Файл: Учебное пособие по курсу Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы для студентов заочной формы обучения представляет собой теоретический материал и практикум по тому же курсу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 780
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.2.2.
Принципы психологического консультирования
Принцип - основа, начало, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности. Принципы психологического консультирования - правила работы, возникшие из опыта практической деятельности людей в этой области. Проведем первоначальный анализ основных закономерностей, которые могут быть положены в основу теории консультирования.
Наиболее важным принципом является представление о непрерывном процессе формирования и. развития личности на протяжении жизненного пути. Оно было выдвинуто и обосновано в гуманистическом направлении современной психологии и психотерапии крупнейшими его представителями Карлом Роджерсом и Эриком Эриксоном.
Такой подход предполагает, что процесс личностного роста может быть продолжен и возобновлен в любых сложных ситуациях, даже таких, которые кажутся неразрешимыми.
Каждая нормальная личность обладает достаточными внутренними ресурсами для преодоления возникших задержек психологического роста и отставания в развитии. Другими словами, у каждого человека имеется внутренний потенциал непрерывного развития, независимый от внешних условий жизни.
Дополняет вышеизложенный принцип концепция сензитивных и кризисных периодов развития личности. В наиболее развернутом виде эта концепция представлена в трудах Э. Эриксона. Он описал восемь психосоциальных кризисов, которые неизбежно наиболее должен преодолеть человек в течение жизни. От исхода кризиса (благоприятного или неблагоприятного) зависит возможность дальнейшего гармоничного развития личности, или же существенной ее деформации. Именно в эти периоды может оказаться особенно полезной профессиональная помощь психолога- консультанта. С изложенным выше принципом сензитивных и кризисных периодов развития личности тесно взаимосвязаны представления о стрессовых и экстремальных состояниях человека, а также способах их преодоления. В современном понимании стресс — это процесс приспособления к обстоятельствам, которые представляют угрозу или нарушают психологическое равновесие человека.
В проблематике стресса важное самостоятельное место занимают так называемые кризисные (экстремальные) состояния. Это, по существу, экстраординарные случаи (единичные чрезвычайные происшествия) в жизни человека. К ним относятся: смерть близких, внезапная тяжелая болезнь или травма, столкновение со стихийным бедствием, физическим насилием, участие в боевых действиях и др.). Среди других принципов работы консультанта важно отметить следующие:
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. В истории отдельной культуры или всего человеческого сообщества могут наступать такие времена, когда типичной формой отношения одного человека к другому становится недоброжелательность.
Недоброжелательность следует рассматривать как невротический защитный механизм, возникающий у
человека в качестве реакции на попытку оскорбить его, унизить, лишить человеческого достоинства.
Человек защищается от травмирующих переживаний, связанных с такого рода систематическими воздействиями, через идентификацию, отождествление себя с обидчиком, агрессором, недоброжелателем. В результате он сам становится недоброжелателем, обидчиком, агрессором.
Позиция недоброжелателя, обидчика, агрессора как бы узаконивается, признается единственно правильной. Подобного рода защитные механизмы могут возникать в массовом масштабе в сообществах, которые переживают серьезные потрясения, когда требуется максимальная концентрация усилий многих людей на одном. Уникальность, личность человека как бы игнорируется, не замечается. На первый план выходит то, насколько человек способен осуществлять некую узкую функцию - роль солдата, исполнителя приказов. Отсюда недоброжелательность ко всему «не имеющему отношения к делу», ко всему личностному, уникальному, субъективно важному как внутри себя, так и в других людях.
С доброжелательностью тесно сплетается безоценочное отношение к человеку. Это значит, что, общаясь с человеком, мы не выдвигаем по отношению к нему условий ценности. Практика показывает, что люди, как правило, разочаровываются, когда в психологической консультации вместо психолога они сталкиваются с идеологом-педагогом на общественных началах, объясняющим людям, как им надо жить. Такого рода помощи вокруг и так много. Интуитивно они ищут чего-то принципиально нового, того, что поможет им самим решить свои проблемы.
2. Ориентация на нормы и ценности клиента. Этот принцип означает, что психолог во время работы ориентируется не на социально принятые нормы и правила и не на те нормы и ценности, которые симпатичны ему лично, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Он центрирован на клиенте, а не на своих правилах. Люди ценят свою автономию, уникальность и склонны противостоять попыткам расправиться с этими свойствами своей природы. В предлагаемых вариантах улучшения жизни он должен видеть реализацию своих ценностей, желаний, своих представлений о правильном поведении в этом мире. На более поздних этапах работы с клиентом, когда будет установлено доверие, психолог-консультант может сделать ценности и идеалы клиента объектом своего воздействия в том случае, если они являются препятствием на пути нормального функционирования человека. Естественно, что это предполагает уже высокую степень осознания клиентом того, что на данном этапе его ценности и идеалы являются препятствием на пути личностного роста и эффективного функционирования в окружающем мире.
3. Осторожное отношение к советам. Ю.Е. Алешина (1994) формулирует этот принцип более строго - как запрет давать советы вообще. В пользу этого она приводит следующие аргументы:
1) Гарантированный совет другому дать невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема.
Человек защищается от травмирующих переживаний, связанных с такого рода систематическими воздействиями, через идентификацию, отождествление себя с обидчиком, агрессором, недоброжелателем. В результате он сам становится недоброжелателем, обидчиком, агрессором.
Позиция недоброжелателя, обидчика, агрессора как бы узаконивается, признается единственно правильной. Подобного рода защитные механизмы могут возникать в массовом масштабе в сообществах, которые переживают серьезные потрясения, когда требуется максимальная концентрация усилий многих людей на одном. Уникальность, личность человека как бы игнорируется, не замечается. На первый план выходит то, насколько человек способен осуществлять некую узкую функцию - роль солдата, исполнителя приказов. Отсюда недоброжелательность ко всему «не имеющему отношения к делу», ко всему личностному, уникальному, субъективно важному как внутри себя, так и в других людях.
С доброжелательностью тесно сплетается безоценочное отношение к человеку. Это значит, что, общаясь с человеком, мы не выдвигаем по отношению к нему условий ценности. Практика показывает, что люди, как правило, разочаровываются, когда в психологической консультации вместо психолога они сталкиваются с идеологом-педагогом на общественных началах, объясняющим людям, как им надо жить. Такого рода помощи вокруг и так много. Интуитивно они ищут чего-то принципиально нового, того, что поможет им самим решить свои проблемы.
2. Ориентация на нормы и ценности клиента. Этот принцип означает, что психолог во время работы ориентируется не на социально принятые нормы и правила и не на те нормы и ценности, которые симпатичны ему лично, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Он центрирован на клиенте, а не на своих правилах. Люди ценят свою автономию, уникальность и склонны противостоять попыткам расправиться с этими свойствами своей природы. В предлагаемых вариантах улучшения жизни он должен видеть реализацию своих ценностей, желаний, своих представлений о правильном поведении в этом мире. На более поздних этапах работы с клиентом, когда будет установлено доверие, психолог-консультант может сделать ценности и идеалы клиента объектом своего воздействия в том случае, если они являются препятствием на пути нормального функционирования человека. Естественно, что это предполагает уже высокую степень осознания клиентом того, что на данном этапе его ценности и идеалы являются препятствием на пути личностного роста и эффективного функционирования в окружающем мире.
3. Осторожное отношение к советам. Ю.Е. Алешина (1994) формулирует этот принцип более строго - как запрет давать советы вообще. В пользу этого она приводит следующие аргументы:
1) Гарантированный совет другому дать невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема.
2) Советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватному отношению к действительности; у клиента формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему.
3) Любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих событиях.
В дополнение к этому В.В. Столин (1981) выдвигал в пользу отказа от конкретных рекомендаций в процессе психологического консультирования следующие аргументы:
1) До прихода в психологическую консультацию клиент имел гораздо больше времени для рационального осмысления своей ситуации, чем имеет психолог; на этом фоне совет психолога чаще всего будет выглядеть как скороспелый.
2) Хотя клиент и обращается в консультацию чаще всего за советом, он может неосознанно бояться именно прямых советов, ведь принять такой совет
- значит в какой-то степени признать себя некомпетентным в собственной жизни.
Однако другие авторы полагают, что в определенных случаях совет в психологическом консультировании приемлем и оправдан. Так А.Ф. Копьев
(1991) считает, что особенно на начальных этапах консультирования допустимо советовать, так как это вполне органично жанровой природе разговора, и избегание советов со стороны консультанта сделало бы общение искусственным. Совет может выступать здесь в роли: а)поддержки, сочувствия клиенту; б) наиболее удобной актуализации в сознании клиента нравственных норм; в) индикатора для обнаружения клиентом игнорируемых форм поведения.
Н.В. Самоукина (1997) полагает, что советовать в психологическом консультировании можно в случаях, если: а) клиент находится в кризисной, опасной для его жизни ситуации и в данный момент не способен принимать решения; б) клиент закрыт для диалога, а его действия наносят психологический ущерб близким; совет психолога в этом случае может быть изложен в директивной форме, буквально как предписание, рецепт; в) если клиент активен, действует и нуждается только в квалифицированной информации типа «как делать».
Ошибкой Н.В. Самоукина считает стремление психолога-консультанта обязательно дать полезный совет, поскольку совет сбивает внимание клиента с анализа самого себя, закрывается движение клиента по пути к самому себе.
Она полагает, что если клиент открыт для диалога, то следует воздерживаться от совета. Таким образом, мы видим, что психологи-консультанты пытаются в той или иной форме ограничивать себя от дачи советов, и если все-таки приходится их давать, то делают это сознательно, отслеживая психологический смысл данного консультативного действия и соизмеряя его результаты со своими консультативными целями. Они имеют четкое представление о желательных и нежелательных последствиях советов в
психологическом консультировании и регулируют свою деятельность по даче советов в соответствии с этими представлениями и последствиями советов в каждом конкретном консультативном случае. Это называется осторожным отношением к советам.
4. Разграничение личных и профессиональных отношений. Здесь имеется в виду, что психологу-консультанту не рекомендуется переходить с клиентом на дружественные отношения и пытаться оказывать профессиональную помощь своим друзьям и близким. Это связано с явлениями переноса и контрпереноса. Человеческие отношения находятся под влиянием внутренних, личностных потребностей человека, которые он чаще всего не осознает и которые проявляются в феномене переноса. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они как близкие люди начинают удовлетворять те или иные эмоциональные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранять объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента. Крайним вариантом такой ситуации являются сексуальные отношения, которые несовместимы с консультированием. В такой ситуации консультирование лучше переадресовать другому консультанту. Консультирование друзей и близких опасно тем, что может разрушить типичные формы межличностных отношений и отдалить людей друг от друга.
5. Включенность клиента в процесс консультирования. Клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для этого необходимо следить за тем, чтобы: а) развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным; б) клиенту было интересно. Ю.Е. Алешина
(1994) в свое время сформулировала еще один принцип - анонимность.
Имеется в виду, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без согласия клиента ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям. Однако за последнее время выяснилось, что это правило может иметь исключения. Психолог в ряде случаев должен иметь право разглашать информацию, полученную от клиента, например, в случае угрозы жизни и здоровью кого-либо.
3.2.3.
Этические аспекты психологического консультирования
А.Б. Кочюнас (1999), проанализировав зарубежную литературу, сформулировал следующие принципы этичного поведения в психологическом консультировании:
1.
Консультант ответствен в своей работе: перед своим клиентом, перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой он работает, вообще перед общественностью, перед своей профессией.
2.
Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи предоставить
4. Разграничение личных и профессиональных отношений. Здесь имеется в виду, что психологу-консультанту не рекомендуется переходить с клиентом на дружественные отношения и пытаться оказывать профессиональную помощь своим друзьям и близким. Это связано с явлениями переноса и контрпереноса. Человеческие отношения находятся под влиянием внутренних, личностных потребностей человека, которые он чаще всего не осознает и которые проявляются в феномене переноса. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они как близкие люди начинают удовлетворять те или иные эмоциональные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранять объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента. Крайним вариантом такой ситуации являются сексуальные отношения, которые несовместимы с консультированием. В такой ситуации консультирование лучше переадресовать другому консультанту. Консультирование друзей и близких опасно тем, что может разрушить типичные формы межличностных отношений и отдалить людей друг от друга.
5. Включенность клиента в процесс консультирования. Клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для этого необходимо следить за тем, чтобы: а) развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным; б) клиенту было интересно. Ю.Е. Алешина
(1994) в свое время сформулировала еще один принцип - анонимность.
Имеется в виду, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без согласия клиента ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям. Однако за последнее время выяснилось, что это правило может иметь исключения. Психолог в ряде случаев должен иметь право разглашать информацию, полученную от клиента, например, в случае угрозы жизни и здоровью кого-либо.
3.2.3.
Этические аспекты психологического консультирования
А.Б. Кочюнас (1999), проанализировав зарубежную литературу, сформулировал следующие принципы этичного поведения в психологическом консультировании:
1.
Консультант ответствен в своей работе: перед своим клиентом, перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой он работает, вообще перед общественностью, перед своей профессией.
2.
Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи предоставить
клиенту максимум информации о процессе консультирования:об основных целях консультирования, о своей квалификации, об оплате за консультирование, о приблизительной продолжительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, о границах конфиденциальности. Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио- и видеозаписи, наблюдения через зеркало одностороннего видения, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов). Без согласия клиента это исключается.
Правила конфиденциальности.
Информацию о клиенте можно использовать только в профессиональных целях. Информация эта должна использоваться только для блага клиента.
Материалы консультативных встреч в форме, в которой они не могут причинить вреда интересам клиента, консультант может использовать в своей профессиональной научной или преподавательской деятельности. Они не подпадают под требование конфиденциальности.
Ориентируясь на право клиента, на доброе имя и сохранение тайны, консультант в определенных случаях может не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц.
Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности.
Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.
Р. Кочюнас (1999) приводит примерный список обстоятельств, при которых требование конфиденциальности может быть нарушено: 1)
Преступные действия (насилие, развращение, инцест и подобные), совершаемые над несовершеннолетними. 2) Необходимость госпитализации клиента. 3) Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях. 4) Повышенный риск для жизни клиента или других людей. Выяснив в процессе консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан: принять меры для защиты потенциальной жертвы или жертв; проинформировать об опасности ее саму (или их); проинформировать родителей или близких этого человека, проинформировать правоохранительные органы.
Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.
Правила конфиденциальности.
Информацию о клиенте можно использовать только в профессиональных целях. Информация эта должна использоваться только для блага клиента.
Материалы консультативных встреч в форме, в которой они не могут причинить вреда интересам клиента, консультант может использовать в своей профессиональной научной или преподавательской деятельности. Они не подпадают под требование конфиденциальности.
Ориентируясь на право клиента, на доброе имя и сохранение тайны, консультант в определенных случаях может не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц.
Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности.
Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.
Р. Кочюнас (1999) приводит примерный список обстоятельств, при которых требование конфиденциальности может быть нарушено: 1)
Преступные действия (насилие, развращение, инцест и подобные), совершаемые над несовершеннолетними. 2) Необходимость госпитализации клиента. 3) Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях. 4) Повышенный риск для жизни клиента или других людей. Выяснив в процессе консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан: принять меры для защиты потенциальной жертвы или жертв; проинформировать об опасности ее саму (или их); проинформировать родителей или близких этого человека, проинформировать правоохранительные органы.
Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 24