Файл: Дипломная работа профилактика противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


У несовершеннолетних преобладает вербальная агрессия, т.е выражение негативных чувств как через форму крик, визг, так и через содержание словесных ответов проклятия, угрозы.

Также преобладает показатель раздражение, несовершеннолетние проявляют готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Немало человек проявляют физическую агрессию, использование физической силы против другого лица.

Самый маленький показатель агрессии среди несовершеннолетних по шкале негативизм – это оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Шкалы «обида» и «подозрительность» относятся к индексу враждебности, а шкалы «физическая агрессия», «раздражительность» и «вербальная агрессия» включены в индекс агрессивности. Результаты диагностики уровня агрессивности по индексу враждебности и индексу агрессивности представлены на рис.2.4.



Рисунок 2.4 - Результаты диагностики по опроснику Басса-Дарки

У испытуемых, по индексу враждебности, выявлено три уровня агрессивных реакций. Высокий уровень 45% (45 уч.). Подростки отмечают, что легко раздражимы и их часто охватывает чувство ярости. Часто не могут справиться с желанием причинить вред другим людям, с целью защиты своих интересов. Средний уровень, выявленный у 53% (53 уч.) свидетельствует о том, что подростки в редких случаях испытывают зависть и ненависть к окружающим, нераздражительны, не имеют врагов и обидчиков. Низкий уровень у 3% (3 уч.) указывает на то, что испытуемые не способны обидеть кого-либо, не вымещают зло на других людях, их тяжело обидеть, расстроить, они не вступают в конфликт.

По индексу агрессивности, так же выявлено три уровня агрессивных реакций. Высокий уровень 25% (25 уч.). Подростки указывают на то, что испытывают желание причинить вред окружающим, а также используют физическую силу против другого человека. Они отмечают, что довольно часто испытывают злость, ненависть, раздражение к обидчикам. Средний уровень у 58% (58 уч.) говорит нам о том, что подростки неспособны ударить человека, так как считают, что все можно решить «мирным путем», без споров, конфликтов, раздражения. Низкий уровень у 17% (17 уч.) указывает на то, что испытуемые не испытывают чувство раздражения, злости. Подростки не выражают негативные чувства через грубость, сквернословие.


С целью определения склонности к противоправному поведению среди юношей и девушек, мы провели диагностику по опроснику А. А. Рукавишникова.

Результаты, полученные по опроснику А. А. Рукавишникова (рис.2.5).



Рисунок 2.5. - Результаты по методике А. А. Рукавишникова

По шкале выраженное поведение в области «включения» (Ie) уровень выше среднего был выявлен у 45 % мальчиков и 49 % девочек, что свидетельствует об их активном стремлении принадлежать к различным группам, быть включенными и как можно чаще находиться среди людей; о стремлении принимать окружающих, чтобы они, в свою очередь, принимали участие в их деятельности, проявляли к нему интерес. Низкий уровень наблюдается у 33 % мальчиков и 39 % девочек, что говорит о том, что они не чувствует себя достаточно хорошо среди людей и склонны избегать контактов.

По показателю требуемое поведение в области «включения» (Iw) высокий уровень был выявлен у 30 % мальчиков и 43 % девочек, что может говорить об их желании принимать участие в делах друзей и близких, которые в свою очередь должны прилагать усилия, чтобы быть в их обществе, даже в тех случаях, когда они сами ничего не делают для этого. Низкие показатели были выявлены у 33 % мальчиков и 18 % девочек, это говорит о том, что эти респонденты проявляют тенденцию общаться с малым количеством людей и ищут контактов, не стремятся принадлежать к группам и общностям. Средний (пограничный) уровень был выявлен у 37 % мальчиков и 39 % девочек, что предполагает присутствие в их поведении тенденций, характерных как для высокого, так и для низкого уровня.

Высокие результаты по шкале, выраженное поведение в области «контроля» (Ce) были выявлены у 22 % мальчиков и 58 % девочек, что показывает их стремление контролировать и влиять на окружающих, брать в свои руки руководство и принятие решений за себя и других. Низкий уровень был диагностирован у 26 % мальчиков и 15 % девочек, это является показателем того, что они активно избегают принятия решений и взятия на себя ответственности. Средний (пограничный) уровень был выявлен у 52 % мальчиков и 27 % девочек.

Требуемое поведение в области «контроля» (Cw) на высоком уровне находится у 63 % мальчиков и 48 % девочек, что отражает их потребность в зависимости, в ожидании контроля и руководства со стороны окружающих и говорит о нежелании брать и на себя ответственность. Данный показатель на низком уровне был выявлен у 30 % мальчиков и 12 % девочек, что предполагает, что индивид не принимает контроля над собой. Средний (пограничный) уровень был выявлен у 7 % юношей и 39 % девушек, что предполагает присутствие в поведении человека тенденций, характерных как для высокого, так и для низкого уровня.



По показателю выраженное поведение в области «аффекта» (Ae) высокий уровень был выявлен у 18 % мальчиков и 27 % девочек, это проявляется в стремлении человека быть в близких, интимных отношениях с другими и проявлять к ним свои теплые и дружеские чувства. Средний (пограничный) уровень был выявлен у 56 % мальчиков и 58 % девочек, что свидетельствует о присутствии в поведении человека тенденций, характерных как для высокого, так и для низкого уровня. Низкий уровень был представлен у 26 % мальчиков и 15 % девочек, это является показателем большой осторожности и избирательности в установлении близких чувственных отношений.

Требуемое поведение в области «аффекта» (Aw) на высоком уровне находится у 15 % мальчиков и 9 % девочек, что говорит о потребности индивида в том, чтобы окружающие стремились быть к нему эмоционально более близкими, делились своими чувствами, вовлекали в глубокие эмоциональные отношения. Данный показатель на низком уровне был выявлен у 44 % мальчиков и 61 % девочек, что означает, что человек очень осторожен при выборе лиц, с которыми создает глубокие отношения. Средние (пограничные) показатели были выявлены у 41 % юношей и 30 % девушек, что предполагает присутствие в поведении человека тенденций, характерных как для высокого, так и для низкого уровня.

Для изучения личностных особенностей несовершеннолетних, склонных к совершению противоправных действий, нами были использованы следующие методики: методика «Оценка нравственного развития личности» (И.В. Мащенко, Н.Н. Протько, В.Н. Ростовцев) (прил. Г); методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) (прил. Д).

Методика «Оценка нравственного развития личности» (авторы И.В. Мащенко, Н.Н. Протько, В.Н. Ростовцев) позволяет исследовать нравственное ядро личности, является методической основой адресной первичной профилактики поведенческих рисков.

Целью методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)», разработанная А.Н. Орел, является измерение склонности к отклоняющемуся поведению. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

После проведения эмпирического исследования методики «Оценка нравственного развития личности» (И.В. Мащенко, Н.Н. Протько, В.Н. Ростовцев) и обработки данных, были получены следующие данные, указанные на рис. 2.6.




Рисунок 2.6. - Результаты проведения методики «Оценка нравственного развития личности» (И.В. Мащенко, Н.Н. Протько, В.Н. Ростовцев) у несовершеннолетних

Анализ результатов по методике «Оценка нравственного развития личности» (И.В. Мащенко, Н.Н. Протько, В.Н. Ростовцева) показал, что у несовершеннолетних преобладает средний уровень нравственного развития 56%, освоение несовершеннолетними моральных ценностей, выработка ими нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. У 32 % наблюдается низкий уровень нравственного развития и у 12% высокий уровень нравственного развития.

Для изучения склонности к отклоняющемуся поведению нами была использована методика А.Н. Орел «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (рис. 2.7).



Рисунок 2.7. Результаты проведения исследования по методике «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел)

Подведя итог данной диагностики, мы выявили, что у большинства несовершеннолетних по шкале 3 наблюдаются тенденции к противоправному поведению, агрессивности и не соблюдению правовых и общепринятых норм, у остальных же несовершеннолетних признаки отклоняющегося поведения могут проявиться только в определенных неблагоприятных условиях. Судя по полученным данным, в первую очередь это будут проявления склонности к делинквентному поведению, к низкому волевому контролю эмоциональных реакций.

Анализируя результаты по всем методикам, можно отметить, что несовершеннолетние осознают существование законов, принятых в обществе и понимают, для чего они существуют, но они видят в соблюдение законов возможные ситуативные отклонения, возможность отстоять и свои права, если это необходимо. Наряду с этим можно отметить, что по результатам исследования, факторами риска совершения правонарушения являются не столько условия социальной среды (воспитательное воздействие родителей, ситуации, травмирующие психику ребенка, нарушения физического или психического здоровья т.п.), сколько несформированность личностных качеств, которые помогают человеку противостоять возникающим трудностям. Поэтому, на наш взгляд, необходимо в дальнейшем провести программу профилактики личностных особенностей подростков, склонных к совершению правонарушений.

2.2 Комплексная социально–педагогическая программа профилактики противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних
B теории и практике педагогической деятельности социально-педагогическая профилактика определяется как научно-обоснованное и своевременно предпринимаемое влияние на социальный объект c целью сохранения и поддержания его функционального состояния и предупреждения возможных пагубных процессов в его жизни и деятельности. Социально-педагогическая деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних предполагает целенаправленное воздействие на отрицательно влияющие факторы, связанные с определенными видами отклонений и нарушений.

Профилактика противоправного поведения включает в себя меры по нормализации условий жизни и воспитания, оздоровления среды, а также непосредственное воздействие на самого несовершеннолетнего, включающее воспитательную и профилактическую работу.

В ГУО «Средней школы №1 г.Кличева» существует проблема в организации мероприятий по профилактики противоправного и небезопасного поведения, для решения представленной проблемы нами был составлен и частично реализован комплекс мероприятий по профилактике противоправного поведения у подростков в школе.

Целевой аудиторией являются обучающиеся образовательной организации, старшие подростки.

Цель комплекса мероприятий по профилактике противоправного поведения у несовершеннолетних в школе: сформировать у старших подростков заинтересованность участия в мероприятиях на данную тему, формирование правового регулирования обучающихся, представлений об основных правах и обязанностях, об уважении к правам человека и свободе личности.

На основании результатов эмпирического исследования была разработана и внедрена в образовательный процесс ГУО «Средняя школа №1 г. Кличева» программа социально-педагогической деятельности по профилактике противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних.

Цель программы – обеспечить комплексный подход к социально-педагогической профилактике противоправного поведения несовершеннолетних.

Программа социально-педагогической профилактики противоправного и небезопасного поведения несовершеннолетних решает следующие задачи:

1) формирование у учащихся гражданских качеств, знаний и умений, помогающих решать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей;