ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1124
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
45
В процессе консультирования родителей возможны следующие
так-
тики работы:
1) усиление когнитивного аспекта: информирование родителей по вопросам воспитания и психологического развития детей;
2) работа с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений: поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений во взаимоотноше- ниях с ребенком;
3) формирование эффективных навыков взаимодействия родителей и детей.
Этапы работы психолога-консультанта с родителями
Е. Г. Силяева выделяет три
этапа работы психолога-консультанта с родителями.
Задача первого этапа – создать доверительные, откровенные отно- шения с родителями. С этой целью применяется такая форма работы, как беседа, в ходе которой исключаются прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности.
Это уместно лишь в тактичной форме после анализа сведений о ребенке, диагностики.
В целом в психологическом консультировании по поводу сложностей отношений с детьми Н. Г. Осухова выделяет три направления:
1) наполнение жалобы-запроса конкретным содержанием (какие именно поведенческие ситуации стали основой обращения);
2) обеспечение стереоскопичности взгляда на ситуацию (взгляд на нее родителей, ребенка и материалы психодиагностики);
3) оказание психологической поддержки ребенку. Работа консуль- танта состоит не в подтверждении наличия «отрицательного» качества у ребенка (чего в ряде случаев только и ждет родитель), а в выдвижении совместно с родителями гипотезы об истории его развития, возможностях и путях преодоления ребенком конфликтных отношений с родителями
1
Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка и включает в себя несколько задач:
1) подробный анализ психического развития и личностных особенно- стей ребенка, степени и причин выявленных трудностей. Внимание ро- дителей сосредоточивается на возможностях оказания помощи ребенку;
2) разъяснение конкретных мер с учетом специфики развития ре- бенка;
3) обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям в по- ведении, общении или обучении ребенка;
1
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования.
С. 138.
46 4) планирование последующих встреч в целях выявления динамики продвижения ребенка в условиях психологического воздействия.
На третьем этапе проводится коррекционная работа. Задачи кон- сультирования:
1) формирование у родителей педагогической компетентности через расширение круга их психолого-педагогических знаний и представлений;
2) привлечение родителей к коррекционной работе как активных участников коррекционного процесса.
На данном этапе используются следующие формы работы с роди- телями:
• совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы;
• анализ причин незначительного продвижения в развитии ребенка и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в этом развитии;
• индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным с детьми формам деятельности, носящие коррекционную направленность;
• помощь родителям в решении их проблем и определении перспек- тив личностного саморазвития.
Часто консультация родителей ограничена только одной встречей, что имеет свою специфику. В этом случае проводится краткосрочное кон- сультирование. Психолог ориентирован не на поиск причин трудностей в поведении ребенка, а на поиск решения проблемы. Главный вопрос: не почему, а с какой целью ребенок это делает? Важно выяснить, что происходит в семье, кто и как реагирует на плохое поведение ребенка.
Трудности в работе с родителями:
1) установка родителей на изменение детей, отрицание необходи- мости изменения своего поведения. Основное желание родителей – изменить ребенка, сделать так, чтобы он хорошо учился, хорошо себя вел, не воровал и т. д. При этом им трудно понять, что поведение детей зави- сит от поведения родителей, их родительской позиции;
2) установка на получение готового ответа, конкретных рекомендаций в отношении воспитания детей;
3) часто двойные послания от родителей, которые затрудняют работу консультанта, особенно начинающего.
Примеры:
• «У нас в семье все хорошо, только ребенок плохо учится»;
• «У нас очень хорошая дочь (хорошо учится, у нее спокойный харак- тер, она добрая и т. д.), но она не может общаться с одноклассниками»;
• «У ребенка все есть, но он плохо учится».
Двойные послания отражают парадоксы, противоречия в семье:
«У нас все хорошо, кроме ребенка». На самом деле надо читать: «У нас все плохо». Психолог не должен поддаться формулировке: «У нас все хорошо». Можно отреагировать:
47
• «Я вижу, у вас есть трудности с ребенком»;
• «Да, это просто трагедия»;
• «С этим можно работать. Ваше желание разобраться с данной про- блемой и мой опыт работы с подобными случаями поможет нам вместе найти выход из этой ситуации» (повышение уверенности клиента в воз- можности решения проблемы).
Консультирование родителей по поводу сложностей
во взаимоотношениях со взрослыми детьми
Одна из наиболее частых проблем, с которыми сталкивается семей- ный консультант, – жалобы родителей на трудности во взаимоотноше- ниях со своими взрослыми детьми. Такие жалобы Ю. Е. Алешина условно делит на четыре группы:
1) отсутствие контакта с детьми: непонимание того, как они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощуще- ние своей родительской ненужности, чуждости ребенку и т. д. Для кли- ентов с такими проблемами характерны высказывания типа: «Я его совершенно не понимаю», «Я ничего о ней не знаю, где она бывает, кто ее друзья», «Он мне ничего о себе не рассказывает, не доверяет» и т. д.
2) неуважительное, резкое отношение детей к родителям, постоянные ссоры и конфликты с ними по пустякам. Для таких жалоб характерны высказывания типа: «Он постоянно мне грубит», «Она абсолютно со мной не считается», «Он ничего не хочет делать по дому, ни в чем не помогает»;
3) тревога за детей, вызванная тем, что они живут не так, как долж- ны были бы, с точки зрения родителей. Часто при этом последние вос- принимают своих детей как несчастных, неудачливых, запутавшихся, одиноких и т. д., что и служит поводом для обращения за консультаци- ей. Жалобы обычно формулируются так: «У моей дочери очень плохие отношения с мужем; я бы хотела помочь ей наладить семейные отно- шения, но не знаю, как это сделать», «Мой сын бросил институт, в кото- ром отучился четыре года», «Дочке девятнадцать лет, а она уже сделала два аборта»;
4) проблемы, связанные с нестандартным поведением детей: «Моя дочь употребляет наркотики! Как можно ей помочь бросить?», «Мой сын – член шайки, занимающейся спекуляцией и воровством! Что мне делать?»
Естественно, какой бы ни была жалоба клиента, первая задача кон- сультанта – разобраться в сути проблемы, понять, насколько претензии и оценки родителя соответствуют действительности, поставить свой диагноз. Наиболее очевидный путь для этого – сбор конкретных фактов.
Важные моменты в постановке точного психологического диагноза, позволяющего выдвигать и формулировать дальнейшие гипотезы:
1) выяснение степени серьезности причины беспокойства родителя по поводу ребенка, иначе говоря, является ли ребенок нормальным, т. е.
48
выступают ли его трудности, странности или особенности поведения проявлениями независимости, самостоятельности, представлениями о жизни, отличными от родительских, или в его поведении, высказывани- ях и реакциях действительно присутствуют некоторые особенности, сви- детельствующие о каких-либо психических и социальных отклонениях;
2) понимание того, какова в действительности позиция родителя по отношению к ребенку, что лежит в основе обращения за консульта- цией – собственные проблемы или беспокойство за сына (дочь), стрем- ление помочь ему (ей) или желание обрести помощь и поддержку для себя и избавиться от собственных страхов, переживаний, чувства вины, ненужности и т. д.
Нередко встречаются ситуации, когда верно и то и другое. Работа консультанта в таком случае, как показывает опыт Ю. Е. Алешиной, должна идти в следующих направлениях:
• коррекция позиции родителя по отношению к ребенку;
• коррекция отношения родителя к ребенку;
• консультирование родителей по поводу проблем и сложностей в жизни ребенка;
• консультирование родителей по поводу их проблем.
Коррекция позиции родителя по отношению к ребенку. За жа- лобами на отсутствие контакта родителя с ребенком чаще всего кроется гипердоминантная, опекающая родительская позиция: стремление ру- ководить, советовать, рекомендовать, контролировать, делать замечания и т. д. В этом случае особенности поведения ребенка, лежащие в основе жалоб, – невнимательность, резкость, скрытность – это способы борьбы за собственную независимость, попытки избежать гиперопеки.
В случае гиперопекающего отношения родителей к ребенку кон- сультант в первую очередь должен проанализировать тактику роди- тельского поведения. При этом беседа может идти в нижеприведенных
направлениях.
1. Выяснить требования, которые родитель предъявляет к ребенку вообще, т. е. каким он хотел бы видеть своего сына (дочь), а также то, когда и как эти требования предъявляются, что и по какому поводу родитель чаще всего говорит ребенку.
Часто выясняется, что родитель занимает позицию всезнающего учителя, уверен в своей правоте и не хочет или не умеет расстаться с такой позицией.
2. Показать клиенту связь между особенностями поведения родителя
(гиперопека) и ребенка (скрытность, холодность, резкость, неуважитель- ное отношение).
Необходимо помочь родителю понять, что в основе разногласий и трудностей в отношениях с детьми лежат особенности его поведения – настойчивость, контроль, критические комментарии.
49 3. Выяснить, как родитель понимает отношение к нему ребенка
(«А как ваш сын (дочь) воспринимает ваше поведение, что он (она) о вас говорит?»).
Родитель должен осознать, что ребенку не просто не нравится, что и как говорит родитель, но родительские высказывания отвергаются, оцениваются и воспринимаются весьма негативно.
4. Проанализировать, почему родитель обратился за психологической помощью именно сейчас; почему проблемы отношений стали особенно острыми; что изменилось в отношениях с ребенком, в ситуации или непосредственно в родителе за последнее время.
Бывает, что за обострением отношений стоит просто естественный процесс взросления ребенка и уход его из-под родительского контроля.
Однако чаще всего этому способствует резкое изменение ситуации либо в жизни ребенка (вернулся из армии, женился, поступил в институт и в итоге возможность контроля уменьшилась), либо в жизни родителя
(вышел на пенсию, развелся и в результате потребности, а порой и воз- можности в гиперопеке увеличились).
5. Помочь оценить собственную позицию как проявление гиперопе- ки. Гиперопекающим родителям свойственно либо не замечать доми- нантности собственного поведения, либо воспринимать его как нечто нормальное и естественное: «Я же хочу ему только добра», «Я же лучше знаю, как надо поступать в таких ситуациях».
Данные приемы позволят получить прекрасный материал для по- нимания родителем своей гиперопекающей позиции и источников ее возникновения. Обычно за такой родительской позицией скрывается:
1) представление о своей роли учителя, единственного знающего и понимающего, что, когда и как надо делать, и, соответственно, не до- пускающего каких-либо иных вариантов или оценок;
2) уверенность в необходимости и реальности достижения стоящих задач – воспитать, заставить, объяснить, убедить и т. д.;
3) низкая оценка возможностей и способностей ребенка, недоверие к нему, поскольку такое поведение родителя означает его убеждение в том, что ребенок сам никогда и ничего путного сделать не сможет.
Задача консультанта в такой ситуации – разрушить или поставить под сомнение целесообразность гиперопекающей позиции по отно- шению к сыну (дочери), а также, по возможности, заменить ее иным отношением и видением происходящего.
Прежде всего следует поставить под сомнение правомочность и целе- сообразность позиции всезнающего учителя, которую занимает родитель, а также то, что, втолковывая нечто ежедневно двадцати-, тридцати-, а то и сорокалетнему «ребенку», можно добиться какого-либо позитивного результата. Иногда достаточно задать клиенту вопросы типа: «А вы уве- рены в том, что вашему ребенку необходимо именно это?» или «Как вы