Файл: Т. И. Ачи нович. Минск бгу, 2022. 199 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1128

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

56
6. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ
Консультирование в случаях насилия в семье
Семейное насилие часто может носить скрытый характер. Не толь- ко насильник, но и жертва нередко прилагает все усилия для сокрытия факта насилия из-за чувства стыда, страха, ощущения беспомощности, невозможности что-либо изменить к лучшему, а иногда – по незнанию.
Таким образом, проблема выявления случаев и причин домашнего на- силия и формирование активной установки на изменение сценария – сложная и важная профессиональная задача специалистов социальной работы, требующая высокого уровня квалификации, умения наладить контакт и создать атмосферу безопасности и доверия.
Семейное насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного, психологического и эко- номического оскорбления и давления по отношению к своим близким в целях обретения над ними власти и контроля, что нарушает их права, свободы, законные интересы и причиняет им физические и (или) пси- хические страдания.
Последствия семейного насилия во многом соответствуют симпто- мам посттравматического стрессового расстройства (ПТСР):
• на психологическом уровне: нарушение сна, кошмары, повторяю- щиеся воспоминания, сложности с концентрацией внимания, повышен- ная тревога и возбудимость, гиперактивность, нарушение взаимоотно- шений, ощущение враждебности со стороны общества;
• физиологическом уровне: нехватка воздуха, дискомфорт в желудке, внутренние спазмы, головные боли, снижение интереса к сексу вплоть до полного равнодушия;
• уровне поведения: членовредительство, суицидальные попытки или мысли, злоупотребление алкоголем или наркотиками, проблемы с питанием (булимия или анорексия), беспорядочная смена сексуальных партнеров
1
Особенностью состояния человека, пережившего насилие, является выраженное чувство вины за случившееся, ненависти к насильнику, ужаса и обиды, и, как следствие, возникает неприятие и отвержение собственного тела. Резко падает самооценка. Эмоциональное расстрой- ство может принимать различные формы: от замкнутости и ухода в себя до страха и неспособности оставаться одному.
Обычно человеку, пережившему домашнее насилие, не оказывают помощь в русле семейного консультирования, так как у клиента может
1
Малкина-Пых И. Г. Семейная психотерапия. М. : Эксмо, 2008. 992 с.


57
возникнуть чувство, что будет раскрыт его секрет, или страх распада семьи; насильник не допускается на встречи.
Обращение за профессиональной психологической помощью тре- бует определенной доли мужества от пострадавшего. Иногда с момента совершения насилия до момента обращения за помощью проходят годы.
Грамотная помощь специалиста поможет конструктивно пережить слу- чившееся и превратиться из жертвы насилия в человека, пережившего насилие.
Все формы, методы и техники работы специалиста строятся так, чтобы дать жертве насилия возможность понять, что никто не старается преуменьшить значение ее трудностей и проблем, но именно в них мож- но и нужно искать и находить средства для улучшения своего положения.
Тем самым клиента побуждают к поиску собственных ресурсов изме- нения, в качестве которых выступает как его прошлое, так и будущее, как воспоминания, так и воображение, помогающие искать ответы на проблемы в личном опыте.
Задачи психологического консультирования по проблеме семейного насилия:
• стабилизация эмоционального состояния;
• исследование проблемы;
• выявление источников поддержки;
• принятие решения об изменении ситуации (уход от супруга, вре- менное или постоянное раздельное проживание, развод, сохранение статус-кво, переговоры с супругом, совершающим насильственные дей- ствия, использование посредников для переговоров, обращение в пра- воохранительные органы и пр.);
• составление плана действий.
Направления работы с пострадавшей (пострадавшим) от насилия:
1) формирование отношения к себе:
• признание своей уникальности;
• принятие себя такой (таким), какая (какой) ты есть;
• обретение любви к себе;
2) формирование отношения к другим:
• признание уникальности любого другого;
• развитие в себе качеств, помогающих понять мнение, точку зрения, поведение другого;
3) выстраивание исследовательской позиции по отношению к себе:
• изучение собственных предпочтений, реакций, состояний в разных обстоятельствах;
• исследование своего характера, особенностей его проявления в раз- личных сферах деятельности (работа, семья, досуг и т. п.), самокоррекция характера;
• внимание к работе своего тела;
• анализ собственных ценностей и жизненных смыслов;

58 4) осознание необходимости восстановления (самореабилитация):
• поиск собственного алгоритма достижения равновесия: знакомство с различными, в том числе традиционными, способами восстановления; выбор приемлемых и адекватных способов;
• понимание того, что восстановление себя за счет другого – непродук- тивный и тупиковый путь, влекущий за собой такие проявления, как раз- дражение, агрессия, поиск виноватого, уход в болезнь, синдром несчастно- го и др.; это, как правило, стихийные, неосознанные пути восстановления, которые не способствуют улучшению отношений с окружающими;
5) формирование взглядов, которые помогают достичь психического равновесия:
• все проблемы во мне самой (самом);
• все зависит от моего отношения к происходящему;
• внутреннее равновесие проистекает не из желания изменить дру- гих, а от принятия их такими, какие они есть;
• все, что мы можем изменить, – это наше восприятие мира, окру- жающих, себя;
• важно перестать тревожиться и научиться жить сейчас;
• нужно научиться прощать – это позволит избавиться от многих проблем;
• необходимо уйти от страха и предпочесть ему любовь – тогда можно изменить природу наших отношений с другими людьми.
И. Г. Малкина-Пых выделяет следующие
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

стадии консультирования
в работе с последствиями насилия
1
:
1) решение вылечиться. Либо симптомы настолько сильны, что не- возможно дальше терпеть, либо человек сознательно решает, что нужно что-то менять, и обращается за помощью. Задача психолога на этой стадии – создание безопасного пространства, оценка состояния здоровья клиента: психологического и соматического. На это может уйти несколько недель или месяцев;
2) кризис. Эта стадия очень трудна для клиента, здесь важно, чтобы он мог позаботиться о себе. Человек встречается с сильными чувства- ми, болью. От психолога потребуется очень мощная поддержка. Можно сделать встречи более частыми. Полезно выяснить потенциальный риск самоубийства, проговорить эту тему. Важно, чтобы клиент осознал, что эта стадия не будет продолжаться вечно;
3) вспоминание. Если сформировано доверие к психологу, последует рассказ о том, что произошло. Очень важно, чтобы клиент вспомнил столько, сколько он может выдержать;
4) вера. Эта стадия существенна, если человек сомневается в точности воспоминания. Для клиента очень важно поверить себе и своим воспо-
1
Малкина-Пых И. Г. Семейная психотерапия.

59
минаниям: «Если предположить, что вы это придумали, то зачем? Зачем вам тратить на это время, деньги?»;
5) преодоление молчания. Рассказ подробностей произошедшего, как правило, сопровождается чувством стыда и страхом напугать слу- шающего, также возможен страх перед повторением насилия. Можно сказать клиенту: «Чем больше вы говорите о пережитом, тем меньше энергии там остается, становится легче». Если человек решился по- ведать об этом психологу, то потом он может рассказать об этом еще кому-нибудь, например другу или подруге. Тогда исчезнет внутренняя изоляция;
6) снятие с себя вины за случившееся. Человек может винить себя в том, что не смог защититься, или в том, что в момент насилия получал удовольствие. Нельзя разубеждать жертву в абсолютной невиновности – она этому не поверит. Не надо пытаться разрушить веру клиента в свою вину. Важно помочь ему снять с себя ответственность за случившееся;
7) поддержка «внутреннего ребенка». Внутри каждого взрослого че- ловека есть ребенок радующийся и ребенок страдающий. Многие люди, пережившие насилие в детстве, не умеют радоваться жизни. На этой стадии необходимо установить контакт с «раненым ребенком» внутри себя, используя рисунки, движения (в группе) и т. п.
8) возвращение доверия к себе. Здесь происходит повышение само- оценки, определение личных границ клиента, которые были нарушены насилием, а теперь вновь могут вернуться под его контроль;
9) оплакивание потери. Речь идет о прощании с тем, что было утра- чено в момент насилия;
10) гнев. На стадии оплакивания обычно наружу выходит и злость, долгое время сдерживаемая внутри;
11) раскрытие и конфронтация. Насильник – это человек, живущий поблизости. Важно выразить ему свой гнев. Можно написать письмо или разыграть это в психодраме;
12) прощение. Имеется в виду прощение себя. Прощать насильника не нужно, так как это может быть еще одной жертвой, которую принесет ему пострадавшая. Смысл прощения в том, чтобы отпустить насильника от себя;
13) обретение духовности. Речь идет о возвращении представления о том, что мир добр и хорош. Исчезает ощущение отделенности от мира, неспособности чувствовать красоту. Возвращается связь между «Я» и те- лом, возрождается доверие к людям;
14) разрешение травмы и движение дальше. Это момент, когда люди чувствуют, что им удалось включиться в жизнь. Постепенно надо го- ворить о том, что терапия заканчивается. Наступает время проститься с клиентом.


60
Зарубежные консультативные службы, работающие с проблемами на- силия в семье, приводят следующие
рекомендации для консультантов
1
:
• дайте пострадавшей от насилия женщине возможность рассказать свою историю: пусть она знает, что вы верите ей и хотите выслушать;
• помогите ей осознать свои чувства: поддержите ее право быть разгневанной, не отрицайте ни одно из ее чувств;
• будьте чувствительны к различиям между женщинами, принад- лежащими к разным расам, культурам и классам: хотя между всеми женщинами есть сходство, ни одна из них не является стереотипом, у каждой свой жизненный опыт;
• уважайте культурные ценности и верования, оказывающие влияние на поведение женщины: не забывайте, что эти представления в про- шлом могли быть для нее источником спокойствия и уверенности и их важность не должна принижаться;
• осознавайте различие между сельской и городской женщиной: необходимо помнить о физической изоляции и культурных ценностях сельской жительницы;
• знайте, что женщина не нуждается в спасении: помогите ей оце- нить собственные ресурсы и систему поддержки;
• помните, что женщина находится в состоянии кризиса, который снижает ее собственные защитные свойства, помогающие ей справиться с любой проблемой. Помогите женщине вновь обрести силу и эмоцио- нальный настрой, и она примет свое собственное решение;
• не забывайте, что важным значением обладают также чувст- ва и реакции консультанта, в связи с чем ему и даются все эти реко- мендации;
• осознавайте ваши позиции, переживания и реакции в ответ на на- силие: вспомните, какую роль оно сыграло в вашей жизни;
• отдавайте себе отчет в том, что вы ограничены во времени и в воз- можностях проявления эмоций: имейте представление о работе и нали- чии милицейских участков и прочих служб с тем, чтобы не быть голос- ловным, – помните: вы помогаете пострадавшей определить проблему, но не решить ее;
• остерегайтесь удовлетворять собственную потребность быть экс- пертом: наверное, не раз люди говорили вашей клиентке, что делать, однако женщине нужен человек, который внимательно отнесется к ней, а советов она получила уже достаточно;
• осознавайте свои культурные приверженности, верования и преду- беждения, когда консультируете женщину другой культуры, расы и класса.
Не забывайте, что у нее тоже могут быть предубеждения против вас;
1
Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М. : Смысл, 2005. 182 с.


61
• не ставьте диагноз! Сделайте акцент на решении конкретной про- блемы и эмоциональной поддержке, а не на субъективной интерпрета- ции поведения;
• не выражайте разочарования, если женщина решает вернуться к прежним взаимоотношениям: будьте откровенны и объясните свои опасения, но дайте ей знать, что она всегда сможет обратиться к вам;
• помните! Возможно, вы первый в ее жизни человек, который про- явил уважение и оказал поддержку именно в тот момент, когда она больше всего в этом нуждалась. Взамен вы получите признательность и удовлетворение от мысли, что можете быть кому-то полезны.
Консультирование семьи
в ситуации развода
Можно выделить несколько наиболее распространенных
вариантов
обращения за психологической помощью в связи с разводом.
1. Один из супругов хочет развода и ищет подтверждения правиль- ности своего выбора, а второй желает сохранить брак и прибегает к по- мощи консультанта как к одной из последних возможностей. В. В. Гагай описывает стратегии консультирования в зависимости от роли, которую играет клиент в разводе, и его запроса (табл. 3).
Таблица 3
Стратегии консультирования в ситуации развода
Запрос
Стратегия консультирования
Просьба помочь доказать семье правильность своего решения и действий
Дайте клиенту возможность подумать над такими мифами, как:
второй брак лучше первого;
если брак не удался, только развод может исправить положение;
для ребенка развод не является чем-то исключительным, поскольку вокруг него много других детей из неполных семей;
после развода все станет на свои места и для детей;
если новый партнер любит меня, он будет рад и моим детям
Просьба помочь выбрать между супругом (супругой) и новым объектом любви
Дайте такому клиенту возможность взвесить все «за» и «против» и как можно быстрее сделать свой выбор

62
Запрос
Стратегия консультирования
Просьба помочь освободиться от чувства вины
Ориентируйте клиента на то, чтобы прямо сказать супругу (супруге), которого (которую) он оставляет, о своих планах и реализовать их, позаботившись о том, как в этой ситуации можно оказать ему (ей) конструктивную поддержку
Стремление переложить вину, ответственность на супруга (супругу)
(обвинение)
Подумайте вместе с клиентом о разделении ответственности за сложившуюся ситуацию
Депрессия и самообвинение
Покажите клиенту возможности изменения своей жизни в лучшую сторону после развода, помогите освободиться от чувства вины
Желание вернуть супруга (супругу)
Помогите клиенту разобраться: есть ли возможность сохранить семью, если брак фактически уже распался. Помогите ему взять на себя долю ответственности за конфликт.
Предложите клиенту прекратить любые негативные выпады в адрес супруга (супруги) и простить за причиненные обиды.
Сформируйте у клиента готовность к примирению и налаживанию отношений с супругом (супругой)
2. Оба супруга сомневаются в необходимости развода и пришли на консультацию. В этом случае стратегия консультирования состоит в поиске причин разногласий между супругами и путей их преодоления.
Могут быть использованы техники работы с конфликтами, описанные нами ранее.
Следующей достаточно распространенной проблемой является рас- ставание с партнером. За консультацией обращаются люди, которые уже не надеются вернуть партнера, и их волнует проблема: как жить дальше, как «разлюбить», как приспособиться к жизни без надежды на взаим- ность. Консультирование может здесь помочь: реорганизовать жизнь клиента, переориентировать его на то, что отвлечет от переживаний; изменить отношения с партнером.
Развод относится к категории потери, и с этой позиции работа с раз- веденными партнерами сходна с той, которая проводится с людьми, пережившими утрату. Необходимо проработать чувства обиды, утраты, вины, переживаемые клиентом. Только после этого последний спосо- бен интеллектуально овладеть ситуацией, что-то понять и переменить
Окончание табл. 3