Файл: Конспект лекций по дисциплине информационные бухгалтерские системы фгос впо третьего поколения профессиональный цикл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
33
- формирование на предприятии бухгалтерских решений на основе правил построения типовых операций;
- определение списка разрешенных корреспонденций;
- создание и регистрация новых объектов бухгалтерского учета;
- закрытие информации по истечению определенного периода;
- определение порядка автоматического формирования выходных форм на основании оперативной информации;
- создание системы паролей и организация нескольких уровней доступа к данным.
Наибольшее распространение в настоящее время получили программные продукты:
1С:Бухгалтерия – (1991) входит в состав системы программ 1С:Предприятие, которая строится по модульному принципу, позволяющему выбрать наиболее подходящий комплект. Различные компоненты, выполняемые с использованием единой программы оболочки и специальным образом настроенные, составляют Конфигурацию системы. Предлагается несколько вариантов программы 1С:Бухгалтерия. Базовая версия программы запрещает изменение конфигурации и позволяет работать с типовой конфигурацией системы. В стандартной версии ограничены возможности аналитического учета, запрещены сложные проводки. Нельзя вести параллельный учет нескольких предприятий в одной информационной базе. Версия ПРОФ продоставляет больше возможностей для аналитического учета, использования нескольких планов счетов и учета по нескольким предприятиям с возможностью как раздельного, тат и совместного учета. Для одновременной работы нескольких бухгалтеров с одной информационной базой предназначены сетевые версии (файл-серверные и клиент-серверные варианты, второй более дорогой, но более удобный для работы на больших предприятиях, с повышенными требованиями к надежности и
34 производительности системы.) Одним их основных достоинств продуктов 1С является широкая партнерская сеть по всей стране.
Семейство программных продуктов БЭСТ.
Самый распространенный продукт БЭСТ-4 – комплексная бухгалтерская и торгово-складская система. Кроме того, широко известны БЭТС-ПРО – для средних и крупных предприятий (150 ПК), БЭСТ-ОФИС – для малых и средних предприятий.
Парус Предприятие – для автоматизации учета деятельности предприятий различный форм собственности. Комплекс построен по модульному принципу, причем каждый модуль построен в виде отдельной программы.
Комплекс программ ИНФИН Управление предназначен для автоматизации бухгалтерского учета и управленческой деятельности на предприятиях.
Компоненты комплекса позволяют вести бухгалтерский и складской учет.
Одновременно можно вести учет на нескольких предприятиях различных форм собственности и видов деятельности.
Программа Инфо-бухгалтер предназначена для автоматизации бух.учета на малых и средних предприятиях. Предлагается базовая и профессиональная версии. Базовая- для МП. Проф. Для средних предприятий.
Семейство программ Турбо-бухгалтер предназначено для автоматизации ведения бухгалтерского и управленческого учета на предприятиях. При этом возможно организация учета деятельности нескольких предприятий на одном ПК. Создаются программы 1-3 класса.
Все рассматриваемые бухгалтерские программы реализуют стандартный набор функций, характерный для их класса. Однако, кроме общих принципов функционирования, у каждой программы есть свои особенности (недостатки, т.е. можно сказать, что все программы не слишком удобны в общении, но по разному).
35
Наименее удобна в общении программа БЭСТ-ПРО. Была разработана для операционной системы DOS и при переносе на Windows не была существенно изменена (нельзя произвольно менять размеры рабочего окна, невозможно одновременно работать с несколькими окнами документов, возможны трудности при печати, невозможно оперативное внесение новых записей в справочники при формировании ПД, т.е. необходимо отказаться от создания ПД, потеряв всю введенную информацию и внести нужную запись в справочник, неудобно реализована технология отмены введенных ранее документов.
1С:Бухгалтерия. Меню программы сильно перегружено, повторы команд, в разных конфигурациях разные варианты Меню, нет единого продуманного интерфейса программы (структура окон документов и диалогов – нет единого стиля – расположение кнопок).
ЛЕКЦИЯ 6
ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Вопросы:
1.
Принципы
и
методы
создания
автоматизированных
информационных систем
2.
Стадии
и
этапы
проектирования
автоматизированных
информационных систем
3. Проектирование носителей входной информации
4. Проектирование носителей выходной информации
Рекомендуемая литература
1. Горбенко А.О. Информационные системы в экономике. Учебное пособие – БИНОМ. Лаборатория знаний, Москва 2010.- Глава 4 – глава 6.
36 2. Исаев Г.Н. Информационные системы в экономике: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит»,
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» – Омега-Л, Москва 2010.- Глава 13.
3. Уткин В.Б., Балдин К.В. Информационные системы в экономике:
Учебник – Дашков и К, М.2012.- Глава 1. (http://www.knigafund.ru/books/16943)
4. Федорова Г.В. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа, аудита: Учебное пособие – М.: ОМЕГА-Л, 2008.- Глава 2.
5. Чекмарев Ю.В., Нечаев Д.Ю.Надёжность информационных систем:
Учебное пособие – ДМК Пресс, Москва 2012.- Глава 1, глава 6.
Первый вопрос: Принципы и методы создания автоматизированных
информационных систем
Основные принципы проектирования:
- полнота выполняемых функций: комплексность автоматизации и дополнительные возможности;
- соотношение цены и качества: лицензия;
- гибкость: возможность настройки на любой план счетов, любые проводки, ставки, возможность быстрой адаптации к изменениям законодательства;
- расширяемость: возможность изменения самого программного продукта, изменения меню;
- надежность: контроль на непротиворечивость данных, автоматическое восстановление системы при сбоях, защита от несанкционированного доступа, копирования, удаления данных;
- настройка и сервисные функции: календарь, будильник, записная книжка, калькулятор, встроенный редактор.
Методы проектирования:
- индивидуальный (оригинальный) используется при создании принципиально новой ИС, при отсутствии подходящих прототипов ИС, создании небольших и
37 несложных по функциям ИС, наличие квалифицированного штата разработчиков, наличие эффективных средств разработки;
- типовой (индустриальный) применяется фирмами-разработчиками, которые специализируются на создании ИС определенного типа (промышленное предприятие, торговля, бюджетное учреждение); ИС функции управления – учет, анализ, управление персоналом; информационных технологий определенного вида – компьютерные сети, базы данных, система управления делопроизводством.
Критерии выбора:
- цена;
- качество;
- функциональное наполнение, технологические возможности, эксплуатационные характеристики (сравнивают конкретные программы);
- быстрота внесения изменений;
- сопровождение;
- гибкость и открытость.
При одинаковом функциональном наполнении, близких технологических возможностях и эксплуатационных характеристиках предпочтительнее типовые программные продукты, так как сокращается время проектирования, повышается уровень качества проектных решений.
Второй
вопрос:
Стадии
и
этапы
проектирования
автоматизированных информационных систем
Проектирование АИС – процесс разработки технической документации, связанный с организацией системы получения и преобразования исходной информации в результатную, т.е. с организацией АИТ.
Документ, полученный в результате проектирования – проект. Цель проектирования
– подбор технического, формирование экономико- математического, информационного, программного и т.д. обеспечения.
38
Стадии и этапы проектирования
Предпроектный анализ
Обследование
(ТЭО)
Разработка технического
задания (ТЗ)
Разработка проекта
Технический проект
Рабочий проект
Внедрение (эксплуатация) системы
Опытная
эксплуатация
Промышленная
эксплуатация
Первая
стадия первый этап - Обследование – изучение и диагностический анализ существующей системы обработки информации. Материалы, полученные в результате обследования должны быть использованы для:
- обоснования разработки и поэтапного внедрения системы;
- составления технического задания на разработку системы;
- разработки технического и рабочего проектов системы.
Обследование проводится разработчиком совместно с заказчиком после издания приказа заказчика о проведении работ по предпроектному обследованию. Обследование начинается с изучения производственно- экономических характеристик объекта, основных функций, осуществляемых подразделениями и их руководителями. В процессе обследования должны быть выявлены инструктивно-методические и директивные материалы, на основании которых определяется состав системы и перечень задач (учетная политика, схема документооборота).
При изучении функциональных задач управления рассматриваются:
- наименование задачи, сроки и периодичность решения;
39
- степень формализуемости задачи;
- источники информации, необходимые для решения задачи;
- показатели и их количественные характеристики;
- действующие алгоритмы расчета показателей и возможные методы контроля;
-принятая точность решения задачи;
- трудоемкость решения задачи;
- действующие формы представления исходных данных и результатов их обработки в виде документов;
- потребители результатной информации по задаче.
При обследовании документооборота составляют схему движения документов, которая должна отразить:
- количество документов;
- место формирования показателей документов;
- взаимосвязь документов при их формировании;
- маршрут и длительность движения документов;
- место использования и хранения данного документа;
- внутренние и внешние информационные связи;
- объем документа в знаках.
По результатам обследования устанавливают перечень задач, решение которых целесообразно автоматизировать и очередность их разработки. В отчете по обследованию (технико-экономическое обоснование) приводятся: основные технико-экономические показатели работы организации, схемы информационных связей и объем информации, схемы документооборота, данные об уровне автоматизации. В технико-экономическом обосновании обосновываются предложения по совершенствованию системы управления
(системы бухгалтерского учета), выделяются функции (задачи), подлежащие автоматизации, указываются первоочередной комплекс задач и предварительный перечень средств системы, проводится ориентировочная
40 оценка экономической эффективности создания автоматизированной информационной системы.
Первая стадия второй этап. Техническое задание на систему разрабатывается заказчиком при непосредственном участии разработчика.
Техническое задание – документ, утвержденный в установленном порядке, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки автоматизированной информационной системы и содержащий предварительную оценку экономической эффективности системы.
Утвержденное техническое задание является документом, которым разработчик должен руководствоваться на всех этапах проектирования системы. Изменения, вносимые в техническое задание, должны оформляться протоколом, являющимся частью технического задания (протокол утверждается заказчиком). При разработке технического задания следует:
- установить общую цель создания автоматизированной информационной системы, определить состав подсистем и комплексов задач;
- разработать и обосновать требования, предъявляемые к обеспечивающим подсистемам;
- установить общие требования к проектируемой системе;
- определить этапы создания системы и сроки их выполнения;
- провести предварительный расчет затрат на создание системы и определить уровень экономической эффективности ее внедрения.
Разделы технического задания:
- Введение
1. Основание для разработки системы;
2. Общие положения;
3. Функциональная подсистема;
4. Обеспечивающие подсистемы;
5. Организация работ и исполнители;
6. Этапы разработки и внедрения системы;
41 7. Предварительный расчет затрат на создание системы и экономической эффективности от ее внедрения.
Вторая стадия первый этап – разработка технического проекта.
Основанием для разработки технического проекта является техническое задание, утвержденное заказчиком. Технический проект системы – это техническая документация, утвержденная в установленном порядке, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритмы решения задач, а также оценку экономической эффективности автоматизированной информационной системы и перечень мероприятий по подготовке системы к внедрению. Технический проект включает в себя следующие документы:
1. Пояснительная записка.
2. функциональная и организационная структура системы.
3. постановка задач и алгоритм решения.
4. организация информационной базы.
5. альбом форм документов.
6. система математического обеспечения.
7. принцип построения комплекса технических средств.
8. расчет экономической эффективности системы.
9. мероприятия по подготовке объекта к внедрению системы.
10. ведомость документов.
Постановка задач и алгоритм решения (документ 3) выполняются для каждой отдельной задачи или подзадачи, остальные документы являются общими для всей системы. Кроме того, документы 1, 2, 5, 8, 9 – могут разрабатываться для отдельных подсистем. Все перечисленные документы можно сгруппировать в четыре основные части технического проекта: экономико-организационная (1, 2, 3, 8, 9), информационная (4,5), математическая (6), техническая (7).
Постановка задач и алгоритм решения:
42
- организационно-экономическая сущность задачи (наименование, цель решения задачи, краткое содержание, метод, периодичность и время решения задачи, способы сбора и передачи данных, связь задачи с другими задачами);
- экономико-математическая модель задачи (структурная и развернутая форма представления);
- входная оперативная информация (характеристика показателей, их значность, формы представления);
- нормативно - справочная информация (содержание и формы представления);
- информация, хранимая для связи с другими задачами;
- информация, накапливаемая для последующих решений данной задачи;
- алгоритм решения задачи (последовательность этапов расчета, схема, расчетные формулы);
- контрольный пример (набор заполненных данными входных документов, условные документы с накапливаемой и хранимой информацией, формы выходных документов, заполненные по результатам решения задачи).
Вторая стадия второй этап – разработка рабочего проекта. Рабочее проектирование заключается в разработке материалов, обеспечивающих эксплуатацию автоматизированной системы обработки информации. Рабочий
проект системы – это техническая документация, утвержденная в установленном порядке, содержащая уточненные данные и детализированные общесистемные проектные решения, программы и инструкции по решению задач, а также уточненную оценку экономической эффективности автоматизированной информационной системы и уточненный перечень мероприятий по подготовке системы к внедрению. Рабочий проект разрабатывается на основе технического проекта, утвержденного заказчиком.
На этапе рабочего проектирования заказчик должен закончить работы по подготовке объекта к внедрению системы, подготовить помещения для установки компьютеров, организовать учебу сотрудников. Разработчик