ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1133
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
70
уже достаточно давно и тяжело болен (больна), хорошо представляет себе, что значит эта болезнь. Психологу приходится объяснять, что представ- ляет собой тот или иной диагноз, как обычно развивается болезнь, как следует вести себя с больным и т. п. Проблема часто усложняется и гру- зом моральных обязательств: клиенту приходится решать бросать или не бросать больного, с которым может быть прожито немало лет, перед которым он ощущает определенные обязательства и ответственность.
Задача консультанта – выслушать клиента, которому не хватает по- нимания. К тому же, излагая собственные трудности и сомнения, клиент сам движется к принятию решения. Консультанту необходимо помочь ему разобраться в своих истинных чувствах и переживаниях, а также найти некие компромиссные решения, которые, не снимая моральной ответственности, позволили бы изменить ситуацию. Так, например, вариант раздельного проживания с больным ни в коей мере не лишает клиента возможности ухаживать за ним, ведя при этом достаточно не- зависимый образ жизни.
Однако может показаться, что уход за больным и совместная жизнь с ним воспринимаются клиентом как нечто естественное, наполняющее его собственную жизнь смыслом. В этом случае задача консультанта – укрепить его в этом решении. Полезно также специально обсудить такие проблемы, как правильные способы поведения с больным, возможные реакции на его высказывания, что можно от него ждать, требовать и что ему можно поручать.
Подозрения по поводу болезни супруга. Обычно из рассказа клиента очевидны детали, свидетельствующие о психической патологии, но одно- значно поставить диагноз не представляется возможным. К числу таких признаков можно отнести: ухудшение общего психического состояния в течение определенного времени (месяцев, лет), общий депрессивный фон настроения, снижение энергетического потенциала, повышение критичности, резонерство, мелочность, придирки, подозрительность, неадекватность поведения.
При наличии серьезных подозрений на болезнь консультант должен настоятельно рекомендовать обратиться к врачу.
Существует еще одна ситуация: супруг втайне от клиента постоян- но посещает каких-то врачей, пьет лекарства, испытывает странные состояния, но всячески скрывает все это от партнера, который, в свою очередь, что-то подозревает, но разобраться без помощи специалиста не может. В этом случае психолог, внимательно выслушав клиента, может попытаться вместе с ним по каким-то косвенным признакам – назва- ниям лекарств, особенностями состояния и т. д. – предположить, что же происходит с мужем (женой).
Консультанту следует обсудить с клиентом, как направить возмож- ного больного к врачу, поскольку он (она) активно отвергает какое-либо
71
медицинское вмешательство. Вместе с клиентом консультант может разработать план: где найти врача, как замотивировать супруга на об- ращение и т. д. При этом психологу следует помнить, что его задача – не решить проблему клиента, дав четкий и однозначный совет, а стимули- ровать последнего на решение собственных проблем, на поиски наиболее успешного и эффективного способа поведения.
Трудности в отношениях с партнером. В некоторых случаях обра- щение по поводу болезни супруга может носить надуманный характер, поэтому следует объяснить поведение партнера с позиции здорового человека и лишь при наличии серьезных симптомов допустить возмож- ность патологии.
В ходе беседы необходимо получить ответ на следующие вопросы:
1) зачем клиенту нужно поставить партнеру диагноз, чего он хочет достичь в результате консультации: нормализовать отношения и поведе- ние супруга или найти удобный способ для обесценивания и управления последним?
2) всегда ли партнер был таким, возникли ли изменения в его пове- дении постепенно или они являются реакцией на какие-либо события, заставившие его измениться и пытаться решать существующие проблемы таким, порой не слишком адекватным, способом?
Наличие диагноза у партнера может быть выгодно клиенту, посколь- ку, с одной стороны, это укрепляет его позиции, создает ощущение вла- сти и правоты, а с другой – позволяет смириться с поведением супруга, не ощущая никакой собственной ответственности за происходящее, не испытывая чувства вины, списывая все на болезнь партнера. Консуль- тант должен выяснить, что в поведении клиента может провоцировать парт нера на странности, что мешает нормальному развитию супруже- ских отношений в этой семье.
При неподтверждении ожиданий клиента в отношении болезни для дальнейшей работы необходимо согласие последнего и его действитель- ная заинтересованность в этом. При наличии такого согласия работа начинается по описанной ранее схеме.
Психолог должен помнить, что пришедший на прием человек может быть психически болен: его требования неадекватны, рассказ изобилует невероятными деталями, поведение вычурно и демонстративно. Если консультант уверен в своих силах, то может выслушать клиента, который надеется найти у него сочувствие, понимание или просто хочет выска- заться. Такой разговор, несомненно, будет полезен больному.
Соматический больной. С жалобой на тяжелобольного часто обраща- ются не только по поводу супруга, но и по поводу престарелых родителей, живущих в семье клиента.
Причиной обычно являются серьезные изменения, происходящие в характере больного: раздражительность, нетерпеливость, частые жа-
72
лобы на дефицит внимания со стороны окружающих и т. п. Клиент очень часто признает подобные личностные изменения отчасти оправданны- ми болезнью, но в целом хотел бы как-то воздействовать на больного, скорректировать его поведение.
Прежде всего следует обратить внимание на начальный период бо- лезни. Чрезмерная забота и гиперопека в это время могут служить про- воцирующим фактором последующих негативных изменений.
Одним из лучших выходов является модель отношений, когда чле- ны семьи ориентируются на доверие к больному, верят в то, что он личность и способен адаптироваться к своей трудной ситуации. Свиде- тельство веры в больного – максимально здоровое отношение к нему, без каких-либо скидок и причитаний по поводу болезни, когда ему оказывается лишь действительно необходимая помощь. Важный мо- мент – это поручение больному каких-либо посильных дел и семейных обязанностей, ориентация на то, чтобы он по возможности обслуживал себя самостоятельно.
Подобные требования способствуют сохранению у больного запасов сил и жизненной энергии, желания что-то делать и не поддаваться не- дугу. Конечно же, консультант может и должен оказать весомую помощь клиенту, подробно обсудив то, как приложение этих принципов может работать в данном конкретном случае – в его семье. Обсуждение таких проблем бывает полезно и в отношениях с психически больными, жи- вущими в семье, и беспомощными стариками-родителями.
Таким образом, психологическая помощь в ситуации болезни одного из членов семьи может включать в себя решение следующих
задач:
1) информирование обратившегося члена семьи о характере болезни либо перенаправление его к специалисту, который сможет квалифициро- ванно объяснить, какой диагноз поставлен больному, как развивается болезнь и каким образом нужно вести себя с таким больным;
2) поддержка, заключающаяся в том, что психолог старается выслу- шать и понять клиента, учитывая специфику его ситуации. Если по- следний хочет оставить больного члена семьи или решается разорвать отношения (например, жена хочет развестись с супругом-алкоголиком), поместить больного в специальное лечебное учреждение, то он может испытывать чувство вины, стыда, моральное давление со стороны окру- жающих, других членов семьи. Задача консультанта – помочь клиенту разобраться в своих чувствах и переживаниях и поддержать его решение по поводу данной ситуации, не оказывая давления и не используя соци- ально одобряемые нормы и стереотипы;
3) обсуждение таких специальных вопросов, как приемлемые способы взаимодействия с больным и обращение с собственными чувствами, возникающими в ответ на возможные реакции больного. Целесообразно начать с выявления того, что клиент ждет от больного, и в случае необ-
73
ходимости произвести коррекцию данных ожиданий в соответствии с характером и тяжестью заболевания. Необходимо обсудить обязанности, которые можно поручить больному, что позволило бы ему оставаться включенным в семейную систему, приспособиться к болезни и продол- жать функционировать как член семьи.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте основные направления работы консультанта в ситуации развода.
2. Установите зависимость стратегии консультирования в ситуации развода от характера запроса клиента.
3. При каких условиях возможна трансформация семейно-супруже- ских отношений в ситуации дестабилизации брака?
4. Какие рекомендации вы дадите родителям в целях оптимизации детско-родительских отношений в постразводный период?
5. С какими трудностями и проблемами сталкиваются члены семьи в повторном браке?
6. Как вы считаете, какие скрытые послания клиента могут быть зашифрованы в жалобе на болезнь супруга?
Задания
1. Напишите эссе на тему «Быть вместе нельзя разводиться» и по- ставьте в данном заглавии знак препинания там, где, на ваш взгляд, он должен находиться.
2. Составьте программу работы с женщинами, пережившими семей- ное насилие.
3. Опросите людей с разным стажем семейной жизни в целях опре- деления их представлений о семейных кризисах и конфликтах между членами семьи в повторном браке. Уточните способы их выявления, формы выражения и пути разрешения. Сравните указанные характери- стики и внесите их в таблицу.
Проблемы в отношениях между супругами/детьми/родителями и детьми в повторном браке
Мои представления
Представления другого человека
4. Изучите кейс. С какими проблемами столкнулась семья? Какие рекомендации вы бы предложили?
Я вышла замуж за вдовца. У него дочка пяти лет. У меня своих детей нет. Вместе мы живем уже более полугода. Я стараюсь быть ребенку мамой. Она меня, кстати, так и называет. Но я не выношу ее капризов
и истерик. Когда мы с ней вдвоем, у нас идеальные отношения. Она меня слушается, не капризничает, не психует. Когда появляется папа, с девоч- кой что-то происходит: она начинает психовать и биться в истерике, если сделали не так, как она хотела, не купили то, что она хотела. Как быть? Как научиться терпению? Я боюсь, что не выдержу и уйду от них.
Просто я не в силах выносить такое поведение ребенка.
5. Составьте программу помощи семье, один из членов которой ин- валид. Изучите следующие первоисточники:
• Зборовский, К. Э. Группы самопомощи в технологии социальной реабилитации инвалидов : учеб. пособие / К. Э. Зборовский. – Минск :
Белорус. ассоц. соц. работников, 2008. – 156 с.
• Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в Респу- блике Беларусь / К. Э. Зборовский [и др.] ; под общ. ред. С. М. Сивца. –
Минск : Ин-т радиологии, 2014. – 348 с.
• Профессиональная реабилитация – социальная защита лиц с огра- ниченными возможностями : материалы междунар. науч.-практ. семина- ра, Минск, 28–29 окт. 2003 г. / редкол.: Э. И. Зборовский [и др.]. – Минск :
ГИУСТ БГУ, 2006. – 170 с.
Просто я не в силах выносить такое поведение ребенка.
5. Составьте программу помощи семье, один из членов которой ин- валид. Изучите следующие первоисточники:
• Зборовский, К. Э. Группы самопомощи в технологии социальной реабилитации инвалидов : учеб. пособие / К. Э. Зборовский. – Минск :
Белорус. ассоц. соц. работников, 2008. – 156 с.
• Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в Респу- блике Беларусь / К. Э. Зборовский [и др.] ; под общ. ред. С. М. Сивца. –
Минск : Ин-т радиологии, 2014. – 348 с.
• Профессиональная реабилитация – социальная защита лиц с огра- ниченными возможностями : материалы междунар. науч.-практ. семина- ра, Минск, 28–29 окт. 2003 г. / редкол.: Э. И. Зборовский [и др.]. – Минск :
ГИУСТ БГУ, 2006. – 170 с.
75
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 21