Файл: Дипломная работа профилактика противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 251
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оборудование: мультимедийное оборудование; карточки синего, красного и желтого цвета для игры, административный кодекс, уголовный кодекс РФ.
2. Беседа на тему: «Мы в ответе за свои поступки»
Участники: обучающиеся 8 - 9 классов
Ход мероприятия: Обучающие общаются на поставленные вопросы педагогом вначале мероприятия.
Цель: профилактика правонарушений несовершеннолетних; пропаганда правовых знаний; формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения; формирование навыков критического анализа сложных ситуаций; формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям; развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.
Задачи:
1. Сформировать у обучающихся представление об ответственности за совершенные противоправные действия.
2. Развить умения работать в коллективе и высказывать свою точку зрения.
3. Игра «Правовой бреин - ринг»
Цель: в ходе игры вспомнить известные учащимся понятия изученных тем, статьи Конституции, способствовать воспитанию чувства гражданственности, сопричастности к истории страны;
Задачи:
-
Развивать коммуникативные навыки. -
Умения анализировать, сравнивать, работать с источником.
Оборудование занятия: экран, мультимедиа проектор компьютер. Предлагаемое нами мероприятие было реализовано в МАОУ «СОШ 66
4. Тренинг на тему «Стоп, подумай, действуй».
Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди
несовершеннолетних, воспитание правового сознания воспитанников.
Задачи:
-
Повышение уровня информативности детей по проблеме правонарушений несовершеннолетних; -
Разъяснение последствий совершений правонарушительных действий, дать сведения об ответственности несовершеннолетних.
Реализация данного комплекса позволит уменьшить риск попадания старших подростков в категорию детей с противоправным поведением. Заметно расширить кругозор старших подростков, и создаст условия для их творческой самореализации, самопознания и профессиональной ориентации, реализоваться в социуме, повысить уровень знаний. Комплекс мероприятий по первичной профилактике противоправного поведения поможет узнать старшим подросткам о своих правах и обязанностях, ответственности за их деяния. Всё это позволит, с одной стороны, старшим подросткам успешно устроиться в самостоятельной жизни, быть более образованными, мобильными, творческими и конкурентно способными; с другой стороны, привлечет старшего подростка к внеурочной деятельности, снизит процент совершения противоправных деяний.
Одним из направлений профилактической работы является предоставление подросткам актуальной правовой информации с целью повышения их уровня правовой культуры, просвещения. Для реализации данного направления оформляются уголки правовых знаний, содержащие актуальную информацию о законодательстве Республики Беларусь, правовых интернет-ресурсах, проводимых акциях и иных мероприятиях по правовой тематике. Содержание уголков правовых знаний постоянно обновляется и расширяется.
Рассмотрим различные по содержанию формы социально-профилактической деятельности. Первой формой профилактики ученые называют организацию социально-педагогической среды. Она основывается на представлениях об обуславливающем воздействии социальной среды на развитие девиаций. Влияя на социально-негативные факторы, можно предупредить социально-нежелательное поведение индивида. Влияние может быть обращено на семью, социальную группу (школу, класс) или конкретную личность.
Следующая форма профилактической деятельности –просвещение (информирование). Данная форма профилактики осуществляется посредством социальной рекламы, информационных материалов (стендов, памяток, листовок и пр.), проводятся лекции, беседы, подростков знакомят со специальной литературой и видеороликами.
Третья актуальная форма социально-профилактической работы – модель активного социального обучения социально-важным и востребованным навыкам. Это направление помощи реализуется главным образом в виде групповых психологических и социальнопедагогических тренингов.
Четвертая форма социально-профилактической деятельности –включение подростков в деятельность, альтернативную делинквентному поведению, что связано с взглядами учёных о замещающем характере противоправных форм поведения. Это направление профилактики осуществляется почти во всех программах социальной помощи при коррекции наблюдающегося противоправного поведения.
Пятая форма социально-профилактической деятельности –стимулирование ресурсов личности и формирование здорового образа жизни, что обеспечивает активность индивида, его здоровье и невосприимчивость к негативному криминальному влиянию.
Следующая форма социально-профилактической деятельности – снижение негативных результатов противозаконного поведения. Она применяется в ситуациях уже развитого противоправного поведения и устремлена к профилактике рецидивов или их отрицательных результатов. В ситуации произошедшего противоправного поведения важным методом социально-психологического влияния является общественное наказание (главным образом в тюрьмах и исправительных колониях). В отдельных государствах к несовершеннолетним лицам, совершившим преступления, используется система общественного порицания и ограничения прав делинквента (без или после отбывания наказания), например, действуют ограничения в приеме на работу, усыновлении детей и пр.
Однако значимое место в организации профилактической работы занимает организация содержательного досуга школьников. В современной школе такого рода деятельность может быть реализована посредством внеучебной (внеурочной) занятости детей и подростков.
Рассмотрим особенности организации внеурочной работы как средства профилактики безнадзорности детей. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать «образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов) [5, с. 3].
Внеурочная деятельность может выступать как пространство обучения, воспитания, развития детей. Особое место в изучении возможностей внеурочной деятельности занимает реализация внеурочных занятий, посвященных формированию правовой культуры и воспитанности как средства формирования гражданской идентичности и самосознания в соответствии с целевыми ориентирами, обозначенными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина.
Исходя из выявленных в ходе анализа педагогических возможностей внеучебной деятельности школьников, можно заключить, что в её рамках можно успешно осуществлять профилактику противоправного поведения учащихся и их безнадзорности в силу следующего:
- внеучебная деятельность способствует организации содержательного досуга, позволяя заполнить свободное время школьника полезными занятиями;
- во внеучебной деятельности складываются благоприятные межличностные отношения в системе «педагог-ребенок»;
- содержание и структура внеучебной деятельности позволяет проектировать занятия с учетом запросов школьников;
- возможна реализация внеучебной деятельности в форме занятий кружка, клуба по интересам, ориентированного на профилактику правонарушений школьников путём формирования их правовой культуры.
Внеучебная деятельность школьников, нацеленная на профилактику безнадзорности и правонарушений школьников, может быть реализована во всех видах и направлениях внеурочной деятельности, обозначенных нормативными документами в сфере образования (игровой, познавательной, проблемно-ценностном общении, досугово-развлекательной деятельности, художественном творчестве, социальном творчестве, трудовой, спортивнооздоровительной туристско-краеведческой деятельности).
Приоритетными формами организации профилактической работы во внеурочной деятельности следует считать: ролевые, деловые, социально-моделирующие игры; этические беседы, дебаты, диспуты, проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов; социальные проекты, социальные акции и социальные пробы; тренинги.
Реализация внеурочной деятельности как средства профилактики противоправного поведения подростков может быть реализована в процессе занятий тематического клуба по интересам ориентированного на профилактику правонарушений школьников путем формирования их правовой культуры. Результатами внеучебной деятельности, нацеленной на профилактику противоправного поведения являются: приобретение школьником социальных знаний (знания о нормах права и закона); формирование ценностного отношения к социальной реальности (становление ценностного отношения к закону); получение опыта самостоятельного социального действия (формирование законопослушного поведения).
Таким образом, внеучебная деятельность является средством эффективной профилактики безнадзорности и правонарушений школьников при реализации ряда условий: выявлении и учете факторов риска среди школьников; сотрудничестве школы с семьёй, органами правопорядка; нацеленности занятий на формирование правовой культуры школьников.
Меры индивидуальной профилактики правонарушений, закрепляемые в законодательстве, следует рассматривать как перечень методов непосредственной работы и превентивных процедур обращения с несовершеннолетними группы риска совершения правонарушений. Применение указанных мер, формализованных в законе, на практике должно быть строго персонифицировано [47].
Меры индивидуальной профилактики должны определяться субъектами профилактики с учетом индивидуальных особенностей лиц, в отношении которых они применяются, характера и степени общественной опасности совершенных ими действий. Меры принудительного и ограничительного характера должны применяться только на основании и в порядке, предусмотренном в Законе о профилактике правонарушений несовершеннолетних.
В качестве основных мер индивидуальной профилактики правонарушений могут выступать:
а) методы работы:
– профилактическая беседа;
– содействие в трудоустройстве;
– утверждение общественного воспитателя несовершеннолетнего;
– официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения;
– обязательные меры воспитательного воздействия;
– социальная реабилитация несовершеннолетних;
б) превентивные процедуры обращения с несовершеннолетними (защитные меры):
– помещение несовершеннолетнего до трех лет в организации здравоохранения;
– помещение несовершеннолетнего в социально-педагогические учреждения, приюты;
– передача несовершеннолетнего, обнаруженного в ночное время вне жилища без сопровождения законного представителя, его законному представителю и другие [23, c.16].
В качестве исключительной меры индивидуальной профилактики, имеющей в большей степени наказательный, а не воспитательный потенциал, следует рассматривать помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение. Меры по организации профилактики правонарушений несовершеннолетних также должны быть регламентированы в Законе о профилактике правонарушений несовершеннолетних. Обеспечение на местном уровне функциональной работы системы предупредительной деятельности предполагает:
– наличие центрального органа (должностного лица), отвечающего за состояние профилактики правонарушений несовершеннолетних на территории региона;
– обеспечение взаимодействия органов и организаций (субъектов профилактики) при осуществлении мер общей и индивидуальной профилактики;
– организацию контроля за осуществлением профилактики правонарушений (установление порядка отчетности субъектов профилактики, систематические проверки уровня осуществления деятельности, установление ответственности за ненадлежащее исполнение функций);
– ресурсное, правовое и информационно-аналитическое обеспечение предупредительной деятельности и взаимодействия субъектов профилактики [25, c.8].
Степень результативности социально-педагогической деятельности по профилактике противоправного поведения подростков заметно повышается при согласованной работе всех участников образовательно-воспитательного процесса. Задача специалистов социально-педагогической и психологической службы государственного учреждения образования «Средняя школа № 1 г. Кличева» – включить в профилактическую деятельность не только самого подростка и его законных представителей, но и педагогов-предметников, администрацию и иных работников учреждения образования. Обучение и координирование деятельности всего коллектива учреждения образования предполагает следующие формы работы: совещания («Потребление психoактивных веществ в нашем районе, городе»); круглые столы («Признаки употребления подростком токсических веществ»), изучение методических рекомендаций («Тактика обнаружения наркотиков»).