Файл: Т. И. Ачи нович. Минск бгу, 2022. 199 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1136

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

90
Структура семьи представляет собой совокупность элементов и вза- имосвязей между ними.
Понятие «структура» в русском языке означает взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение чего-либо. В качестве структурных элементов семьи выделяют супружескую, родительскую, сиблинговую и индивидуальную подсистемы, представляющие собой ло- кальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность
1
. Взаимоотношения между структурными элемента- ми системы определяются совокупностью осознанных и неосознанных правил, формирующих стереотипы взаимодействия в семье, которые выступают в качестве основного параметра структуры семьи. Семейная структура функционирует эффективно, когда правила действуют, а по- ведение предсказуемо.
Многие авторы, говоря о структуре семьи, анализируют семейные роли и семейную иерархию (греч. hieros – священный и arche – власть).
Иерархия характеризует отношения доминирования/подчинения в се- мье. Кроме того, данный термин включает в себя характеристики различ- ных аспектов семейных отношений: авторитетность, доминирование, степень влияния одного члена семьи на других, ответственность и др.
В рамках структурной модели работы с семьей считается, что, во-первых, авторитет родителей должен быть всегда и везде выше авторитета детей; во-вторых, муж в семье должен обладать несколько большей властью и ответственностью, чем жена. Невыполнение этих требований можно рассматривать как нарушения в структуре семьи.
Семейные роли – устойчивые функции семейной системы, закреплен- ные за каждым из ее членов. Ролевая структура семьи предписывает ее членам, что, как, когда и в какой последовательности они должны делать, взаимодействуя друг с другом. Кроме актуального повеления, в понятие
«роль» включаются желания, цели, убеждения, чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются от того или иного члена семьи или приписываются ему.
В функциональных семьях структура семейных ролей целостна, динамична, носит альтернативный характер и отвечает следующим требованиям:
• непротиворечивость ролей, выполняемых как одним человеком, так и семьей в целом;
• удовлетворение потребностей всех членов семьи при соблюдении баланса: индивидуальные потребности – потребности других членов семьи;
• соответствие принятых ролей возможностям личности;
• способность членов семьи гибко функционировать в нескольких ролях.
1
Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М. : Класс, 1998. 304 с.


91
Существуют два основных механизма поддержания структуры семьи:
1) генетическая система – определяет параметры внутрисемейной иерархии, основанной не на насилии, а на идущем из глубины личности признании авторитета другого;
2) система комплементарных (дополняющих друг друга) ролей – без этого отношения легко могут стать конфликтными, совместная деятель- ность не будет эффективной, а совместное пребывание будет вызывать дискомфорт.
Одним из наиболее типичных нарушений структуры семьи является
перевернутая иерархия, когда ребенок приобретает власть бóльшую, чем имеется хотя бы у одного из родителей. В нуклеарных семьях инверсия иерархии часто наблюдается при наличии:
• межпоколенной коалиции (коалиции между ребенком и родителем против другого родителя);
• химической зависимости одного или обоих родителей;
• болезни или потери трудоспособности одного или обоих роди- телей;
• болезни или симптоматического поведения у ребенка, благодаря которым он приобретает чрезмерное влияние в семье и регулирует су- пружеские взаимоотношения
1
Другой показатель нарушения структуры семьи – неадекватная роле-
вая структура, которая проявляется в возникновении патологизирующих ролей. Одним из примеров ролевой дисфункциональности выступает делегирование роли взрослого ребенку, что весьма типично для семей с проблемой алкоголизации. Нередко в этом случае ребенок используется
(триангулируется) матерью для решения супружеских конфликтов.
Итак, семейные правила, составляющие структуру семьи, проявля- ются во внутрисемейной иерархии и ролях. Наиболее типичны такие нарушения структуры семьи, как инверсия иерархии и возникновение патологизируюших ролей.
Субсистемы семьи (холоны) – это некие подгруппы внутри семьи, объединенные вокруг какой-либо внутрисемейной или внесемейной задачи и соответствующей ей деятельности. Структура семьи в своем со- ставе имеет три дифференцированные субсистемы (части): супружеская, родительская и детская. В своих работах С. Минухин использует вместо понятия «субсистема» предложенный им термин «холон», имеющий сходное содержание.
Супружеская субсистема возникает раньше других и определяет особенности функционирования семьи в целом. Она появляется в тот
1
Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология се- мейных кризисов.

92
момент, когда мужчина и женщина объединяются, чтобы создать семью.
Основные функции супружеской подсистемы заключаются в обеспече- нии взаимного удовлетворения потребностей супругов без ущерба для эмоциональной атмосферы, необходимой для роста и развития двух меняющихся индивидов. Это происходит за счет выработки границ, защищающих каждого супруга от вмешательства других членов семьи
(детей, родственников) и оставляющих ему территорию, необходимую для удовлетворения потребностей. Жизнеспособность семьи как структу- ры определяется тем, насколько эти границы адекватны. Основы субси- стемы – стереотипы взаимодействия, паттерны трансакций, связанных с проявлением внимания друг к другу. Некоторые стереотипы взаимо- действия вырабатываются легко (если оба супруга, например, происходят из патриархальных семей), другие представляют собой результат дого- воренности. Любое отклонение, отличающееся от привычного, вызывает ощущение обиды, предательства.
С точки зрения С. Минухина, супружеская подсистема оказывает влияние на развитие ребенка. Именно в такой подсистеме ребенок видит примеры того, как проявлять любовь, выражать привязанность, преодолевать конфликты на основе равноправия. В патогенных ситу- ациях, когда функции супружеской подсистемы нарушаются, ребенок может оказаться вовлеченным в коалицию (союз) с одним из родителей против другого.
Ко второй семейной субсистеме относится родительская субсистема.
Она возникает в связи с рождением ребенка и связана с функциями ухода и воспитания. Состав родительской подсистемы может варьироваться и включать в себя не только отца и мать, но и дядю, тетю, бабушку, де- душку. Из родительской подсистемы может быть исключен один из ро- дителей (например, функции по воспитанию могут быть делегированы бабушке). Благодаря родительской подсистеме (взаимодействуя с ней) ребенок формирует ощущение своей адекватности. Он начинает пони- мать, какие виды его поведения одобряются, поощряются, а какие нега- тивно оцениваются и блокируются. Субсистема родителей изменяется и адаптируется к изменившимся (в связи со взрослением) потребностям ребенка.
Одна из проблем, с которыми сталкивается данная подсистема, – это вопросы управления, так как родители имеют право принимать решения относительно жизнедеятельности семьи в целом.
К третьей семейной субсистеме относитсясубсистема детей (сиблин-
говая). Для ребенка его братья и сестры (сиблинги) образуют особую груп- пу в семье, в которой он существует как равный. Сиблинги вырабатывают собственные стереотипы взаимодействия, которые в дальнейшем будут иметь важное значение, когда дети начнут существовать во внесемейных группах равных (в школе, на работе).


93
Выделение субсистем позволяет четко обозначить структуру семьи.
Отношения между подсистемами регулируются границами.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   21

Границы семьи – правила, которые определяют, кто и каким образом выполняет семейные предписания в определенном аспекте семейной жизни – супружеском, родительском, детской группе и др. Внешние границы способствуют формированию идентичности семьи, внутрен- ние – структурированию ее психологического пространства. Выделяют следующие виды семейных границ: четкие, ригидные и диффузные.
Четкие границынаиболее желательный вариант семейных границ.
Они символизируют равновесие свободы и контроля, помогают членам семьи чувствовать взаимозависимость, но не мешают проявлению их индивидуальностей. Четкие границыпозволяют налаживать эффектив- ную коммуникацию между подсистемами и облегчают процесс приспо- собления и согласования друг с другом, поскольку характер поведения представителя каждой подсистемы при таких границах известен и легко предсказуем.
Ригидные границыграницы, при которых правила семейной жизни чрезмерно изолируют членов семьи друг от друга и от общества. Для се- мьи с ригидными границами характерно следующее: стремление членов семьи к самоизоляции, агрессивность во взаимоотношениях между ними, борьба друг с другом, помощь какому-либо члену семьи лишь в кризисных ситуациях, ориентация на поиск помощи за пределами семьи. Субсистемы функционируют автономно, без взаимодействия друг с другом. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, испытывают за- труднения при необходимости договариваться и согласовывать усилия и ресурсы с другими членами семьи.
Диффузные границы – семейные границы, которые характеризуются нечеткостью и имеют следующие особенности: 1) каждый член семьи постоянно заботится о других ее членах и пытается помогать; 2) воз- никают семейные треугольники. Диффузные границы провоцируют феномен психологического слияния, когда, например, дети принимают чувства родителей за собственные. В такой семье границы супружеской подсистемы растворяются в родительской подсистеме. С точки зрения
С. Минухина, детям из таких семей трудно создать собственную семью, так как они лишаются возможности выстраивать свои границы и теряют возможность экспериментировать с отношениями.
Итак, в теории С. Минухина выделяется два типа нарушения семей- ных границ:
1) спутанность, нечеткость, размытость;
2) излишняя закрытость, приводящая к разобщенности членов семьи.

По С. Минухину, терапевт, работая с границами семьи, может соз- давать подсистемы с различными целями. Например, он может сказать дедушке и бабушке, что, поскольку они обладают большим жизненным

94
опытом, ему было бы интересно выслушать их соображения после того, как они понаблюдают за спором детей и родителей, не вмешиваясь в него.
Терапевт может попросить ребенка, который сидит между отцом и матерью, поменяться местами с кем-то из родителей, чтобы дать им возможность поговорить друг с другом непосредственно как мужу и жене, а не через его голову.
Дисгармоничные (дисфункциональные) семьиригидные семейные системы, которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимо- действия между элементами своих подсистем и другими системами вне зависимости от изменения внешних условий. В результате этого блоки- руются актуальные потребности самого слабого члена семьи (чаще – ре- бенка), и у него возникает какое-либо заболевание (нервно-психическое расстройство).
В дисгармоничных семьях, как правило, отмечаются крайности: из- быточная ригидность или размытость (диффузность) границ семейных подсистем, а также нарушения внешних границ семьи в виде закрыто- сти (девизом таких семей могло бы служить выражение «мой дом – моя крепость») либо, напротив, хаотичности (наподобие «богемных» семей, в которых никто не знает, кто, где и с кем находится).
Для дисгармоничных семей характерны также нарушения процессов общения на вербальном и невербальном уровнях. С. Минухин подчерки- вает, что для получения правильной картины семейных взаимоотноше- ний психотерапевт в своем анализе должен полагаться на невербальную информацию.
Цели и этапы структурной психотерапии
Цель структурной психологической помощи семье, по С. Минухину, – воссоздание семейной структуры и иерархии.
Задачи:
1) создание эффективной иерархической структуры, в которой роди- тели являются авторитетом для детей;
2) образование эффективной родительской коалиции, где родители поддерживают друг друга при предъявлении требований к детям;
3) расширение субсистемы детей в субсистему сверстников;
4) создание условий, отвечающих возрасту детей, для эксперимента с автономией и субсистемами;
5) обособление субсистемы пары от субсистемы родителей;
6) построение коммуникации в соответствии с иерархической струк- турой семьи;
7) поддержание главенствующей роли отца в системе семейных от- ношений;
8) формирование чувств, связанных с заботой друг о друге, в проти- вовес доминирующим аффектам, связанным с борьбой за власть.