ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1132
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел III
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
7. СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Концептуальную основу системной семейной психотерапии соста- вила кибернетика, точнее, общая теория систем. Один из ее основопо- ложников Карл Людвиг фон Берталанфи показал, что понятие системы вытекает из так называемого организмического взгляда на мир, для которого характерны два положения: 1) целое больше, чем сумма его частей; 2) все части и процессы целого влияют друг на друга и друг друга обусловливают. Таким образом, базовая идея системной семейной пси- хотерапии заключается в том, что семья – это социальная система, т. е. комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Образно выражаясь, семья – это живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл.
В рамках системного подхода можно выделить самостоятельные модели семейной психотерапии:
• классическая системная семейная психотерапия (ССП), включаю- щая трансгенерационный подход Мюррея Боуэна; стратегическая ССП
(Джей Хейли, Клу Маданес); структурная ССП (Сальвадор Минухин); миланский подход (Сельвини Палаццоли);
• постклассическая системная семейная психотерапия: нарративная; краткосрочная, ориентированная на решение; эмоционально-фокуси- рованная.
При системном подходе клиентом становится не один человек и не пара, а вся семья в целом. Любая проблема рассматривается не как особенность поведения или ощущения кого-то из членов семьи (вклю- чая детей), а как результат ее функционирования в целом как системы, которая постоянно развивается.
Все процессы, происходящие в семейной системе, одновременно и причина, и следствие друг друга.
Семейная система – это открытая система, которая находится в по- стоянном взаимообмене с окружающей средой. В этом случае она имеет ряд следующих признаков: 1) система как целое больше, чем сумма ее частей (принцип эмерджентности); 2) нечто, затрагивающее систему в целом, влияет на каждый отдельный элемент внутри нее; 3) расстрой- ство или изменение в одной ее части ведет к изменению других частей и системы в целом. По этой причине при рассмотрении любого конкрет-
76
ного вопроса, касающегося семьи, всегда необходимо в полной мере учитывать, как он связан со всеми остальными сторонами ее жизни.
В качестве метафоры, определяющей сущность семьи как системы, используется термин «живой организм», либо семья сравнивается с пла- менем в противопоставлении образу кристалла. С точки зрения А. Варги, семья представляет собой самореализующуюся систему. Это означает, что поведение системы целесообразно, а источник преобразования се- мьи находится внутри нее самой. Однако события, которые происходят в семье, часто не зависят от желания ее членов, так как жизнь в семье определяется и регулируется правилами и законами функционирова- ния семейной системы. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Ясно, что объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек – ее элемент. Рассмотрим общие принципы функционирования семейных систем.
Законы функционирования семейных систем
Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: закону го- меостаза и закону развития.
Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, стабильности. Нарушение этого статуса всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то что события могут быть и радостными, и долгожданными, например рождение ребенка, распад мучительного брака и т. п. Закон постоянства обладает огром- ной силой. Благодаря стремлению не допустить ухода повзрослевшего ребенка из семьи и тем самым сохранить семейную структуру родители способны терпеть любое психопатологическое поведение подростка к полному изумлению окружающих.
Одновременно действует
закон развития: всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл. Было замечено, что семья в своем развитии проживает определенные стадии, связанные с неко- торыми неизбежными объективными обстоятельствами. Одно из них – физическое время. Возраст членов семьи постоянно меняется и обяза- тельно трансформирует семейную ситуацию. Как было показано Э. Эрик- соном, каждому возрастному периоду в жизни человека соответствуют определенные психологические потребности, которые он стремится реализовать. Вместе с возрастом преобразовываются запросы к жизни вообще и к близким людям в частности. Это определяет стиль общения и, соответственно, непосредственно семью. Рождение ребенка, смерть старого человека – все это существенно меняет структуру семьи и каче- ство взаимодействия ее членов друг с другом. Семья также проживает разные этапы жизненного цикла, на каждом из которых нужно решать определенные задачи.
77
Схема анализа семьи как системы. А. Я. Варга предлагает анали- зировать семью, используя шесть параметров, раскрывающих ее содер- жание как системы:
• стереотипы взаимодействия;
• семейные правила;
• семейные мифы;
• границы;
• стабилизаторы;
• семейные истории.
Стереотипы взаимодействия. Под этим понятием подразумеваются часто повторяющиеся сообщения (или послания) одного члена семьи всей семье и способы взаимодействия друг с другом. Сообщением может являться любое событие внутри семейного пространства, как-то: хлопанье дверью, прикосновение, плач, приступ мигрени и т. п. Все члены семьи точно расшифровывают полученные послания (например, громкое хло- панье дверью старшей дочерью перед уходом на дискотеку демонстри- рует родителям ее намерение вступить с ними в традиционный спор по поводу времени возвращения, а громыхание кастрюлями женой на кухне считывается мужем как наличие у нее чувства раздражения по поводу поездки к его родителям и т. п.). Выделяются и патогенные стерео типы поведения. К ним относится, например, выделенный Г. Бейтсономфе- номен двойной связи, или двойной ловушки.
Семейные правила. Речь идет о гласных и негласных нормах, регу- лирующих поведение членов семьи как малой группы. Правила могут быть культурно заданными, соответствующими общепринятым в дан- ной культуре нормам (например, запрещающими сексуальные отноше- ния супругов в присутствии детей) и существующими лишь в конкрет- ной семье.
Правила могут регулировать практически все сферы жизнедеятель- ности семьи (распределение функций, способы времяпрепровождения, приоритеты в распределении бюджета, частота общения с родственни- ками и т. д.). В каждой семье существуют запреты на проявление опреде- ленных эмоций (агрессия, страх, зависть), за нарушение которых члены семьи подвергаются санкциям. При этом степень тяжести и вид таких санкций со стороны семьи по отношению к нарушителю в разных семьях отличаются друг от друга, например лишение эмоциональной близости, высмеивание, изоляция, передача ответственности.
Нарушение функционирования семьи задается жесткостью и ригид- ностью правил. В семьях, где возможны изменения правил (например, при взрослении детей), эмоциональные срывы и конфликты случаются реже. Семейные правила рассматриваются в качестве внешней основы семейных мифов.
78
Семейные мифы. Мифология семьи характеризует довольно глубо- кие пласты семейных систем. Миф определяется как сложное семейное знание о себе и актуализируется в кризисные моменты (социальные перемены, приход нового человека в семью и т. п.). Формируется миф в течение 3–4 поколений. Варианты мифов: «Мы – семья героев», «Мы – дружная семья», «Мы – семья спасателей».
Члены семьи видят и интерпретируют реальность в категориях мифа.
Содержание семейного мифа определяет логику поступков. Например, люди, живущие по правилам мифа «Мы – семья спасателей», могут выби- рать себе в партнеры тех, кто демонстрирует специальное «инвалидное» поведение. Люди, существующие в логике мифа «Мы – герои», не могут жить без преодоления преград, барьеров.
Границы. Предполагается, что семья, как любая система, имеет свои определяющие ее структуру границы – невидимые линии внутри семьи, которые формируют субсистемы. Они могут быть ясными, ригидными и диффузными. Ясные границы существуют в здоровой, функциональ- ной семье. При ригидных границах информация между субсистемами проходит с трудом. Наличие таких границ характеризует разделенную семью, члены которой эмоционально отделены друг от друга. Диффузные границы допускают легкое проникновение информации между субсисте- мами, что ведет к спутанности во взаимоотношениях (например, мать обсуждает с дочерью подробности своей сексуальной жизни).
Границы могут быть внешними, очерчивающими контур семейного взаимодействия с внешним мифом. По степени проницаемости (легко- сти вхождения в семью посторонних людей) они могут быть открытыми и закрытыми. Внутренние границы характеризуют наличие подсистем
(коалиций) в семье. Коалиции называются вертикальными, если вклю- чают в себя одного из взрослых и ребенка (например, мама образует ко- алицию с сыном против папы), и горизонтальными, если в них включены члены семьи одного уровня, одного поколения. Вертикальные коалиции дисфункциональны. Наличие в семье такого рода коалиций нарушает функционирование семейной системы. При исследовании семьи должно описываться следующее: где и какие границы проходят, на какие под- системы подразделяется семейная система. Особое внимание следует обращать на наличие коалиций и характеристику границ.
Стабилизаторы. Стабилизатором называется такой элемент семей- ной системы, функция которого состоит в том, чтобы поддерживать ее постоянство и удерживать от распада. В качестве стабилизатора могут выступать любые элементы и феномены жизни. К функциональным стабилизаторамотносят следующие: общее дело, место проживания, общие дети. Дисфункциональные стабилизаторы– это измены, алкого- лизм, болезнь и т. п. Болезнь довольно часто может выступать в качестве
79
стабилизатора, так как больного человека нельзя оставлять одного на- долго. Некоторые семьи имеют такую структуру стабилизаторов, которая, с точки зрения стороннего наблюдателя, может восприниматься как структура, неизбежно разрушающая семью. Так, например, пьянство мужа позволяет жене управлять им, актуализируя при необходимости его чувство вины. Такого рода семья может существовать достаточно долго, так как супруги позволяют друг другу переживать и испытывать излюбленные (но социально не одобряемые) чувства.
Семейная история. Речь идет о стереотипах поведения и взаимо- действия, которые воспроизводятся в нескольких поколениях. Метод исследования и описания семейной истории – генограмма, предложенная
М. Боуэном в 1978 г. Цель генограммы – показать, как образцы поведения внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поко- ление и как события, подобные смертям, болезням, профессиональным успехам, переездам на новое место жительства, влияют на современные поведенческие образцы, а также внутрисемейные отношения.
Принципы системного подхода
А. Я. Варга выделяет три методологических принципа системного подхода:
1) циркулярность. Все происходящие в семье события подчиняются круговой причинности, а не линейной. Поведение членов семьи взаи- мосвязано – невозможно понять проблему одного человека без анализа того, какое значение она имеет для остальных членов семьи;
2) гипотетичность. Работая с семьей, системный консультант про- веряет свою первичную гипотезу относительно смысла и цели возник- новения семейной дисфункции. Для того чтобы еще до начала работы сформулировать системную гипотезу, А. Я. Варга предлагает задать че- ловеку, обратившемуся за консультацией, следующие вопросы: на что жалуетесь? это супружеская или детско-родительская проблема? кто яв- ляется инициатором обращения? каков состав семьи? сколько лет детям и другим членам семьи?
3) нейтральность. Это характеристика внутренней позиции кон- сультанта. Ему необходимо уметь внимательно и участливо слушать всех членов семьи, понимать переживание каждого и при этом никого не осуждать и не становиться на чью-либо сторону.
Цель, задачи и стратегия консультирования семьи
в системном подходе
Цель консультирования семьи в системном подходе – улучшение межличностной коммуникации как внутри одной субсистемы, так и меж- ду субсистемами семьи.
80
Задачи консультирования семьи:
• выявление цели и смысла семейной дисфункции;
• определение патогенных стереотипов взаимодействия членов семьи;
• формирование коммуникации, основанной на принципах взаимо- уважения, взаимопонимания, взаимопринятия, заботы, сотрудничества;
• формирование четких границ между семейными субсистемами;
• установление четких, гибких и последовательных правил функцио- нирования семьи;
• установление демократического типа распределения власти и от- ветственности между членами семьи;
• формирование ролевой структуры семьи, основанной на принципе комплементарности ролей;
• повышение устойчивости семьи за счет использования конструк- тивных установок, ценностей, паттернов поведения, передающихся из поколения в поколение.
Стратегия консультирования семьи – оптимизация взаимоотноше- ний в семье за счет использования ресурсов семейной системы.
Для семейного консультанта представляет интерес предложенная
А. В. Черниковым «Карта структурирования информации о семейной системе, выдвижения гипотез и планирования терапии», которая вклю- чает в себя следующие ключевые моменты работы с семьей:
1) повод обращения;
2) описание проблемы и желаемых изменений;
3) генограмма семейной системы;
4) данные из истории семьи:
а) значимые события, модели функционирования и взаимоотноше- ний в семьях прародителей идентифицированного пациента;
б) важнейшие события ядерной семьи идентифицированного па- циента; структурирование ключевых событий вдоль временной оси;
5) текущая стадия жизненного цикла семьи; ведущие задачи и про- блемы, стоящие перед ней; гипотеза о том, почему семья пришла на прием именно сейчас;
6) структура семьи в настоящее время (сплоченность, иерархия, границы):
а) порядок рассаживания членов семьи на приеме;
б) их распределение по комнатам в квартире;
в) важная информация о семейной структуре из интервью и наблю- дений за семьей, данные тестов;
г) психотерапевтическая гипотеза о структуре семьи, включая воз- можное маневрирование семейной системы при переходе из одного состояния в другое;
7) взаимодействие членов семьи:
а) индивидуальные поведенческие паттерны и модели функциони- рования, способы влияния членов семьи друг на друга;
81
б) взаимодействие на приеме;
в) семейные правила, регулирующие коммуникацию;
г) испробованные средства в решении проблемы;
д) найденные ранее решения проблемы, исключения из проблемной ситуации;
е) составление поведенческих последовательностей; «порочный круг», включающий симптоматическое поведение членов семьи;
ж) циркулярные гипотезы;
8) функции симптоматического поведения в семейной системе; опас- ности изменений для членов семьи;
9) дополнительные гипотезы;
10) планирование терапии;
11) цели терапии;
12) возможные этапы терапии и промежуточные цели;
13) возможные терапевтические процедуры, задания и упражнения.
Организация работы семейного психотерапевта
Системная семейная психотерапия проводится сразу со всей семьей.
На прием приглашаются все ее члены, проживающие вместе, независимо от возраста: и старики, и грудные дети. Это особенно важно в начале работы, так как дает возможность непосредственно увидеть невербаль- ные аспекты взаимоотношений людей, семейные коалиции, стереотипы общения, семейные правила.
Очень важно дать семье возможность выбрать расположение в про- странстве. Именно поэтому в кабинете семейного психотерапевта всегда должно быть больше стульев и кресел, чем членов семьи. Взаимное расположение – быстрый и надежный способ диагностики семейной структуры.
Предварительная договоренность о приходе семьи должна произво- диться психотерапевтом или членом его команды. Содержание предва- рительной беседы позволяет сформулировать системную гипотезу еще до начала непосредственной работы с семьей.
Вопросы, которые необходимо задать во время телефонного раз- говора:
• Кто является инициатором обращения?
• На что жалуется звонящий (коротко, только основное: супружеская или детско-родительская проблема)?
• Каков состав семьи?
• Сколько лет детям и другим членам семьи?
• Почему семья была направлена к психотерапевту и почему именно сейчас?
• Был ли у семьи положительный опыт работы с психологом, или ей пришлось пережить чувства разочарования, гнева и недоверия?
82
• Если инициатором направления явился друг, родственник или непрофессионал, знакомый с семьей, то что положительного он сказал в адрес консультанта?
• Насколько заметно сопротивление во время первого контакта: трудно договориться о времени встречи, привести других членов семьи и т. д.?
После предварительной беседы по телефону консультанту также необходимо ответить на следующие вопросы:
• Какие вы предвидите проблемы в работе с данной семьей?
• Имеете ли вы необходимую подготовку и опыт работы с этими проблемами?
• Представляется ли данный случай посильным для вас?
• Готовы ли вы начать работу или направите семью к другому специ- алисту?
Анализ ответов на данные вопросы позволяет составить предвари- тельную системную гипотезу. При очной встрече с семьей психотерапевт проверяет правильность этой предварительной гипотезы. Она должна быть системной, циркулярной и парадоксальной.
На каждом этапе работы с семьей и на каждом приеме консультант проверяет свою гипотезу. После приема он должен ответить себе на вопрос: можно ли использовать старую гипотезу в следующий раз или нужно думать о новой? Если она объясняет поведение всех членов семьи и содержит парадокс, то на ее основе можно планировать программу психологического воздействия на семейную систему.
Процесс формирования системной гипотезы описан одним из клас- сиков современной семейной терапии П. Пэпп. Чтобы сформулировать приемлемую гипотезу, необходимо собрать нужную информацию о се- мье и ее проблеме. «При сборе информации весьма полезно удерживать в памяти следующие вопросы:
• Какую функцию при стабилизации семьи выполняет симптом?
• Каким образом функционирует семья при стабилизации симптома?
• Что является центральной темой, вокруг которой организуется проблема?
• Каковы будут последствия изменения?
• Что является терапевтической дилеммой?»
1
При формулировании гипотезы консультант исходит из некоторых априорных предположений, объясняющих взаимоотношения между симптомом и семейной системой. П. Пэпп описывает следующие апри- орные предложения:
1) проявление симптома часто совпадает с определенным или заранее предвиденным изменением в семье, угрожающим нарушить равновесие
1
Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. М. : Класс, 1998. С. 29.
83
(уход из семьи одного из ее членов, вступление в брак, переход на другую работу, поступление в школу, развод, достижение переходного возраста, достижение средних лет, болезнь или смерть);
2) обеспокоенность, вызванная данным изменением, активизирует дремавшие до этого конфликты, которые, вместо того чтобы разрешиться, находят свое выражение через симптом;
3) симптом либо является средством предотвращения данного угро- жающего изменения, либо содействует его осуществлению.
При разработке гипотезы информация накапливается и интегри- руется на трех различных уровнях: поведенческом, эмоциональном и уровне формирования идей.
Исследуя проблему на поведенческом уровне, консультант должен за- даться вопросом: какие специфические действия идут вслед за другими действиями и какова специфическая реакция на это у других людей? Та- ким образом психолог получает картину событий, приводящих к возник- новению проблемы, сопутствующих ей и происходящих впоследствии.
Подробная информация о поведении является ключом к пониманию семейной проблемы.
При формировании гипотезы консультанту важно обратить свое вни- мание на эмоциональный уровень семьи, т. е. определить функции чувств и формы их проявления. При этом следует иметь в виду, что проявление чувств – это мощное орудие воздействия на остальных членов семьи.
Например, назначение злости матери – подчинить себе ребенка. В ходе консультирования необходимо выяснить, при каких обстоятельствах возникают и выражаются чувства; какие ответные чувства и реакции возбуждают в других людях такие проявления эмоций.
Анализируя проблемы на уровне формирования идей, необходимо определить, как каждый член семьи воспринимает данную проблему, ее причину и способы разрешения и как реагирует на восприятие остальных. Уровень восприятия и формирования идей наиболее слож- ный для понимания, поскольку он часто выходит за пределы осведом- ленности и имеет отношение к системам убеждения.
Таким образом, чтобы сформулировать системную гипотезу, необхо- димо знать, что делает, чувствует и думает в отношении данной пробле- мы каждый член семьи. Важно, чтобы получаемая от семьи информация была взаимосвязана, и только в этом случае на ее основе возможно сформировать системную, круговую и парадоксальную гипотезы.
С семьей может работать как один психотерапевт, так и психотера- певтическая команда, т. е. человек, который непосредственно беседует с семьей, и два или три супервизора, наблюдающих за процессом, на- ходясь за зеркалом Гезелла. В классической миланской модели с семьей работает команда, супервизоры могут в любой момент вмешаться в бесе-
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
7. СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Концептуальную основу системной семейной психотерапии соста- вила кибернетика, точнее, общая теория систем. Один из ее основопо- ложников Карл Людвиг фон Берталанфи показал, что понятие системы вытекает из так называемого организмического взгляда на мир, для которого характерны два положения: 1) целое больше, чем сумма его частей; 2) все части и процессы целого влияют друг на друга и друг друга обусловливают. Таким образом, базовая идея системной семейной пси- хотерапии заключается в том, что семья – это социальная система, т. е. комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Образно выражаясь, семья – это живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл.
В рамках системного подхода можно выделить самостоятельные модели семейной психотерапии:
• классическая системная семейная психотерапия (ССП), включаю- щая трансгенерационный подход Мюррея Боуэна; стратегическая ССП
(Джей Хейли, Клу Маданес); структурная ССП (Сальвадор Минухин); миланский подход (Сельвини Палаццоли);
• постклассическая системная семейная психотерапия: нарративная; краткосрочная, ориентированная на решение; эмоционально-фокуси- рованная.
При системном подходе клиентом становится не один человек и не пара, а вся семья в целом. Любая проблема рассматривается не как особенность поведения или ощущения кого-то из членов семьи (вклю- чая детей), а как результат ее функционирования в целом как системы, которая постоянно развивается.
Все процессы, происходящие в семейной системе, одновременно и причина, и следствие друг друга.
Семейная система – это открытая система, которая находится в по- стоянном взаимообмене с окружающей средой. В этом случае она имеет ряд следующих признаков: 1) система как целое больше, чем сумма ее частей (принцип эмерджентности); 2) нечто, затрагивающее систему в целом, влияет на каждый отдельный элемент внутри нее; 3) расстрой- ство или изменение в одной ее части ведет к изменению других частей и системы в целом. По этой причине при рассмотрении любого конкрет-
76
ного вопроса, касающегося семьи, всегда необходимо в полной мере учитывать, как он связан со всеми остальными сторонами ее жизни.
В качестве метафоры, определяющей сущность семьи как системы, используется термин «живой организм», либо семья сравнивается с пла- менем в противопоставлении образу кристалла. С точки зрения А. Варги, семья представляет собой самореализующуюся систему. Это означает, что поведение системы целесообразно, а источник преобразования се- мьи находится внутри нее самой. Однако события, которые происходят в семье, часто не зависят от желания ее членов, так как жизнь в семье определяется и регулируется правилами и законами функционирова- ния семейной системы. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Ясно, что объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек – ее элемент. Рассмотрим общие принципы функционирования семейных систем.
Законы функционирования семейных систем
Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: закону го- меостаза и закону развития.
Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, стабильности. Нарушение этого статуса всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то что события могут быть и радостными, и долгожданными, например рождение ребенка, распад мучительного брака и т. п. Закон постоянства обладает огром- ной силой. Благодаря стремлению не допустить ухода повзрослевшего ребенка из семьи и тем самым сохранить семейную структуру родители способны терпеть любое психопатологическое поведение подростка к полному изумлению окружающих.
Одновременно действует
закон развития: всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл. Было замечено, что семья в своем развитии проживает определенные стадии, связанные с неко- торыми неизбежными объективными обстоятельствами. Одно из них – физическое время. Возраст членов семьи постоянно меняется и обяза- тельно трансформирует семейную ситуацию. Как было показано Э. Эрик- соном, каждому возрастному периоду в жизни человека соответствуют определенные психологические потребности, которые он стремится реализовать. Вместе с возрастом преобразовываются запросы к жизни вообще и к близким людям в частности. Это определяет стиль общения и, соответственно, непосредственно семью. Рождение ребенка, смерть старого человека – все это существенно меняет структуру семьи и каче- ство взаимодействия ее членов друг с другом. Семья также проживает разные этапы жизненного цикла, на каждом из которых нужно решать определенные задачи.
77
Схема анализа семьи как системы. А. Я. Варга предлагает анали- зировать семью, используя шесть параметров, раскрывающих ее содер- жание как системы:
• стереотипы взаимодействия;
• семейные правила;
• семейные мифы;
• границы;
• стабилизаторы;
• семейные истории.
Стереотипы взаимодействия. Под этим понятием подразумеваются часто повторяющиеся сообщения (или послания) одного члена семьи всей семье и способы взаимодействия друг с другом. Сообщением может являться любое событие внутри семейного пространства, как-то: хлопанье дверью, прикосновение, плач, приступ мигрени и т. п. Все члены семьи точно расшифровывают полученные послания (например, громкое хло- панье дверью старшей дочерью перед уходом на дискотеку демонстри- рует родителям ее намерение вступить с ними в традиционный спор по поводу времени возвращения, а громыхание кастрюлями женой на кухне считывается мужем как наличие у нее чувства раздражения по поводу поездки к его родителям и т. п.). Выделяются и патогенные стерео типы поведения. К ним относится, например, выделенный Г. Бейтсономфе- номен двойной связи, или двойной ловушки.
Семейные правила. Речь идет о гласных и негласных нормах, регу- лирующих поведение членов семьи как малой группы. Правила могут быть культурно заданными, соответствующими общепринятым в дан- ной культуре нормам (например, запрещающими сексуальные отноше- ния супругов в присутствии детей) и существующими лишь в конкрет- ной семье.
Правила могут регулировать практически все сферы жизнедеятель- ности семьи (распределение функций, способы времяпрепровождения, приоритеты в распределении бюджета, частота общения с родственни- ками и т. д.). В каждой семье существуют запреты на проявление опреде- ленных эмоций (агрессия, страх, зависть), за нарушение которых члены семьи подвергаются санкциям. При этом степень тяжести и вид таких санкций со стороны семьи по отношению к нарушителю в разных семьях отличаются друг от друга, например лишение эмоциональной близости, высмеивание, изоляция, передача ответственности.
Нарушение функционирования семьи задается жесткостью и ригид- ностью правил. В семьях, где возможны изменения правил (например, при взрослении детей), эмоциональные срывы и конфликты случаются реже. Семейные правила рассматриваются в качестве внешней основы семейных мифов.
78
Семейные мифы. Мифология семьи характеризует довольно глубо- кие пласты семейных систем. Миф определяется как сложное семейное знание о себе и актуализируется в кризисные моменты (социальные перемены, приход нового человека в семью и т. п.). Формируется миф в течение 3–4 поколений. Варианты мифов: «Мы – семья героев», «Мы – дружная семья», «Мы – семья спасателей».
Члены семьи видят и интерпретируют реальность в категориях мифа.
Содержание семейного мифа определяет логику поступков. Например, люди, живущие по правилам мифа «Мы – семья спасателей», могут выби- рать себе в партнеры тех, кто демонстрирует специальное «инвалидное» поведение. Люди, существующие в логике мифа «Мы – герои», не могут жить без преодоления преград, барьеров.
Границы. Предполагается, что семья, как любая система, имеет свои определяющие ее структуру границы – невидимые линии внутри семьи, которые формируют субсистемы. Они могут быть ясными, ригидными и диффузными. Ясные границы существуют в здоровой, функциональ- ной семье. При ригидных границах информация между субсистемами проходит с трудом. Наличие таких границ характеризует разделенную семью, члены которой эмоционально отделены друг от друга. Диффузные границы допускают легкое проникновение информации между субсисте- мами, что ведет к спутанности во взаимоотношениях (например, мать обсуждает с дочерью подробности своей сексуальной жизни).
Границы могут быть внешними, очерчивающими контур семейного взаимодействия с внешним мифом. По степени проницаемости (легко- сти вхождения в семью посторонних людей) они могут быть открытыми и закрытыми. Внутренние границы характеризуют наличие подсистем
(коалиций) в семье. Коалиции называются вертикальными, если вклю- чают в себя одного из взрослых и ребенка (например, мама образует ко- алицию с сыном против папы), и горизонтальными, если в них включены члены семьи одного уровня, одного поколения. Вертикальные коалиции дисфункциональны. Наличие в семье такого рода коалиций нарушает функционирование семейной системы. При исследовании семьи должно описываться следующее: где и какие границы проходят, на какие под- системы подразделяется семейная система. Особое внимание следует обращать на наличие коалиций и характеристику границ.
Стабилизаторы. Стабилизатором называется такой элемент семей- ной системы, функция которого состоит в том, чтобы поддерживать ее постоянство и удерживать от распада. В качестве стабилизатора могут выступать любые элементы и феномены жизни. К функциональным стабилизаторамотносят следующие: общее дело, место проживания, общие дети. Дисфункциональные стабилизаторы– это измены, алкого- лизм, болезнь и т. п. Болезнь довольно часто может выступать в качестве
79
стабилизатора, так как больного человека нельзя оставлять одного на- долго. Некоторые семьи имеют такую структуру стабилизаторов, которая, с точки зрения стороннего наблюдателя, может восприниматься как структура, неизбежно разрушающая семью. Так, например, пьянство мужа позволяет жене управлять им, актуализируя при необходимости его чувство вины. Такого рода семья может существовать достаточно долго, так как супруги позволяют друг другу переживать и испытывать излюбленные (но социально не одобряемые) чувства.
Семейная история. Речь идет о стереотипах поведения и взаимо- действия, которые воспроизводятся в нескольких поколениях. Метод исследования и описания семейной истории – генограмма, предложенная
М. Боуэном в 1978 г. Цель генограммы – показать, как образцы поведения внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поко- ление и как события, подобные смертям, болезням, профессиональным успехам, переездам на новое место жительства, влияют на современные поведенческие образцы, а также внутрисемейные отношения.
Принципы системного подхода
А. Я. Варга выделяет три методологических принципа системного подхода:
1) циркулярность. Все происходящие в семье события подчиняются круговой причинности, а не линейной. Поведение членов семьи взаи- мосвязано – невозможно понять проблему одного человека без анализа того, какое значение она имеет для остальных членов семьи;
2) гипотетичность. Работая с семьей, системный консультант про- веряет свою первичную гипотезу относительно смысла и цели возник- новения семейной дисфункции. Для того чтобы еще до начала работы сформулировать системную гипотезу, А. Я. Варга предлагает задать че- ловеку, обратившемуся за консультацией, следующие вопросы: на что жалуетесь? это супружеская или детско-родительская проблема? кто яв- ляется инициатором обращения? каков состав семьи? сколько лет детям и другим членам семьи?
3) нейтральность. Это характеристика внутренней позиции кон- сультанта. Ему необходимо уметь внимательно и участливо слушать всех членов семьи, понимать переживание каждого и при этом никого не осуждать и не становиться на чью-либо сторону.
Цель, задачи и стратегия консультирования семьи
в системном подходе
Цель консультирования семьи в системном подходе – улучшение межличностной коммуникации как внутри одной субсистемы, так и меж- ду субсистемами семьи.
80
Задачи консультирования семьи:
• выявление цели и смысла семейной дисфункции;
• определение патогенных стереотипов взаимодействия членов семьи;
• формирование коммуникации, основанной на принципах взаимо- уважения, взаимопонимания, взаимопринятия, заботы, сотрудничества;
• формирование четких границ между семейными субсистемами;
• установление четких, гибких и последовательных правил функцио- нирования семьи;
• установление демократического типа распределения власти и от- ветственности между членами семьи;
• формирование ролевой структуры семьи, основанной на принципе комплементарности ролей;
• повышение устойчивости семьи за счет использования конструк- тивных установок, ценностей, паттернов поведения, передающихся из поколения в поколение.
Стратегия консультирования семьи – оптимизация взаимоотноше- ний в семье за счет использования ресурсов семейной системы.
Для семейного консультанта представляет интерес предложенная
А. В. Черниковым «Карта структурирования информации о семейной системе, выдвижения гипотез и планирования терапии», которая вклю- чает в себя следующие ключевые моменты работы с семьей:
1) повод обращения;
2) описание проблемы и желаемых изменений;
3) генограмма семейной системы;
4) данные из истории семьи:
а) значимые события, модели функционирования и взаимоотноше- ний в семьях прародителей идентифицированного пациента;
б) важнейшие события ядерной семьи идентифицированного па- циента; структурирование ключевых событий вдоль временной оси;
5) текущая стадия жизненного цикла семьи; ведущие задачи и про- блемы, стоящие перед ней; гипотеза о том, почему семья пришла на прием именно сейчас;
6) структура семьи в настоящее время (сплоченность, иерархия, границы):
а) порядок рассаживания членов семьи на приеме;
б) их распределение по комнатам в квартире;
в) важная информация о семейной структуре из интервью и наблю- дений за семьей, данные тестов;
г) психотерапевтическая гипотеза о структуре семьи, включая воз- можное маневрирование семейной системы при переходе из одного состояния в другое;
7) взаимодействие членов семьи:
а) индивидуальные поведенческие паттерны и модели функциони- рования, способы влияния членов семьи друг на друга;
81
б) взаимодействие на приеме;
в) семейные правила, регулирующие коммуникацию;
г) испробованные средства в решении проблемы;
д) найденные ранее решения проблемы, исключения из проблемной ситуации;
е) составление поведенческих последовательностей; «порочный круг», включающий симптоматическое поведение членов семьи;
ж) циркулярные гипотезы;
8) функции симптоматического поведения в семейной системе; опас- ности изменений для членов семьи;
9) дополнительные гипотезы;
10) планирование терапии;
11) цели терапии;
12) возможные этапы терапии и промежуточные цели;
13) возможные терапевтические процедуры, задания и упражнения.
Организация работы семейного психотерапевта
Системная семейная психотерапия проводится сразу со всей семьей.
На прием приглашаются все ее члены, проживающие вместе, независимо от возраста: и старики, и грудные дети. Это особенно важно в начале работы, так как дает возможность непосредственно увидеть невербаль- ные аспекты взаимоотношений людей, семейные коалиции, стереотипы общения, семейные правила.
Очень важно дать семье возможность выбрать расположение в про- странстве. Именно поэтому в кабинете семейного психотерапевта всегда должно быть больше стульев и кресел, чем членов семьи. Взаимное расположение – быстрый и надежный способ диагностики семейной структуры.
Предварительная договоренность о приходе семьи должна произво- диться психотерапевтом или членом его команды. Содержание предва- рительной беседы позволяет сформулировать системную гипотезу еще до начала непосредственной работы с семьей.
Вопросы, которые необходимо задать во время телефонного раз- говора:
• Кто является инициатором обращения?
• На что жалуется звонящий (коротко, только основное: супружеская или детско-родительская проблема)?
• Каков состав семьи?
• Сколько лет детям и другим членам семьи?
• Почему семья была направлена к психотерапевту и почему именно сейчас?
• Был ли у семьи положительный опыт работы с психологом, или ей пришлось пережить чувства разочарования, гнева и недоверия?
82
• Если инициатором направления явился друг, родственник или непрофессионал, знакомый с семьей, то что положительного он сказал в адрес консультанта?
• Насколько заметно сопротивление во время первого контакта: трудно договориться о времени встречи, привести других членов семьи и т. д.?
После предварительной беседы по телефону консультанту также необходимо ответить на следующие вопросы:
• Какие вы предвидите проблемы в работе с данной семьей?
• Имеете ли вы необходимую подготовку и опыт работы с этими проблемами?
• Представляется ли данный случай посильным для вас?
• Готовы ли вы начать работу или направите семью к другому специ- алисту?
Анализ ответов на данные вопросы позволяет составить предвари- тельную системную гипотезу. При очной встрече с семьей психотерапевт проверяет правильность этой предварительной гипотезы. Она должна быть системной, циркулярной и парадоксальной.
На каждом этапе работы с семьей и на каждом приеме консультант проверяет свою гипотезу. После приема он должен ответить себе на вопрос: можно ли использовать старую гипотезу в следующий раз или нужно думать о новой? Если она объясняет поведение всех членов семьи и содержит парадокс, то на ее основе можно планировать программу психологического воздействия на семейную систему.
Процесс формирования системной гипотезы описан одним из клас- сиков современной семейной терапии П. Пэпп. Чтобы сформулировать приемлемую гипотезу, необходимо собрать нужную информацию о се- мье и ее проблеме. «При сборе информации весьма полезно удерживать в памяти следующие вопросы:
• Какую функцию при стабилизации семьи выполняет симптом?
• Каким образом функционирует семья при стабилизации симптома?
• Что является центральной темой, вокруг которой организуется проблема?
• Каковы будут последствия изменения?
• Что является терапевтической дилеммой?»
1
При формулировании гипотезы консультант исходит из некоторых априорных предположений, объясняющих взаимоотношения между симптомом и семейной системой. П. Пэпп описывает следующие апри- орные предложения:
1) проявление симптома часто совпадает с определенным или заранее предвиденным изменением в семье, угрожающим нарушить равновесие
1
Пэпп П. Семейная терапия и ее парадоксы. М. : Класс, 1998. С. 29.
83
(уход из семьи одного из ее членов, вступление в брак, переход на другую работу, поступление в школу, развод, достижение переходного возраста, достижение средних лет, болезнь или смерть);
2) обеспокоенность, вызванная данным изменением, активизирует дремавшие до этого конфликты, которые, вместо того чтобы разрешиться, находят свое выражение через симптом;
3) симптом либо является средством предотвращения данного угро- жающего изменения, либо содействует его осуществлению.
При разработке гипотезы информация накапливается и интегри- руется на трех различных уровнях: поведенческом, эмоциональном и уровне формирования идей.
Исследуя проблему на поведенческом уровне, консультант должен за- даться вопросом: какие специфические действия идут вслед за другими действиями и какова специфическая реакция на это у других людей? Та- ким образом психолог получает картину событий, приводящих к возник- новению проблемы, сопутствующих ей и происходящих впоследствии.
Подробная информация о поведении является ключом к пониманию семейной проблемы.
При формировании гипотезы консультанту важно обратить свое вни- мание на эмоциональный уровень семьи, т. е. определить функции чувств и формы их проявления. При этом следует иметь в виду, что проявление чувств – это мощное орудие воздействия на остальных членов семьи.
Например, назначение злости матери – подчинить себе ребенка. В ходе консультирования необходимо выяснить, при каких обстоятельствах возникают и выражаются чувства; какие ответные чувства и реакции возбуждают в других людях такие проявления эмоций.
Анализируя проблемы на уровне формирования идей, необходимо определить, как каждый член семьи воспринимает данную проблему, ее причину и способы разрешения и как реагирует на восприятие остальных. Уровень восприятия и формирования идей наиболее слож- ный для понимания, поскольку он часто выходит за пределы осведом- ленности и имеет отношение к системам убеждения.
Таким образом, чтобы сформулировать системную гипотезу, необхо- димо знать, что делает, чувствует и думает в отношении данной пробле- мы каждый член семьи. Важно, чтобы получаемая от семьи информация была взаимосвязана, и только в этом случае на ее основе возможно сформировать системную, круговую и парадоксальную гипотезы.
С семьей может работать как один психотерапевт, так и психотера- певтическая команда, т. е. человек, который непосредственно беседует с семьей, и два или три супервизора, наблюдающих за процессом, на- ходясь за зеркалом Гезелла. В классической миланской модели с семьей работает команда, супервизоры могут в любой момент вмешаться в бесе-