Файл: Дипломная работа профилактика противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одним из направлений профилактической работы является предоставление подросткам актуальной правовой информации с целью повышения их уровня правовой культуры, просвещения. Для реализации данного направления оформляются уголки правовых знаний, содержащие актуальную информацию о законодательстве Республики Беларусь, правовых интернет-ресурсах, проводимых акциях и иных мероприятиях по правовой тематике. Содержание уголков правовых знаний постоянно обновляется и расширяется [38, c.16].

В ГУО «Средняя школа № 1 г. Кличева» заместителем директора по воспитательной работе разработан план работы на период 2020 – 2022 год по первичной профилактике противоправного поведения для совместной работы классных руководителей, родителей по профилактике противоправного поведения обучающихся. План был одобрен директором школы и запущен в работу. В план работы по профилактике противоправного поведения входит: постановка на внутри школьный учет обучающихся склонных к противоправному поведению, собеседования о склонных к противоправному поведению подростках с учителями – предметниками, выявление неблагополучных семей, проведения классного часа на тему «Правила для обучающихся», на классных часах по планированию охватить и обеспечить общественными поручениями подростков правонарушителей и обеспечить контроль за выполнением, анализ занятости склонных к противоправному поведению подростков в свободное время, ведение дневников успеваемости на каждого обучающего, различные беседы с обучающимися.

Исследуя деятельности ГУО «Средней школы № 1» мы составили статистику по количеству обучающихся состоящих на учете в ПДН и внутри школьном учете за 2020 год [20]. Данные мы отразили на рис.2.7.



Рисунок 2.8. Статистика правонарушителей в ГУО «Средней школы № 1»

Опираясь на выше изложенные факты, данное количество правонарушителей в образовательном учреждении нужно устранить, для этого путем анкетирования нам нужно выявить проблему первичной профилактики противоправного поведения. Анкета состоит из 12 вопросов, на выполнение дается 20 – 25 минут (прил.А).



Рисунок 2.9. Реализация мероприятий по профилактике противоправного поведения в образовательном учреждении


Проводя анализ по рис.2.9 о реализации мероприятий, направленных на профилактику противоправного поведения нами было выявлено, что мероприятия по профилактике противоправного поведения проводятся в основном иногда и очень редко.

Проведение повторного диагностического исследования после реализации профилактической программы свидетельствует о ее эффективности. Так, по шкале склонности к противоправному поведению на 10% снизилось количество подростков с высоким уровнем готовности к реализации противоправного поведения при определенных обстоятельствах, на 10% увеличилось число подростков, демонстрирующих низкий уровень делинквентных тенденций.

Таким образом, полученные результаты исследования свидетельствуют об эффективности разработанной программы социально-педагогической профилактики противоправного поведения подростков, направленной на создание условий, удовлетворяющих основные возрастные потребности подростков в общении и самоутверждении, способствующей формированию положительных моделей поведения, повышению социально-правовой компетентности.


Вывод по второй главе.

В соответствии с проделанной работой можно сделать вывод, что своевременно начатая коррекционная и развивающая работа с детьми, совершающими правонарушения, оказывается весьма эффективной, причём, чем раньше она начата, тем лучшим оказывается результат. Также для предотвращения правонарушений необходимо уже с детства приучать ребенка к правилам жизни, акцентировать внимание на ответственном поведении, важности и необходимости отвечать за свои действия. И самое главное – демонстрировать ребенку свой собственный положительный пример, ведь дети, подростки в основном поступают, так или иначе, просто следуя примеру взрослых.

Заключение
В рамках темы нашего диплома нами были поставлены и решены четыре задачи.

В процессе решения первой задачи нам было необходимо рассмотреть противоправное и небезопасное поведение несовершеннолетних, выявить причины поведения. Противоправное поведение подростков – это противоправные действия, которые отклоняются от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Диагностика противоправного поведения подростков предполагает деятельность специалиста, направленную на выявление отклонений в поведении подростка, которые ведут к совершению правонарушений и противоправному поведению.

Причинами противоправного поведения у несовершеннолетних являются: отрицательное влияние окружающего мира, личностные факторы, подстрекательство со стороны взрослых и сверстников, длительная незанятости старших подростков, родительское игнорирование каких - либо потребностей старшего подростка из - за отсутствия материальных средств у родителей или законных представителей, вседозволенность, смена родителей, острая детская травма (насилие, болезнь, развод, смерть родителей), применение или частое применение телесных наказаний со стороны родителей или сверстников и т.д.

Причинами противоправного поведения могут быть разными, однако общее между ними, что в большинстве случаев старшие подростки совершают противоправное деяния находясь вне контроля, в состоянии эффекта

Решение второй задачи было направлено на изучение психологической характеристики несовершеннолетних. Несовершеннолетний возраст 15 - 17 лет, в этот период завершается этап формирования личности и полового созревания. Изучая психологическую характеристику несовершеннолетних можно сказать, что данный возраст нуждается во внимании окружающих людей к себе, близких людях, в первую очередь в общении с друзьями, в самопознании. Во избежание различных отклонений в поведении с несовершеннолетними необходима тщательная работа.


В рамках решение третьей задачи заключалось дать определение профилактике противоправного поведения и выявить формы и методы работы по первичной профилактике противоправного поведения. Профилактика - это комплекс мероприятий, направленный на предупреждения проблемы или явление еще до их возникновения, или же это предотвращение различного рода факторов риска относительно этой же проблематики. Профилактикой противоправного поведения является предупреждение возможной трансформации каких - то обстоятельств в причинные характеристики возможных правонарушений. Профилактика реализует свою работу с помощью формы и методов, в нашем случаи формы работы по профилактике противоправного поведения являются индивидуальные - это беседы, личные опросы, наблюдение, индивидуальная консультация, а также групповые - тренинги, круглые столы, психологические игры, классные часы, занятия и т.п.

Анализ результатов исследования показал, что подросткам в большей степени свойственны такие особенности противоправное и небезопасное поведение, вспыльчивость, склонность использовать ругательства или выражать агрессию косвенно, окольным путем, не напрямую; и в то же время настороженность, подозрительность, обособленность в поведении.

По результатам диагностики, подростки отмечают, что легко раздражимы и их часто охватывает чувство ярости. Часто не могут справиться с желанием причинить вред другим людям, с целью защиты своих интересов. Они отмечают, что довольно часто испытывают злость, ненависть, раздражение к обидчикам. Подростки в меньшей степени считают, что все можно решить «мирным путем», без споров, конфликтов и раздражения.

Таким образом, профилактика противоправного поведения несовершеннолетних представляет собой сложную систему мер, которые направлены на устранение и выявление причин и условий отклоняющегося поведения. Решение проблемы профилактики противоправного поведения среди подростков при помощи знаний педагогики в настоящее время приобретает особую актуальность, востребованность.

Для решения четвертой задачи нами была проанализирована программа по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в ГУО «Средняя школа № 1 г.Кличева». Проанализировав анкеты, на которые отвечали несовершеннолетние мы сделали вывод, что мероприятия в данном учреждении не реализуются и возможно поэтому в школе существует большое количество обучающихся, склонность к противоправному поведению.


Нами был разработан и частично реализован комплекс мероприятий по профилактике противоправного поведения, который включает в себя классные часы, ролевые игры, спортивные игры, беседы и акции. В ходе частичной реализации мероприятий нами были достигнуты цели и задачи представленных мероприятий, данный вывод мы сделали, опираясь на обратную связь после проведения каждого мероприятия.

Педагогический подход в профилактике противоправного поведения обучающихся воздействует именно на причины и условия данного вида поведения, что способствует ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних. Безусловно, решение проблемы правонарушений, безнадзорности, беспризорности, агрессивного поведения несовершеннолетних и других негативных явлений невозможно только средствами педагогической науки. Необходимы комплексные меры, аккумулирующие в себе знания педагогики, психологии, социологии, медицины, юриспруденции, которые будут способствовать решению поставленной проблемы.

По нашему мнению, реализация данного комплекса мероприятий будет способствовать уменьшению количества обучающихся с противоправным поведением

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.

Список использованных источников


  1. Абдулова, Т. П. Агрессивность в подростковом возрасте: практ. пособие / Т. П. Авдулова. — 2-е изд., испр. и доп., 2019. — 126 с.

  2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов/ Г.С. Абрамова. М.: Академический Проект, 2001. – 92 с.

  3. Алимханова Т.Р. Проблема асоциального поведения в школе // Сборник работ молодых ученых МГПУ. М., 2011. Вып.7. С. 3-8.

  4. Бабаев М. М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. М.: Юридическая литература, 2008. - 382 с.

  5. Бакаев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М.: Логос, 2004. - 216 с.

  6. Бондарева, П.Ю. Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних // Уголовное право. 2012. – 180 с.

  7. Ветошкин, С. А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учеб, пособие / С. А. Ветошкин. — Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. — 307 с.

  8. Волков, Б.С. Психология подростка. 5-е изд. СПб.: Питер, 2010. - 240 с.

  9. Выготский, Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2013. - 236 с.

  10. Гилинский, Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений / Я.И. Гилинский. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во Р. Асланова: Юрид. центр Пресс, 2007. – 528 с.

  11. Головченко, А.В. Регулирование вопросов предупреждения правонарушений несовершеннолетних и молодежи // Правовая защита/ А.В.Головченко, Екатеринбург, 2004. – 250 с.

  12. Гордеева, И. В. Профилактика правонарушений среди школьников: педагогический аспект // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна/ И.В. Гордеева, Минск, 2013. – 290 с.

  13. Гончарова Н. А. Ценностные детерминанты личности несовершеннолетних правонарушителей // Отечественный журнал социальной работы. 2012. – 150 с.

  14. Дивицина, Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками: Конспект лекций. Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2005. - 288 с.

  15. Диянова, 3. В. Общая психология. Личность и мотивация. Практикум: учеб, пособие для академического бакалавриата / 3. В. Диянова, Т. М. Щеголева. — 2-е изд., испр. и доп., 2019. — 166 с.

  16. Домова, А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних / А.И. Домова. - М.: Юридическая литература, 2004. – 379 с.

  17. Камбиева, М.Л. Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения подростков // Молодой ученый. 2014. – 176 с.

  18. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов / Ю. А. Клейберг. — 5-е изд., перераб. и доп., 2019. — 290 с.

  19. Корбут, В. И. Современное состояние и прогнозирование преступности несовершеннолетних в Республике Беларусь / В. И. Корбут // Вестник Академии МВД Республики Беларусь: Науч.-теорет. журн./ Учредитель: Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь. - 2008. – 140 с.

  20. Кундозерова, Л. И. Подростки «группы риска»: монография / отв. ред. д-р филос. наук, проф. В. П. Фофанов. — М: ФГОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН. – 2003. – 140 с.

  21. Мальцева, Л. В. Преступность среди несовершеннолетних и ее предупреждение / Л. В. Мальцева // Общество: политика, экономика и право. – 2011. – 105 с.

  22. Мартынова, В. В. Профилактика правонарушений учащихся: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина, Д.О. Донченко. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – 192 с.

  23. Нечаева, А.М. Правовые проблемы семейного воспитания несовершеннолетних/ А. М. Нечаева, М., 2016. - 210 с.

  24. Овчинников, О. М. Педагогическая программа профилактики противоправного поведения дезадаптированных старшеклассников в учреждениях образования и культуры // Казанский педагогический журнал. № 4-1. 2015. – 109 с.

  25. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

  26. Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб. пособие // П.Д. Павленок, М.Я. Руднева; отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: Инфра-М, 2019. – 185 с.

  27. Петрова, А.В. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением / А.В. Петрова. - М.: Флинта, 2008. - 152 с.

  28. Понкратов В. В. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних правонарушителей. М.: Книга, 2011. - 153 с.

  29. Путова, Н. В.Подростковая преступность / Н. В. Путова, В. Я. Ильина // Беларусь в современных геополитических условиях: политико-правовые и социально-экономические аспекты устойчивого развития: материалы межвузовской научно-практической конференции - Минск, 2007. – 480 с.

  30. Русецкий, О.В. Правовые и организационные недостатки системы профилактики и противодействия преступности несовершеннолетних в Республике Беларусь / О.В. Русецкий // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для органов внутренних дел Республики Беларусь: тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Дню белорус. науки, Минск, 23 янв. 2009 г. / МВД Респ. Беларусь, Акад. МВД Респ. Беларусь; ред.: Н.И. Минич [и др.]. – Минск, 2009. – 275 с.

  31. Самыгин, П. С. Девиантное поведение молодежи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 246 с.

  32. Савченко А.Е. Психология личности несовершеннолетнего преступника / А.Е. Савченко // Аллея науки. — 2017. — 694 с.

  33. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. М., 1996. - 237.

  34. Солодовников, А. Г. Подростковая преступность в Республике Беларусь: анализ и особенности социолого-психологического изучения / А. Г. Солодовников // Праблемы выхавання: Штокв. навук. - метад. часоп. / Заснав.: Рэд. часоп. "Адукацыя і выхаванне". - 2009. – 393 с.

  35. Смирнова, Л. Е. Комиссии по делам несовершеннолетних (социально-правовые вопросы предупреждения и борьбы с безнадзорностью и правонарушениями детей и подростков): автореф. дис. канд. юрид. наук: 711 / Л. Е. Смирнова; Воронеж. гос. ун-т. Ę Воронеж, 1968. - 20 с.

  36. Тхакохов, А. А. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних / А. А. Тхакохов // Молодой ученый. – 2014. – 420 с.

  37. Фатеев, И. В. Социальные аспекты причин девиантного и деликвентного поведения подростков // Общество: политика, экономика, право. 2008. – 170 с.

  38. Шляпочников А.С. Социально-экономические предпосылки основы предупреждения преступности. - М., 2017г. – 213 с.

  39. Андреев Н.А., Тараканов Ю.В. Асоциальное поведение несовершеннолетних: монография / под ред. А.В. Горожанина. Самара: Изд-во Самар. юрид. ин-та, 2011. - 153 с.

  40. Баскакова, А. В., Данилова, М. В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними // Молодой ученый. — 2014. – 554 с.

  41. Бедулина Г. Ф., Погодина Е. К. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения. Минск: БГПУ, 2013. - 214 c.

  42. Мартынова В. В., Погодина Е. К., Донченко Д. О. Профилактика правонарушений учащихся: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. Минск: Нац. ин-т образования, 2019. - 192 с.

  43. Девиантное поведение подростков - профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. Опыт работы регионов Беларусии: метод. пособие. / Авт.-сост. М.Н. Мирсэгэтова, З.И. Суховерхова, О.Ю. Васильченко. - М.: Академия, 2009. - 235 с.

  44. Подросток: проблемы социальной адаптации / Сост. и ред. В.К. Криворученко. - М.: Сфера, 2010. - 80 с.

  45. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001. – 148 с.

  46. Джанибекова Н. А., Зарипов Ш. А. Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних // Молодой ученый. 2013. URL: https://www.moluch.ru/archive/54/7451/

  47. Биографический опросник, BIV