом химической зависимости у человека становится утрата здоровья, социального статуса, и это дает все основания считать человека неблагополучным. Но все-таки не каждый наркоман ВИЧ- инфицирован, не каждый наркоман совершил уголовное преступление, однако риск противоправного поведения или заражения у него неизмеримо выше, чем у других граждан, поэтому наркоманы входят в группу риска в отношении инфицирования ВИЧ, гепатитом В и С, а также в группу риска по противоправному поведению. Логично, что каждый неблагополучный индивид автоматически попадает в группу риска по отношению к каким-то факторам. Но обратное утверждение, что состояние группы риска

сопровождается явным неблагополучием, неверно. Так, неполные семьи, безусловно, относятся к группе риска, но далеко не каждая неполная семья неблагополучна. Многовариантность состояний, которые сопровождаются социальным риском, требует их классификации. В основу этой классификации можно заложить пирамиду потребностей А. Маслоу или использовать характеристики социального функционирования, которые скрывают в себе потенциальные негативные изменения в сложившейся ситуации
(материальный, психологический, физический, правовой и иной статус человека или группы).
Факторная классификация предполагает разделение всех групп социального риска на три большие категории, обусловленные: 1) внутренними особенностями личности или группы; 2) политическими, культурными, экономическими механизмами, существующими в обществе; 3) природными явлениями, случайного или закономерного характера.
К первой категории относятся:
1.Социальный риск, обусловленный поведенческими особенностями.
Внутри этой группы можно дифференцировать поведенческие особенности, вызванные незнанием культурных норм (например, иностранец в чужой стране), их сознательным неприятием (преступник), неспособностью понимания культурных норм (олигофрен), неспособностью регулировать свое поведение (лица нарушенной эмоционально-волевой сферой вследствие врожденных или приобретенных психических заболеваний, а также возрастных особенностей). В данную подгруппу входят, в том числе лица с наркотической и другими формами зависимости.
2.Социальный риск, связанный с ограниченными возможностями в самообслуживании и трудовой деятельности (инвалиды, дети, пожилые и престарелые граждане, женщины в период беременности и ухода за детьми раннего возраста);
3.Социальный риск, вызванный дефицитом отношений, построенных на любви и привязанности, иначе — дефицитом брачно-родственных отношений
(дети-сироты, неполная семья, одиночество).
4. Социальный риск, обусловленный большими функциональными нагрузками, приводящими к ролевым противоречиям (многодетная семья, неполная семья, приемная семья).
Во вторую категорию входят: социальный риск, связанный с нарушением прав личности со стороны государства или конкретных граждан, от которых человек оказывается зависимым на данный момент (инвалиды, национальные меньшинства, дети, женщины); социальный риск, связанный с экономическими катаклизмами в обществе. В данную группу входят бездомные, безработные и многие другие категории малообеспеченных граждан; социальный риск, связанный с видом профессиональной деятельности человека (врачи, журналисты, работники правоохранительных органов и т.д.);

социальный риск, связанный с кризисом нравственных ценностей
(молодежь, прежде всего); социальный риск, вызванный политическими конфликтами, военными и террористическими действиями (беженцы и вынужденные переселенцы, участники военных действий); социальный риск, обусловленный техногенными катастрофами («дети
Чернобыля» и т. п.).
К третьей категории относятся ситуации имущественных и человеческих потерь (вдовство, сиротство, миграции и т.д.), связанные с природными катаклизмами или естественной физической гибелью человека в силу возраста, болезни.
Тот факт, что одни и те же категории населения попадают в различные группы риска, говорит о подавляющей полифакторности социального риска.
Данная классификация не претендует на полноту охвата рассматриваемого вопроса и нуждается в дальнейшей разработке. Таким образом, содержание понятия «группа риска» неравнозначно таким определениям социального состояния человека, как малозащищенный, неблагополучный, девиантный, и требует четкого обозначения факторов риска, понимания возможных последствий воздействия этих факторов, т.е. сути самого риска, в чем он, собственно, заключается.
Личности в период жизненных кризисов свойственно искажение центрального образования самосознания — субъективного образа мира, т. е. представлений и отношений к себе и окружающему миру в целом. В качестве глубинной психологической защиты «включается» отчуждение, и нарушается адаптация человека.
Наиболее распространены такие деформации образа мира и нарушения адаптации, как комплекс жертвы, выражающийся сочетанием психических реакций (апатии, отказа от ответственности за себя и других, беспомощности, безнадежности, снижения психологической самооценки и т.п.), комплекс отверженности, характеризующийся разобщенностью, холодностью и жизненным девизом «Никому не верь, ни на что не надейся, никого ни о чем не проси».
И в том и в другом случае люди полны катастрофических ожиданий и предчувствий, опасаются негативного влияния любых событий на свою жизнь.
Это состояние сочетается с внешним локусом контроля — экстернальностью, т.е. склонностью объяснять основную часть жизненных неудач внешними обстоятельствами.
Подобное эмоциональное самочувствие оказывает негативное влияние на душевное благополучие человека, на его отношения с окружающими и усиливает социально-психологические и личностные конфликты, психологическую напряженность.
Находящийся в кризисе человек не видит выхода из сложившейся проблемной ситуации. С одной стороны, ощущение безысходности влечет за собой тяжелые переживания, с другой — человек максимально открыт новому опыту в этот момент. Кризис может быть результатом длительно развивающегося процесса или внезапного действия одного либо нескольких

факторов. Он может возникнуть в ответ, как на катастрофу, так и на незначительное событие (по типу «последней капли»), может привести к положительным личностным переменам и стать важным жизненным опытом.
Базовая ситуация нарушения адаптации к жизни — изменения, которые прямо или косвенно нарушают относительно устойчивое динамическое равновесие внешних и внутренних условий бытия личности, создавая тем самым потенциальную или актуальную угрозу существованию и удовлетворению ее основных жизненных потребностей. Перед личностью возникает проблема, от которой нельзя уйти и вместе с тем невозможно разрешить при помощи выработанных ранее способов адаптации.
Непродуктивная (защитная) адаптация к жизни — фиксированное, негибкое построение человеком отношений с собой, своими близкими и с внешним миром на основе действия механизма отчуждения; попытки разрешить трудную жизненную ситуацию неадекватными способами.
Позитивная адаптация к жизни — процесс сознательного построения, упорядочения или достижения человеком относительно равновесных отношений между собой, другими людьми и миром в целом. Потерю мира и себя невозможно восполнить, применяя привычные средства социальной помощи: материальную поддержку, профессиональную переподготовку и трудоустройство или призыв взять себя в руки.
1.3.
Трудная жизненная ситуация: научные подходы к
пониманию и виды
1.3.1.
Понятие трудной жизненной ситуации
Постижение трудной жизненной ситуации вне опыта чувственных переживаний невозможно. Как правило, не ситуация жизнедеятельности человека становится предметом научного анализа, а эмоции и чувства, которые испытывает человек по поводу происходящих событии.
Ситуация, понимаемая как внешние условия протекания жизнедеятельности человека, обозначается понятиями «социальный случай»,
«случай», «социальный эпизод». Ситуация рассматривается как совокупность элементов среды либо как фрагмент среды на определенном этапе жизнедеятельности индивида (А.Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова). Такого определения придерживаются Д. Магнуссон, А. Фарнхейм, М. Аргайл, Л.
Фергюссон, В. Мишель, Г. В. Балл и другие. Структура ситуации включает в себя действующих лиц, их деятельность, ее временные и пространственные аспекты.
Ситуации различают по экологическим, географическим, архитектурным, психосоциальным и другим переменным среды и их атрибутам.
Существует и иная позиция. Ситуация определяется как система субъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта.
Объективные элементы охарактеризованы при описании предыдущего подхода к определению ситуации. К субъективным элементам относят межличностные отношения, социально-психологический климат,