Файл: Дипломная работа профилактика противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) формирование правовой компетентности подростков;
3) формирование личности, не склонной к противоправному поведению;
4) снижение риска совершения противоправных действий несовершеннолетними.
Принципы реализации программы:
1) возрастной адекватности (предъявляемый материал, формы и методы соответствуют психологическим особенностям подростков);
2) практической целесообразности (материал программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с развитием у подростков навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением противоправного поведения);
3) позитивности (акцент предъявляемого материала смещен с борьбы с негативными проявлениями и последствиями на развитие и укрепление здоровья, мотивацию ЗОЖ, выбор здоровой жизненной позиции, умение строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение и свое будущее);
4) ответственности обучающихся, а не педагога (выработка ответственности обучающихся за свое поведение);
5) активности (дать возможность обучающимся заявить о своих интересах, что позволит подростку избежать совершения противоправных деяний).
Участники программы социально-педагогической профилактики противоправного поведения – учащиеся 8-9 классов.
Сроки реализации программы: в течение учебного года.
Программа социально-педагогической профилактики противоправного поведения несовершеннолетних включает:
– индивидуальную работу с несовершеннолетними (индивидуальные консультации, индивидуальные занятия с элементами тренинга, обеспечение внеурочной занятости подростков, в том числе в каникулярный период, работа с родительскими семьями подростков);
– групповую работу с несовершеннолетними (профилактические интерактивные занятия: «Мы за здоровый образ жизни», «Найди свой аргумент», «Факторы в защиту жизни», «Умей сказать «Нет», «Курить или жить?», «Мифы о наркотиках» и др.; классные часы: «Свой путь мы выбираем сами», «Что такое ответственность?» и др.);
– информационно-просветительскую деятельность (информационные часы: «Мы в ответе за свои поступки», «Охрана прав детей в Республике Беларусь», «Шалость и хулиганство» и др.; лекции и консультации специалистов ИДН, КДН, врача-нарколога; видеолекторий «Имею право знать»; месячник правовых знаний; профилактическая акция «Дружим с законом»; информационные стенды «Подросток и закон», «Уголок правовых знаний», выпуск буклетов, информационных листов, брошюр, памяток на тему «Правонарушения и ответственность за них»);
– деятельность по формированию здорового образа жизни учащихся (проведение спортивно-массовых мероприятий: «Спорт, здоровье, дружба», «Мы – спортивная семья», спортивный марафон «Я выбираю жизнь» и др.) [5].
Ход реализации программы.
Задача 1. Формирование у учащихся гражданских качеств, знаний и умений, помогающих решать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей.
Критерии результативности:
1. Сформировать у обучающихся представление об ответственности за совершенные противоправные действия.
2. Воспитание правового сознания подростков.
№ п/п | Мероприятие/действие | Срок реализации | Целевая группа | Исполнители |
1 | Диагностика по выявлению противоправного и небезопасного поведения подростков | март | 8-9 классы | Педагог-психолог |
2 | Классный час на тему «Формирования у обучающихся знаний по профилактике противоправного поведения» | апрель | 8-9 классы | Классные руководители |
3 | Семинар на тему: «Подросток и закон». | апрель | 8-9 классы | Классные руководители |
4 | Акция «Мы против спайса». | Начало мая | 8-9 классы | Зам. директора по воспитательной работе |
5 | Беседа на тему: «Мы в ответе за свои поступки | Конец мая | 8-9 классы | Классные руководителии зам.директора по воспитательной |
6. | Родительское собрание по профилактике противоправного и небезопасного поведения подростков. | Май | Родители | Классный руководитель, педагог-психолог |
Задача 2. Формирование правовой компетентности подростков.
Критерии результативности:
1. Развить умения работать в коллективе и высказывать свою точку зрения.
2. Снижение количества совершенных преступлений среди подростков.
Таблица 2.2 Мероприятия по реализации программы 2020 год.
№ п/п | Мероприятие/действие | Срок реализации | Целевая группа | Ответственные |
1. | Игра «Правовой бреин - ринг» | Начало сентября | 8-9 классы | Классные руководители |
2. | Тренинг на тему «Стоп, подумай, действуй». | Середина сентября | 8-9 классы | Социальный педагог |
3. | Спортивная игра на тему «Стоп наркотикам, курению и алкоголю». | Октябрь | 8-9 классы | Зам. директора по воспитательной работе |
4. | Просмотр социального ролика из интернета про старших подростков правонарушителей отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях. | Середина октября | 8-9 классы | Классные руководители |
5. | Классный час на тему «Предупрежден, значит вооружен». | Ноябрь | 8-9 классы | Классные руководители |
6. | Акция «Мы против спайса». | Учебный год | 8-9 классы | Зам. директора по воспитательной работе |
7. | Веселые старты «Мы за ЗОЖ». | Конец ноября | 8-9 классы | Зам. директора по воспитательной работе |
Задача 3. Формирование личности, не склонной к противоправному поведению.
Критерии результативности:
1. Формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.
2. Выражать свои взгляды, вести дискуссию.
№ п/п | Мероприятие/действие | Срок реализации | Целевая группа | Ответственные |
1. | Промежуточное тестирование | декабрь | 8-9 классы | Педагог-психолог |
2. | Лекция противоправное и небезопасное поведение подростков | январь | 8-9 классы | Классный руководитель |
3. | Форум-игра «Противоправное поведение подростков» | январь | 8-9 классы | Классный руководитель |
4. | Беседа с учениками и их родителями по противоправному и небезопасному поведению подростков. | февраль | 8-9 классы | Классный руководитель, педагог-психолог |
5. | Классный час на тему «Формирования у обучающихся знаний по профилактике противоправного поведения» | февраль | 8-9 классы | Классный руководитель |
6. | Беседа на тему: «Мы в ответе за свои поступки» | март | 8-9 классы, педагоги | Заместитель директора по воспитательной работе |
Задача 4. Снижение риска совершения противоправных действий несовершеннолетними.
Критерии результативности:
1. Повышение уровня информативности детей по проблеме правонарушений несовершеннолетних;
2. Разъяснение последствий совершений правонарушительных действий, дать сведения об ответственности несовершеннолетних.
№ п/п | Мероприятие/действие | Срок реализации | Целевая группа | Исполнители |
1 | . Игра «Правовой бреин - ринг» | декабрь | 8-9 классы | Классные руководители |
2 | КВН | декабрь | 8-9 классы | Зам. директора по воспитательной работе |
3 | Мероприятие «За здоровый образ жизни» | январь | 8-9 классы | Классные руководители |
4 | Изготовление визиток по профилактике противоправного поведения подростков | февраль | 8-9 классы | Классные руководители |
5 | Беседа на тему: «Мы в ответе за свои поступки | апрель | 8-9 классы | Зам.директора по воспитательной |
6. | Итоговое тестирование. Подведение итогов. | Май | 8-9 классы | Педагог-психолог |
Разработанная нами программа была частично апробирована на базе ГУО «Средняя школа №1 г.Кличева». В ходе реализации программы нами были проведены следующие мероприятия:
1. Семинар на тему: «Подросток и закон».
Участники: обучающиеся 8 - 9 классов
Цель: профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания подростков.
Задачи: - познакомить с понятиями «проступок», «правонарушение», «преступление»;
- сформировать представление о видах правонарушений и мерах ответственности за них;
- воспитывать нравственные качества и уважение к законам.