ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1129
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
63
в собственном поведении. Далее можно переходить к планированию иных сторон жизни и поиску резервов. Здесь могут быть выделены следующие этапы:
1) проработка чувств обиды, отчаяния, злости, вины, испытываемых супругом (супругой/супругами);
2) выявление фрустрированных потребностей, стоящих за предъ- являемыми чувствами, и поиск способов их удовлетворения с учетом изменившейся ситуации;
3) переосмысление и позитивная реинтерпретация полученного опыта;
4) поиск внутренних ресурсов супруга (супруги/супругов) и постро- ение планов на будущее;
5) оказание помощи в семейной реорганизации.
При оказании психологической помощи разводящимся супругам очень важна поддержка со стороны психолога, так как в постразводном состоянии они часто чувствуют себя одинокими, брошенными, неинте- ресными, скучными и т. д.
Позитивное влияние на психологическое состояние разводящихся супругов в этот период оказывают помощь и поддержка со стороны близ- ких людей – родственников и друзей, что может существенно облегчить последствия развода.
В данном случае наиболее подходящим в работе с клиентами яв- ляется
метод карты сети, направленный на поиск индивидуальных ресурсов клиента и разработку стратегии создания сети социальных контактов. Консультирование, ориентированное на сеть социальных отношений клиента, включает в себя два этапа.
Первый этап – анализ сети (содержательный анализ, диагностика взаимоотношений клиента с окружающими людьми) – это метод визу- ального содержательного представления социальных отношений чело- века для поддержки его психической компетентности. С помощью карты сети можно зафиксировать переплетение отношений личности, чтобы лучше понять их совокупность, проанализировать структуру должен- ствований в отношениях, провести диалог об их качестве и различных функциях в жизни личности.
Немецкий психолог А. Ленц разработал конкретную схему анализа сети в рамках консультативной работы.
В процессе консультирования клиенту предлагают углубленно рас- смотреть сеть социальных отношений. Карта сети позволяет сделать наглядными отношения и их структуру.
Перед клиентом лежит лист бумаги, на котором в изобилии изобра- жены концентрические круги. В центре внутреннего круга стоит слово
«Я». Он должен сделать первый шаг: представить себе людей, с которыми
64
чувствует себя особенно тесно связанным и без которых ему трудно. Эти люди группируются в первом круге вокруг «Я».
Затем человека спрашивают о людях, которые важны в его жизни, но с ними он менее связан, чем с людьми из первого круга. Эти лица размещаются дальше, в более удаленных кругах.
В конце располагают людей, с которыми социальные контакты уста- новлены, существуют, но эмоциональные связи слабее или более дистан- цированы. Это могут быть коллеги по работе, соседи, знакомые из группы досуга, объединения или организации, с которыми был связан клиент.
В заключение при составлении карты сети особыми значками отме- чаются те, кто связан с поставленными проблемами, с кем отношения особенно конфликтны или развивались напряженно.
Данная визуальная реконструкция служит основой для общего анализа структуры отношений, который нередко продолжается на по- следующих консультациях. В диалоге, сопровождаемом интенсивным выражением чувств, могут быть затронуты следующие комплексы тем:
• вид отношений (семья, родственники, подруги, коллеги по работе);
• структура социальной сети (состав и объем, плотность сети отно- шений, частота, множественность контактов и т. д.);
• качественные изменения отношений в последние годы (одни от- ношения с появлением проблем становятся интенсивнее, другие осла- бевают или полностью разрушаются: от кого-то вы отдалились, с кем-то установили новые связи или восстановили старые);
• желания, стремления (более интенсивные контакты с определен- ными людьми, взаимные интересы, тесные, доверительные отношения и эмоциональная безопасность);
• опыт отношений (зависимость, контроль, вмешательство, нанесе- ние ущерба, искренность, внимание и интерес);
• степень удовлетворенности отношениями в сети (общая оценка контакта, напряженность, конфликтность), доступность членов сети.
Анализ ресурсов поддержки в сети:
• возможность располагать социальной поддержкой (есть ли к кому обратиться клиенту со своими проблемами? как часто это происходит?);
• формы получаемой помощи (например, эмоциональная и ежеднев- ная практическая помощь);
• значимость неформальной поддержки (соответствовала ли форма помощи потребностям? каковы различия в оказании поддержки?);
• желания и ожидания при оказании поддержки;
• степень обоюдности, взаимности в неформальных отношениях помощи (ищут ли члены сети у клиента совета и помощи?);
• ресурсы сети клиента и готовность использовать их (что представ- ляет собой опыт использования сети? каких реакций клиент ожидает или боится? какие чувства он испытывает, обращаясь за помощью?).
65
Понимание и визуализация окружения, в котором живет человек, стимулируют его к более интенсивному критическому анализу своих социальных отношений, активизируют желание воспользоваться ресур- сами поддержки своего социального поля.
Задача психолога на первом этапе – научить клиента понимать свои страхи и затруднения, подвести его к осознанному критическому анализу собственной биографии. Это облегчает доступ к имеющемуся у него опыту отношений с людьми, и понимание собственных чувств помогает активи- зировать взаимодействие с окружающими, установить более тесные связи.
Часто обиды и разочарования клиента связаны с равнодушием близ- ких или даже с отказом в помощи. Консультирование на первом этапе направлено на постепенное ослабление его защитных реакций, на рас- ширение пространства общения и вовлечение значимых для клиента людей в его личные проблемы. Как правило, человек, пришедший к пси- хологу, убежден, что никто не может оказать ему необходимую услугу, и именно поэтому избегает мобилизации социальных ресурсов.
Второй этап – вмешательство в структуру повседневных, обыденных отношений человека, обратившегося за помощью.
Задачи консультирования:
• усиление существующих социальных отношений клиента;
• интенсификация слабых или разрушенных контактов;
• образование новых связей и систем поддержки.
Консультативная работа на втором этапе строится, как правило, на поддержке межличностной компетенции и усилении уверенности клиента в себе. В первую очередь его нацеливают на активный поиск потенциала помощи и образование тесных, защищающих отношений.
Его побуждают чаще обращаться к другим людям, учат строить действу- ющие контакты с людьми из сети, которые могут рассматриваться как компетентные помощники на всех этапах развода.
В работе с психологом клиенты часто обнаруживают стремление возобновить или развить отношения с людьми, которые в прошлом были им эмоционально близки, но по разным причинам отошли на второй план или полностью исчезли из их повседневной жизни.
Если в распоряжении имеется только сокращенная, редуцированная сеть, которая недостаточно соответствует потребностям в поддержке, то вмешательство больше концентрируется на изменениях в структуре отношений. Таким образом, цель консультирования в этом случае – вос- становление связей между распадающимися частями сети и образование новых социальных связей.
При психологическом консультировании разводящихся супругов очень важна осведомленность психолога в различных юридических аспектах проблемы развода, среди которых особенно значимыми пред- ставляются вопросы, связанные с детьми.
66
Важным направлением консультативной работы в сфере оптимиза- ции детско-родительских отношений в постразводный период является посредничество между родителями в переговорах для определения конкретных форм реализации родительской функции разведенным супругом, проживающим отдельно. Часто складывается ситуация, когда отец либо добровольно, либо вынужденно отстраняется от воспитания своих детей. Чтобы обеспечить максимальное участие отца в воспита- тельном процессе, родители должны соблюдать основные
принципы
воспитания детей после развода. О. А. Карабанова выделяет несколько таких принципов:
• ребенок должен быть уверен в том, что он любим и дорог обоим родителям. Надо постоянно подкреплять уверенность ребенка в любви, принятии и уважении его как отцом, так и матерью. Если родитель, про- живающий отдельно, длительное время не общается с ребенком, нужно суметь найти для последнего возможные объяснения этому факту, не подвергая сомнению чувства к нему такого родителя;
• образ каждого из родителей должен быть позитивным. Ребенку нужна уверенность в том, что его мама и папа – достойные люди, заслу- живающие любви и уважения;
• разведенным супругам необходимо принять сложившееся семей- ной положение как естественное и сформировать такую же установку у ребенка. Не нужно стыдиться развода, говорить о нем как о постыдной недостойной ситуации и умалчивать об этом. Следует объяснить ребенку, что неполная семья ничем не хуже любой другой, что существуют такие от- ношения, когда отцы живут отдельно, но продолжают заботиться о детях;
• необходимо сохранять доброжелательные отношения между су- пругами, не ставить ребенка перед необходимостью выбора «он/она или я». Следует избегать подозрительности, не расспрашивать ребенка о его новой семье, если она существует, не комментировать поступки, подарки, высказывания бывшего партнера, помнить о том, что он – зна- чимый и важный для ребенка человек;
• надо работать над тем, чтобы отношения ребенка с родителем, проживающим отдельно, были систематичными и предсказуемыми; не должно быть долгих неожиданных разлук и прерывания контакта. Если невозможно очное общение, можно использовать письма, телефонные переговоры. Родитель, проживающий с ребенком, в случае необходимо- сти должен проявлять инициативу и настойчивость в восстановлении и сохранении контакта ребенка с другим родителем. Если родителя, постоянного воспитателя ребенка, что-то не устраивает в форме, со- держании и месте общения, он вправе предлагать свои варианты его организации и настаивать на них;
• семейная история не только не должна прерываться с разводом, но должна иметь продолжение. Семейные фотографии и видеозаписи,
67
реликвии и рассказы, в том числе история любви родителей, должны сохраняться в семье, иметь позитивную эмоциональную окраску, быть для ребенка лучшими и любимыми страницами летописи его семьи.
Это правило является важной мерой профилактики нарушения семей- но-брачных отношений в будущей семье самого ребенка;
• нельзя ограничивать и прерывать отношения ребенка с бабушками и дедушками из семей обоих родителей. Естественно, что все вышеука- занные правила распространяются и на прародителей;
• создание новой семьи ни в коем случае не должно стать основанием для ограничения общения и сотрудничества ребенка с родителем. Отчим или мачеха не должны претендовать на то, чтобы занять в сердце ребенка место отца или матери. Друг, опекун, защитник, доверенное лицо, авто- ритетный воспитатель – далеко не полный перечень возможных ролей, которые может играть новый член семьи в жизни ребенка.
В случае создания разведенной женщиной новой семьи Г. В. Стар- шенбаум советует семейным консультантам следующее:
• помогайте женщине обрести веру в то, что неродной отец может быть авторитетной фигурой в отношениях с ее детьми;
• определите структурные различия в первой и второй семьях, чтобы трудности стали понятными и преодолимыми;
• нормализуйте происходящие в семье процессы, предоставляя но- вому главе семьи необходимое признание и уважение;
• найдите для родителей способы непрерывно поддерживать детей из обеих семей;
• придумайте возможную родительскую коалицию между обеими семьями.
Соблюдение супругами рекомендаций позволит свести к минимуму негативные последствия развода для всех членов распавшейся семьи.
Для успешного психологического консультирования разведенных супругов специалисту следует придерживаться принципов, предложен- ных В. В. Гагай:
• разделение ответственности между супругами за распад семьи;
• разделение ответственности между консультантом и клиентом за эффективное преодоление последствий развода;
• изменение установки бывших супругов по отношению к разводу: от стыда и умалчивания перейти к принятию ситуации, к признанию нормальности сложившихся обстоятельств;
• фокусировка на будущем разведенных супругов: показать, что развод открывает новые возможности в жизни;
• сохранение доброжелательных отношений между бывшими су- пругами после развода;
• утилизация чувства обиды на бывшего супруга посредством про- щения;
68
• укрепление социальной сети поддержки разведенных супругов;
• обеспечение участия каждого из родителей в воспитании детей;
• сохранение у ребенка положительного образа каждого из роди- телей;
• продолжение семейной истории после развода.
Таким образом, работа с людьми, пережившими развод, требует достаточно длительного времени и включает реорганизацию всей се- мейной системы.
Консультирование семьи с повторным браком
Можно выделить следующие
группы проблем, по поводу которых семья, образовавшаяся в результате повторного брака (далее – семья повторного брака), обращается к психологу:
1) трудности в отношениях между супругами. Помощь консультанта в этом случае заключается в информировании брачных партнеров о нор- мативных психологических проблемах, связанных с созданием новой семьи, и проведении супружеской терапии;
2) сложности в отношениях неродного родителя с ребенком. Здесь важно прояснить отношение ребенка к повторному браку родителя, особенности восприятия неродным родителем ребенка, а также помочь выявить взаимные претензии и ресурсы для построения более гармо- ничных отношений;
3) структурные семейные нарушения, связанные, как правило, с воз- никновением отношений в виде треугольника (например, «мать – от- чим – ребенок» или «отец – ребенок – отчим» и т. п.). В таких ситуациях важно поддержать диадные отношения взрослых членов образовавшегося треугольника и помочь им обходиться с имеющимся в них напряжением, не вовлекая при этом во взаимодействие ребенка;
4) трудности в установлении отношений с членами расширенной семьи, обусловленные отсутствием принятия со стороны последних нового брака.
Наиболее важным аспектом психологической помощи семье повтор- ного брака в каждом из этих случаев является информирование супругов о возможных нормативных психологических трудностях, связанных с построением новых отношений (особенно для семей с детьми от пре- дыдущих браков). Необходимо объяснить супругам важность поддер- жания отношений с бывшим партнером в рамках родительских ролей для сохранения психического и эмоционального благополучия ребенка.
Адаптация к новой семье у ребенка происходит легче при условии, что отношения с родителем, не проживающим с ним, носили деструктивный характер либо вовсе отсутствовали. При наличии позитивных отношений с родным родителем необходимо рекомендовать членам новой семьи не запрещать контакты с ним, относиться с особой деликатностью и внима-
69
тельностью к чувствам ребенка, дать ему время для адаптации к новой ситуации, оказывать поддержку, не форсировать процесс установления близости, не принимать жестких воспитательных мер. Не следует застав- лять ребенка называть неродного родителя мамой или папой.
В ряде случаев целесообразно приглашать на консультацию родного отца (мать) ребенка для оказания помощи в распределении областей ответственности, зон влияния на ребенка.
Очень важно, чтобы ребенок не стал инструментом мести одного родителя другому. Если выявляются факты манипулирования ребенком расставшимися родителями с одной или с обеих сторон, желательно организовать встречу родителей для окончательного прояснения и эмо- ционального завершения прежних отношений. Целью данной встречи должно явиться заключение соглашения между ними по вопросам их дальнейшего взаимодействия как родителей. Важно, чтобы ребенок знал: несмотря на то что родители расстались, каждый любит его и продолжает считать своим ребенком.
Консультирование по поводу проблем,
связанных с болезнью брачного партнера
Обычно за помощью к психологу обращается член семьи, на которого возложен уход за тяжелобольным. Попытка решения собственных про- блем обусловлена большой физической и психологической нагрузкой, значительным количеством связанных с ситуацией личных и межлич- ностных затруднений и вызвана необходимостью планирования даль- нейшей жизни (социальной, профессиональной, личной).
Основные причины обращения по поводу больного члена семьи:
1) он действительно болен, доказательствами чего являются много- численные госпитализации, неадекватное поведение, наличие психи- атрического или медицинского диагноза, систематическое принятие лекарственных препаратов и др.;
2) член семьи, со слов обратившегося, ведет себя неадекватно, что позволяет предположить наличие определенной патологии, в связи с чем перед клиентом встает необходимость строить свою жизнь с учетом этого фактора;
3) поведение и реакции больного не дают оснований для того, чтобы предположить у него какую-либо психическую патологию, что скорее свидетельствует о наличии проблем в семейных отношениях и неадек- ватности восприятия семейной ситуации самим обратившимся.
Рассмотрим приведенные
проблемы подробнее.
Болезнь члена семьи. Наиболее простой и в то же время наиболее острый вариант с точки зрения планирования клиентом своей судьбы.
К сожалению, далеко не всегда последний, даже в случае, если муж (жена)