ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1135
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
84
ду, дать указания интервьюеру: что и у кого ему спросить, как располо- житься в пространстве в зависимости от особенностей складывающегося контакта с разными членами семьи. Проблемы командной работы – наиболее популярная тема последних международных конференций по вопросам семейной психотерапии.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 21
Техники работы с семьей
Циркулярное интервью. Подразумевает непрямые круговые вопросы, задаваемые в определенной последовательности разным членам семьи на определенные темы.
Цель: прослеживание коммуникаций; получе- ние более точной, по сравнению с традиционным опросом, информации об особенностях взаимодействия в семье. Психотерапевт по очереди задает членам семьи вопросы (или один и тот же вопрос), сформулированные осо- бым образом. Для того чтобы эта техника работала не только на терапевта, т. е. была не только диагностическим инструментом, но и инструментом психологического, психотерапевтического воздействия, нужно виртуозно ею владеть. Начинающему системному семейному психотерапевту полез- но будет выучить наизусть список тем, которые необходимо затронуть в беседе с семьей с помощью круговых вопросов (табл. 4).
Таблица 4
Циркулярное интервью
Вопрос
Варианты формулировки
Как данная проблема выглядит в настоящее время?
Какие трудности вы испытываете в настоящее время?
Что вас особенно беспокоит сейчас?
Беспокоят ли вас какие-либо нерешенные вопросы?
Когда и на каком фоне возникла данная про- блема?
Когда возникла данная ситуация?
В какой момент вы почувствовали такие затруднения?
Когда появились нерешенные вопросы?
Как вы раньше справля- лись с такой ситуацией, если она возникает не в первый раз
Как вы выходили из подобной ситуации?
Какие пути решения вы находили?
Как удавалось нормализовать обстановку?
Какова система понима- ния проблемы
Считаете ли вы создавшуюся ситуацию сложной?
Понимаете ли вы, почему это происходит?
Осознаете ли вы причины происходящего?
Что, по вашему мнению, является источником
(причиной, поводом) данных затруднений?
85
Вопрос
Варианты формулировки
Как проблема включена в цикл вашего семейно- го взаимодействия в повседневной жизни?
При каких обстоятельствах чаще всего обостряется обстановка?
В какие моменты вы замечаете трудности в общении?
Что можно сделать, чтобы проблема не усугубилась?
Что можно сделать, чтобы не стало хуже?
Есть ли возможности для того, чтобы сгладить ситуацию?
Каковы положительные стороны данной проблемы?
Можно ли рассматривать возникшую ситуацию как побудительный мотив для позитивного развития?
Какие ресурсы вы использовали для жизни с данным симптомом?
Как вы думаете, что помогает жене выдерживать ваши отлучки?
Что она для этого делает?
Что помогает мужу терпеть ваши скандалы?
Как вы представляете свое будущее?
Если ничего не изменится, что произойдет в вашей семье через два года; пять лет?
Если что-то изменится, как это повлияет на семью?
Существуют разные способы и приемы воздействия на семейную систему. А. Я. Варга выделяет два этапа психокоррекционного воздей- ствия:
• переформулирование проблемы;
• предписания семейной системе.
Техника позитивной коннотации (положительное переформули-
рование). На первом этапе, когда психолог понял проблему, семье дается обратная связь в форме позитивной коннотации – положительного пере- формулирования проблемы. В любой ситуации можно найти позитивный момент и донести его до клиентов. Речь идет о технике подачи обратной связи семье после того, как психотерапевт утвердился в своей круговой гипотезе на текущий момент работы с семейной проблемой.
Психотерапевт (или команда) объясняет семье, как он воспринял и понял содержание семейной дисфункции. Рассказ строится по опре- деленным правилам.
Рекомендуется снять тревогу семьи по поводу происходящего.
Для этого подходит прием нормализации: содержание семейной дис- функции рассматривается в более широких аспектах: социокультурном, возрастном, статистическом. В случае дисфункции, связанной с опреде-
Окончание табл. 4
86
ленной стадией жизненного цикла семьи, полезно сообщить клиентам о закономерности происходящего и повсеместной распространенности.
Это сообщение снимает с членов семьи чувство вины и «прелесть» уни- кальности. Если дисфункция связана с миграциями, полезно сослать- ся на явления культурного шока. Нормализация в системном подхо- де выполняет ту же функцию, что и сообщение диагноза в медицине.
Она дает людям определенность и надежду, связанную с тем, что профес- сионалы уже имели дело с подобными проблемами и знают, как к ним подступиться.
Любая дисфункция в семье имеет положительную сторону, и на ней необходимо сфокусироваться. Семейная дисфункция работает как ста- билизатор. Положительно переформулировать можно не только текущий симптом, но и любые прошедшие события.
Рекомендуется включение в текст обратной связи противоречия, парадокса. Это необходимо для того, чтобы парадокс психотерапевта мог нейтрализовать парадокс реальной семейной ситуации. Любой симптом в семейной системе можно положительно переформулировать, потому что он обеспечивает гомеостаз системы и в этом смысле имеет положительное значение для семьи.
А. Я. Варга приводит пример позитивной коннотации в ситуации измены, которая не привела к разводу: «Несмотря на эти очень трудные обстоятельства, которые случились в вашей жизни, вы своей реакцией на эти обстоятельства показали, что вы тем не менее нужны друг другу.
Может быть, даже сильнее, чем когда вы полагали, что ваша связь стро- ится на любви»
1
Таким образом, можно отметить следующие функции позитивной коннотации:
• психотерапевтическая: позволяет снять у членов семьи остроту переживаний относительно существующей проблемы;
• активизирующая: содействует устранению психологической защи- ты (сопротивления) у членов семьи;
• суггестивная: помогает убедить клиента в возможности благопо- лучного разрешения проблемы.
Предписание определенного поведения членам семьи. Психотерапевт просит членов семьи выполнять задания, в основном это конкретные действия. Предписания могут быть прямыми и парадоксальными.
Парадоксальное предписаниеприводит к результату, противопо- ложному тому, какого, на первый взгляд, предполагалось добиться. Что- бы оно было успешным, семья должна отказаться выполнять указания консультанта или же, выполняя их, довести до абсурда и остановиться.
1
Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Введение в семейную си- стемную психотерапию. Краткий лекционный курс. СПб. : Речь, 2001. С. 65.
87
Нередко парадоксальные предписания практически невозможно вы- полнить. В этих случаях цель предписания – дать возможность семье подумать и обсудить с психотерапевтом на приеме, почему данное пред- писание невыполнимо для этой семьи.
Семье, в которой спутаны семейные роли и нарушены границы под- систем, рекомендуется жить неделю так: никто не имеет своего спаль- ного места; каждый вечер дети ложатся, где хотят, а родители – где найдут себе место. Это предписание доводит до абсурда хаотические, неструктурированные привычки этой семьи и вызывает протест у ее членов. На следующей встрече обсуждаются чувства людей и предлага- ются более конструктивные варианты устройства жизни, распределения ответственности и т. п.
Прямое предписание, как правило, не вызывает протеста и на первый взгляд простое для исполнения. Под прямыми предписаниями П. Пэпп подразумевает советы, объяснения, предложения и задания, предна- значенные для того, чтобы их поняли буквально и следовали им так, как советует психолог. Их цель – произвести изменения правил и ролей в семье. Например, семье, в которой роли и функции не распределены и основная тема – борьба за власть и контроль, эффективно предложить предписание действий по времени: в понедельник, среду и пятницу все решает муж, жена и дети подчиняются; во вторник, четверг и субботу все решает жена; в воскресенье предлагается спорить и ругаться как обыч- но. Опыт применения нового ритуала и его обсуждение обеспечивают терапевтический эффект.
Схема проведения первичного приема
Первичный прием протекает по следующей схеме:
1) проводится беседа по телефону и построение первичной круговой гипотезы;
2) очно проводится циркулярное интервью. Проверяется первичная гипотеза. Если она не подтверждается, выдвигается следующая гипотеза:
а) если с семьей работает терапевтическая команда, с ней обсуж- даются результаты интервью и разрабатываются стратегии и тактики воздействия. Если консультант работает один, то он сразу переходит к следующему этапу. Стратегию и тактику воздействия психотерапевт разрабатывает самостоятельно и сразу;
б) психотерапевт дает семье обратную связь относительно того, как он понял семейную проблему (техника позитивной коннотации);
3) предлагается курс семейной психотерапии. Обсуждается частота и длительность визитов, а также оплата терапии. Фактически это и есть заключение психотерапевтического контракта, в результате которого и клиенты, и психотерапевт (психотерапевтическая команда) имеют
88
ясное представление о цели психотерапии, о том, как распределяется ответственность, каким может быть результат.
4) предписание – это последний этап первичного приема, когда семье предлагается прямое или парадоксальное предписание поведенческого ритуала, который они должны выполнять до следующего психотерапев- тического сеанса. Нередко предписание дается семье в письменном виде для исключения эффекта испорченного телефона;
5) на последующих встречах с помощью вышеописанных техник работы с семьей обсуждаются события, которые произошли между визи- тами, особенности выполнения предписаний, прошлые обстоятельства, детские воспоминания взрослых членов семьи, правила, мифы, семейная история, стереотипы общения и многое другое;
6) окончание работы с семьей.
Один из самых сложных вопросов не только системной семейной психотерапии, но и любого психотерапевтического подхода состоит в том, что семейная система должна стать функциональной. Это означает, что семья становится способной решать жизненные проблемы.
Исчезновение симптома, возникновение внутреннего ощущения удовлетворения, радости жизни не являются необходимыми признаками терапевтического эффекта при данном подходе. Необходимый и доста- точный признак – внешние поведенческие изменения.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение семьи как системы.
2. Какие параметры можно использовать для анализа семейной си- стемы?
3. Назовите основную цель системного семейного консультирования.
4. Какие задачи решает консультант в ходе первичного интервью с семьей?
5. За счет какой информации можно расширить содержание «Кар- та структурирования информации о семейной системе, выдвижения гипотез и планирования терапии», предложенной А. В. Черниковым?
Обоснуйте свой ответ.
6. Каким требованиям должна отвечать системная семейная гипоте- за? Приведите собственные обоснования такого требования к системной гипотезе, как циркулярность.
7. Раскройте сущность и функции позитивной коннотации.
8. С какой целью в семейном консультировании используются па- радоксы?
9. Чем отличаются парадоксальные предписания от прямых?
10. Почему семья обычно противодействует изменениям в семейной системе?
89
Задания
1. Сделайте положительное переформулирование предложенных ситуаций:
• постоянные скандалы в семье;
• неожиданная (случайная) измена;
• ситуация, в которой муж ломает мебель, выбрасывает одежду жены.
2. Постройте генограмму своей семьи в четырех поколениях и про- анализируйте ее по следующим критериям:
• ценности;
• традиции;
• особенности межличностных отношений в ядерной семье, обуслов- ленных влиянием прошлого.
8. СТРУКТУРНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
САЛЬВАДОРА МИНУХИНА
Структурная семейная психотерапия основана С. Минухиным, ко- торый в конце 1960-х гг. вместе с сотрудниками проводил психоте- рапевтические занятия в интернате для мальчиков с делинквентным поведением из неполных семей. С 1965 по 1978 г. С. Минухин возглавлял психолого-педагогическую консультацию в Филадельфии. Его и сегодня называют звездой семейного консультирования. Принято считать, что благодаря его деятельности семейное консультирование (в контексте семейной терапии) признано психологическим сообществом в качестве самостоятельного движения.
В термине «структурная» делается акцент на использовании концеп- ции семейной структуры для оказания консультативного вмешательства.
С точки зрения С. Минухина, структурная модель дает психологу кон- кретную концептуальную карту, позволяющую видеть то, что происходит в семье на самом деле. С. Минухин рассматривал семью не как сумму отдельных личностей или группу индивидов, а как единое целое, орга- низм. В структурной семейной психотерапии пациентом является семья, а проблема или симптом считаются отражением состояния здоровья семейного организма в целом. Несмотря на то что семья может иденти- фицировать одного из своих членов как пациента (идентифицированный пациент), психотерапевт – сторонник структурного подхода – будет считать его всего лишь носителем симптома.
Основные понятия структурной модели семьи, по С. Минухину, пред- ставлены следующим образом:
• структура;
• субсистемы (холоны);
• границы.